СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 5 класс»

Типы речи. Описание

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе


Тема: Типы речи. Описание. Подготовка к домашнему сочинению-описанию.


Предмет: русский язык


Тип урока: урок подготовки к домашнему сочинению


Цели урока: 1. Содержательная. Повторить и углубить сведения о типах речи.

                       2. Деятельностная. Создать условия для формирования умения опознавать и создавать текст – описание.

Задачи: Стимулировать познавательную активность учащихся.

               Создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения. 

               Содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.


Методы: проблемный диалог


Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.


Средства обучения: тетрадь, сюжетные картинки, дидактические  материалы с использованием интерактивной доски, учебник под редакцией



Этап

Деятельность учителя

Организационный момент.

Включение в деловой ритм.

- Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

-Запишите число, классная работа

Актуализация знаний Проблемный диалог.

Цель: постановка цели урока;

Выявление места и причины затруднения.

 


Создаёт проблемную ситуацию.

- Сегодня мы с вами продолжим разговор о тексте. Вспомните, что такое текст?

- Из чего состоит текст?

- Назовите признаки текста.

 - По каким признакам мы можем сравнивать тексты, если они объединены одной темой?

- Давайте прочитаем текст, определим его тему:

Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.

- А теперь еще один текст:

Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится? Только сильные и смелые люди работают с хищниками.

- А этот текст о чём?

- А теперь третий текст:

Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они сильные и красивые! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки.

- Какова тема этого текста?

- Итак, тексты объединены общей темой, а в чём же разница между ними?

 

- Сегодня мы с вами поговорим о таком типе речи как описание. Давайте запишем тему урока.

- Какие признаки текста-описания мы уже знаем?

- Наша задача сегодня – узнать, какими языковыми средствами создаётся описание, научиться редактировать и  самим создавать текст-описание.

- Обратимся к учебнику. Рассмотрите иллюстрации. Что на них изображено?

- Прочитайте самостоятельно тексты под фотографиями.

- Что общего и что различного между ними?

-Какой текст более красочный?

- С помощью каких языковых средств это создаётся?

- А что можно сказать про другой текст?

 

- К каким стилям можно отнести эти тексты?

- Давайте попробуем определить, какое бывает описание предмета.

- Прочитаем правило в учебнике.

- Итак, чтобы создать описание, нам достаточно запечатлеть один кадр действительности, как будто сделать один фотоснимок.

 

- А сейчас поработаем редакторами. В упр. Учебника есть текст-описание, составленный учеником 5 класса. Ваша задача прочитать его и определить, всё ли написано правильно. А если наёдете ошибки, то попытайтесь их исправить. Работаем в парах.

- Давайте проверим, что у нас получилось.

- Какого рода ошибки были допущены в тексте? (нарушение временной соотнесённости; грамматические ошибки)

 

- Давайте немного отвлечёмся, подвигаемся. Посмотрите небольшой видеоролик, послушайте песенку. (песенка об одуванчике)

  1. Формирующий этап при высоком уровне – вариант №1

(25 минут)

  1. Работа с текстом

Переходим ко второму этапу – полет.


Текст-описание по теме урока


Какой тип текста представлен?

Перечислите признаки, которые помогли вам определить, что это текст-описание.


  1. «Ручная кладь»

Давайте обогатим свой багаж и поработаем с прилагательными.

Заполни пропуски.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ с пропущенными буквами (5 шт)


  1. Динамическая пауза (задание по выбору)


Игра «Крокодил». Каждая команда выбирает два прилагательных из «Ручной клади», а затем мимикой, жестами показывает его противоположной команде.


  1. Работа в группе

Обучающиеся выбирают картинку, по которой будут составлять текст.


Используя памятку по составлению текста-описание, придумайте два предложения по заданию, которое находится в вашем посадочном талоне.


Если вы уже составили свои предложения, по критериям на доске, проверьте, на сколько вы справились с этим заданием.

Работая в группе, соедините свои предложения, чтобы у вас получился текст.


Учитель выдает планшеты (1 планшет на команду).

Сфотографируйте свою работу. Перейдите в приложение «ВК мессенджер» и отправьте фотографию текста в общий чат.


Команды по очереди озвучивают текст, противоположная команда оценивает по критериям.

Формирующий этап при среднем уровне (25 минут)

  1. Работа с текстом (задание на выбор)


Текст-описание по теме урока


Какой тип текста представлен?

Перечислите признаки, которые помогли вам определить, что это текст-описание.

  1. «Ручная кладь»

Давайте обогатим свой багаж и поработаем с прилагательными.

Заполни пропуски.


ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ с пропущенными буквами (5 шт)


  1. Динамическая пауза

Игра «Крокодил». Каждая команда выбирает два прилагательных из «Ручной клади», а затем мимикой, жестами показывает его противоположной команде.


  1. Работа в группе (задание по выбору)

Обучающиеся выбирают картинку, по которой будут составлять текст.


Используя памятку по составлению текста-описание, придумайте два предложения по заданию, которое находится в вашем посадочном талоне.


Если вы уже составили свои предложения, по критериям на доске, проверьте, на сколько вы справились с этим заданием.

Работая в группе, соедините свои предложения, чтобы у вас получился текст.


Учитель выдает планшеты (1 планшет на команду).

Сфотографируйте свою работу. Перейдите в приложение «ВК мессенджер» и отправьте фотографию текста в общий чат.


Команды по очереди озвучивают текст, противоположная команда оценивает по критериям.

  1. Подведение итогов.

(5 минут)

Наш самолет приземлился, но давайте узнаем, достигли мы пункт назначения или нет.


Обсуждение поставленной цели и задач.


А пока к самолету подают трап, давайте оценим свою работу на занятии. Разверните ваш посадочный талон, если все круги закрашены зеленым, то вы были успешны на каждом этапе занятия.

Если присутствует желтый цвет, то на занятии вы столкнулись с трудностями, значит данную тему нужно закрепить.