СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для 2 класса разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Базисного учебного плана общеобразовательных организации федерального и регионального уровней;
Федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования;
Примерной программы по русскому языку, программы «Русский язык» авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г. и др.
Основной образовательной программы МБОУ СШ № 6;
Учебного плана МБОУ СШ № 6 на 2021-2022уч.год.
Устава МБОУ СШ N6;
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями: система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация; развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 573 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка. Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
целостное, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
эстетические потребности, ценности и чувства;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметныерезультаты
У выпускника будут сформированы:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
использование знаково-символических средств представления информации;
активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
Предметные результаты
У выпускника будут сформированы:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;
формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительныходушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания чк, чн, чт, нч, щни др.;
• перенос слов;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительныегласныео и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на
-мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
VI.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Разделы программы | Количество часов | Контрольные списывания | Развитие речи | Диктанты | Проекты |
1 | Наша речь | 4 ч |
|
|
|
|
2 | Текст | 3ч |
|
| 1 ч |
|
3 | Предложение | 12ч | 1 ч | 1 ч | 1 ч |
|
4 | Слова, слова, слова… | 17ч |
| 1 ч | 2 ч |
|
5 | Звуки и буквы | 29ч |
| 2 ч | 3 ч | 2 ч |
6 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 26 ч | 1 ч |
| 2 ч | 1 ч |
7 | Части речи | 34 ч |
| 1 ч | 4 ч |
|
8 | Повторение | 11 ч | 1 ч | 1 ч | 1 ч |
|
ИТОГО | 136 ч | 3 ч | 6 ч | 14 ч | 3 ч |
VII.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для учащихся:
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» для 2 класса Учебник для 2 класса, в 2-х частях - М.: Просвещение, 2019г.
В. П. Канакина «Русский язык». Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 частях - М.: Просвещение, 2020г.
В.П. Канакина, Г.С. Щёголева «Русский язык». 2 класс. Проверочные работы. - М.: Просвещение, 2020г.
Для учителя:
В. П. Канакина, Г. Н. Манасова«Русский язык». Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2017г.
Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко, Н.Ю. Васильева «Русский язык». Поурочные разработки к УМК «Школа России» - М.: «ВАКО», 2019г.
В. П. Канакина, Г.С.Щёголева «Русский язык». Сборникдиктантов и творческих работ. 1-2кл. - М.: Просвещение, 2014г.
В. П. Канакина, Г.С.Щёголева «Русский язык». Сборник диктантов и творческих работ. 1-4 кл. - М.: Просвещение, 2014г.
В.П.Канакина «Русский язык». 2 класс. Раздаточный материал. 2 класс.- М.: Просвещение, 2016г.
Технические средства обучения
Телевизор
Видеомагнитофон/видеоплейер
СD/DVD-проигрыватели
Принтер лазерный
VIII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа обеспечивает продолжение достижения второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:
формирование основ российской гражданской идентичности, «чувства гордости» за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и, прежде всего, в его словарном составе), и социокультурных изменений окружающею мира;
формирование уважительного отношения к «иному мнению», истории и культуре других народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение осознанныминавыками построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всём его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
овладение базовыми, предметными и межпредметными понятиями,
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием курса «Русский язык».
Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);
умение ориентироваться в целях, задачах, «средствах и условиях общения», выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;
умение находить, сравнивать; классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение (в объёме изученного);
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
способность проверять написанное.
IX. ПАКЕТ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.
Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения второклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен». Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку во втором классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой отметки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание,диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из её целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного материала по каждому из предметов начального цикла на уровне, требуемом программами. Эти нормы позволяют осуществить систематический контроль успешного обучения учащихся, принимать меры к устранению пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся. Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем со второго класса.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Контроль уровня достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идёт формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Объём диктанта:
| 1 – 2 четверть | 3 – 4 четверть |
1-й класс | 15-17 слов | 15-17 слов |
2-й класс | 25-35 слов | 35-52 слова |
3-й класс | 45-53 слова | 53-73 слова |
4-й класс | 58-77 слов | 76-93 слова |
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение отметки
Организация и проведение диктанта
Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8 слов повторяются учителем в процессе записи ещё раз.
После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится 2 - 3 вида грамматического разбора. Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 35-40 минут, в 1-м классе - не более 35 минут.
Отметка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.
Отметка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.
Отметка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Отметка "2" ставится за диктант, в котором более 5 ошибок; работа написана неряшливо.
Отметка "1" ставится, если в работе, более 8 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
При оценивании текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски, с карточки и т.д.), применяются следующие нормы:
Отметки | Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок, при которых выставляются отметки | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
"5" | без ошибок | без ошибок | без ошибок | 1 исправление |
"4" | 1-2 ошибки и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление |
"3" | 3 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление |
"2" | 4 ошибки | 3 ошибки | 3 ошибки | 3 ошибки |
При оценивании выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:
- главными критериями отметки является обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
- умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;
- умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Отметка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил, и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Отметка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 ошибки).
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 4-5 и более ошибок).
В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера –примерно один раз в 10-15 дней.
Объём текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объёма текстов диктантов. В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценивания изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность.
При проверке изложений и сочинений выводится 2 отметки: за содержание и грамотность.
Отметка "5" ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочёты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).
Отметка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передаётся авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
Отметка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Отметка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
Отметка "1" ставится, если в работе совсем не передан авторский текст, 9 и более орфографических ошибок.
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причём эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочётов и ошибок.
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в две недели). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.
Объём словарных диктантов:
2 класс 8 - 10 слов,
3 класс 10 - 12слов,
4 класс 12 -15 слов.
Оценивание словарных диктантов:
Отметка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;
Отметка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;
Отметка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;
Отметка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.
Тест:
Отметка "5" если верно выполнено более 3/4 заданий.
Отметка "4" ставится, если верно выполнено 3/4 заданий.
Отметка "3" ставится, если верно выполнено 1/2 заданий.
Отметка "2" ставится, если верно выполнено менее ½ заданий.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Исправления, которые сделал учащийся, влияют на отметку в таком виде работ, как контрольное списывание. Учитывается только последнее написание. (Даже если правильное написание исправлено на неправильное написание буквы в слове).
Х. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В данную рабочую программу не внесены какие-либо изменения, т.к., учитывая ученический состав классов, программа насыщенная и полностью сбалансированная.
Уровень изучения учебного материала базисный. Логика изложения и содержания рабочей программы полностью соответствует требованиям ФГОС начального образования.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока
| Дата | |||||||||||||
План | факт
| ||||||||||||||||
Раздел 1: Наша речь (4 ч) Планируемые личностные результаты Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,, - уметь организовать место занятий. Познавательные УУД -использовать общие приёмы решения учебно-практических задач. Коммуникативные УУД: -отвечать на вопросы полно и аргументировано, -формулировать вопросы для уточнения информации, выяснения каких-либо дополнительных сведений, -обращаться за помощью к учителю и одноклассникам, к справочной литературе. - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. | |||||||||||||||||
1 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
2 | Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
3 | Диалог и монолог. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
4 | Проверка знаний. | 1 | урок развивающего контроля |
|
| ||||||||||||
Раздел 2: Текст (3 ч) Планируемые личностные результаты: -Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства. -Проявляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, - Нравственно-этическая ориентация: применять навыки конструктивного сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов. -Смыслообразование: осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности РегулятивныеУУД: -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки (самооценки) и учёта допущенных ошибок. Познавательные УДД: -находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание; - сравнивать схемы предложений, соотносить составленную схему предложения и предложение. Коммуникативные УДД: -проявлять активность и тактичность во взаимодействии с партнерами для решения коммуникативных и познавательных задач; -сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. | |||||||||||||||||
5 | Что такое текст? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
6 | Тема и главная мысль текста. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
7 | Части текста. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
Раздел 3: Предложение (12 ч) Планируемые личностные результаты: - Самоопределение: готовность принять образ «хорошего ученика», сохранять внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе. -Нравственно-этическая ориентация: проявлять этические чувства: доброжелательность, симпатию и эмоционально-нравственную отзывчивость. - Самоопределение: готовы принять образ «хорошего ученика»,сохранять внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе. - Смыслообразование: проявлять мотивацию учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя). Регулятивные УДД: -определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные УДД: осуществлять рефлексию способов и условий действий, с опорой на составленный алгоритм, разработанный способ действий. Коммуникативные УДД: -прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников. | |||||||||||||||||
8 | Что такое предложение? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
9 | Как из слов составить предложение? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
10 | Контрольное списывание. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
11 | Что такое главные члены предложения? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
12 | Что такое второстепенные члены предложения? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
13 | Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
14 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
15 | Как установить связь слов в предложении? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
16 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
17 | Анализ сочинений. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
18 | Контрольный диктант. | 1 | урок развивающего контроля |
|
| ||||||||||||
19 | Работа над ошибками. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
Раздел 4: Слова, слова, слова (17 ч) Планируемые личностные результаты: - Проявлять эстетические потребности, ценности и чувства. - Проявлять уважительное отношение к иному мнению. - Проявлять эстетические потребности, ценности и чувства. Регулятивные УДД: -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. -формулировать и удерживать учебную задачу; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные УДД: -ставить и формулировать проблемы, осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. - извлекать необходимую информацию из словарей, передавать информацию устным и письменным способами. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Коммуникативные УДД: -ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество партнерам, -аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. - извлекать необходимую информацию из словарей, передавать информацию устным и письменным способами. | |||||||||||||||||
20 | Что такое лексическое значение слова? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
21 | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
22 | Что такое прямое и переносное значения многозначных слов? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
23 | Что такое синонимы? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
24 | Что такое антонимы? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
25 | Контрольный диктант. | 1 | урок развивающего контроля |
|
| ||||||||||||
26 | Работа над ошибками. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
27 | Что такое родственные слова? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
28 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
29 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
30 | Какие бывают слоги? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
31 | Как определить ударный слог? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
32 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
33 | Обучающее сочинение по серии сюжетных картинок. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
34 | Проверочная работа. | 1 | урок развивающего контроля |
|
| ||||||||||||
35 | Контрольный диктант. | 1 | урок развивающего контроля |
|
| ||||||||||||
36 | Работа над ошибками. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
Раздел 5: Звуки, буквы (29 ч) Планируемые личностные результаты: - Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. -Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. -Проявлять навыки сотрудничества со взрослыми сверстникам в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и видеть выход из спорной ситуациях Регулятивные УДД: - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (определение количества гласных звуков в слове) Познавательные УДД: -классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям; группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв = сравнивать начертания букв русского и английского языка на клавиатуре компьютера, устанавливать сходства = анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков; наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Коммуникативные УДД: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. - высказываться о значимости изучения алфавита. - строить понятные для партнёра высказывания, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | |||||||||||||||||
37 | Как различить звуки и буквы? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
38 | Как мы используем алфавит? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
39 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
40 | Как определить гласные звуки? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
41 | Контрольный диктант. | 1 | урок развивающего контроля |
|
| ||||||||||||
42 | Работа над ошибками. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
43 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
44 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
45 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
46 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
47 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | урок открытия нового знания
|
|
| ||||||||||||
48 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
49 | Развитие речи. Обучающее сочинение. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
50 | Диктант. Проверочная работа. | 1 | урок развивающего контроля |
|
| ||||||||||||
51 | Работа над ошибками. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
52 | Как определить согласные звуки? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
53 | Согласный звук [й'] и буква «и краткое». | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
54 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
55 | Развитие речи. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
56 | Наши проекты. И в шутку и всерьёз. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
57 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
58 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
59 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
60 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова, перед другими согласными. | 1 | урок открытия нового знания
|
|
| ||||||||||||
61 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова, перед другими согласными. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
62 | Контрольный диктант. | 1 | урок развивающего контроля |
|
| ||||||||||||
63 | Работа над ошибками. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
64 | Наши проекты. Пишем письмо. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
65 | Обобщающий урок. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
Раздел 6: Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (26 ч) Планируемые личностные результаты: - Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. -Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. -Проявлять навыки сотрудничества со взрослыми сверстникам в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и видеть выход из спорной ситуациях Регулятивные УДД: - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (определение количества гласных звуков в слове) Познавательные УДД: -классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям; группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв - сравнивать начертания букв русского и английского языка на клавиатуре компьютера, устанавливать сходства - анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков; наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Коммуникативные УДД: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. - высказываться о значимости изучения алфавита. - строить понятные для партнёра высказывания, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | |||||||||||||||||
64 | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
65 | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
66 | Повторение темы « Твердые и мягкие согласные». | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
67 | Контрольный диктант. | 1 | урок развивающего контроля |
|
| ||||||||||||
68 | Закрепление знаний. Работа над ошибками. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
69 | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
70 | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
71 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
72 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
73 | Проверка парных согласных в корне слова. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
74 | Проверка парных согласных в корне слова. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
75 | Проверка парных согласных в корне слова. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
76 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
77 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
78 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста. | 1 |
|
|
| ||||||||||||
79 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста. | 1 |
|
|
| ||||||||||||
82 | Проверка знаний. | 1 | урок развивающего контроля |
|
| ||||||||||||
83 | Диктант. | 1 | урок развивающего контроля |
|
| ||||||||||||
84 | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
85 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. Обобщение изученного материала. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
86 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. Обобщение изученного материала. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
87 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. Обобщение изученного материала. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
88 | Контрольное списывание. | 1 | урок развивающего контроля |
|
| ||||||||||||
89 | Обучающее сочинение « Зимние забавы». | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
90 | Проверка знаний. | 1 | урок развивающего контроля |
|
| ||||||||||||
91 | Обобщение изученного материала. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
Раздел 7: Части речи (34 ч) Планируемые личностные результаты: - Формирование социальной роли ученика. -Формирование положительного отношения к учению - Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Регулятивные УУД: - Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. -Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме - Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении); - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки Коммуникативные УУД: -Потребность в общении с учителем. -Умение слушать и вступать в диалог - Слушать и понимать высказывания собеседников; - Согласованно работать в группе.
| |||||||||||||||||
92 | Что такое части речи? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
93 | Что такое имя существительное? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
94 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
95 | Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных. | 1 | урок открытия нового знания
|
|
| ||||||||||||
96 | Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
97 | Обучающее изложение. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
98 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
99 | Диктант. | 1 | урок развивающего контроля |
|
| ||||||||||||
100 | Работа над ошибками. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
101 | Единственное и множественное число имён существительных. | 1 | урок открытия нового знания
|
|
| ||||||||||||
102 | Единственное и множественное число имён существительных. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
103 | Обучающее изложение. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
104 | Диктант. | 1 | урок развивающего контроля |
|
| ||||||||||||
105 | Работа над ошибками. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
106 | Глагол как часть речи. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
107 | Глагол как часть речи. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
108 | Единственное и множественное число глаголов. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
109 | Единственное и множественное число глаголов. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
110 | Правописание частицы не с глаголом. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
111 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
112 | Что такое текст-повествование? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
113 | Имя прилагательное. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
114 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
115 | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
116 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
117 | Что такое текст-описание? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
118 | Общее понятие о предлоге. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
119 | Раздельное написание предлогов со словами. Восстановление предложений. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
120 | Диктант. | 1 | урок развивающего контроля |
|
| ||||||||||||
121 | Работа над ошибками. | 1 | урок развивающего контроля |
|
| ||||||||||||
122 | Что такое местоимение? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
123 | Что такое текст-рассуждение? | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
124 | Контрольный диктант. | 1 | урок развивающего контроля |
|
| ||||||||||||
125 | Работа над ошибками. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
Раздел 8: Повторение (11 ч) Планируемые личностные результаты: - Проявлять эстетические потребности, ценности и чувства. - Проявлять уважительное отношение к иному мнению. - Проявлять эстетические потребности, ценности Регулятивные УДД: -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. -формулировать и удерживать учебную задачу; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные УДД: -ставить и формулировать проблемы, осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. - извлекать необходимую информацию из словарей, передавать информацию устным и письменным способами. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Коммуникативные УДД: -ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество партнерам, -аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. - извлекать необходимую информацию из словарей, передавать информацию устным и письменным способами. | |||||||||||||||||
126 | Повторение по теме «Текст». | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
127 | Сочинение по картине. | 1 | урок открытия нового знания |
|
| ||||||||||||
128 | Повторение по теме «Предложение». | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
129 | Повторение по теме «Слово и его значение». | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
130 | Повторение по теме «Части речи». | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
131 | Повторение по теме «Звуки и буквы». | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
132 | Повторение по теме «Правила правописания». | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
133 | Контрольное списывание. | 1 | урок развивающего контроля |
|
| ||||||||||||
134 | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | урок развивающего контроля |
|
| ||||||||||||
135 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 кл. | 1 | урок рефлексии |
|
| ||||||||||||
136 | Повторение по теме «Текст». | 1 | урок рефлексии |
|
|
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|