Спецификация
итоговой контрольной (диагностической) работы по русскому языку для 7 классов
1. Назначение диагностической работы
Диагностическая работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 7 классов предметного содержания курса русского языка по программе основной школы, выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения, и мониторинга индивидуальных достижений учащихся по русскому языку.
2. Документы, определяющие содержание и структуру диагностической работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
– Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089). – О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).
3. Условия проведения диагностической работы, включая дополни- тельные материалы и оборудование
При проведении диагностической работы предусматривается строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Дополнительные материалы и оборудование не используются. Ответы учащиеся записывают в бланк тестирования.
4. Время выполнения диагностической работы На выполнение всей работы отводится 60 минут.
5. Содержание и структура диагностической работы
Комплект содержит четыре варианта, разработанных по единому плану, представленному в Приложении 1. Каждый вариант диагностической работы состоит из 19 заданий: 11 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх предложенных, 5 заданий с кратким ответом и 3 заданий с развёрнутым ответом. Десять заданий построены на основе двух текстов. К тексту 1 предлагаются задания, проверяющие умения проводить комплексный анализ текста с точки зрения содержания и языковых особенностей. В тексте 2 ученик должен вставить пропущенные буквы и знаки препинания и объяснить одну из орфограмм или пунктограмм. На основе текста 2 ученик должен составить собственный текст на заданную тему. В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности (до 30% заданий). Содержание диагностической работы охватывает учебный материал по русскому языку, изученный в 5 – 7 классах. Распределение заданий по основным содержательным блокам представлено в таблице:
№ п/п | Содержательные блоки | Количество заданий в варианте |
1. | Лексика | 1 |
2. | Морфемика и словообразование | 2 |
3. | Грамматика. Морфология | 1 |
4. | Грамматика. Синтаксис. | 1 |
5. | Орфография | 5+1 комплексное,+1 для вариантов 1, 3 |
6. | Пунктуация | 1+1 комплексное,+1 для вариантов 2, 4 |
7. | Языковые нормы | 2 |
8. | Информационная обработка текстов различных стилей и жанров | 3 |
9. | Создание текстов различных стилей и типов речи | 1 |
Распределение заданий по проверяемым умениям представлено в таблице:
№ п/п | Блоки проверяемых умений | Количество заданий в варианте |
1. | Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | 12 |
2. | Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | 1 |
3. | Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения | 2 |
4. | Уметь соблюдать основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка | 2 |
5. | Уметь определять тему текста, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста и различать стили речи | 2 |
6. | Уметь создавать тексты различных стилей и жанров | 1 |
7. | Уметь осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты | 1 |
6. Система оценивания отдельных заданий и итоговой контрольной работы в целом Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 0 или 1 балл. Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания с кратким ответом оцениваются в 0, 1 или 2 балла. Задания с развёрнутым ответом оцениваются экспертом с учётом правильности и полноты ответа. Максимальный балл составляет 4 балла (задания С1 и С3), 2 балла (задание С2). К каждому заданию приводятся критерии оценивания для эксперта, в которых указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла. Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 28 баллов.
В Приложении 1 приведен план итоговой контрольной работы. В Приложении 2 представлен демонстрационный вариант итоговой контрольной работы.
Приложение 1 План
Итоговой контрольной работы по русскому языку в 7 классах
Используются следующие условные обозначения: ВО – задание с выбором ответа, КО – задание с кратким ответом, РО – задание с развёрнутым ответом, Б – задание базового уровня сложности, П – задание повышенного уровня сложности.
№ задания | Планируемые результаты обучения (ПРО) | Тип задания | Проверяемые умения | Уровень сложности | Макс. балл |
1. | Орфоэпические нормы | БВО | Уметь соблюдать основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка | Б | 1 |
2. | Разбор слова по составу (морфемный анализ) | ВО | Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Б | 1 |
3. | Морфологические грамматические нормы образования и употребления форм числительных | КО | Уметь соблюдать основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка | П | 1 |
4. | Типы безударных гласных | КО | Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Б | 2 |
5. | Правописание слов с орфограммами в приставках и после приставок (обобщение) | ВО | Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Б | 1 |
6. | Объяснение написания суффиксов | ВО | Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | П | 1 |
7. | Слитное, дефисное и раздельное написание различных частей речи (обобщение) | ВО | Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Б | 1 |
8. | Комплексный | ВО | Уметь опознавать | Б | 1 |
| орфографический анализ | | языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | | |
9. | Объяснение пунктуации в предложениях с причастными и деепричастными оборотами | ВО | Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; | Б | 1 |
10. | Смысловая связь между предложениями текста | ВО | Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения | Б | 1 |
11. | Определение темы и/или основной мысли текста | ВО | Уметь определять тему текста, основную мысль текста, функционально- смысловой тип текста, различать стили речи | Б | 1 |
12. | Характеристика текста (по стилю, типу речи, способу и средствам связи, средствам речевой выразительности) | КО | Уметь определять тему текста, основную мысль текста, функционально- смысловой тип текста, различать стили речи | П | 2 |
13. | Грамматический анализ предложений и словосочетаний из текста | ВО | Уметь опознавать языковые единицы проводить различные виды их анализа | Б | 1 |
14. | Морфологическая Характеристика слов из текста | КО | Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | П | 1 |
15. | Словообразование языковых единиц из текста | ВО | Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Б | 1 |
16. | Лексическая синонимия | КО | Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | П | 1 |
С1. | Контрольное списывание текста с пропущенными буквами и знаками препинания | РО | Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Б | 4 |
С2. | Комплексный орфографический анализ ИЛИ комплексный пунктуационный анализ | РО | Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные | Б | 2 |
| | | правила орфографии и пунктуации | | |
С3. | Создание текстов различных стилей и жанров | РО | Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения. Уметь создавать тексты различных стилей и жанров. | П | 4 |
| | ВО -11 КО - 5 РО - 3 | | Б -13 П -6 | 28 |
Приложение Вариант
итоговой контрольной работы для учащихся 7-х классов по русскому языку
В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) новостЕй 2) нанесенА 3) пОнятый 4) бАлуясь Ответ: ____________________.
Укажите слово, состав которого соответствует схеме ¬
записаны 2) сжимая 3) принесённый 4) придумывая Ответ: ____________________.
Запишите числительное в нужной падежной форме.
В библиотеку поступило около 200 книжных новинок. Ответ: ____________________.
Какие два слова из перечня нельзя включить в таблицу? Обведите их номера.
Правописание проверяемой гласной Е в корне слова | Правописание гласной И в корне слова с чередованием Е/И |
| |
| |
выт..снить (из своих рядов)
кар..катура
ум..реть (на поле боя)
заб..рать
пот..шаться (над проделками кота)
Ответ: ____________________.
Запишите ответ в бланк без дополнительных знаков.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
пр..школьный, пр..гореть
с..ёмки, от..утюжить
по..грать, с..грать 4) ра..царапать, не..дешний Ответ: ____________________.
В каком примере правописание суффикса в слове регулируется правилом «В суффиксах действительных причастий настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения, пишется буква У(Ю)»?
почу..вший весну
бор..щийся за мир
леч..щий врач 4) они посе..т пшеницу Ответ: ____________________.
Какое слово пишется слитно?
кто(то) пришёл
(пресно)водное озеро
англо(русский) словарь
юго(восточный) ветер Ответ: ____________________.
Прочитайте словосочетания:
(не)выучив стихотворение,
(не)уступив места,
(не)продуманный ответ, (не)точный ответ.
Какие из утверждений верны?
А. НЕ с деепричастиями «выучив» и «уступив» пишется раздельно.
Б. НЕ с полными причастиями «продуманный» и «точный» пишется слитно. 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б Ответ: ____________________.
Прочитайте предложения.
(1)Колокольня Ивана Великого, построенная при Борисе Годунове, была самым высоким сооружением в Москве до возведения Храма Христа Спасителя. (2)Архитектура колокольни Ивана Великого, представляющей собой трёхъярусный столп из восьмигранников, проста и величественна.
Укажите верное утверждение.
В предложении 1 запятыми выделяется причастный оборот, в предложении 2 – деепричастный оборот.
В предложениях 1 и 2 запятыми выделяются причастные обороты.
В предложении 1 запятыми выделяется деепричастный оборот, в предложении 2 – причастный оборот.
В предложениях 1 и 2 запятыми выделяются деепричастные обороты. Ответ: ____________________.
Прочитайте текст 1 и выполните задания 10 – 16.
Текст 1
(1)К числу старейших русских городов относится Архангельск, столица Поморья. (2)Его жители были отважными мореходами, достигавшими бере- гов Новой Земли, Шпицбергена и островов Северного Ледовитого океана. (3)К XVII веку благодаря торговым отношениям со странами Западной Европы Архангельск развивается и богатеет. (4)Именно здесь в 1694 году при личном участии Петра I был спущен на воду корабль «Святой Павел» – первое торговое судно, построенное в Архангельске.
(5)Без Архангельска в России не появился бы ни торговый, ни военно- морской флот, … в 1762 году этот город-порт был уравнен в торговых пра- вах с самим Санкт-Петербургом.
10. Какое слово (сочетание слов) необходимо вставить на место пропуска в предложении 5?
несмотря на это,
но
значит, 4) поэтому
Ответ: ____________________.
11. Какое предложение наиболее точно передаёт основную мысль текста?
Возникновение военно-морского и торгового флота России стало возможным только благодаря развитию Архангельска, уравненного в торговых правах со столицей государства.
Развитие Архангельска было связано с развитием международной торговли в XVII веке.
Архангельск был уравнен в торговых правах с Санкт-Петербургом, так как именно здесь были построены первые корабли при личном участии Петра I.
Отвага жителей Архангельска способствовала развитию всего Поморья.
12.Выберите из перечня два верных утверждения и обведите их номера. 1) Стиль речи публицистический.
Предложения 1 и 2 связаны с помощью личного местоимения.
Предложение 4 дополняет содержание предложения 3. 4) В предложении 5 представлено описание.
В предложении 3 слово "Западной" является эпитетом.
Ответ: ____________________.
Запишите ответ в бланк без дополнительных знаков.
13. Укажите неверное утверждение.
«Архангельск развивается и богатеет» – грамматическая основа в предложении 3.
Предложение 2 осложнено причастным оборотом и однородными членами.
Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами.
«Построенное в Архангельске» – причастный оборот в предложении 4. Ответ: ____________________.
14.Выпишите из первого абзаца действительное причастие прошедшего времени. Ответ: ___________________________________.
Определите способ образования слова ОТНОШЕНИЯМ (предложение 3).
суффиксальный
приставочно-суффиксальный
приставочный
бессуффиксный
Ответ: ____________________.
Замените слово ЗДЕСЬ из предложения 4 синонимом (одним словом). Ответ: __________________.
С1. Спишите текст 2, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 2
Открыв рано утром мышеловку тётушка увидела незва..ую гостью. Мышь пр..спокойно сидела в ловушке будто она всю жизнь там жила. (Не)церемонясь с нахалкой тётушка взяла её двумя пальцами за хвост и вышвырнула за дверь. Мышь освобождё..ая из плена быстро юркнула под крыльцо и стала обдумывать новые пути проникновения в дом. Ведь под столом остался (не)убранный кухаркой аппетитный кусочек сыра и бесчисленное количество крошек.
Текст запишите на обратной стороне бланка, обязательно указав номер задания – С1.
С2. Из слов текста 2, в которых раскрыты скобки или вставлены пропущенные буквы, выберите одно и объясните свой выбор орфограммы.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания – С2.
С3. Как вы думаете, какое чувство хочет вызвать у читателя автор, рассказывая данную историю? Назовите два языковых средства, которые для этого использованы. Из прочитанного текста приведите по одному примеру названных языковых средств. Свои размышления запишите в виде текста из 2 – 3 предложений.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания – С3.
Система оценивания
итоговой контрольной работы по русскому языку
Ответы для заданий с кратким ответом или с выбором ответа.
№ задания | Ответ | Балл |
1. | 4 | 1 |
2. | 3 | 1 |
3. | двухсот | 1 |
4. | 23 | 1 |
5. | 1 | 1 |
6. | 2 | 1 |
7. | 2 | 1 |
8. | 1 | 1 |
9. | 2 | 1 |
10. | 4 | 1 |
11. | 1 | 1 |
12. | 13 | 1 |
13. | 3 | 1 |
14. | достигавшими | 1 |
15. | 1 | 1 |
16. | тут | 1 |
Критерии оценивания для задания С1.
Содержание верного ответа Открыв рано утром мышеловку, тётушка увидела незваную гостью. Мышь преспокойно сидела в ловушке, будто она всю жизнь там жила. Не церемонясь с нахалкой, тётушка взяла её двумя пальцами за хвост и вышвырнула за дверь. Мышь, освобождённая из плена, быстро юркнула под крыльцо и стала обдумывать новые пути проникновения в дом. Ведь под столом остался не убранный кухаркой аппетитный кусочек сыра и бесчисленное количество крошек. |
Указания к оцениванию | |
К1 Орфографические нормы | |
Нет ошибок | 2 |
1-2 ошибки | 1 |
3 и более ошибки | 0 |
К2 Пунктуационные нормы | |
Нет ошибок | 2 |
1 ошибка | 1 |
2 и более ошибки | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Критерии оценивания для задания С2.
Указания к оцениванию | |
Верно объяснена (в любой форме) орфограмма в выбранном слове | 2 |
Частично объяснена орфограмма в выбранном слове | 1 |
Ответ неверен или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Критерии оценивания для задания С3.
Элементы содержания верного ответа (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл и правильность ответа) |
Ответ представлен в виде связного текста из 2-3 предложений на заданную тему, в котором: 1. названы чувства, которые хочет вызвать автор (лёгкая усмешка); 2. приведены два языковых средства, использованные автором; 3. к каждому языковому средству указан пример. Например: контекстные синонимы (мышь, незваная гостья, нахалка), эпитет (преспокойно), однородные члены и др. |
Указания к оцениванию Баллы |
1. Содержание ответа |
В ответе использованы все элементы правильного ответа. Ученик верно определил чувство, которое хочет вызвать у читателя автор. Для обоснования своей точки зрения верно указал два любых языковых средства и привёл примеры использования их в тексте. | 2 |
Ученик верно определил чувство, которое хочет вызвать у читателя автор. Для обоснования своей точки зрения верно указал одно любое языковое средство и привёл пример использования его в тексте. ИЛИ Ученик верно определил чувство, которое хочет вызвать у читателя автор. Для обоснования своей точки зрения верно указал два примера разных средств речевой выразительности без использования терминов или при неверном использовании терминов. | 1 |
Ответ не содержит элементов верного ответа или отсутствует | 0 |
2. Смысловая цельность, речевая связность |
Логических ошибок нет | 1 |
Допущены логические ошибки (одна или более) | 0 |
3. Грамотность |
Ошибок нет ИЛИ допущена одна ошибка (орфографическая, пунктуационная,грамматическая или речевая) | 1 |
Допущено более одной ошибки (орфографической, пунктуационной, грамматической или речевой) | 0 |
Максимальный балл | 4 |
| |