СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 2 класс»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22»

МОУ СОШ № 22

УТВЕРЖЕНО

______________

Приказ №

от "" г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 4562309)

учебного предмета

«Русский язык»

для 2 класса начального общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Томилина Анастасия Сергеевна

учитель начальных классов

г.о Подольск 2022





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 2 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь​ного общего образования Федерального государственного обра​зовательного стандарта начального общего образования (да​лее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори​‐теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Русский язык является основой всего процесса обучения в на​чальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает
значительным потенциа​лом в развитии функциональной грамотности младших школь​ников, особенно таких её компонентов, как языковая, комму​никативная, читательская, общекультурная и социальная гра​мотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различ​ных сферах и ситуациях общения способствуют успешной соци​ализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в фор​мировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, куль​турных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адек​ватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно​нрав​ственных ценностей, принятых в обществе правил и норм пове​дения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результата​ми являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личност​ных результатов —длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.

Центральной идеей конструирования содержания и планиру​емых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совер​шенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о струк​туре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школь​ников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использо​вания усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письмен​ного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой дея​тельности решаются совместно с учебным предметом «Литера​турное чтение».

Общее число часов, отведённых на изучение «Русского язы​ка», во 2 классе — 170 ч.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"



В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных дей​ствий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духов​но​‐нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского язы​ка как государственного языка Российской Федерации; пони​‐мание роли русского языка как языка межнационального об​щения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

— овладение основными видами речевой деятельности на ос​нове первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чте​нием, письмом;

— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфе​мике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использова​ние в речевой деятельности норм современного русского литера​турного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явле​ние национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.

Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и
безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих соглас​ ных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и] (повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мяг​кий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, пар​ный — непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего соглас​‐ного в конце и в середине слова; разделительный. Использова​ние на письме разделительных ъ и ь.

Соотношение звукового и буквенного состава в словах с бук​вами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении соглас​ных). Использование знания алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).

Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учеб​‐нике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпиче​ского словаря учебника) для решения практических задач.

Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значе​ние слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тек​сту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблю​дение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.

Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (род​ственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неиз​меняемых слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).

Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, во​просы («кто?», «что?»), употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что де​лать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопро​сы («какой?»,«какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распро​странённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.

Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (по​вторение). Предложение как единица



языка. Предложение и слово. От​личие предложения от слова. Наблюдение за выделением в уст​ной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели высказывания: повествователь​ные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений по
эмоциональной окраске (по интона​ции): восклицательные и невосклицательные предложения.

Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собствен​ных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учё​та морфемного членения слова); гласные после шипящих в соче​таниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки. Понятие орфограм​мы. Различные способы решения орфографической задачи в за​висимости от места орфограммы в слове. Использование орфо​графического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке соб​‐ственных и предложенных текстов. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограм​мы. Различные способы решения орфографической задачи в за​висимости от места орфограммы в слове. Использование орфо​‐графического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и
самоконтроль при проверке соб​ственных и предложенных текстов.

Правила правописания и их применение:
· разделительный мягкий знак;
· сочетания чт, щн, нч;
· проверяемые безударные гласные в корне слова;
· парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
· непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфо​графическом словаре учебника); · прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, от​чества людей, клички животных, географические названия;
· раздельное написание предлогов с именами существитель​ными.

Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условия​ми устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддер​жать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).

Практи​ческое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учеб​ного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

Составление устного рассказа по репродукции картины. Со​ставление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. За​главие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).

Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выра​зительное чтение текста вслух с соблюдением правильной инто​нации.

Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение русского языка во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской граждан​ской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнацио​нального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему сво​ей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене об​щества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно​этических нормах поведения и прави​лах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель​ ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художе​ственной деятельности, в том числе в искусстве слова; осозна​ние важности русского языка как средства общения и самовы​ражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здо​ровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и пра​вил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудо​вой деятельности, интерес к различным профессиям, возника​ющий при обсуждении примеров из художественных произве​дений;
экологического воспитания:



— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, актив​ность и
самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматиче​ский признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённо​му признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и проти​воречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языко​выми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, фор​мулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинно​следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать из​менения языкового объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингви​стическое мини​-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательства​ми на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в слова​рях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работни​ков, родителей, законных



представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео​, графиче​скую, звуковую информацию в соответствии с учебной зада​чей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксирован​ную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми​руются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо​ции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, со​блюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мне​ние;
— строить речевое высказывание в соответствии с постав​ленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рас​суждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результа​тах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини​-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми​руются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для по​лучения результата;— выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятель​ности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; — соотносить результат деятельности с поставленной учеб​ной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельно​сти одноклассников, объективно оценивать их по предложен​ным критериям.

Совместная деятельность:

— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (ин​дивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учи​телем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;



— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
— осознавать язык как основное средство общения;
— характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глу​хости; — определять количество слогов в слове (в том числе при сте​чении согласных); делить слово на слоги;
— устанавливать соотношение звукового и буквенного соста​ва, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
— обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова; — находить однокоренные слова;
— выделять в слове корень (простые случаи);
— выделять в слове окончание;
— выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без на​зывания терминов);
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?»,
«что?»;
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «что де​лать?», «что сделать?» и др.;
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
— применять изученные правила правописания, в том чис​ле: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
прописная бук​ва в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках живот​ных, географических названиях; раздельное написание пред​логов с именами существительными, разделительный мягкий знак;
— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
— писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпиче​ским словарями учебника;
— строить устное диалогическое и монологическое выска​зывание (2—4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной ин​тонации; — формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1—2 предложения);
— составлять предложения из слов, устанавливая между ни​ми смысловую связь по вопросам; — определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
— составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
— писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы;



— объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Общие сведения о языке

1.1.

Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира (первоначальные представления).

0.5

0

0


Рассказ учителя на тему «Язык —средство общения людей и явление культуры»;

Устный
опрос;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

1.2.

Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ

0.5

0

0


Учебный диалог «Как язык помогает понять историю и культуру
народа?»;

Устный
опрос;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

Итого по разделу:

1


Раздел 2. Фонетика и графика




2.1.

Повторение изученного в 1 классе: смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и].

1

0

0.5


Работа со схемой «Звуки русского языка», характеристика звуков речи с опорой на схему;

Практическая работа;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

2.2.

Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый —мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный.

1

0

0.25


Дидактическая игра «Определи звук по его характеристике»;

Письменный контроль;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru




2.3.

Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.

1

0

0.25


Практическая работа, в ходе которой необходимо дать характеристику
нескольким звукам (гласные
ударные/ безударные; согласные
твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);

Практическая работа;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

2.4.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных).

1

0

0.25


Наблюдение за языковым
материалом: объяснение различий в звуко​буквенном составе слов с
буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных);

Устный
опрос;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru




2.5.

Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).

1

0

0.5


Работа со схемой «Звуки русского языка», характеристика звуков речи с опорой на схему;

Устный
опрос;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

2.6.

Использование знания алфавита при работе со словарями.

0.5

0

0.5


Практическая работа, в ходе которой необходимо дать характеристику
нескольким звукам (гласные
ударные/ безударные; согласные
твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);

Практическая работа;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru




2.7.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца (красной строки), пунктуационных знаков (в пределах изученного)

0.5

0

0


Игра-​соревнование «Приведи
пример звука» (в ходе игры
необходимо приводить примеры
гласных звуков, твёрдых/ мягких, звонких/глухих согласных; парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков; парных и непар​‐ных по звонкости — глухости
согласных звуков);

Письменный контроль;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

Итого по разделу:

6


Раздел 3. Лексика

3.1.

Понимание слова как единства звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление).

2

0

0.5


Работа с рисунками: объяснять
значение слова с опорой на рисунок и систему вопросов;

Устный
опрос;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru




3.2.

Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

2

1

0


Практическая работа: выписать из толкового словаря значение пяти слов, которые раньше не знал(а);

Контрольная работа;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

3.3.

Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение)

3

0

0.25


Практическая работа: составление предложений с использо​ванием многозначных слов;

Практическая работа;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru




3.4.

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов

3

0

0.75


Дифференцированная работа:
реконструкция текста, связанная с выбором из ряда синонимов
наиболее подходя​щего для
заполнения пропуска в
предложениях текста;

Устный
опрос;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

Итого по разделу:

10


Раздел 4. Состав слова (морфемика)

4.1.

Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи)

4

0

0


Наблюдение за языковым
материалом и рисунками: сопо​‐
ставление значений нескольких
родственных слов с опорой на
собственный речевой опыт и
рисунки, высказывание
предположений о сходстве и
различии в значениях слов,
выявление слова, с помощью
которого можно объяснить значение всех родственных слов;

Устный
опрос;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru




4.2.

Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов

6

1

0


Самостоятельная работа: находить среди предложенного набора слов слова с заданным корнем;

Устный
опрос;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

4.3.

Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение)

4

0

1


Наблюдение за образованием слов с помощью суффиксов, выделение суффиксов, с помощью которых
образованы слова, высказывание предположений о значении
суффиксов;

Практическая работа;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

Итого по разделу:

14


Раздел 5. Морфология




5.1.

Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употреб​ление в речи

4

0

0


Наблюдение за предложенным
набором слов: что обознача​ют, на какой вопрос отвечают,
формулирование вывода, введение понятия «имя существительное»;

Устный
опрос;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

5.2.

Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употреб​ление в речи

5

0

1


Наблюдение за лексическим значением глаголов.

Дифференцированное задание:
группировка глаголов в зависимости от того, называют они движение или чувства;

Устный
опрос;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru




5.3.

Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?»,«какое?», «какие?»), употребление в речи

6

1

0


Наблюдение за предложенным
набором слов: что обознача​ют, на какой вопрос отвечают,
формулирование вывода, введение понятия «имя прилагательное»;

Практическая работа;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

5.4.

Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.

4

1

0


Учебный диалог «Чем похожи и чем различаются предлоги и
приставки?»;

Устный
опрос;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

Итого по разделу:

19


Раздел 6. Синтаксис




6.1.

Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка.

2

0

0


Обсуждение проблемного вопроса«Чем различаются предло​жение и„не предложение“?»;

Устный
опрос;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

6.2.

Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение)

2

0

0


Упражнение: запись предложений с употреблением слов в предложениях в нужной форме (с опорой на
собственный речевой опыт);

Письменный контроль;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru




6.3.

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.

2

0

0.5


Работа в парах: сопоставление предложений, различающих​ся по эмоциональной окраске,
произношение предложений с соответствующей интонацией;

Устный
опрос;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

6.4.

Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения

2

0

0.5


Работа с рисунками и подписями к рисункам (предложения различаются по цели высказывания, например:«Снег идёт. Снег идёт? Снег, иди!»): сравнение ситуаций, изображённых на рисунке, формулирование вывода о целях, с которыми произносятся предложения;
Учебный диалог «Как соотносятся знаки препинания в конце
предложения с целевой установкой предложения?»;
Составление таблицы «Виды
предложений по цели высказы​‐
вания», подбор примеров;

Практическая работа;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

Итого по разделу:

8


Раздел 7. Орфография и пунктуация




7.1.

Повторение правил право-писания, изученных в 1 классе: прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн.

6

0

0


Учебный диалог «Как использовать алгоритм порядка действий при
списывании?»;
Комментированное письмо:
объяснение различия в звуко​‐
буквенном составе записываемых слов;

Практическая работа;
Тестирование;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

7.2.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки.

4

1

0


Работа в парах: объяснять
допущенные ошибки в делении слов для переноса;
Самоконтроль: проверка своих
письменных работ по другим
предметам с целью исправления
возможных ошибок на применение правила переноса слов;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru




7.3.

Понятие орфограммы.

7

1

0


Наблюдение за языковым
материалом: формулирование на
основе анализа предложенного
материала ответа на вопрос,
связанный с правилом переноса
слов, уточнение правила переноса слов (буквы й, ь, ъ);
Работа с таблицей (в одном столбце слова разделены по слогам, в другом столбце эти же слова разделены для пере​носа): сопоставление различия деления слов на слоги и для
переноса, объяснение разницы;
Практическая работа: запись слов с делением для переноса,
осуществление самоконтроля при делении слов для переноса;

Практическая работа;
Тестирование; Диктант;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

7.4.

Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

13

0

3


Работа с таблицей (в одном столбце слова разделены по слогам, в другом столбце эти же слова разделены для пере​носа): сопоставление различия деления слов на слоги и для
переноса, объяснение разницы;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru




7.5.

Использование орфографического словаря учебника для определения (уточ​нения) написания слова.

15

0

0


Орфографический тренинг: подбор проверочных слов к словам с
орфограммой «Проверяемые
безударные гласные в корне слова», запись парами проверочного и
проверяемого слов;
Работа в группах: отработка умений обнаруживать в тексте ошибки в
словах с орфограммой
«Проверяемые безударные гласные в корне слова», объяснять способ
проверки безудар​ных гласных в
корне слова, исправлять
допущенные ошибки;

Зачет;
Практическая работа;
Тестирование;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

7.6.

Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.

1

1

0


Комментированное письмо:
объяснение различия в звуко​‐
буквенном составе записываемых слов;
Упражнения на закрепление правила написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу; чк, чн. Взаимопроверка.

Осуществ​ление самоконтроля
использования правила;
Наблюдение за языковым
материалом: формулирование на основе анализа предложенного материала ответа на вопрос,
связанный с правилом переноса слов, уточнение правила переноса слов (буквы й, ь, ъ);

Контрольная работа;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru




7.7.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- разделительный мягкий знак;
- сочетания чт, щн, нч;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
- прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия;
- раздельное написание предлогов с именами существительными

4

1

0


Учебный диалог «Как использовать алгоритм порядка действий при
списывании?»;
Комментированное письмо:
объяснение различия в звуко​‐
буквенном составе записываемых слов;
Упражнения на закрепление правила написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу; чк, чн. Взаимопроверка.

Осуществ​ление самоконтроля
использования правила;
Наблюдение за языковым
материалом: формулирование на
основе анализа предложенного
материала ответа на вопрос,
связанный с правилом переноса
слов, уточнение правила переноса слов (буквы й, ь, ъ);
Работа с таблицей (в одном столбце слова разделены по слогам, в другом столбце эти же слова разделены для пере​носа): сопоставление различия деления слов на слоги и для
переноса, объяснение разницы;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

Итого по разделу:

50


Раздел 8. Развитие речи

8.1.

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения.

3

0

0


Ролевая игра, в которую включена отработка этикетных выражений; Самонаблюдение с целью оценить собственную речевую культуру во время повседневного общения;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru




8.2.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы

3

0

0


Проект «Выставка одной картины»: каждую неделю в классе проводится выставка одной картины, картины по очереди подбирают учащиеся класса и готовят устный рассказ о
выбранной картине;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

8.3.

Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам

3

1

1


Речевой тренинг: при разыгрывании ситуаций анализиро​вать
собственную успешность участия в диалоге, успешность участия в нём другой стороны;

Устный
опрос;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru




8.4.

Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли.

6

1

0


Комментированный устный выбор правильной реплики из нескольких предложенных, обоснование
целесообразности выбора языковых средств, соответствующих цели и услови​ям общения;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

8.5.

Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).

5

0

0


Работа с репродукциями картин, рассматривание, анализ
собственного эмоционального отклика на картину, ответы на поставленные вопросы;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru




8.6.

Знакомство с жанром поздравления.

2

0

0


Работа в парах: различение текста и«не текста», аргумента​ция своей
точки зрения;
Наблюдение за способами связи
предложений в тексте, высказывание предположений о способах связи
предложе​ний в тексте;
Наблюдение за
последовательностью предложений в тексте;

Устный
опрос;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

8.7.

Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

5

0

0


Ролевая игра, в которую включена отработка этикетных выражений;

Устный
опрос;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru




8.8.

Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы

3

0

0


Творческая работа: составление
текста по заданным характе​ристикам— названию, количеству абзацев и микротемам каждого абзаца;

Зачет;
Практическая работа;

Сайт «Я иду на урок
начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия
журнала «Начальная
школа»:
кола»:
http://nsc.1september.ru/ind ex.php
Социальная сеть
работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»:http://festival.1septe mber.ru

Итого по разделу:

30


Резервное время

32


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

10

10.75





Тематическое планирование



п/п

Название раздела

Количество часов

1

Наша речь

3

2

Текст

4

3

Предложение

12

4

Слова, слова, слова…

18

5

Звуки и буквы

52

6

Части речи

54

7

Повторение

10

Итого

153











































Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема урока

Дата по плану


Дата по факту


Наша речь (3 часа)



Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения


Виды речевой деятельности человека.

Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи. Требования к речи


Диалог и монолог

Речь диалогическая и монологическая.



Текст (4 часа)



Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность.


Текст. Тема и главная мысль текста. Заглавие


Части текста. Построение текста: вступление, основная часть. Воспроизведение прочитанного текста.


Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.




Предложение (12 часов)



Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Словарный диктант.


Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).


Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении.


Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение пройдённого в 1 классе»


Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения (без деления на виды)


Главные члены предложения (основа).


Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.


Распространённые и нераспространённые предложения. Словарный диктант.


Связь слов в предложении.


Развитие речи.

Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».


Проверочная работа по теме «Правописание сочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу»


Обобщающий урок по теме «Предложение»



Слова, слова, слова…(18 часов)

Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения.



Слово как общее название многих однородных предметов.

Работа с толковым и орфографическим словарями.



Однозначные и многозначные слова. Словарный диктант.



Прямое и переносное значения слов. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.



Синонимы.

Работа со словарём синонимов.



Антонимы.

Работа со словарём антонимов.



Развитие речи. Изложение текста воспринятого зрительно по данным к нему вопросам



Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Обобщение по теме



Родственные (однокоренные) слова.

Выделение корня в однокоренных словах.



Корень слова (первое представление).

Работа со словарём однокоренных слов



Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов

и слов с омонимичными корнями.



Единообразное написание корня в однокоренных словах. Словарный диктант.



Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение.



Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения.



Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка.

Работа с орфоэпическим словарём.



Перенос слов. Правила переноса



Списывание текста с определением границ предложений.



Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.



Звуки буквы (52 часов)

Звуки и буквы. Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов.



Административный контроль по итогам первого полугодия.



Работа над ошибками.

Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со слова­рями. Словарный диктант.



Употребление прописной (заглавной) буквы.

Развитие речи. Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины З. Е. Серебряковой «За обедом»



Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка.



Развитие речи. Работа с текстом. Запись отве­тов на вопросы к тексту.



Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.



Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова).



Способы проверки написания буквы, обознача­ющей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным).



Способы проверки безударных гласных в корне.



Упражнения в написании слов с безударными гласными. Словарный диктант.



Упражнения в написании слов с безударными гласными.



Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Восстановление деформированного текста. Проверочная работа.



Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением.



Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением.



Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов.



Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».



Работа над ошибками. Упражнение в правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов. Представление об орфограмме.



Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением. Словарный диктант.



Развитие речи.

Составление текста из предложений с нарушен­ным порядком повествования.

Коллективное составление сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима при­шла. Детство».



Согласные звуки их признаки. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.



Согласный звук [и'] и буква «и краткое»



Слова с удвоенными согласными

Произношение и написание слов с удвоенными согласными.



Развитие речи.

Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам.



Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.



Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Словарный диктант.



Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в сере­дине слова перед другими согласными. Проект «И в шутку и всерьез».



Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным..



Подробное изложение по коллективно составленному плану.




Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но).



Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Словарный диктант.



Развитие речи. Работа с текстом. Проект «Пишем письмо»



Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу



Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу. Проект «Рифма».



Контрольный диктант № 4 за 2 четверть по теме «Обозначение мягкости согласных звуков на письме»



Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение изученного материала.



Звонкие и глухие согласные звуки

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и не­парные) и их обозначение буквами.



Произношение парного по глухости-звонко­сти согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.



Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глу­хости-звонкости согласного звука на конце сло­ва и перед согласным.



Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в кор­не (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.



Развитие речи.

Составление поздравительной открытки.



Работа над ошибками. Обобщение изученного.



Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова. Словарный диктант.



Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.



Развитие речи.

Изложение текста по вопросам



Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова



Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова.

«Проверь себя»



Контрольный диктант № 5

по теме «Правописание слов с парными согласным на конце слова и перед согласным»



Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак (ь)

Наблюдение над произношением слов с разде­лительным мягким знаком.



Использование на письме разделительного мяг­кого знака. Словарный диктант.



Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.



Проверочная работа по теме «Правописание слов с мягким знаком» Обобщение знаний об изученных правилах письма. «Проверь себя»



Части речи (54 часов)

Общее представление о частях речи.



Соотнесение слов-названий, вопросов, на кото­рые они отвечают, с частями речи.

Работа с графической информацией.



Расширение представлений о предметах и явле­ниях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.



Общее представление об имени существительном как части речи.



Имя существительное как часть речи: значе­ние и употребление в речи



Одушевлённые и неодушевлённые имена су­ществительные.



Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных. Словарный диктант.



Собственные и нарицательные имена суще­ствительные. Заглавная буква в именах собственных.



Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).



Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных).

Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.



Заглавная буква в именах собственных (географических названиях).



Проверочная работа по теме «Правописание имен собственных»



Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко).



Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе. Словарный диктант.



Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи.



Развитие речи.

Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста.



Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Обобщение изученного.



Контрольный словарный диктант.



Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном.



Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление).



Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи.



Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста.



Развитие речи.

Составление рассказа по репро­дукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилете­ли» по данным вопросам



Число глагола. Изменение глагола по числам.



Правильное употребле­ние глаголов (одеть и надеть) в речи.



Правописание частицы не с глаголом.



Обобщение знаний о глаголе. Словарный диктант.



Развитие речи.

Восстановление текста с нару­шенным порядком предложений.



Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол» за 3 четверть.



Работа над ошибками.

Текст-повествование и роль в нём глаголов.



Развитие речи. Составление текста-повествова­ния на предложенную тему, составление пись­менного ответа на один из вопросов к заданно­му тексту.



Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.



Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные.



Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании.



Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению.



Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов. Словарный диктант.



Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагатель­ного от формы числа имени существительного.



Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.



Обобщение знаний об имени прилагательном.

Проверочная работа «Проверь себя».



Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное»



Работа над ошибками.

Понятие о тексте-описании.

Роль имён прилагательных в тексте-описании.



Развитие речи.

Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».



Сравнение как одно из выразительных средств языка. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание до­машнего животного либо комнатного растения).



Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представ­ление). Словарный диктант.



Редактирование текста с повторяющимися име­нами существительными.

Составление текста из предложений с нарушен­ной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога.



Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения.

Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно.



Контрольный диктант №8 «Правописание изученных орфограмм».



Предлог как часть речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи.



Правописание предлогов с именами существи­тельными. Словарный диктант.



Развитие речи.

Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок».



Административный контроль по итогам года.



Работа над ошибками, допущенными в диктанте.



Проект «В словари за частями речи!»



Обобщение знаний о частях речи.



Повторение (10 часов)

Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа.



Предложение. Знаки препинания в конце предложений



Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении.



Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. Словарный диктант.



Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи.



Контрольное списывание текста.



Работа над ошибками.

Части речи их различение. Разбор слова как части речи



Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов



Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил.



Итоговый урок по курсу «Русский язык».














МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1.Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку .

2.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.

3. Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 2 класс

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Словари по русскому языку.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!