9
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
•внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
•положительного отношения к урокам русского языка;
•уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
•интереса к языковой и речевой деятельности;
•представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
•представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
•первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
•принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
•понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
•высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
•проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
•оценивать совместно с учителем или одноклассниками ре зультат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования
следующих познавательных УУД:
•целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
•ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах,
страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
•осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
•понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
•работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
•понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
•преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
•понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
•составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
•анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
•осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
•делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
•подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности
и др.);
•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
•слушать собеседника и понимать речь других;
•оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
•принимать участие в диалоге;
•задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
•принимать участие в работе парами и группами;
•договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
•признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
•оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы:
•представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации;
•представление о значимости языка и речи в жизни людей;
•представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамма-
тики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
•практические умения работать с языковыми единицами;
•представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
•представление о правилах речевого этикета;
•адаптация к языковой и речевой деятельности.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
•пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
•составлять текст из набора предложений;
•выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
•различать устную и письменную речь;
•различать диалогическую речь;
•отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.
Обучающийся получит возможность научиться:
•анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
•определять тему и главную мысль текста;
•соотносить заголовок и содержание текста;
•составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
•составлять текст по его началу и по его концу;
•составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•понимать различие между звуками и буквами;
•устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
•различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
•определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
•различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
•различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
•различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
•различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
•обозначать ударение в слове;
•правильно называть буквы русского алфавита;
•называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;
•определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
•наблюдать над образованием звуков речи;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
•определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;
•обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый;
•располагать заданные слова в алфавитном порядке;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
•находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
•определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
•классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
•определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения).
Обучающийся получит возможность научиться:
•осознавать слово как единство звучания и значения;
•осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря;
•различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);
•на практическом уровне различать слова — названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;
•иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению;
•подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
•соотносить слова — названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
•соотносить слова — названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
•соотносить слова — названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
•различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
•выделять предложения из речи;
•соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
•определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
•соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
•составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
•составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»);
•писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
•определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
•устанавливать связь слов в предложении;
•сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение),
порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
•раздельное написание слов в предложении;
•написание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
•отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, именах собственных;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
•знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
б) безошибочно списывать текст объёмом 20—25 слов с доски и из учебника;
в) писать под диктовку тексты объёмом 15—20 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
•определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
•писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
•писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.);
•применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
•пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
Тематическое планирование
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по русскому языку для начального общего образования и на основе авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. «Русский язык» (Рабочие программы. Предметная линия Р89 учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных. организаций/[В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014.)
На изучение предмета в 1-ом классе отводится 33 недели по 5 часов в неделю, всего 165 часов в год. На обучение письму выделяется 115 часов и на изучение русского языка 50 часов.
№ п/п | Наименование раздела/темы | Кол-во часов | Кол-во контрольных |
«Русский язык. Обучение письму» |
1 | Добукварный период. | 20 ч | |
2 | Букварный период. Обучение письму. | 75 ч | |
3 | Послебукварный период. | 20 ч | |
«Русский язык» |
4 | Наша речь | 2 ч | |
5 | Текст, предложение , диалог | 3 ч | |
6 | Слова, слова, слова… | 4 ч | |
7 | Слово и слог. Ударение | 6 ч | |
8 | Звуки и буквы | 35 ч | 2 + списывание – 1 ИККР - 1 |
| Всего: | 165 ч | 4 |
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект «Школа России»:
Учебник:
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий «Азбука»: учебник. М: Просвещение, 2014
- В.Г.Горецкий, В.П. Канакина «Русский язык», учебник для первого класса. — М.: Просвещение, 2016.
Календарно-тематический план
№ урока | Тема урока | кол-во часов | Дата выполнения |
план | факт |
Добукварный период-15ч. |
1 | Первая учебная тетрадь. Ориентирование на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. | 1 | | |
2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | 1 | | |
3 | Письмо овалов и полуовалов. | 1 | | |
4 | Рисование бордюров. | 1 | | |
5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. | 1 | | |
6 | Письмо наклонной длинной и короткой линии с закруглением внизу (влево и вправо) | 1 | | |
7 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево) и длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | 1 | | |
8 | Письмо коротких и длинных линий, их чередование. | 1 | | |
9 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий вверху влево и закруглением внизу вправо. | 1 | | |
10 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. | 1 | | |
11 | Строчная и заглавная буквы А, а. | 1 | | |
12 | Строчная и заглавная буква О, о. | 1 | | |
13 | Строчная и заглаевая буква и. | 1 | | |
14 | Строчная буква ы. | 1 | | |
15 | Строчная и заглавная буквы У, у. | 1 | | |
Букварный период- 33 ч. |
16 | Строчная и заглавная буквы Н, н. | 1 | | |
17 | Строчная и заглавная буквы С, с. | 1 | | |
18 | Строчная и заглавная буквы К, к. | 1 | | |
19 | Строчная и заглавная буквы Т, т. | 1 | | |
20 | Строчная и заглавная буквы Л, л. Предложения. Письмо предложений. | 1 | 16.10 | |
21 | Строчная и заглавная буквы Р, р. | 1 | | |
22 | Строчная и заглавная буквы В, в. | 1 | | |
23 | Строчная и заглавная буквы Е, е. Соединения с буквами Е, е. Звуко-буквенный анализ | 1 | | |
24 | Строчная и заглавная буквы П, п. Изменение смысла слова посредством замены буквы. | 1 | | |
25 | Строчная и заглавная буквы М, м и Л. | 1 | | |
26 | Строчная и заглавная буквы З, з. Буквы З, з и С, с. Звуко-буквенный анализ. | 1 | | |
27 | Строчная и заглавная буквы Б, б. | 1 | | |
28 | Буквы Б, б и П, п. Звуко-буквенный анализ. | 1 | 12.11 | |
29 | Строчная и заглавная буквы Д,д. | 1 | | |
30 | Буквы Д, д и Т, т. Звуко-буквенный анализ. | 1 | | |
31 | Строчная и заглавная буквы Я, я. Звуко-буквенный анализ. | 1 | 19.11 | |
32 | Строчная и заглавная буквы Г, г. Соединения с буквой. | 1 | 20.11 | |
33 | Строчная и заглавная буквы Г, г и К, к. Звуко-буквенный анализ. | 1 | 21.11 | |
34 | Строчная и заглавная буква ч. Соединения с буквой. | 1 | | |
35 | Буква Ь (мягкий знак). Звуко-буквенный анализ. Соединения букв. | 1 | | |
36 | Строчная и заглавная буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 1 | | |
37 | Строчная и заглавная буквы Ж, ж. Звуко-буквенный анализ. | 1 | | |
38 | Строчная и заглавная буква ё. Звуко-буквенный анализ. | 1 | | |
39 | Строчная и заглавная буквы Й, й. Звуко-буквенный анализ. | 1 | | |
40 | Строчная и заглавная буквы Х, х. Звуко-буквенный анализ. | 1 | | |
41 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. Звуко-буквенный анализ. | 1 | | |
42 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. | 1 | | |
43 | Строчная и заглавная буквы Ц, ц. Буквы Ц, ц и И, и. | 1 | | |
44 | Строчная и заглавная буквы Э, э. Звуко-буквенный анализ. | 1 | | |
45 | Строчная и заглавная буквы Щ, щ. Буквы Щ, щ и Ш, ш. | 1 | | |
46 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф. Буквы Ф, ф. и В, в. Звуко-буквенный анализ. | 1 | | |
47 | Слоги. Перенос слов. Ударение. Повторение пройденного материала. Учебный практикум. | 1 | | |
48 | Строчные буквы Ь и Ъ. Соединения букв. Звуко-буквенный анализ. | 1 | | |
Послебукварный период – 17 ч. |
49 | Оформление предложений в тексте. Вид предложений по цели высказывания. | 1 | | |
50 | Виды предложений по интонации. | 1 | | |
51 | Словосочетания. | 1 | | |
52 | Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?» | 1 | | |
53 | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» | 1 | | |
54 | Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?» | 1 | | |
55 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | | |
56 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | | |
57 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | | |
58 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | | |
59 | Правописание жи-ши | 1 | | |
60 | Правописание ча-ща | 1 | | |
61 | Правописание чу-щу | 1 | | |
62 | Правописание чк-чн, щн | 1 | | |
63 | Правописание гласных после шипящих. | 1 | | |
64 | Заглавная буква в именах собственных. | 1 | | |
65 | Повторение пройденного материала. Учебный практикум. | 1 | | |
Русский язык 50 ч. |
Наша речь 1 ч. |
66 | Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи. Устная и письменная речь. | 1 | | |
Текст, предложение , диалог 3ч. |
67 | Текст (общее представление). Заголовок текста. | 1 | | |
68 | Предложение. Установление связи слов в предложении. | 1 | | |
69 | Диалог. | 1 | | |
Слова, слова, слова… 4ч. |
70 | Роль слов в речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. | 1 | | |
71 | Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов. | 1 | | |
72 | Вежливые слова. Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова. | 1 | | |
73 | Р/р. Составление текста по рисунку и опорным словам. | 1 | | |
Слово и слог. Ударение 4ч. |
74 | Слово и слог. Деление слов на слоги. | 1 | | |
75 | Перенос слов | 1 | | |
76 | Ударные и безударные слоги. | 1 | | |
77 | Р/р. Коллективное составление содержания основной части сказки. | 1 | | |
Звуки и буквы. 35ч. |
78 | Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. | 1 | | |
79 | Слова с непроверяемым написанием. Словарные слова. | 1 | | |
80 | Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Административное контрольное списывание | 1 | | |
81 | Р/р. Наблюдение за изобразительными возможностями языка. | 1 | | |
82 | Буквы, обозначающие гласные звуки. | 1 | | |
83 | Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. | 1 | | |
84 | Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах. | 1 | | |
85 | Слова с буквой Э. | 1 | | |
86 | Р/р. Составление развёрнутого ответа на вопрос. | 1 | | |
87 | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение ударного гласного буквой на письме. | 1 | | |
88 | Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 | | |
89 | Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. | 1 | | |
90 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова) | 1 | | |
91 | Работа с орфографическим словарём. Проверочный диктант. | 1 | | |
92 | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | 1 | | |
93 | Итоговая комплексная контрольная работа. | 1 | | |
94 | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | 1 | | |
95 | Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки. | 1 | | |
96 | Р/р. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. | 1 | | |
97 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | | |
98 | Слова со звуком [й] и буквой «Й» | 1 | | |
99 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 1 | | |
100 | Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. | 1 | | |
101 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я, Ь. | 1 | | |
102 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Словарный диктант | 1 | | |
103 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. | 1 | | |
104 | Итоговая административная контрольная работа | 1 | | |
105 | Согласные звонкие и глухие звуки. | 1 | | |
106 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. | 1 | | |
107 | Р/р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 1 | | |
108 | Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки» | 1 | | |
109 | Буквосочетания чк, чн, чт. Проект «Сказочная страничка». | 1 | | |
110 | Заглавная буква в словах. Итоговый урок. | 1 | | |