Интегративный урок-путешествие.
- дать первоначальное представление о склонении имён существительных.
знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, шестью парами падежных вопросов, способами определения падежей, дать понятие склонения имён существительных как изменения окончаний по вопросам или падежам.
Этапы и виды работы на уроке | Деятельность учителя и учеников | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
Организационный момент | -Здравствуйте. Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие. Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие в страну имен существительных. Впереди нас ждут новые открытия. В путь мы отправляемся на этом чудесном корабле.(слайд 1) Море знаний нас ждет. Волны открытий зовут. | -способствовать созданию благоприятного психологического климата. |
Минутка чистописания | Откройте тетради и запишите число, классная работа (слайд 2) – Какие волны на море? Покажите в воздухе. – Какую букву вам напоминают волны? (На слайде 3 таблица с буквой Мм) – В каких случаях слова пишутся с заглавной буквы М? (в именах собственных) – Запишем строчку соединений Мм. – Итак, нас ждет море. Корабль отправился в путь. (слайд 3) | |
Введение в тему и постановка задачи урока. | – Подберите однокоренные слова к слову море. (слайд 4) (Моряк, морской, мореход, морячок, морячка, моряцкий, морячить, взморье, приморье, поморец, поморка, мореплаватель) – Прочитайте слова. – Все ли они являются однокоренными? – Выпишите имена существительные. (Море, морячок, морячка, моряки)(слайд 5) – Эти имена существительные и приведут нас в их родную страну имен существительных. Нас ждут затеи и задачи, Игры, шутки – все для нас Пожелаем друг другу удачи За работу! В добрый час. – А вот и Страна Имен Существительных. (На доске открывается карта) (слайд 6) – Что называется именем существительным? • Что мы знаем об именах существительных? Сущ. бывают: • одушевленные, неодушевленные, • собственные, нарицательные. • Ж.р, м.р., с.р. Сущ. изменяются • по числам. • по падежам | Определение темы урока. |
Актуализация знаний | – Какое новое грамматическое понятие вы встретили? (Склонение) – Что такое склонение имен существительных.?(изменение слов по падежам) | |
Закрепление нового материала | Что нужно сделать со словами, чтобы они стояли в правильной форме? – Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему? (слайд 7) Нам нужны такой корабль на море, чтобы мы мог с любая волна поспорить. – Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? – Изменить окончания имен существительных по вопросам – просклонять. (слайды 8) (слайд 9) – Живут в реке Склонение шесть братьев падежей. В русском языке существует 6 падежей, послушайте стихи о них. слайд 11 ( На слайде показаны слова: Доброта, дорога, аллея, земля, дружить.) Прочитайте слова . - Как вы думаете, какое слово лишнее и почему? ( Дружить - это глагол). А какой частью речи являются остальные слова? - А по каким признакам вы определили, что это имя существительное? -Что можно определить у имени существительного и как оно изменяется?(оно изм.по родам,числам и падежам) Так над какой темой урока, мы будем с вами работать? ( 1 склонение имени существительного) Ответьте на вопрос, а для чего мы изучаем части речи, типы склонения( чтобы быть грамотными) Посмотрите на экран 13 слайд (Имена сущ. Которые при изменении по падежам имеют один.окончания в одних и тех же падежах и распределяются на склонения Им.сущ женского и мужского рода с окончаниями а я в И.п ед.числа относятся к 1 склонению. | Выполнение задания с комментированием фронтально. |
Склонение существительных | Давай те с вами попробуем просклонять 2 сущ. Вот такие падежи здесь! А вы с ними подружитесь! – Повторим названия падежей и их вопросы. – Для чего нужны вопросы? – При помощи вопросов падежей слово изменяет свое окончание. – Каждый из нас сегодня моряк. – Изменим окончание существительного «моряк» и «лодка» по вопросам падежей. (Запись осуществляется на доске и в тетрадях) (слайд 17) | |
Физ.минутка | Сущ.мужского рода –хлопаем Сущ.женского рода – топаем Суш.среднего рода – приседаем 1 раз Зима, мороз, лужа, снег, дождь, окно, ветер, небо, туча, облако, ковёр. | |
Самостоятельная работа. | – В гости к нам пришел один хитрый лесной зверек. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса. Кто это? (Лиса)(слайд 18) – Лиса пришла к нам не с пустыми руками. Она принесла для вас задание. – Вместо вопросов вставьте существительное «лиса». Лиса – хитрый зверь. У (кого?) пушистый хвост. (Кому?) т..пло зимой. Охотник высл..дил (кого?). Заяц не любит встреч..ться с (кем?). О (ком?) народ сложил сказки.(слайд 19) (Учащиеся списывают текст, изменяя по вопросам существительное «лиса», и вставляют пропущенные буквы. Учитель помогает «слабым» ученикам.) – Прочитайте предложения. Назовите окончание существительного «лиса» и покажите падеж. Какие буквы вы вставили в слова? Докажите. (слайд 20) | |
Работа с фразеологическими оборотами. | Работа в группах. В русском языке есть особые сочетания – фраз обороты. Слова в них всегда употребляются вместе и в определенном порядке. Вам сейчас предстоит употребить слово голова в нужной форме в сочетаниях и найти для сочетаний соответствующее объяснение. (слайд 21) Выбросить (из чего?) Постараться забыть Отвечать (чем?) Шалить, озорничать Ходить (на чем?) Взять ответственность на себя (слайд 22) | |
Итог урока | Что знаем? Что хотим узнать? Что узнали? Сущ. Изменяются • по родам, • по числам. -Что такое изменение по падежам? -Как изменять по падежам? -Сколько падежей в русском языке? Сущ. изменяются по падежам. В русском языке 6 падежей. Изменение по падежам (по вопросам) называется склонением. (Повесить стихи, памятку на доску) | |
Тест | (слайд 23) (если согласны с утверждением поставьте плюс, если нет – минус. Изменение сущ. по падежам или вопросам называется склонением. В русском языке 5 падежей. И. п. отвечает на вопросы: кто? что? (+,-,+) | |
Домашнее задание | – Прочитайте задание упражнения. – Что вызывает затруднение? – Наш корабль остаётся в Стране Имен Существительных. На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Склонение имен существительных». – Урок окончен. (слайд 24-25) | |