МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22»
МОУ СОШ № 22
УТВЕРЖЕНО
______________
Приказ №
от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4562309)
учебного предмета
«Русский язык»
для 2 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Томилина Анастасия Сергеевна
учитель начальных классов
г.о Подольск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 2 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори‐теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает
значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов —длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», во 2 классе — 170 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно‐нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони‐мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
— овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и
безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих соглас ных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и] (повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего соглас‐ного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учеб‐нике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?»,«какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица
языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений по
эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке соб‐ственных и предложенных текстов. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфо‐графического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и
самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
· разделительный мягкий знак;
· сочетания чт, щн, нч;
· проверяемые безударные гласные в корне слова;
· парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
· непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); · прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия;
· раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).
Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; — соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
— осознавать язык как основное средство общения;
— характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глухости; — определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных); делить слово на слоги;
— устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
— обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова; — находить однокоренные слова;
— выделять в слове корень (простые случаи);
— выделять в слове окончание;
— выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?»,
«что?»;
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.;
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
— применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак;
— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
— писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; — формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1—2 предложения);
— составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам; — определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
— составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
— писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы;
— объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Общие сведения о языке |
1.1. | Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира (первоначальные представления). | 0.5 | 0 | 0 | | Рассказ учителя на тему «Язык —средство общения людей и явление культуры»; | Устный опрос; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
1.2. | Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ | 0.5 | 0 | 0 | | Учебный диалог «Как язык помогает понять историю и культуру народа?»; | Устный опрос; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
Итого по разделу: | 1 | |
Раздел 2. Фонетика и графика |
2.1. | Повторение изученного в 1 классе: смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и]. | 1 | 0 | 0.5 | | Работа со схемой «Звуки русского языка», характеристика звуков речи с опорой на схему; | Практическая работа; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
2.2. | Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый —мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. | 1 | 0 | 0.25 | | Дидактическая игра «Определи звук по его характеристике»; | Письменный контроль; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
2.3. | Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь. | 1 | 0 | 0.25 | | Практическая работа, в ходе которой необходимо дать характеристику нескольким звукам (гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие); | Практическая работа; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
2.4. | Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). | 1 | 0 | 0.25 | | Наблюдение за языковым материалом: объяснение различий в звукобуквенном составе слов с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных); | Устный опрос; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
2.5. | Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). | 1 | 0 | 0.5 | | Работа со схемой «Звуки русского языка», характеристика звуков речи с опорой на схему; | Устный опрос; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
2.6. | Использование знания алфавита при работе со словарями. | 0.5 | 0 | 0.5 | | Практическая работа, в ходе которой необходимо дать характеристику нескольким звукам (гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие); | Практическая работа; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
2.7. | Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца (красной строки), пунктуационных знаков (в пределах изученного) | 0.5 | 0 | 0 | | Игра-соревнование «Приведи пример звука» (в ходе игры необходимо приводить примеры гласных звуков, твёрдых/ мягких, звонких/глухих согласных; парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков; парных и непар‐ных по звонкости — глухости согласных звуков); | Письменный контроль; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
Итого по разделу: | 6 | |
Раздел 3. Лексика |
3.1. | Понимание слова как единства звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). | 2 | 0 | 0.5 | | Работа с рисунками: объяснять значение слова с опорой на рисунок и систему вопросов; | Устный опрос; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
3.2. | Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. | 2 | 1 | 0 | | Практическая работа: выписать из толкового словаря значение пяти слов, которые раньше не знал(а); | Контрольная работа; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
3.3. | Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение) | 3 | 0 | 0.25 | | Практическая работа: составление предложений с использованием многозначных слов; | Практическая работа; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
3.4. | Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов | 3 | 0 | 0.75 | | Дифференцированная работа: реконструкция текста, связанная с выбором из ряда синонимов наиболее подходящего для заполнения пропуска в предложениях текста; | Устный опрос; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
Итого по разделу: | 10 | |
Раздел 4. Состав слова (морфемика) |
4.1. | Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи) | 4 | 0 | 0 | | Наблюдение за языковым материалом и рисунками: сопо‐ ставление значений нескольких родственных слов с опорой на собственный речевой опыт и рисунки, высказывание предположений о сходстве и различии в значениях слов, выявление слова, с помощью которого можно объяснить значение всех родственных слов; | Устный опрос; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
4.2. | Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов | 6 | 1 | 0 | | Самостоятельная работа: находить среди предложенного набора слов слова с заданным корнем; | Устный опрос; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
4.3. | Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение) | 4 | 0 | 1 | | Наблюдение за образованием слов с помощью суффиксов, выделение суффиксов, с помощью которых образованы слова, высказывание предположений о значении суффиксов; | Практическая работа; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
Итого по разделу: | 14 | |
Раздел 5. Морфология |
5.1. | Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи | 4 | 0 | 0 | | Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя существительное»; | Устный опрос; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
5.2. | Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи | 5 | 0 | 1 | | Наблюдение за лексическим значением глаголов. Дифференцированное задание: группировка глаголов в зависимости от того, называют они движение или чувства; | Устный опрос; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
5.3. | Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?»,«какое?», «какие?»), употребление в речи | 6 | 1 | 0 | | Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя прилагательное»; | Практическая работа; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
5.4. | Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. | 4 | 1 | 0 | | Учебный диалог «Чем похожи и чем различаются предлоги и приставки?»; | Устный опрос; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
Итого по разделу: | 19 | |
Раздел 6. Синтаксис |
6.1. | Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. | 2 | 0 | 0 | | Обсуждение проблемного вопроса«Чем различаются предложение и„не предложение“?»; | Устный опрос; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
6.2. | Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение) | 2 | 0 | 0 | | Упражнение: запись предложений с употреблением слов в предложениях в нужной форме (с опорой на собственный речевой опыт); | Письменный контроль; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
6.3. | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. | 2 | 0 | 0.5 | | Работа в парах: сопоставление предложений, различающихся по эмоциональной окраске, произношение предложений с соответствующей интонацией; | Устный опрос; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
6.4. | Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения | 2 | 0 | 0.5 | | Работа с рисунками и подписями к рисункам (предложения различаются по цели высказывания, например:«Снег идёт. Снег идёт? Снег, иди!»): сравнение ситуаций, изображённых на рисунке, формулирование вывода о целях, с которыми произносятся предложения; Учебный диалог «Как соотносятся знаки препинания в конце предложения с целевой установкой предложения?»; Составление таблицы «Виды предложений по цели высказы‐ вания», подбор примеров; | Практическая работа; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
Итого по разделу: | 8 | |
Раздел 7. Орфография и пунктуация |
7.1. | Повторение правил право-писания, изученных в 1 классе: прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн. | 6 | 0 | 0 | | Учебный диалог «Как использовать алгоритм порядка действий при списывании?»; Комментированное письмо: объяснение различия в звуко‐ буквенном составе записываемых слов; | Практическая работа; Тестирование; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
7.2. | Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. | 4 | 1 | 0 | | Работа в парах: объяснять допущенные ошибки в делении слов для переноса; Самоконтроль: проверка своих письменных работ по другим предметам с целью исправления возможных ошибок на применение правила переноса слов; | Устный опрос; Письменный контроль; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
7.3. | Понятие орфограммы. | 7 | 1 | 0 | | Наблюдение за языковым материалом: формулирование на основе анализа предложенного материала ответа на вопрос, связанный с правилом переноса слов, уточнение правила переноса слов (буквы й, ь, ъ); Работа с таблицей (в одном столбце слова разделены по слогам, в другом столбце эти же слова разделены для переноса): сопоставление различия деления слов на слоги и для переноса, объяснение разницы; Практическая работа: запись слов с делением для переноса, осуществление самоконтроля при делении слов для переноса; | Практическая работа; Тестирование; Диктант; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
7.4. | Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. | 13 | 0 | 3 | | Работа с таблицей (в одном столбце слова разделены по слогам, в другом столбце эти же слова разделены для переноса): сопоставление различия деления слов на слоги и для переноса, объяснение разницы; | Устный опрос; Письменный контроль; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
7.5. | Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. | 15 | 0 | 0 | | Орфографический тренинг: подбор проверочных слов к словам с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», запись парами проверочного и проверяемого слов; Работа в группах: отработка умений обнаруживать в тексте ошибки в словах с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», объяснять способ проверки безударных гласных в корне слова, исправлять допущенные ошибки; | Зачет; Практическая работа; Тестирование; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
7.6. | Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. | 1 | 1 | 0 | | Комментированное письмо: объяснение различия в звуко‐ буквенном составе записываемых слов; Упражнения на закрепление правила написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу; чк, чн. Взаимопроверка. Осуществление самоконтроля использования правила; Наблюдение за языковым материалом: формулирование на основе анализа предложенного материала ответа на вопрос, связанный с правилом переноса слов, уточнение правила переноса слов (буквы й, ь, ъ); | Контрольная работа; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
7.7. | Ознакомление с правилами правописания и их применение: - разделительный мягкий знак; - сочетания чт, щн, нч; - проверяемые безударные гласные в корне слова; - парные звонкие и глухие согласные в корне слова; - непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); - прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия; - раздельное написание предлогов с именами существительными | 4 | 1 | 0 | | Учебный диалог «Как использовать алгоритм порядка действий при списывании?»; Комментированное письмо: объяснение различия в звуко‐ буквенном составе записываемых слов; Упражнения на закрепление правила написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу; чк, чн. Взаимопроверка. Осуществление самоконтроля использования правила; Наблюдение за языковым материалом: формулирование на основе анализа предложенного материала ответа на вопрос, связанный с правилом переноса слов, уточнение правила переноса слов (буквы й, ь, ъ); Работа с таблицей (в одном столбце слова разделены по слогам, в другом столбце эти же слова разделены для переноса): сопоставление различия деления слов на слоги и для переноса, объяснение разницы; | Устный опрос; Письменный контроль; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
Итого по разделу: | 50 | |
Раздел 8. Развитие речи |
8.1. | Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. | 3 | 0 | 0 | | Ролевая игра, в которую включена отработка этикетных выражений; Самонаблюдение с целью оценить собственную речевую культуру во время повседневного общения; | Устный опрос; Письменный контроль; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
8.2. | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы | 3 | 0 | 0 | | Проект «Выставка одной картины»: каждую неделю в классе проводится выставка одной картины, картины по очереди подбирают учащиеся класса и готовят устный рассказ о выбранной картине; | Устный опрос; Письменный контроль; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
8.3. | Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам | 3 | 1 | 1 | | Речевой тренинг: при разыгрывании ситуаций анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия в нём другой стороны; | Устный опрос; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
8.4. | Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. | 6 | 1 | 0 | | Комментированный устный выбор правильной реплики из нескольких предложенных, обоснование целесообразности выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения; | Устный опрос; Письменный контроль; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
8.5. | Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). | 5 | 0 | 0 | | Работа с репродукциями картин, рассматривание, анализ собственного эмоционального отклика на картину, ответы на поставленные вопросы; | Устный опрос; Письменный контроль; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
8.6. | Знакомство с жанром поздравления. | 2 | 0 | 0 | | Работа в парах: различение текста и«не текста», аргументация своей точки зрения; Наблюдение за способами связи предложений в тексте, высказывание предположений о способах связи предложений в тексте; Наблюдение за последовательностью предложений в тексте; | Устный опрос; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
8.7. | Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. | 5 | 0 | 0 | | Ролевая игра, в которую включена отработка этикетных выражений; | Устный опрос; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
8.8. | Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы | 3 | 0 | 0 | | Творческая работа: составление текста по заданным характеристикам— названию, количеству абзацев и микротемам каждого абзаца; | Зачет; Практическая работа; | Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: кола»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru |
Итого по разделу: | 30 | |
Резервное время | 32 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 10 | 10.75 | |
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Наша речь | 3 |
2 | Текст | 4 |
3 | Предложение | 12 |
4 | Слова, слова, слова… | 18 |
5 | Звуки и буквы | 52 |
6 | Части речи | 54 |
7 | Повторение | 10 |
Итого | 153 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
| Наша речь (3 часа) | | |
| Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения | | |
| Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи. Требования к речи | | |
| Диалог и монолог Речь диалогическая и монологическая. | | |
| Текст (4 часа) | | |
| Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. | | |
| Текст. Тема и главная мысль текста. Заглавие | | |
| Части текста. Построение текста: вступление, основная часть. Воспроизведение прочитанного текста. | | |
| Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. | | |
| Предложение (12 часов) | | |
| Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Словарный диктант. | | |
| Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). | | |
| Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. | | |
| Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение пройдённого в 1 классе» | | |
| Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения (без деления на виды) | | |
| Главные члены предложения (основа). | | |
| Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. | | |
| Распространённые и нераспространённые предложения. Словарный диктант. | | |
| Связь слов в предложении. | | |
| Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». | | |
| Проверочная работа по теме «Правописание сочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу» | | |
| Обобщающий урок по теме «Предложение» | | |
Слова, слова, слова…(18 часов) |
| Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. | | |
| Слово как общее название многих однородных предметов. Работа с толковым и орфографическим словарями. | | |
| Однозначные и многозначные слова. Словарный диктант. | | |
| Прямое и переносное значения слов. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. | | |
| Синонимы. Работа со словарём синонимов. | | |
| Антонимы. Работа со словарём антонимов. | | |
| Развитие речи. Изложение текста воспринятого зрительно по данным к нему вопросам | | |
| Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Обобщение по теме | | |
| Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах. | | |
| Корень слова (первое представление). Работа со словарём однокоренных слов | | |
| Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями. | | |
| Единообразное написание корня в однокоренных словах. Словарный диктант. | | |
| Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. | | |
| Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. | | |
| Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарём. | | |
| Перенос слов. Правила переноса | | |
| Списывание текста с определением границ предложений. | | |
| Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | | |
Звуки буквы (52 часов) |
| Звуки и буквы. Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. | | |
| Административный контроль по итогам первого полугодия. | | |
| Работа над ошибками. Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями. Словарный диктант. | | |
| Употребление прописной (заглавной) буквы. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Е. Серебряковой «За обедом» | | |
| Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. | | |
| Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. | | |
| Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. | | |
| Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). | | |
| Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). | | |
| Способы проверки безударных гласных в корне. | | |
| Упражнения в написании слов с безударными гласными. Словарный диктант. | | |
| Упражнения в написании слов с безударными гласными. | | |
| Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Восстановление деформированного текста. Проверочная работа. | | |
| Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением. | | |
| Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. | | |
| Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов. | | |
| Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». | | |
| Работа над ошибками. Упражнение в правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов. Представление об орфограмме. | | |
| Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением. Словарный диктант. | | |
| Развитие речи. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». | | |
| Согласные звуки их признаки. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. | | |
| Согласный звук [и'] и буква «и краткое» | | |
| Слова с удвоенными согласными Произношение и написание слов с удвоенными согласными. | | |
| Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам. | | |
| Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | | |
| Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Словарный диктант. | | |
| Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. Проект «И в шутку и всерьез». | | |
| Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.. | | |
| Подробное изложение по коллективно составленному плану. | | |
| Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но). | | |
| Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Словарный диктант. | | |
| Развитие речи. Работа с текстом. Проект «Пишем письмо» | | |
| Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу | | |
| Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу. Проект «Рифма». | | |
| Контрольный диктант № 4 за 2 четверть по теме «Обозначение мягкости согласных звуков на письме» | | |
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение изученного материала. | | |
| Звонкие и глухие согласные звуки Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. | | |
| Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. | | |
| Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. | | |
| Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. | | |
| Развитие речи. Составление поздравительной открытки. | | |
| Работа над ошибками. Обобщение изученного. | | |
| Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова. Словарный диктант. | | |
| Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. | | |
| Развитие речи. Изложение текста по вопросам | | |
| Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова | | |
| Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. «Проверь себя» | | |
| Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание слов с парными согласным на конце слова и перед согласным» | | |
| Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак (ь) Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. | | |
| Использование на письме разделительного мягкого знака. Словарный диктант. | | |
| Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков. | | |
| Проверочная работа по теме «Правописание слов с мягким знаком» Обобщение знаний об изученных правилах письма. «Проверь себя» | | |
Части речи (54 часов) |
| Общее представление о частях речи. | | |
| Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Работа с графической информацией. | | |
| Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления. | | |
| Общее представление об имени существительном как части речи. | | |
| Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи | | |
| Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | | |
| Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных. Словарный диктант. | | |
| Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. | | |
| Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). | | |
| Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных). Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. | | |
| Заглавная буква в именах собственных (географических названиях). | | |
| Проверочная работа по теме «Правописание имен собственных» | | |
| Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). | | |
| Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе. Словарный диктант. | | |
| Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи. | | |
| Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста. | | |
| Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение изученного. | | |
| Контрольный словарный диктант. | | |
| Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. | | |
| Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление). | | |
| Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи. | | |
| Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста. | | |
| Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам | | |
| Число глагола. Изменение глагола по числам. | | |
| Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи. | | |
| Правописание частицы не с глаголом. | | |
| Обобщение знаний о глаголе. Словарный диктант. | | |
| Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | | |
| Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол» за 3 четверть. | | |
| Работа над ошибками. Текст-повествование и роль в нём глаголов. | | |
| Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. | | |
| Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. | | |
| Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные. | | |
| Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании. | | |
| Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению. | | |
| Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов. Словарный диктант. | | |
| Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. | | |
| Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. | | |
| Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Проверь себя». | | |
| Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное» | | |
| Работа над ошибками. Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании. | | |
| Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | | |
| Сравнение как одно из выразительных средств языка. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). | | |
| Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление). Словарный диктант. | | |
| Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога. | | |
| Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно. | | |
| Контрольный диктант №8 «Правописание изученных орфограмм». | | |
| Предлог как часть речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи. | | |
| Правописание предлогов с именами существительными. Словарный диктант. | | |
| Развитие речи. Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок». | | |
| Административный контроль по итогам года. | | |
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | | |
| Проект «В словари за частями речи!» | | |
| Обобщение знаний о частях речи. | | |
Повторение (10 часов) |
| Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа. | | |
| Предложение. Знаки препинания в конце предложений | | |
| Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении. | | |
| Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. Словарный диктант. | | |
| Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи. | | |
| Контрольное списывание текста. | | |
| Работа над ошибками. Части речи их различение. Разбор слова как части речи | | |
| Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов | | |
| Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил. | | |
| Итоговый урок по курсу «Русский язык». | | |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1.Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку .
2.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
3. Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 2 класс
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Словари по русскому языку.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ