СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний. Состав слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса Обобщение знаний. Состав слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 3 класс»

Урок русского языка 3-А классе 11.11.2024

Учитель :Тимошенко А.А.

Тема урока №45: Обобщение знаний. Состав слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса

Тип урока: урок закрепления.

Основные цели:

  1. Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы, закрепить навыки разбора слова по составу.

  2. Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.

  3. Повторять и закреплять изученные орфограммы.

  4. Формирование способов действий по выделению в слове окончания, основы, корня, приставки и суффикса.

  5. Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.

Планируемые результаты.

Предметные результаты достижения учащихся:

  1. различать и выделять основные части слова,

  2. формулировать словообразующую роль каждой части слова,

  3. объяснять причины изменения формы слова,

  4. конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять терпение в учебной деятельности, работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Материалы к уроку:

Демонстрационный материал: учебник «Русский язык » Канакина.В.П, интерактивная доска, презентация к уроку.

Раздаточный материал: карточка

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. А сейчас давайте посмотрим с каким настроением вы начинаете урок.

- Вы готовы? Рабочее место в порядке? Начинается урок!

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь!

- Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Тихо сели.

Ноги – на месте,

Локти – у края,

Спина – прямая.

 Напоминаю правила работы на уроке:

Слушаем внимательно.

Объясняем грамотно.

Ответить хотите – не шумите,

А только руку поднимите.

2. Актуализация знаний.

Чтобы собрать наше внимание проведём «Разминку для ума».

Отвечаем хором, быстро.

- Часть слова, которая служит для связи слов в предложении называется…

- Общая часть родственных слов называется …

- Как называется третий зимний месяц?

- Какие буквы не употребляются в начале русских слов?

- Во что превращается вода зимой….

- Часть слова без окончания называется …

- Назовите слово, противоположное слову враг.

- Самый короткий месяц в году?

- Сколько гласных букв в русском алфавите?

3. Минутка чистописания.

В Вв

Ворона воробей

2.Словарная работа.

слайд …гурец, ов…щи, г…рох, к…ртоф…ль, п…м…дор.

Слайд Огурец, овощи, горох, картофель, помидор.

- Вспомните, с каким разделом продолжаем работу? (состав слова)

- Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте и покажите с помощью карточек о каких частях слова идет речь в стихотворении?

 Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Найти самую главную из частей!(корень)

 На конце любого слова

Что – то долго ищет Вова

Изменяемая часть

С другим словом держит связь. (окончание)

 Перед главной частью слова

Строго пишется она

И при помощи той части образуются слова. (приставка)

 После главной части слова

Обозначен уголком он

Его если заменить

Другое слово можно получить.(суффикс)

2. Организация учебной деятельности на этапе

1. Работа в парах. Карточка

- Какое слово лишнее?

Травка, школьница, река, пришкольный, город.

-Какое слово лишнее? Почему? слайд (разбор слова пришкольный по составу на доске)

-Молодцы, ребята, я вижу, что вы умеете дружить

3.Постановка цели и задач урока.

1. слайд Игра: анаграмма (дети собирают слово «состав»)

Выполняя следующее задание вы должны проявить смекалку и сообразительность. /отгадывают слово «состав» /

Стаосв ослав

-Ребята, слово состав имеет несколько лексических значений. Попробуйте назвать значения этого слова? (лекарственный ,поезда, состав команды и др.) Как называются такие слова ?

- Мы на уроке русского языка. Состав чего нас будет интересовать? (только состав слова)

- Значит какая тема урока? слайд А какая цель у нас?

-На уроке мы с вами повторим все что знаем о частях слова, закрепим умение правильно разбирать слова по составу, выполним много интересных заданий.

- О каких частях слова мы говорим? слайд (о корне, суффиксе, приставке, окончании)

- Что называется корнем слова?

- Что называется приставкой?

- Что называется суффиксом?

- Что называется окончанием?

А что такое основа слова?

-Молодцы, ребята, я вижу что вы не только дружные, но и сообразительные.

4.Первичное закрепление.

1. Работа с учебником. (с.85 упр.154)

(Работа с учебником с.85 упр.154)

-Молодцы, ребята! Вы справились с заданием! Слайд

6. Физминутка

 Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

 7. Добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

2. Работа с учебником стр.96 упр.181

(проверка в парах) слайд

3.Закрепление и обобщение полученных знаний.

Тест. Самостоятельная работа.

Мы должны пройти лабиринт. слайд

Игра «Плюс– минус».

Игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и, если вы ним согласны, ставите +, если не согласны – .

 1.Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)

2.Корень – это главная часть предложения. (-)

3.Окончание – изменяемая часть слова.(+)

4.Основа – это часть речи.(-)

5.Корни в однокоренных словах пишутся одинаково. (+)

6.Окончание помогает образовывать новые слова. (-)

7.Основа – часть слова без окончания. (+)

8.Чтобы найти окончание нужно изменить форму слова. (+)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Ребята давайте обобщим полученные вами знания.

Итог урока.

- Какую цель мы ставили на уроке? (повторить все что знаем о частях слова, закрепить умение правильно разбирать слова по составу)

- Нам удалось достичь цели?

- У кого возникли затруднения? Почему?

- Как вы считаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке.

На следующих уроках мы продолжим над составом слова, будем учиться находить в словах известные нам части слова.

Оценивание ответов детей.

Поля настроения. слайд

-Ребята, когда мы улетали с планеты Альдераан, жители подарили нам цветы чтобы мы украсили ими свои поля настроения в тетради.

красный - все получилось отлично

жёлтый – все получилось хорошо

голубой – не все получилось так, как хотелось, но я буду стараться

- Выберете тот цветок, который, вы считаете, вам подходит.

- А вот так я оценила вашу работу.


9. Домашнее задание: стр.86 упр.156

Спасибо! слайд