СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначенна для общеобразовательных учреждений по УМК "Планета знаний"

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 4 класс»


Содержание:


Разделы


Страницы

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

2-8

2.Содержание учебного предмета.

9-14

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение конкретной темы.

15-16

4.Приложение:

4.1.Календарно-тематическое планирование

4.2.Контрольно-измерительные материалы























1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

1.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса



ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

-осознание своей гражданской и национальной принадлежности;

- восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;

-осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;

-положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

-способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи; способность ориентироваться в понимании причин успешности и неуспешности в учёбе;

-эмоционально - ценностное отношение к конкретным поступкам.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

- эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении;

- личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;

- способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями;

- способности понимать чувства других людей и сопереживать им;

- ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

- различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;

- различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;

- применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);

- практически использовать знания алфавита при работе со словарём;

- выявлять слова, значение которых требует уточнения;

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

- определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

- находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

- различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;

- грамотно и каллиграфически правильно списывать (70–90 слов) и писать под диктовку тексты (75–80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

- ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);

- осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;

- выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- производить элементарные языковые анализы слов (звуко - буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;

- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

- проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

- оценивать уместность и точность использования слов в тексте;

- определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

- корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;

- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms - сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи);

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся на доступном уровне:

- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

- самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;

- осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- выбирать для выполнения определённой задачи: справочную литературу, памятки;

- распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;

- руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

- осуществлять само- и взаимопроверку, и взаимоконтроль, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; оказывать взаимопомощь;

- оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;

- адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;

- ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать её.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

- вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания;

- планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;

-регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

- ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;

- предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных источников;

- строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем;

- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

- использовать знаково - символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;

- дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);

- строить модели слов (звуко - буквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе с однородными членами предложения);

- находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

- классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;

- строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать приёмы и общий способ проверки орфограмм в словах, осваивать новые приёмы, способы;

- составлять сложный план текста;

- передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей; самостоятельно делать выводы;

-приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

- понимать тексты учебников, других художественных и научно - популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты;

-передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;

- владеть диалоговой формой речи;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций, договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, в группе;

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;

-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

- при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;

- выстраивать общение со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Обучающийся научится:

– отличительные признаки основных языковых средств: слова, словосочетания, предложения, текста;

– названия и отличительные признаки:

а) значимых частей слов (корень, приставка, суффикс, окончание),

б) частей речи, включая личные местоимения,

в) основных типов предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;

– правила орфографические (правописание падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения)

- определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;

- определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;

- определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Обучающийся получит возможность научиться:

– практически использовать знания алфавита при работе со словарем;

– производить элементарные языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;

- проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;

- оценивать правильность проведения морфологического разбора;

- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

- самостоятельно озаглавливать текст;

- составлять план текста;

- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

– различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;

– грамотно и каллиграфически правильно списывать, и писать под диктовку тексты (в 70–90 слов, 75–80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях;

– обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;

– уточнения в словарях значений непонятных слов, норм написания и произношения;

– владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и пунктуационного оформления предложений;

– овладения нормами русского речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность, поздравление); в ситуациях повседневного и учебного общения.




1.2.Карта контрольно-оценочной деятельности


Вид контроля

Форма контроля

№ урока

Текущий

Входной контрольный диктант

12

Текущий

Проверочный диктант

18

Текущий

Контрольный диктант за 1 четверть

36

Тематический

Контрольный диктант «Правописание глаголов»

39

Тематический

Проверочная работа «Правописание глаголов»

46

Тематический

Осложненное списывание «За букетами в зимний лес»

69

Тематический

Контрольный диктант «Предложения однородными членами»

70

Текущий

Контрольный диктант «Формы частей речи»

86

Тематический

Контрольный диктант «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

97

Тематический

Проверочная работа.

113

Тематический

Контрольный диктант «Правописание падежных форм склоняемых частей речи»

123

Текущий

Контрольный диктант «Части речи» за 3 четверть

127

Тематический

Проверочный диктант.

136

Тематический

Контрольный диктант «Правописание слов»

147

Тематический

Контрольное изложение

153

Тематический

Проверочная работа (комплексная)

159

Текущий

Итоговый контрольный диктант

165

























2. Содержание учебного курса

2.1. Содержание учебного курса


4 класс

175 часов (5 ч в неделю)

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (32 ч)1

Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (8 ч)

Речь. Углубление представления о речи как способе общения посредством языка. Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая, внутренняя речь (обдумывание). Основные виды речевой деятельности: слушание — говорение, чтение — письмо, внутренняя речь, воспроизведение чужой речи. Речевое общение как процесс обмена смыслами: восприятие смысла — слушание, чтение, передача смысла — говорение, письмо.

Речевая ситуация (с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как? я буду говорить/слушать). Выбор формы, объёма, типа и жанра высказывания в зависимости от речевой ситуации. Наблюдение над качествами речи: информационность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность.Упражнения по культуре речи: в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов). Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.

Высказывание. Текст. Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста - диалога. Текст - инструкция. Текст - письмо.

Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя - тремя микротемами. Наблюдения над способами выражения основной мысли в текстах: выражена словами текста, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается. Углубление представлений о функциональных типах текста: описании(описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на опросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге).

Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.

Особенности развития, распространения мысли в тексте, отражение её в структурных особенностях (композиции) текста. Наблюдение над способами связи частей текста, предложений в тексте. Речевые жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы - фантазии, ответы - обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников. Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно - деловая речь, разговорная речь).

Речевой этикет. Извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.

Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно - речевые умения) (24 ч)

Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две - три микротемы (типы и жанры указаны выше):

— слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и не словесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);

— читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до 130–140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;

— выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значение с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям справочных источников;

— ориентироваться (предугадывать) содержание текста, его частей по заголовку, пунктам плана, оглавлению;

— понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;

— определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, умение «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;

— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.

Говорение и письмо (передача смысла).

Создавать (говорить и писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2–3 микротемами):

— продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение, или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;

— понятно, логично доносить до читателей, слушателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;

— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);

— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

— писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания, написанного;

— писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до 65–70 букв — при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;

— составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты - рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;

— вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре не словесные средства общения.

Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.

Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывания, редактировать, давать советы по улучшению речи.

Проект «Используем средства языка при общении»

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (138 ч)

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений (64ч)

Общие сведения о языке (2 ч). Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.). Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения. Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка, их стилистическая неоднородность, изобразительно - выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка.Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа. Лингвистика и разделы науки о языке.

Фонетика и орфоэпия. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др.). Синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.

Графика.Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.

Чистописание. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма:

1) освоение рациональных соединений;

2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа: ш_м, к_х, л_я, ы, н, у_ц, и_ее, м_ ле, щ_ из, но_ю;

3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы;

4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.

Лексика (слово и его значение). Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употребленные в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы).

Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов, как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.

Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.

Состав слова (морфемика). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.

Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).

Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.

Морфология (слово как часть речи) .

Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении).

Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением и употреблением каждой части речи в речи, их синтаксической роли в предложениях.

Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия, причастия, деепричастия (без терминов).

Имя существительное. Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление о роде и изменении имён существительных типа пальто, такси, метро, особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).

Склонение имён существительных. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения.

Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.

Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.).Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков? какова? каково? каковы?).

Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе. Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член - определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение. Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.

Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).

Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1-го и 2-го спряжения. Личные окончания глаголов. Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже — второстепенный член).

Морфологический разбор глаголов.

Служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок. Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений. «Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.

Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений. Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц: ли, разве, бы.

Синтаксис.

Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).

Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, на который оно переходит, действие и предмет, с помощью которого оно совершается, действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).

Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.

Предложение. Систематизация признаков предложения с точки зрения цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул. Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.

Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями. Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация (75 часов)

Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа. Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин. Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.

Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3-го лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).

Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2-го лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л, в глаголах прошедшего времени (таял, сеял). Правописание гласных в личных окончаниях глаголов 1-го и 2-го спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости. Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами. Наблюдение над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями.

Проект «Язык мой – друг мой»




2.2.Прохождение практической части программы по предмету


Общее количество



Всего часов

Контрольных

работ

Изложений

Сочинений

Практических работ

Проектов

1 четверть

4

3

1




2 четверть

6

3

1


1

1

3 четверть

6

3

1

1

1


4 четверть

6

2


1

2

1












3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы



№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов


ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО… (вспоминаем, повторяем)


1

Особенности устной речи

2

2

Соблюдаем произносительные нормы и правила письма

6

3

В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация

13

4

Уроки творчества

4


АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


5

Выражаем мысли и чувства … Предложение

1

6

Части речи и члены предложения

1

7

Формы глаголов и их «работа» в роли сказуемого

6

8

Правописание глаголов

12

9

Проверочные работы

5

10

Выражение сказуемого разными формами времени глаголов

1

11

Выражение сказуемого “повелительными” формами глаголов в побудительных предложениях

1

12

Творческие работы

3


РАЗВЁРТЫВАЕМ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ…


13

Используем второстепенные члены предложения

4

14

Предложения с однородными членами

15


Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение)

5


ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМЫ И ПРАВОПИСАНИЕ (обобщаем, изучаем)


15

Слово как часть речи

2

16

Формы частей речи

7

17

Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи.

3

18

Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе

8

19

Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе

8

20

Безударные падежные окончания имён прилагательных

9

21

Правописание падежных форм личных местоимений

2

22

Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение и проверка)

11


ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМЫ И ПРАВОПИСАНИЕ (обобщаем, изучаем)


23

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение)

9


ИСПОЛЬЗУЕМ СРЕДСТВА ЯЗЫКА В РЕЧИ (повторяем, систематизируем)


24

Язык и речь. Слово

3

25

Правописание слов

3

26

Проверочные работы

5

27

Предложение. Текст

2

28

Связи частей и предложений в тексте

8

29

Язык мой — друг мой

11


Итого:

170










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!