
Содержание:
Разделы | Страницы |
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. | 2 - 6 |
2. Содержание учебного предмета. | 7 - 10 |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение конкретной темы. | 11 - 12 |
4. Приложение | |
4.1. Календарно – тематическое планирование | |
4.2. Контрольно – измерительные материалы | |
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;
-понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных , так и окружающих людей (на уровне , соответствующем возрасту );
-понимание сопричастности к языку своего народа ( я- носитель языка );
-осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа , понимания , что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке;
- внимание к мелодичности народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы , переносное значение слов)
-положительной мотивации к изучению русского языка как средства, важного для жизни человека , познавательный интерес к изучению разных типов предложений , позволяющих решать разные коммуникативные задачи ( передать информацию , просить , доказывать и т.д.).
Обучающиеся получат возможность для формирования:
-осознания русского языка как основного средства мышления и общения ;
-восприятия русского языка как явления культуры русского народа , понимания связи развития языка с развитием культуры и общества ;
-понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимания к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
-внимания к мелодичности народной звучащей речи;
-стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
-положительной мотивации и познавательного интереса к изучению курса русского языка.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
-осознавать слово, предложение как главные средства языка;
-использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме.
-использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации ( в словарях и др.);
-различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
-осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
-осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
-осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
-осознавать роль изучения словосочетания в курсе русского языка, их общность со словом в назначении - назвать предмет, явление;
-осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов интонационная законченность, речевая задача)
-находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
-анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
-вычленять общие способы решения орфографических задачи использовать их при письме;
-применять правила правописания (в объёме содержания курса 3 класса);
-определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
-осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
-подбирать примеры с определённой орфограммой;
-каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- производить звуко - буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
-соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
-использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;
-оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
-дифференцировать предложения по цели высказывания , по силе выраженного чувства , по строению ( простое, сложное) ;
-при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
-распознавать типы текстов по их назначению : повествование. описание, рассуждение;
- создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
-осознавать цели и задачи раздела курса;
-в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
-адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
-намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написание творческой работы, создании проектов;
-объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
-осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
-вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки , допущенные при списывании , письме по памяти.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
-планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
-осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителям и алгоритмам, описывающим стандартные действия(памятки в справочники учебника);
-осуществлять само- и взаимопроверку работ;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
-использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;
-находить, анализировать, сравнивать , характеризовать единицы языка : звуки ,части слова ,части речи ,виды предложений ,типы текстов;
-осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).
Познавательные
Обучающиеся научатся:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
-выделять существенную информацию из читаемых текстов;
-свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
-находить, сравнить, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;
-осуществлять синтез как составление целого из частей ( в составлении предложений);
-владеть общим способом проверки безударных гласных, способом проверки, труднопроверяемых, орфограмм (словом с историческим корнем).
Обучающиеся получают возможность научиться:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);
-преобразовывать словесную информацию в условные модели и наоборот;
-находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: части речи; виды предложения; типы текстов;
-осуществлять синтез как составления целого из частей (составления текстов).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
-прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст;
-задавать вопросы , уточняя непонятное в тексте;
-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
-быть терпимыми к другим мнениям, учитывать и в собственной работе;
-договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Обучающиеся получат возможность научиться:
-участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого эпитета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
-принимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста;
-подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);
-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (извинения, пожелания, побуждения других к действию…).
1.2. Карта контрольно-оценочной деятельности
Вид контроля | Форма контроля | № урока |
Iчетверть |
Тематический | Стартовая диагностическая работа (входной контрольный диктант) | 15 |
Тематический | Анализ и коррекция ошибок. Контрольный словарный диктант | 16 |
Текущий | Урок-тренинг. Письмо под диктовку с комментированием. Контрольное списывание. | 17 |
Текущий | Изложение «Свет осени» | 19 |
Текущий | Творческая работа: зарисовка уголка родной природы* | |
Текущий | Контрольный диктант за 1 четверть. | 41 |
II четверть | |
Текущий | Изложение с условным названием «Долгожданная зима» | 48 |
Текущий | Творческая работа: составление текста (загадки или другого жанра) о зиме | 50 |
Текущий | Изложение текста «Ухоронки» | 60 |
Текущий | Контрольное списывание текста «Русь» | 71 |
Текущий | Контрольный диктант за вторую четверть | 73 |
Тематический | Проверочная работа комплексного характера | 75 |
Текущий | Творческая работы детей по теме «Новогодняя ёлка» и их презентации. | 76 |
III четверть |
Текущий | Части речи в роли главных членов предложения. Контрольный словарный диктант | 80 |
Тематический | Проверочная работа (диктант) | 94 |
Текущий | Творческая работа. Инструкция по изготовлению кормушки | 96 |
Текущий | Творческое списывание | 117 |
Тематический | Контрольный диктант за третью четверть | 124 |
Текущий | Обучающее изложение «Март в лесу» | 126 |
IVчетверть |
Текущий | Проверочная работа по теме «Словосочетание» | 136 |
Текущий | Обучающее сочинение «Любимая игрушка» | 146 |
Промежуточная аттестация | Итоговый контрольный диктант | 147 |
Текущий | Средства языка и их анализ. Контрольный словарный диктант | 149 |
Тематический | Контрольное списывание | 151 |
Промежуточная аттестация | Проверочная работа. Тестирование | 158 |
Текущий | Изложение «Любопытные» | 164 |
Промежуточная аттестация | Итоговая комплексная работа и ее анализ | 166 |
2. Содержание учебного курса
2.1. Содержание учебного курса
Речевое общение (46ч)
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений - 18ч
Речь. Речь как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как мыслительно – речевая деятельность. Представление о речевых действиях, об основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме, чтении. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи.
Высказывание. Текст. Высказывания в форме текста - диалога и текста - монолога. Тема и основная мысль текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста.
Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над развитием мысли в текстах. Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом периоде времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснения выбора своих решений. Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.
Речевой этикет. Просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов.
Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок. Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).
Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно - речевые умения) -28ч
Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста: объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Восприятие (понимание смысла обращенной к ученику речи) устных и письменных высказываний, включающих две микротемы. Восприятие интонационного рисунка предложения, фразы, выделение главного, понимание средств выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонация, мимика, жесты).
Чтение осмысленное, плавное (целыми словами и словосочетаниями). Выявление непонятных слов, выражений, уточнение их значения (с помощью взрослых, толкового, этимологического словарей). Определение темы и основной мысли текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации. Устное и письменное воспроизведение чужой речи. Списывание с образца, письмо по памяти, под диктовку. Устный пересказ, письменное изложение текста по частям (свободное списывание или диктант), изложение целого текста с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации.
Создание собственных высказываний (сочинений, небольших по объему, с 1—2 микротемами). Определение темы и цели высказывания, отбор нужного для материала, продумывание способов донесения смысла высказывания до слушателей, читателей. Выделение в собственном высказывании главного, выражение основной мысли и своего отношения к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм). Употребление слов в соответствии с орфоэпическими нормами, использование точной интонации в собственной речи.
Оформление письменной речи. Разборчивое и достаточно быстрое письмо слов в соответствии с требованиями каллиграфии и грамотного письма.
Составление текста письма (родным, друзьям), подпись конверта; составление текстов записки, объявления о пропаже животного, описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки), выражение своего отношения к разным периодам времен года, месяцам, праздникам, сочинение юмористических историй по рисункам, рассказ об историях, происшедших реально.
Ведение диалога: вступление в разговор, поддерживание его репликами, выражение своей точки зрения, убеждение, рациональное использование при разговоре несловесных средств общения.
Уместное использование и правильное построение высказываний этикетного характера: просьбы, пожелания, разговора по телефону.
Оценивание высказывания, редактирование.
Язык как средство общения (124 ч)
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений- 74ч
Общие сведения о языке- 5ч. О роли языка. Язык как кодовая система отражения реального мира с главным средством — словом. Языковые средства для обозначения предметов и явлений. Язык как средство общения. Сведения из истории происхождения слов этимологические экскурсы). Происхождение географических названий. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Сведения о некоторых произносительных, словообразовательных и словоупотребительных нормах русского языка (красивее, надеть — одеть, нравиться, красненький и т. п.). Разделы языкознания (представление о разделах науки о языке).
Фонетика, орфоэпия*1. Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.
Графика*. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с йотированными гласными е, ё, ю, я, с непроизносимыми согласными. Использование на письме разделительных ь и ъ знаков; небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, красной строки. Развитие графической зоркости, умения точного списывания с образца.
Чистописание*. Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 6) В, З, з, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф; 7) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б, Д. Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений.
Слово и его значение (лексика) - 3ч. Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. Сведения о заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.
Слово и его строение (состав слова, морфемика). – 10 ч. Углубление представлений о морфемном составе слова(корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах. Корень как главная значимая часть слова, «проводник» истории происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова). Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах. Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек- ,-ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-).
Проект «Подкормите птиц зимой» по теме «Проводники наших мыслей и чувств»
Слово как часть речи (морфология) - 22 ч. Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении). Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, имеющими эмоционально - оценочную окраску (молодец, красивая, ужасная, приплёлся, умная и т. п.).
Имя существительное. Углубление представлений о значениях имен существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц). Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.
Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый); материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм). Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в предложениях.
Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов.
Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.
Местоимение. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.
Служебные части речи. Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражение различного рода отношений между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы). Наблюдение над ролью предлогов и союзов в составе словосочетаний, союзов в составе сложных предложений.
Синтаксис – 34ч
Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.
Предложения. Виды предложений по цели высказывания (вопросительные и невопросительные), разнообразие целей высказывания (речевых задач), выражаемых невопросительными предложениями: сообщить (повествовательные); убедить, попросить, приказать (побудительные); утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений, разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Развитие речевого слуха: интонирование и восприятие интонации этих предложений.
Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы).
Предложения распространенные и нераспространенные.
Общее представление о второстепенных членах предложения. Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях определённых частей речи; распространение мысли с помощью второстепенных членов в зависимости от речевой задачи.
Наблюдения над интонацией предложений, осложненными обращениями.
Проект «Художественный журнал класса» по теме «Строим слова и предложения»
Орфография и пунктуация. – 50 ч. Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твердого знака. Написание частицы НЕ с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сел, улиц.
Знаки препинания в конце предложений.
2.2.Прохождение практической части программы по предмету
| Общее количество |
| Всего часов | Контрольных работ (диктантов, проверочных работ) | Изложений | Сочинений | Проектов |
1 четверть | 40 | 2 | 1 | | |
2 четверть | 38 | 1 | 2 | | 1 |
3 четверть | 52 | 2 | 1 | | |
4 четверть | 40 | 4 | | 1 | 1 |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№п/п | Название разделов | Количество часов |
1 | Язык и речь | 21 |
2 | Проводник наших мыслей и чувств | 20 |
| Называем … | 10 |
| Спрашиваем …Сообщаем …Побуждаем… | 9 |
3 | Проводник наших мыслей и чувств(продолжение) | 11 |
| Рассказываем …Описываем …Рассуждаем … | 11 |
4 | О главном | 26 |
5 | О главном (обобщаем, изучаем) | 20 |
| «Работа» частей речи их форм в роли главных членов предложения | |
6 | Конкретизируем значение, распространяем мысль | 32 |
| Употребление и правописание слов с приставками | 15 |
| Употребление слов с суффиксами | 4 |
| Назначение зависимого слова в словосочетании | 13 |
7 | Конкретизируем значение, распространяем мысль (продолжение) | 18 |
| Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений | 3 |
| Правописание местоимений с предлогами | 3 |
| Второстепенные члены предложения | 4 |
| Развиваем главные мысли в текстах | 8 |
8 | Повторение изученного в 3 классе | 22 |
| Средства языка и их анализ | 4 |
| Правописание слов | 5 |
| Выражаем мысли и чувства… | 10 |
| Резервные уроки. Презентации творческих работ. | 3 |
Итого | 170 |
1