Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе примерной образовательной программы «Школа России» и на основе образовательной программы МБОУ «Школа №3». Программа по русскому языку обеспечена УМК для 1-4 классов авторов В.Г. Горецкого, В.П. Канакиной, входящей в УМК «Школа России».
Пояснительная записка
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного курса
Содержание программы представлено тремя содержательными линиями:
основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис).
орфография и пунктуация.
развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Место курса в учебном плане
На изучение русского языка во 2 классе отводится 170 ч (5 ч в неделю, 35 уч/нед).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Планируемые результаты освоения предмета
Данная программа обеспечивает продолжение достижения второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
Способность проверять написанное.
6. Содержание учебного предмета
Наша речь (4 часа)
Язык и речь. Речь - главный способ общения людей.
Текст (5 часов)
Понятие о тексте.
Предложение (12 часов)
Главные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Связь слов в предложении. Словосочетания.
Слова, слова, слова… (22 часа)
Понятие о родственных словах. Однокоренные слова. Окончание и основа. Понятие о корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание парных согласных в корне. Правописание парных согласных в конце слова.
Звуки и буквы (34 часа)
Гласные и согласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоги. Деление слов на слоги и для переноса. Йотированные гласные буквы. Упражнения в написании слов и словосочетаний с буквами е, ё, ю, я. Ударение. Согласные звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные. Парные и непарные согласные. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Влияние гласных букв и, е, ё, ю, я на произношение согласных звуков. Обозначение мягких согласных на письме ь или гласными буквами и, е ,ё, ю ,я. Ударные и безударные гласные в слове. Правописание безударных гласных. Слова с непроверяемыми безударными гласными. Правописание парных и непарных согласных в конце слова.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 часов)
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Развитие речи. Обучающее изложение. Повторение темы «Твердые и мягкие согласные». Контрольный диктант. Работа над ошибками. Наши проекты. Рифма. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверка парных согласных в корне слова. Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных в корне слова. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана. Проверка знаний. Диктант. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Контрольное списывание. Обучающее сочинение «Зимние забавы». Проверка знаний.
Части речи (47 часов)
Общее понятие об имени существительном. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Изменение существительных по числам. Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных, в географических названиях. Особенности написания названий книг, журналов и газет. Общее понятие о глаголе. Неопределённая форма глагола. Изменение глагола по числам, по временам. Общее понятие об имени прилагательном. Связь имени прилагательного с именем существительным. Число имён прилагательных. Прилагательные, близкие и противоположные по значению. Общее понятие о предлоге. Значение предлогов в речи. Союзы и, а, но, да.
Повторение (17 часов)
Повторение по теме «Предложение». Повторение по теме «Слово и его значение». Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Правила правописания». Контрольное списывание.
Тематическое планирование
№ | дата | Тема | Кол – во часов | |
Основные виды учебной деятельности |
план | факт |
1 | | | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 1 | Воспринимать и понимать звучащую речь. |
2 | | | Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 | Воспринимать и понимать звучащую речь. |
3 | | | Как отличить диалог от монолога? | 1 | Различать диалог и монолог; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи |
4 | | | Проверка знаний по теме «Речь». | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
5 | | | Что такое текст? | 1 | Воспринимать и понимать звучащую речь. |
6 | | | Что такое тема и главная мысль текста? | 1 | Определять главную мысль текста, тему; озаглавливать текст; доказывать своё мнение. |
7 | | | Части текста. | 1 | Выделять части в тексте; формулировать учебную проблему совместно с учителем. |
8 | | | Диктант по теме «Текст». | 1 | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
9 | | | Работа над ошибками. | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
10 | | | Что такое предложение? | 1 | Воспринимать и понимать звучащую речь; распознавать разновидность предложения по цели высказывания. Ознакомиться с повествовательными предложениями. Ознакомиться с вопросительными, побудительными предложениями. Упражняться в определении вида предложения. Выявлять связи слов в предложении. |
11 | | | Как из слов составить предложение? | 1 | Составлять предложения из одного или нескольких слов. Распознавать разновидность предложения по цели высказывания. |
12 | | | Контрольное списывание. | 1 | Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. |
13 | | | Что такое главные члены предложения? | 1 | Вычленять предложения из потока речи. Находить главные члены предложения. Выявлять связи слов в предложении. |
14 | | | Что такое второстепенные члены предложения? | 1 | Вычленять предложения из потока речи. Выявлять связи слов в предложении. Находить главные члены. Распространять предложение по вопросам, т.е. дополнять его второстепенными членами. |
15 | | | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 1 | Вычленять предложения из потока речи. Находить главные члены предложения. Выявлять связи слов в предложении. |
16 | | | Что такое распространённые и нераспространённые предложения? | 1 | Вычленять предложения из потока речи. Выявлять связи слов в предложении. Находить главные члены и второстепенные. |
17 | | | Как установить связь слов в предложении? | 1 | Вычленять предложения из потока речи. Находить главные члены предложения. Выявлять связи слов в предложении. |
18 | | | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | 1 | Составить рассказ по иллюстрации. Анализ и запись предложений и текста. |
19 | | | Анализ сочинений. | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
20 | | | Контрольный диктант по теме «Предложение». | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
21 | | | Работа над ошибками. | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
22 23 | | | Что такое лексическое значение слова? | 2 | Определять лексическое значение слов; анализировать, делать выводы, сравнивать. |
24 | | | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 | Различать однозначные и многозначные слова; строить сообщения в устной и письменной форме; делать выводы, анализировать, сравнивать. |
25 | | | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 1 | Различать прямое и переносное значение слов; доказывать своё мнение; задавать вопросы. |
26 | | | Что такое синонимы? | 1 | Различать оттенки значений синонимов; доказывать своё мнение, анализировать, сравнивать, делать выводы. |
27 28 | | | Что такое антонимы? | 2 | Находить в тексте антонимы, употреблять их в речи; анализировать, делать выводы, сравнивать. |
29 | | | Контрольный диктант по теме «Синонимы, антонимы». | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
30 | | | Работа над ошибками. | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
31 32 | | | Что такое родственные слова? | 2 | Знакомиться с признаками родственных слов. Работать над развитием умения сравнивать слова. Находить и выделять значимую часть слова – корень. Познакомиться с термином « родственные слова». |
33 34 | | | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 2 | Находить и выделять значимую часть слова – корень. Формировать навык грамотного написания орфограмм в корне слова. |
35 | | | Какие бывают слоги? | 1 | Делить слова на слоги. Выявлять закономерности. |
36 37 | | | Как определить ударный слог? | 2 | Наблюдать за произношением слов. Работа над звуковым анализом. Находить ударный гласный звук и обозначать его в слове. |
38 39 | | | Как переносить слова с одной строки на другую? | 2 | Делить слова на слоги. Использовать правила переноса. |
40 | | | Обучающее сочинение по серии картинок. | 1 | Составить рассказ по иллюстрации. Анализ и запись предложений и текста. |
41 | | | Проверочная работа по теме «Слова». | 1 | Формировать навык грамотного написания орфограмм в корне слова. |
42 | | | Контрольный диктант по теме «Слова». | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
43 | | | Работа над ошибками. | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
44 | | | Как различить звуки и буквы? | 1 | Уточнить представление о согласных звуках и буквах. Распознавать гласные и согласные звуки и буквы. Давать им характеристику. |
45 46 | | | Как мы используем алфавит? | 2 | Называть буквы; записывать слова в алфавитном порядке; строить сообщения в устной и письменной форме. |
47 | | | Какие слова пишутся с большой буквы? | 1 | Писать имена собственные с большой буквы; анализировать, делать выводы, сравнивать. |
48 | | | Как определить гласные звуки? | 1 | Распознавать гласные звуки и буквы. Давать им характеристику. |
49 | | | Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы». | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
50 | | | Работа над ошибками. | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
51 52 53 54 55 | | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 5 | Воспринимать на слух и правильно обозначать ударение в словах. Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. |
56 57 58 | | | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 3 | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. |
59 | | | Развитие речи. Обучающее сочинение. | 1 | Составить рассказ. Анализ и запись предложений и текста. |
60 | | | Диктант по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
61 | | | Работа над ошибками. | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
62 | | | Как определить согласные звуки? | 1 | Уточнить представление о согласных звуках и буквах. Наблюдение. |
63 64 | | | Согласный звук [й] и буква И краткое. | 2 | Наблюдать и выявлять различие букв и, й и звуков, которые они обозначают. |
65 | | | Слова с удвоенными согласными. | 1 | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Объяснять правила. |
66 | | | Развитие речи. | 1 | Составлять рассказы по картинке. Строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать, сравнивать, делать выводы. |
67 | | | Наши проекты. И в шутку и всерьёз. | 1 | Решать логические задачи по русскому языку; строить сообщения в устной и письменной форме. |
68 69 | | | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 2 | Выявить различие согласных твёрдых и мягких. Звуко – буквенный анализ слов. Списывание предложений. |
70 | | | Как обозначить мягкость согласного звука на письме. | 1 | Определить функцию букв и, е, ё, ю, я. Звуко – буквенный анализ слов. Уточнить представления учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков. |
71 72 | | | Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными. Работа над ошибками. | 2 | Наблюдать за словами с мягким знаком. Классифицировать слова. |
73 | | | Контрольный диктант по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения». | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
74 | | | Проверочная работа по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения». | 1 | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
75 | | | Работа над ошибками. | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
76 | | | Наши проекты. Пишем письмо. | 1 | Письменно излагать свои мысли, писать письма. |
77 | | | Обобщающий урок по разделу «Звуки и буквы». | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
78 | | | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | 1 | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Объяснять правила. |
79 | | | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | Анализ и запись предложений и текста. |
80 | | | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные». | 1 | Наблюдать и выявлять слова с твёрдыми и мягкими согласными звуками. Объяснять причины. |
81 | | | Контрольный диктант за I полугодие. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
82 | | | Закрепление знаний. Работа над ошибками. | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
83 | | | Наши проекты. Рифма. | 1 | Выбирать способы решения, соотносить задания с изученными темами; работать в парах; участвовать в обсуждении; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
84 85 | | | Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ -ЩУ | 2 | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Объяснять правила. |
86 | | | Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ – ЩУ. Проверь себя. | 1 | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Объяснять правила. |
87 | | | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 1 | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. |
88 | | | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 1 | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. |
89 | | | Проверка парных согласных в корне слова. | 1 | Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. |
90 | | | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | 1 | Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. |
91 | | | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста. | 1 | Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. Анализ и запись предложений и текста. |
92 93 94 | | | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 3 | Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. |
95 | | | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана. | 1 | Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. Анализ и запись предложений и текста. |
96 | | | Проверка знаний по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками». | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
97 | | | Диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками». | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
98 | | | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
99 100 101 | | | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 3 | Наблюдать за словами с мягким знаком. Классифицировать слова. Выделять слова с разделительным мягким знаком. Отработать алгоритм правописания слов по теме. |
102 | | | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | 1 | Выделять слова с разделительным мягким знаком. Отработать алгоритм правописания слов по теме. |
103 | | | Контрольное списывание по теме Правописание слов с разделительным мягким знаком». | 1 | Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Формировать навык грамотного написания орфограмм в корне слова. |
104 | | | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 1 | Анализ и запись предложений и текста. |
105 | | | Проверка знаний по разделу «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками». | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
106 | | | Обобщение изученного материала. | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
107 108 | | | Что такое части речи? | 2 | Наблюдать за словами. Различать слова по вопросам. |
109 | | | Что такое имя существительное? | 1 | Наблюдать за словами. Выявлять слова, которые обозначают предметы. Сформулировать правило. Находить имена существительные среди слов по правилу. |
110 | | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | Различать имена существительные по вопросам «кто?», «что?». Познакомиться с терминами «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» |
111 | | | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. | 1 | Познакомиться с терминами «имена собственные» и «имена нарицательные». Упражняться в написании имён собственных. |
112 | | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. | 1 | Упражняться в написании имён собственных. |
113 | | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов, газет. | 1 | Упражняться в написании имён собственных. |
114 | | | Заглавная буква в написании кличек животных. | 1 | Упражняться в написании имён собственных. |
115 | | | Заглавная буква в географических названиях. | 1 | Упражняться в написании имён собственных. |
116 | | | Обучающее изложение. | 1 | Анализ и запись предложений и текста. |
117 | | | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | 1 | Использовать в речи термины «имена собственные» и «имена нарицательные». Упражняться в написании имён собственных. |
118 | | | Диктант по теме «Заглавная буква в словах». | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
119 | | | Работа над ошибками. | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
120 121 122 | | | Единственное и множественное число имён существительных. | 3 | Различать имена существительные в единственном и во множественном числе. Менять число имён существительных. |
123 | | | Обучающее изложение. | 1 | Анализ и запись предложений и текста. |
124 | | | Проверка знаний по теме «Единственное и множественное число имён существительных». | 1 | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
125 | | | Диктант по теме «Единственное и множественное число имён существительных». | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
126 | | | Работа над ошибками. | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
127 128 129 | | | Что такое глагол? | 3 | Наблюдать за словами. Выявлять слова, которые обозначают действие предмета. Ставить вопросы к словам, обозначающим действие. |
130 131 | | | Единственное и множественное число глаголов. | 2 | Наблюдать за изменением глагола по числам. Сформулировать правило. Классифицировать слова, используя правило. |
132 | | | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | Писать частицу НЕ раздельно с глаголами; строить сообщения в устной и письменной форме. |
133 | | | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». | 1 | Давать характеристику глаголам, используя изученные правила. |
134 | | | Что такое текст – повествование? | 1 | Распознавать текст – повествование и выделять его характерные признаки; писать частицу НЕ раздельно с глаголами; строить сообщения в устной и письменной форме. |
135 | | | Проверка знаний по теме «Глагол». | 1 | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
136 | | | Что такое имя прилагательное? | 1 | Наблюдать за словами. Выявлять слова, которые обозначают признак предмета. Сформулировать правило. Классифицировать слова, используя правило. |
137 | | | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | Наблюдать за связью имён прилагательных с именами существительными. |
138 | | | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1 | Знакомство с прилагательными, близкими и противоположными по значению. Упражнение в подборе пар прилагательных. |
139 | | | Единственное и множественное число имён прилагательных. | 1 | Наблюдать за изменением имён прилагательных по числам. |
140 | | | Что такое текст – описание? | 1 | Различать текст - описание и текст – повествование; составлять текст – описание, используя в нём имена прилагательные; применять правила правописания. |
141 | | | Проверка знаний по теме «Прилагательное». | 1 | Характеризовать имя прилагательное. |
142 | | | Общее понятие о предлоге. | 1 | Выяснить роль предлогов в речи. |
143 | | | Раздельное написание предлогов со словами. | 1 | Упражняться в написании предлогов. |
144 | | | Восстановление предложений. | 1 | Умение выделять предложения из сплошного текста; определять вид предложений по цели высказывания; умение восстанавливать деформированный текст. |
145 | | | Проверка знаний по теме «Предлог». | 1 | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
146 | | | Диктант по теме «Предлог». | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
147 | | | Работа над ошибками. | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
148 149 | | | Что такое местоимение? | 2 | Осознавать местоимение как часть речи; употреблять местоимения вместо существительных; применять правила правописания. |
150 | | | Что такое текст – рассуждение? | 1 | Определять вид текста; составлять текст – рассуждение; применять правила правописания. |
151 | | | Проверка знаний по теме «Местоимение». | 1 | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
152 | | | Контрольный диктант по разделу «Части речи». | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
153 | | | Работа над ошибками | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
154 | | | Повторение по теме «Текст». | 1 | Отличать текст от предложения, определять виды текстов; применять правила правописания. |
155 | | | Сочинение по картине. | 1 | Соотносить словесные и зрительные образы; выражать своё отношение к картине; применять правила правописания4 оценивать правильность выполнения действия. |
156 157 | | | Повторение по теме «Предложение». | 2 | Отличать предложение от группы слов; писать большую букву в начале предложения и правильно ставить знаки препинания в конце предложения; находить границы предложения. Различать предложения по интонации и цели высказывания; находить главные члены предложения; составлять предложения из группы слов. |
158 | | | Повторение по теме «Слово и его значение». | 1 | Распознавать однокоренные слова по двум признакам; подбирать антонимы и синонимы; подбирать группы однокоренных слов. |
159 160 | | | Повторение по теме «Части речи». | 2 | Распознавать части речи; характеризовать их; осознавать роль в речи. |
161 | | | Повторение по теме «Звуки и буквы». | 1 | Различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие звуки; выделять одинаковые и разные звуки; проводить фонетический анализ слова. |
162 | | | Повторение по теме «Правила правописания». | 1 | Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; применять правила правописания; подбирать примеры с определённой орфограммой. |
163 | | | Контрольное списывание. | 1 | Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Формировать навык грамотного написания орфограмм в корне слова. |
164 -169 | | | Повторение и закрепление изученного материала. | 6 | Применять правила правописания; подбирать примеры с определённой орфограммой, устанавливать аналогии. |
170 | | | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс. | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Русский язык. 2 класс: Учеб. Для общеобразоват.учреждений. В 2 ч/ В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. М.: Просвещение, 2014 .
Русский язык: Рабочая тетрадь: 2 класс, в 2 ч / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. М.: Просвещение, 2014.
Школа России. Концепция и программы для нач.кл. В 2 частях.- М.: Просвещение, 2012 год 1 часть с. 107 – 125,
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Методическое пособие к комплекту «Русский язык: 2 класс». М.: Просвещение, 2014 год
Тарасова Л.Е. Дидактические карточки-задания по русскому языку для самостоятельных работ: 2 класс- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2011
Тикунова Л.И. Корепанова М.Н. Русский язык. 2 класс Учитесь грамотно писать.: М.: Росткнига, 2012
Русский язык. 2 класс: Тренинговые упражнения (сост. Н.В. Лободина) – Волгоград, Учитель, 2012
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического объединения учителей начальных классов От 2 августа 2016 год №1 Руководитель МО начальных классов Фридман Е.А._____________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Пушкина Е.В.________________ 2 августа 2016 год |
6