Урок- повторение русского языка в 7 классе на тему "Деепричастие"
Цели: систематизировать ЗУН учащихся по данной теме, научить различать причастия в потоке речи, находить сходства и различия деепричастия с наречием;
развивать логическое мышление и речь, закрепить навыки анализа языкового материала;
воспитывать интерес к предмету, стремление к знаниям, толерантности и трудолюбию.
Метод: репродуктивный
Тип: Урок – повторение
Оборудование: интерактивная доска, электронный учебник по русскому языку, тестовые тематические вопросники, карточки.
Ход урока:
І. Организационный момент
-Объявление темы урока, целей и задач урока.
ІІ. Опрос домашнего задания
- Проверка письменной работы
ІІІ. Проверка знаний
Сейчас вы проверите, насколько хорошо вы знаете «биографию» деепричастия. Если вы согласны со мной, то ставите плюс, если нет – минус.
Графический диктант
1. Деепричастие –самостоятельная часть речи. (-)
2. Деепричастие обозначает добавочное действие предмета. (+)
3. Деепричастие отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? (-)
4. Деепричастие совмещает значения глагола и наречия. (+)
5. Деепричастие не изменяется. (+)
6. Деепричастие имеет следующие признаки глагола: время, число, лицо. (-)
7. Деепричастие имеет следующие признаки наречия: неизменяемость. (+)
8. В предложении деепричастие является обстоятельством. (+)
9. Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью суффиксов -а-, -я-. (+)
10. Деепричастия совершенного вида образуются с помощью суффиксов –енн-, -нн-, -т-. (+)
ІУ. Выборочный диктант
Закрепим теоретические знания на практике. Выписать деепричастия из отрывков стихотворений:
Понимаешь, мама, я учитель.
Видишь, я вхожу, бледнея, в класс,
Это мне решили поручить их,
Сорок душ и восемьдесят глаз.
Может, будет трудно, небогато
Буду жить, свой выбор не браня.
Понимаешь, ведь мои ребята –
Это продолжение меня.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив, русский –
Стану я глухой.
Жизнь человеку только раз дается,
У всех такая разная судьба,
Есть люди, что торят свои дороги,
А есть и те, кто легкой жизни ищет.
Кто, разменяв на медяки года,
Копя гроши, всегда живет, как нищий,
А, умерев, уходит без следа.
- Как вы понимаете значение этих отрывков из стихотворений?
V.Задание: сгруппируйте слова по общему признаку и найдите слово, которое не группируется, то есть лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.
Раздумывая, задумавшийся, написано, откликнувшийся.
Зарождаясь, направив, отдающий, умея.
Понимая, обнявшись, помогая, сочувствуя.
Проверь себя.
Раздумывая - деепричастие, остальные слова - причастия.
Отдающий - причастие, остальные слова – деепричастия.
Обнявшись - деепричастие совершенного вида, остальные слова- деепричастия несовершенного вида.
VI. Самостоятельная работа
Задания:
1.Образуйте от глаголв деепричастия при помощи суффиксов –а, -я. Обозначьте суффиксы.
Украшали -
Пропускал –
Вставляли –
Изображали –
2. Образуйте от глагов деепричастия при помощи суффиксов –в,-вши, -ши. Обозначьте суффиксы.
Украсили –
Внесли –
Раскрасили –
Пропустили –
3.Заменить глаголы деепричастиями:
Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом.
Товарищи заменили его беспокойство и ушли.
Ветер быстро гнал тучи, свистел и взвизгивал.
Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.
Идет сильный дождь и стучит по крыше.
4. Выписать деепричастия совершенного вида в один столбик, а несовершенного – в другой столбик: Набирая, поднявшись, разговаривая, кружась, приближаясь, уверяя, вылетев, остановив, держась
Деепричастие | Вопрос | Что обозначает? | Формула образование деепричастий |
Несовершенного вида | Что делая? | Незаконченное добавочное действие | Основа настоящего времени глаголов несовершенного вида + суффиксы –а / -я Например: глядеть – глядят - глядя |
Совершенного вида | Что сделав? | Законченное добавочное действие | Основа неопределенной формы глаголов совершенного вида + суффиксы –в, -вши, -ши н/р: выскочить – выскочив, испечь - испекши |
6. Заменить словосочетания фразеологическими оборотами с деепричастием и деепричастным оборотом.
Слушать снапряженным вниманием – навострив уши
Сказать чистосердечно – положа руку на сердце
Трудиться усердно – не покладая рук
Смотреть пристально – не отрывая глаз
Работать небрежно – спустя рукава
Работать хорошо - засучив рукава.
7. Произвести синтаксический разбор предложения.
Прибой может разбить в щепки лодку, бросив её на камни. / повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полное, осложнено деепричастным оборотом/
VII. Обобщение
Задание: перестройте предложение так, чтобы деепричастный оборот стоял в середине, в конце предложения; расставьте знаки препинания и объясните их с помощью схемы.
Прочитайте текст и выполните задания, которые вы сформулируйте сами.
Отчаявшись старый мусорщик бросил прибирать мастерские. Несколько дней он пролежал у себя в лачуге повернувшись лицом к стене. Он лежал молча и только один раз улыбнулся прижав к глазам рукав старого пиджака. Но никто этого не видел. Соседи даже не приходили к Шамету- у каждого хватало забот.
(По К.Г. Паустовскому «Золотая роза»)
Проверьте.
Отчаявшись, старый мусорщик бросил прибирать мастерские. Несколько дней он пролежал у себя в лачуге, повернувшись лицом к стене. Он лежал молча и только один раз улыбнулся, прижав к глазам рукав старого пиджака. Но никто этого не видел. Соседи даже не приходили к Шамету - у каждого хватало забот.
VIII. Вспомним о правописании НЕ с разными частями речи, с деепричастиями в том числе.(2 уч-ся с низкими интеллектуальными способностями работают по карточкам, остальные пишут объяснительный диктант)
Невзлюбить, неизвестно, ничем не оправданное волнение, неловкость, ещё не оттаявшая земля, неисследованное пространство, не помогая ни в чём, не освещённое солнцем поле, это не интересно, а скучно, нераспустившиеся листочки, не обдумав ответ, невтерпёж, посмотреть неприязненно, не прячься.
IX.ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1.Деепричастие поясняет:
А) прилагательное; Б) глагол; В) наречие; Г) существительное; Д) причастие
2. Укажите глагол, от которого можно образовать деепричастие несовершенного вида:
А) ждать ; Б) лгать ; В) шить ; Г) мчаться; Д) бить
3. Укажите строку с глаголами, от которых нельзя образовать деепричастие:
А) рвать, ждать; Б) сидеть, замереть; В) просохнуть, промокнуть; Г) обрести, прочесть;
Д) услышать, увидеть
4. какой частью речи является слово цепляясь:
А) деепричастие Б) прилагательное В) глагол Г) наречие Д) причастие
5. Какое слово не является деепричастием?
А) бегая; Б) спавший; В) опустив; Г) встречаясь; Д) подогнав
6. Деепричастия совершенного вида образуется..
А) с помощью суффиксов –а, -я; Б) с помощью суффиксов –ейш-, -айш-; В) с помощью
суффиксов –ем-, -им-; Г) с помощью суффиксов –енн-,-ённ-; Д) с помощью суффиксов –в,-
вши,-ши
7. Деепричастия несовершенного вида образуется..
А) с помощью суффиксов –а, -я; Б) с помощью суффиксов –ейш-, -айш-; В) с помощью
суффиксов –ем-, -им-; Г) с помощью суффиксов –енн-,-ённ-; Д) с помощью суффиксов –в,-
вши,-ши
X. Подведение итогов
ХI. Домашнее задание
- Повторить правила по теме «Деепричастие»
- Выписать из любого художественного текста 10 предложений с деепричастиями или деепричастными оборотами