СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Русский язык" (9 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку (9 класс) .

Просмотр содержимого документа
«"Русский язык" (9 класс)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ОЦ№3 МАЙКОПСКОГО РАЙОНА»


«Рассмотрено»


Руководитель ШМО


____________/Белокопытова Т.Г./


Протокол № 1 от «26» августа 2022г.


«Утверждаю»


__________/Зейтунян Р.А./


Приказ №248


от «26 » августа 2022г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету "РУССКИЙ ЯЗЫК"




Уровень общего образования основное (базовый)

начальное, основное, среднее

класс: 9 "Г"

количество часов: 105

учитель: Чернышова Ю.А.









Программа разработана на основе программы "М.М.Разумовская. Программа для общеобразовательных школ. Рекомендовано Министерством образования РФ на основе Государственного стандарта общего образования; учебника для общеобразовательных учреждений "Русский язык. 9 класс: учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.: Дрофа, 2021."









2022 - 2023 учебный год


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413);

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. N 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413»

  • Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

  • Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;

  • Приказа Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;

  • Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

  • Примерная программа по русскому языку.

УМК: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.

Федеральный базисный план отводит 105 часов для образовательного изучения русского языка в 9 классе из расчёта 3 часа в неделю.

В соответствии с этим реализуется данная рабочая программа по русскому языку для 9 класса в объеме 105 часов. Программа учебного предмета «Русский язык» 9 класса разработана на основе примерных программ среднего общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с использованием рекомендаций авторской программы по русскому языку для 9 класса линии М.М. Разумовской, П.А. Леканта для 5-9 классов.


Цели изучения курса:

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;

-развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций.

Задачи курса: обеспечить языковое развитие учеников, помочь овладеть речевой деятельностью, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи , научить свободно говорить и писать на родном языке ,пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью усиливается задача речевой направленности курса. Решается задача приближения теории к потребностям практики, чтобы помочь ученикам осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Характеристика особенностей курса: программа выполняет две основные функции: информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания, развития учеников средствами данного учебного предмета Организационно-планирующая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом этапе.

Обучение в 9 классе нацелено на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Особое место отводится морфемной семантике, осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова формирует грамматическое мышление, помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать орфографические , грамматические, лексические умения и навыки в их единстве. Большое внимание уделено эстетической функции родного языка.







II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»


О языке (1 ч.)

Русский язык – национальный язык русского народа.

Обобщение изученного в 5-8классах (14 ч.)

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Синтаксис сложного предложения

Сложное предложение (3 ч.)

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложносочиненное предложение (12 ч.)

Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненное предложение (38 ч.)

Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

Бессоюзное сложное предложение (18 ч.)

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Сложное предложение с разными видами связи (7 ч.)

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.

Итоговое повторение (12 ч.)


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Личностные:

  • понимание русского языка как одной из основных национально - культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объѐм словарного запаса и усвоенные грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Метапредметные:

владение всеми видами речевой деятельности:

  • (понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

применение приобретенных знаний, умений и навыков:

  • в повседневной жизни;

  • для использования родного языка как средство получения знаний по другим учебным предметам;

  • анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)

коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми и овладение национально-культурными нормами речевого поведения:

  • в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

  • в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные:

представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской

Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 5. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка





















III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





п/п


Наименование раздела


Кол-во часов

1.


Введение

1

2.


Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах

14

3.

Сложное предложение.

3

4.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение

12

5.


Сложноподчиненное предложение

38

6.

Бессоюзное сложное предложение

17

7.

Сложные предложения с различными видами связи

7

8.

Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе

12


Итого

105



















IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Введение - 1ч.

1

Русский язык - национальный язык русского народа

1

02.09



Повторение изученного в 5-8 классах – 14 ч.

2

Р.Р. Функциональные разновидности языка

1

06.09


3,4

Фонетика. Орфоэпия. Графика

2

07.09

09.09


5

Лексика. Морфемика. Словообразование

1

13.09


6,7

Морфология и синтаксис

2

14.09

16.09


8,9

Орфография и пунктуация

2

20.09

21.09


10,11

Типы речи

2

23.09

27.09


12,13

Р.р. Типы речи .Типологический анализ текста

2

28.09

30.09


14

Обобщение материала по теме «Повторение изученного в 5-8 классах»

1

04.10


15

К/р №1 по теме «Повторение изученного в 5-8 классах». Диктант

1

05.10



Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение (3ч.)

16

Анализ диктанта. Понятие о сложном предложении.

1

07.10


17,18

Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения.

2

11.10

12.10



Сложносочиненное предложение (12ч.)

19

Понятие о сложносочиненном предложении

1

14.10


20,21

Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них

2

18.10

19.10


22

Сочинительные союзы


1

21.10


23,24

К/р №2 Р.р.Сочинение ( в формате ОГЭ)

2

25.10

26.10


25

Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях

1

28.10


26,27

Р.р. Художественный стиль речи и язык художественной литературы

2

08.11

09.11



28,29

Р.р. Особенности построения сложных предложений в разговорной речи

2

11.11

15.11


30

Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложносочиненное предложение».

1

16.11


Сложноподчиненное предложение -38 ч.

31

Понятие о сложноподчинённом предложении


1

18.11


32

Понятие о сложноподчинённом предложении


1

22.11


33,34

Виды сложноподчинённых предложений

2

23.11

25.11


35

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях

1

29.11


36

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным

1

30.11


37

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Словарный диктант.

1

02.12


38,39

Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

2

06.12

07.12


40

РР Текст. Строение текста.

1

09.12


41

К.Р № 3 Р.р.Сжатое изложение

1

13.12


42

Анализ изложения. Сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным

1

14.12


43,44

Сложноподчинённое предложение с придаточным места

2

16.12

20.12


45

Сложноподчинённое предложение с придаточным времени

1

21.12


46,47

Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.

2

23.12

27.12


48,49

Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия , меры и степени.

2


28.12

10.01


50

Р.р. Речевые жанры. Путевые заметки.

1

11.01


51

К.Р.№4 Р.р. Сочинение. Путевая заметка.

1

13.01


52

Анализ сочинения. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели

1

17.01


53

Сложноподчинённое предложение с придаточным цели

1

18.01


54,55

Сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

2

20.01

24.01


56,57

Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия

2

25.01

27.01


58,59

Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.

2

31.01

01.02


60,61

Р.р. Речевые жанры. Рецензия

1

03.02


62, 63

Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

2

07.02

08.02


64, 65

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

2

10.02

14.02


66,67

Р.р. Речевые жанры. Эссе.

2

15.02

17.02


68

Систематизация и обобщение изученного по теме: «Сложноподчинённое предложение».

1

21.02


69

К/р №5 по теме «Сложноподчинённое предложение». Диктант.

1

22.02


Бессоюзное сложное предложение - 17 ч.

70

Анализ диктанта. Понятие о бессоюзном сложном предложении.

1

24.02


71

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.

1

28.02


72

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

1

01.03


73

Бессоюзные сложные предложения со значением причины.

1

03.03


74

Бессоюзные сложные предложения со значением пояснения.

1

07.03


75,76

К/р №6 . Сжатое изложение (в формате ОГЭ)

2

10.03

14.03


77

Анализ сочинения. Бессоюзные сложные предложения со значением дополнения.


1

15.03


78

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления

1

28.03


79

Бессоюзные сложные предложения со значением времени

1

29.03


80

Бессоюзные сложные предложения со значением условия.

1

31.03


81

Бессоюзные сложные предложения со значением следствия

1

04.04


82

Бессоюзные сложные предложения со значением сравнения

1

05.04


83

Закрепление и обобщение темы «Бессоюзные сложные предложения»

1

07.04


84, 85

Р.Р Стили речи. Деловая речь

2

11.04

12.04


86

Р.Р. Написание деловых бумаг по образцу

1

14.04


Сложные предложения с различными видами связи - 7ч.

87,88

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

2

18.04

19.04


89,90

Знаки препинания

в сложных предложениях с разными видами связи

2

21.04

25.04


91

Построение сложных предложений с различными видами связи.

1

26.04


92

К/р №7 по теме «Сложные предложения с различными видами связи». Диктант

1

28.04


93

Анализ диктанта .Повторение

1

02.05


Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе - 12ч.

94,95

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

2

03.05

05.05


96,97

Морфология и орфография

2

10.05

12.05


98-100


Морфология и синтаксис


3

16.05.

17.05

18.05


101-103

Орфография и пунктуация

3

19.05

23.05

24.05


104

К/р №8. Тест в формате ОГЭ

1

25.05


105

Анализ к/р. Итоговый урок

1

26.05
















ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту










































































V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ


Обучающийся научится:

Речь и речевое общение

-владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

٧ владеть различными видами диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

٧ нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения;

٧ оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

٧ уметь предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Речевая деятельность

Аудирование

٧ владеть различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; ٧ понимать и уметь формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию комментировать еѐ в устной форме;

٧ передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Чтение

٧ понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических жанров, художественно-публицистического жанра), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

٧ владеть практическими умениями ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

٧ передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

٧ владеть приемами работы с учебной книгой, справочникам и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

٧ отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать еѐ в соответствии с поставленной коммуникативной задачей

Говорение

٧ создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

٧ обсуждать и чѐтко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

٧ извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учѐтом заданных условий общения;

٧ соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию; правила речевого этикета.

Письмо

٧ создавать письменные монологических высказывания разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

٧ излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана.

٧ соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические нормы, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Текст

٧ анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

٧ осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т.п.

٧ создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учетом требований к построению связного текста.

Функциональные разновидности языка

٧ владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

٧ различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

٧ создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

٧ оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

٧ исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

٧ выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Общие сведения о языке

٧ характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка в кругу славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка»;

٧ определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

٧ оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Фонетика и орфоэпия. Графика

٧ проводить фонетический анализ слова;

٧ соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; ٧ извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

٧ делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

٧ различать изученные способы словообразования;

٧ анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

٧ применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Лексикология и фразеология

٧ проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

٧ группировать слова по тематическим группам;

٧ подбирать к словам синонимы, антонимы;

٧ опознавать фразеологические обороты;

٧ использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

٧ опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

٧ пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Морфология

٧ опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;

٧ анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

٧ употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

٧ применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

٧ распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Синтаксис

٧ опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

٧ анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

٧ употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

٧ использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

٧ применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Правописание: орфография и пунктуация

٧ соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объѐме содержания курса);

٧ объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

٧ обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; ٧ извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников, использовать еѐ в процессе письма.

Язык и культура

٧ выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

٧ приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

٧ уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться

Речь и речевое общение

٧ выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

٧ участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать еѐ, убеждать;

٧ понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять.

Речевая деятельность

Аудирование

-понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического (в том числе текстов СМИ), анализировать и комментировать еѐ в устной форме.

Чтение

٧ понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию прочитанных текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

٧ извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на еѐ решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

٧ создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

٧ выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

٧ участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

٧ анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата

Письмо

٧ писать рецензии, рефераты;

٧составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты,

٧ писать резюме, деловые письма, объявления с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. Текст

-создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. Функциональные разновидности языка

٧ различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

٧ создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля, участие в дискуссиях на учебно-научные темы; резюме, деловое письмо, объявление как жанры официально-делового стиля; выступление, информационная заметка, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

٧ анализировать образцы публичной речи с точки зрения еѐ композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

٧ выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция

Общие сведения о языке

٧ характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

٧ опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

٧ выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

٧ извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

٧ характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнѐзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

٧ опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

٧ извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе и мультимедийных;

٧ использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

٧ объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

٧ аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

٧ опознавать омонимы разных видов;

٧ оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

٧ опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

٧ извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового

словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

٧ анализировать синонимические средства морфологии;

٧ различать грамматические омонимы;

٧ опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

٧ извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Синтаксис

٧ анализировать синонимические средства синтаксиса;

٧ опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

٧ анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи. Правописание: орфография и пунктуация

٧ демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

٧ извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. Культуроведческая компетенция

Язык и культура

-характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа-носителя языка; анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира .

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного общего и среднего общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством обучающихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.


Оценка предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучаю­щимся планируемых результатов по учебному предмету:

  • способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов.

  • предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следую­щей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

    1. повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

    2. высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

  1. пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

  2. низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку (согласно ФГОС и ООП школы)

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по русскому языку



Изложение, сочинение

Диктанты


За содержание

За грамотность

Диктант

Грамматическое задание

Словарный диктант

«5»

1-1/ недочеты в содержании и речевые

1-1-1/ негрубые/

0-0

1 орф. негрубая

1 пункт.негрубая

всё верно

Без ошибок

«4»

2-3

2-2-2

1-3-2

0-4-2

2-2

3-0 / однотипные/

0-4

¾ верно

1-2

«3»

4-5

4-4-4

3-5-4

0-7-4

4-4

3-5

0-7

6-7 / однотипные/

½ верно

3-4

«2»

До 6 недочетов в содержании

До 7 речевых недочетов

7-7-7

6-8-7

5-9-4

7-7

6-8

5-9

менее ½

Более 4-х

«1»

Более 6 недочетов в содержании и 7 речевых недочетов

Более 7-7-7





Неверно написанную букву или пунктуационный знак учитель подчеркивает, на полях проставляет:

Ф

фактическая ошибка

С

ошибка в содержании

Р

речевая ошибка

I

орфографическая ошибка

V

Пунктуационная ошибка

Г

Грамматическая ошибка

Z

Отсутствие красной строки, нарушение последовательности

Неверно написанные слова, предложения подчеркиваются тонкой линией, не допускается исправление букв, слов, предложений и зачеркивания карандашом.

В работе допускается не более 3-х аккуратных исправлений.

Все замечания записываются после ученического текста перед оценкой.

Примечание.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок)особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Критерии оценивания сочинений и изложений

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе (в 5-9 -х классах).

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

оценка

Основные критерии оценки

содержание и речь

грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует

теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматиче­ская ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изло­жении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен

5. Стиль работы отличается един­ством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или

1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или

4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки


«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки,

или

3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок,

или

7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

(в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребле­ния.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или

6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или

5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или

8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок.


Примечания.

1) При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2) Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3) Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4) На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправле­ниях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

2. Оценка устных ответов обучающихся по предмету.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

3. Система оценивания поуровневой работы:

"2" - меньше 50% базового уровня;

"3" - 50% базового уровня;

"4" - обязательно 50% базового уровня + 50% повышенного уровня;

"5" - 85% -100% базового уровня + больше 50% повышенного уровня.


4. Система оценивания тестовых заданий:

Отметка «2» – от 0 до 47 %;

Отметка «3» – от 48 % до 70 %;

Отметка «4» – от 71 % до 85 %;

Отметка «5» – от 86 % до 100 %.



Оценка метапредметных результатов

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

  • способность к сотрудничеству и коммуникации;

  • способность к решению личностных и социально-значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Защита итогового проекта.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!