II Актуализация знаний. | -Ребята давайте отгадаем загадки. Без пути и без дороги Идёт самый длинноногий, В тучках прячется, во мгле, Только ноги на земле . Бел, да не сахар, Нет ног, а идёт Без рук рисует, Без зубов кусает, Не огонь, а жжётся . (Слова-отгадки – карточки – на доску) - Прочитайте слова-отгадки. - Сравните. Что у них общего? - Сформулируйте тему урока. – Ребята посмотрите на доску, какие буквы вы видите? - Какая буква лишняя? Почему? - Какую ещё букву можно исключить? - Почему? - Запишите буквы парами. | -Дождь -Снег -Мороз -Слова с парными согласными в корне - Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне. -д, т, б, п, в, ф, г, к, ж, ш, з, с, р, и -И, это буква гласная -Р - Эта буква не имеет пары по звонкости и глухости. -д – т, б – п, в – ф, г – к, ж – ш, з – с |
III Самоопределение к деятельности | Работа с карточками. - У вас на столах лежат карточки, посмотрите пожалуйста. Чем различаются между собой звуки первого столбика? - Как называются такие звуки? - А почему они называются парными? - Как называются согласные второго столбика? - Почему? - Напишите пять слов с парными согласными звуками на конце. Вопрос Почемучки: - Какие слова нужно проверять, а какие являются проверочными? | Парные звуки: Непарные Непарные Звонкие глухие звонкие: глухие: [б] [б'] - [п] [п'] [л] [л'] [х] [х'] [в] [в'] - [ ф] [ф'] [м] [м'] [ц] [г] [г'] - [к] [к'] [н] [н'] [ч'] [д] [д'] - [т] [т'] [р] [р'] [щ'] [ж] - [ш] [й'] [з] [з'] - [с] [с'] -Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом, глухие – только с шумом. -Парные звонкие и глухие согласные. -Непарные звонкие -Потому что у этих согласных нет парных глухих. Проверяемые слова – это те слова, в которых звук и буква могут не совпадать. Проверочные слова – это слова, в которых после согласного стоит гласный звук |
IV Физкультминутка | Солнце глянуло в кроватку,1, 2, 3, 4, 5. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, 1, 2, 3, 4, 5. Наклониться – три, четыре- И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку. | |
V. Закрепление изученного материала. | Работа в группах. 1 группа. Из данных слов составьте новое слово, используя для этого первые слоги: Забор, гадкий, камера Подберите к получившемуся слову проверочное. Вставьте букву, запишите проверочное слово: Сне… -…… Ло…ка - ……… Кру….ки - …………… Сугро… - ………… Гла… - …….. Фла… - ………. 2 группа. Из данных слов составьте новое слово, используя для этого первые слоги: Кролик, ватрушка, каша Подберите к получившемуся слову проверочное. Вставьте букву, запишите проверочное слово: Обе… - ………….. Эта… - …………… Гара…. - ………… Ло…ка – ………….. Оши….ка - …………….. Горо…..- ……………. 3 группа. Из данных слов составьте новое слово, используя для этого первые слоги: Русалка, башмак, канат Подберите к получившемуся слову проверочное. Вставьте букву, запишите проверочное слово: Сапо… - ………………….. Шала….. - ………………. Медве….ь - ……………….. Ска…ка - ………………… Тру…ка - …………………. Ут….. - ………………….. | -Загадка -Загадать -Кроватка -Кроваточка -Рубашка -Рубашечка |
VI.Итог урока. Рефлексия. | - Давайте попробуем составить правило проверки парных согласных: Чтобы проверить или подобрать однокоренное, нужно изменить слово в котором после согласного парную согласную, стоит гласный звук или согласный звук [н](написано в разброс) -Молодцы!! | -Чтобы проверить парную согласную, нужно изменить слово или подобрать однокоренное, в котором после согласного стоит гласный звук или согласный звук [н] |