СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для итоговой работы 

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 7 класс»

Спецификация

итоговой контрольной (диагностической) работы по русскому языку для 7 классов

1. Назначение диагностической работы

Диагностическая работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 7 классов предметного содержания курса русского языка по программе основной школы, выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения, и мониторинга индивидуальных достижений учащихся по русскому языку.

2. Документы, определяющие содержание и структуру диагностической работы

Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:

– Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089). – О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).

3. Условия проведения диагностической работы, включая дополни- тельные материалы и оборудование

При проведении диагностической работы предусматривается строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Дополнительные материалы и оборудование не используются. Ответы учащиеся записывают в бланк тестирования.

4. Время выполнения диагностической работы На выполнение всей работы отводится 60 минут.

5. Содержание и структура диагностической работы

Комплект содержит четыре варианта, разработанных по единому плану, представленному в Приложении 1. Каждый вариант диагностической работы состоит из 19 заданий: 11 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх предложенных, 5 заданий с кратким ответом и 3 заданий с развёрнутым ответом. Десять заданий построены на основе двух текстов. К тексту 1 предлагаются задания, проверяющие умения проводить комплексный анализ текста с точки зрения содержания и языковых особенностей. В тексте 2 ученик должен вставить пропущенные буквы и знаки препинания и объяснить одну из орфограмм или пунктограмм. На основе текста 2 ученик должен составить собственный текст на заданную тему. В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности (до 30% заданий). Содержание диагностической работы охватывает учебный материал по русскому языку, изученный в 5 – 7 классах. Распределение заданий по основным содержательным блокам представлено в таблице:

п/п

Содержательные блоки

Количество заданий в варианте

1.

Лексика

1

2.

Морфемика и словообразование

2

3.

Грамматика. Морфология

1

4.

Грамматика. Синтаксис.

1

5.

Орфография

5+1 комплексное,+1 для вариантов

1, 3

6.

Пунктуация

1+1 комплексное,+1 для вариантов

2, 4

7.

Языковые нормы

2

8.

Информационная обработка текстов различных стилей и жанров

3

9.

Создание текстов различных стилей и типов речи

1

Распределение заданий по проверяемым умениям представлено в таблице:

п/п

Блоки проверяемых умений

Количество заданий в варианте

1.

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

12

2.

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения

1

3.

Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения

2

4.

Уметь соблюдать основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка

2

5.

Уметь определять тему текста, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста и различать стили речи

2

6.

Уметь создавать тексты различных стилей и жанров

1

7.

Уметь осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты

1

6. Система оценивания отдельных заданий и итоговой контрольной работы в целом Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 0 или 1 балл. Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания с кратким ответом оцениваются в 0, 1 или 2 балла. Задания с развёрнутым ответом оцениваются экспертом с учётом правильности и полноты ответа. Максимальный балл составляет 4 балла (задания С1 и С3), 2 балла (задание С2). К каждому заданию приводятся критерии оценивания для эксперта, в которых указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла. Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 28 баллов.

В Приложении 1 приведен план итоговой контрольной работы. В Приложении 2 представлен демонстрационный вариант итоговой контрольной работы.

Приложение 1 План

Итоговой контрольной работы по русскому языку в 7 классах

Используются следующие условные обозначения: ВО – задание с выбором ответа, КО – задание с кратким ответом, РО – задание с развёрнутым ответом, Б – задание базового уровня сложности, П – задание повышенного уровня сложности.

задания

Планируемые результаты обучения (ПРО)

Тип задания

Проверяемые умения

Уровень сложности

Макс. балл

1.

Орфоэпические нормы

БВО

Уметь соблюдать основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка

Б

1

2.

Разбор слова по составу (морфемный анализ)

ВО

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

Б

1

3.

Морфологические грамматические нормы образования и употребления

форм числительных

КО

Уметь соблюдать основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка

П

1

4.

Типы безударных гласных

КО

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

Б

2

5.

Правописание слов с орфограммами в приставках и после

приставок (обобщение)

ВО

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Б

1

6.

Объяснение написания суффиксов

ВО

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

П

1

7.

Слитное, дефисное и раздельное написание различных частей речи

(обобщение)

ВО

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Б

1

8.

Комплексный

ВО

Уметь опознавать

Б

1



орфографический анализ


языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации



9.

Объяснение пунктуации в предложениях с причастными и деепричастными оборотами

ВО

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

Б

1

10.

Смысловая связь

между предложениями

текста

ВО

Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения

Б

1

11.

Определение темы и/или

основной мысли текста

ВО

Уметь определять тему текста, основную мысль текста, функционально- смысловой тип текста, различать стили речи

Б

1

12.

Характеристика текста (по стилю, типу речи, способу и средствам связи, средствам речевой выразительности)

КО

Уметь определять тему текста, основную мысль текста, функционально- смысловой тип текста, различать стили речи

П

2

13.

Грамматический анализ предложений и

словосочетаний из текста

ВО

Уметь опознавать языковые единицы проводить различные виды

их анализа

Б

1

14.

Морфологическая Характеристика слов из текста

КО

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

П

1

15.

Словообразование языковых единиц из текста

ВО

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

Б

1

16.

Лексическая синонимия

КО

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

П

1

С1.

Контрольное списывание текста с пропущенными буквами и знаками

препинания

РО

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Б

4

С2.

Комплексный

орфографический анализ ИЛИ комплексный

пунктуационный анализ

РО

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные

Б

2




правила орфографии и пунктуации



С3.

Создание текстов различных стилей и жанров

РО

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения. Уметь создавать тексты различных стилей и жанров.

П

4

ВО -11

КО - 5

РО - 3

Б -13 П -6

28

Приложение Вариант

итоговой контрольной работы для учащихся 7-х классов по русскому языку

  1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) новостЕй 2) нанесенА 3) пОнятый 4) бАлуясь Ответ: ____________________.

  1. Укажите слово, состав которого соответствует схеме ¬

    1. записаны 2) сжимая 3) принесённый 4) придумывая Ответ: ____________________.

  1. Запишите числительное в нужной падежной форме.

В библиотеку поступило около 200 книжных новинок. Ответ: ____________________.

  1. Какие два слова из перечня нельзя включить в таблицу? Обведите их номера.

Правописание проверяемой гласной Е в корне слова

Правописание гласной И в корне слова с чередованием Е/И

    1. выт..снить (из своих рядов)

    2. кар..катура

    3. ум..реть (на поле боя)

    4. заб..рать

    5. пот..шаться (над проделками кота)

Ответ: ____________________.

Запишите ответ в бланк без дополнительных знаков.

  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

    1. пр..школьный, пр..гореть

    2. с..ёмки, от..утюжить

    3. по..грать, с..грать 4) ра..царапать, не..дешний Ответ: ____________________.

  1. В каком примере правописание суффикса в слове регулируется правилом «В суффиксах действительных причастий настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения, пишется буква У(Ю)»?

    1. почу..вший весну

    2. бор..щийся за мир

    3. леч..щий врач 4) они посе..т пшеницу Ответ: ____________________.

  1. Какое слово пишется слитно?

    1. кто(то) пришёл

    2. (пресно)водное озеро

    3. англо(русский) словарь

    4. юго(восточный) ветер Ответ: ____________________.

  1. Прочитайте словосочетания:

(не)выучив стихотворение,

(не)уступив места,

(не)продуманный ответ, (не)точный ответ.

Какие из утверждений верны?

А. НЕ с деепричастиями «выучив» и «уступив» пишется раздельно.

Б. НЕ с полными причастиями «продуманный» и «точный» пишется слитно. 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б Ответ: ____________________.

  1. Прочитайте предложения.

(1)Колокольня Ивана Великого, построенная при Борисе Годунове, была самым высоким сооружением в Москве до возведения Храма Христа Спасителя. (2)Архитектура колокольни Ивана Великого, представляющей собой трёхъярусный столп из восьмигранников, проста и величественна.

Укажите верное утверждение.

  1. В предложении 1 запятыми выделяется причастный оборот, в предложении 2 – деепричастный оборот.

  2. В предложениях 1 и 2 запятыми выделяются причастные обороты.

  3. В предложении 1 запятыми выделяется деепричастный оборот, в предложении 2 – причастный оборот.

  4. В предложениях 1 и 2 запятыми выделяются деепричастные обороты. Ответ: ____________________.

Прочитайте текст 1 и выполните задания 10 – 16.

Текст 1

(1)К числу старейших русских городов относится Архангельск, столица Поморья. (2)Его жители были отважными мореходами, достигавшими бере- гов Новой Земли, Шпицбергена и островов Северного Ледовитого океана. (3)К XVII веку благодаря торговым отношениям со странами Западной Европы Архангельск развивается и богатеет. (4)Именно здесь в 1694 году при личном участии Петра I был спущен на воду корабль «Святой Павел» – первое торговое судно, построенное в Архангельске.

(5)Без Архангельска в России не появился бы ни торговый, ни военно- морской флот, … в 1762 году этот город-порт был уравнен в торговых пра- вах с самим Санкт-Петербургом.

10. Какое слово (сочетание слов) необходимо вставить на место пропуска в предложении 5?

  1. несмотря на это,

  2. но

  3. значит, 4) поэтому

Ответ: ____________________.

11. Какое предложение наиболее точно передаёт основную мысль текста?

  1. Возникновение военно-морского и торгового флота России стало возможным только благодаря развитию Архангельска, уравненного в торговых правах со столицей государства.

  2. Развитие Архангельска было связано с развитием международной торговли в XVII веке.

  3. Архангельск был уравнен в торговых правах с Санкт-Петербургом, так как именно здесь были построены первые корабли при личном участии Петра I.

  4. Отвага жителей Архангельска способствовала развитию всего Поморья.

12.Выберите из перечня два верных утверждения и обведите их номера. 1) Стиль речи публицистический.

  1. Предложения 1 и 2 связаны с помощью личного местоимения.

  2. Предложение 4 дополняет содержание предложения 3. 4) В предложении 5 представлено описание.

  1. В предложении 3 слово "Западной" является эпитетом.

Ответ: ____________________.

Запишите ответ в бланк без дополнительных знаков.

13. Укажите неверное утверждение.

  1. «Архангельск развивается и богатеет» – грамматическая основа в предложении 3.

  2. Предложение 2 осложнено причастным оборотом и однородными членами.

  3. Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами.

  4. «Построенное в Архангельске» – причастный оборот в предложении 4. Ответ: ____________________.

14.Выпишите из первого абзаца действительное причастие прошедшего времени. Ответ: ___________________________________.

  1. Определите способ образования слова ОТНОШЕНИЯМ (предложение 3).

    1. суффиксальный

    2. приставочно-суффиксальный

    3. приставочный

    4. бессуффиксный

Ответ: ____________________.

  1. Замените слово ЗДЕСЬ из предложения 4 синонимом (одним словом). Ответ: __________________.

С1. Спишите текст 2, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 2

Открыв рано утром мышеловку тётушка увидела незва..ую гостью. Мышь пр..спокойно сидела в ловушке будто она всю жизнь там жила. (Не)церемонясь с нахалкой тётушка взяла её двумя пальцами за хвост и вышвырнула за дверь. Мышь освобождё..ая из плена быстро юркнула под крыльцо и стала обдумывать новые пути проникновения в дом. Ведь под столом остался (не)убранный кухаркой аппетитный кусочек сыра и бесчисленное количество крошек.

Текст запишите на обратной стороне бланка, обязательно указав номер задания – С1.

С2. Из слов текста 2, в которых раскрыты скобки или вставлены пропущенные буквы, выберите одно и объясните свой выбор орфограммы.

Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания – С2.

С3. Как вы думаете, какое чувство хочет вызвать у читателя автор, рассказывая данную историю? Назовите два языковых средства, которые для этого использованы. Из прочитанного текста приведите по одному примеру названных языковых средств. Свои размышления запишите в виде текста из 2 – 3 предложений.

Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания – С3.

Система оценивания

итоговой контрольной работы по русскому языку

Ответы для заданий с кратким ответом или с выбором ответа.

задания

Ответ

Балл

1.

4

1

2.

3

1

3.

двухсот

1

4.

23

1

5.

1

1

6.

2

1

7.

2

1

8.

1

1

9.

2

1

10.

4

1

11.

1

1

12.

13

1

13.

3

1

14.

достигавшими

1

15.

1

1

16.

тут

1

Критерии оценивания для задания С1.

Содержание верного ответа

Открыв рано утром мышеловку, тётушка увидела незваную гостью. Мышь преспокойно сидела в ловушке, будто она всю жизнь там жила. Не церемонясь с нахалкой, тётушка взяла её двумя пальцами за хвост и вышвырнула за дверь. Мышь, освобождённая из плена, быстро юркнула под крыльцо и стала обдумывать новые пути проникновения в дом. Ведь под столом остался не убранный кухаркой аппетитный кусочек сыра и бесчисленное количество крошек.

Указания к оцениванию

К1 Орфографические нормы

Нет ошибок

2

1-2 ошибки

1

3 и более ошибки

0

К2 Пунктуационные нормы

Нет ошибок

2

1 ошибка

1

2 и более ошибки

0

Максимальный балл

4

Критерии оценивания для задания С2.

Указания к оцениванию

Верно объяснена (в любой форме) орфограмма в выбранном слове

2

Частично объяснена орфограмма в выбранном слове

1

Ответ неверен или отсутствует

0

Максимальный балл

2

Критерии оценивания для задания С3.

Элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл и правильность ответа)

Ответ представлен в виде связного текста из 2-3 предложений на заданную тему, в котором:

1. названы чувства, которые хочет вызвать автор (лёгкая усмешка); 2. приведены два языковых средства, использованные автором; 3. к каждому языковому средству указан пример.

Например: контекстные синонимы (мышь, незваная гостья, нахалка), эпитет (преспокойно), однородные члены и др.

Указания к оцениванию Баллы

1. Содержание ответа

В ответе использованы все элементы правильного ответа. Ученик верно определил чувство, которое хочет вызвать у читателя автор. Для обоснования своей точки зрения верно указал два любых языковых средства и привёл примеры использования их в тексте.

2

Ученик верно определил чувство, которое хочет вызвать у читателя автор. Для обоснования своей точки зрения верно указал одно любое языковое средство и привёл пример использования его в тексте.

ИЛИ

Ученик верно определил чувство, которое хочет вызвать у читателя автор. Для обоснования своей точки зрения верно указал два примера разных средств речевой выразительности без использования терминов или при неверном использовании терминов.

1

Ответ не содержит элементов верного ответа или отсутствует

0

2. Смысловая цельность, речевая связность

Логических ошибок нет

1

Допущены логические ошибки (одна или более)

0

3. Грамотность

Ошибок нет ИЛИ

допущена одна ошибка (орфографическая, пунктуационная,грамматическая или речевая)

1

Допущено более одной ошибки (орфографической, пунктуационной, грамматической или речевой)

0

Максимальный балл

4