Даниловский муниципальный район МБОУ Макаровская средняя школа
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский).
Планирование ориентировано на учебник: Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности,
которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности , которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков; освоение знаний о русском языке;
формирование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
На изучение русского языка в 9 классе основной школы отводится 3 часа в неделю. Программа рассчитана на 105 часов в год (35 уч. недели).
1.понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяюшей роли родного языка в развитии интеллектуальных,творческих способностей и моральных качеств личности.
2.осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
1.владение всеми видами речевой деятельности, понимание информации устного и письменного сообщения, владение разными видами чтения,
3. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, стили языка и типы речи, текст,типы текста,основные единицы языка, их признаки, особенности употребления в речи,
4.овладение основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и умение пользоваться ими в своей практике,
5.проведение различных видов анализа слова,синтаксического анализа словосочетания и предложения,
6. осознание эстетической функции родного языка
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5—9 классах; нормы речевого этикета.
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам.
.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | Планируемы результаты УУД |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Введение (1 час) |
1 | Международное значение русского языка. | 1 | Читают разные тексты, определяют тему, заглавие, основные мысли, членят текст на абзацы. Выявляют проблематику текстов. Пересказывают сжато тексты на тему урока. Рассуждают на публи-цистическую тему. Пишут выборочное изложение по тексту об ученом. | Понимать статус русского языка как государственного, знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри Российской Федерации, понимать его функции интег-рации (объединения) народов России, причины потребности в общении на русском языке. | Регулятивные – целевая установка на изучение курса русского языка. Коммуникативные – овладе-ние культурой устной и письменной речи, развитие умения вступать в диалог, высказывать свою точку зрения. Познавательные – формирование умения давать определения понятиям, работать с изобразительными средствами. | Уважение к родному языку, формирова-ние интереса к изучению родного языка. |
Повторение изученного в 5-8 классах (8 часов) |
2 | Р.р. Устная и письменная речь | 1 | Выявляют две формы языка и их основные признаки. Выступают с устным сообщением на тему урока. Редактируют фрагмент устного ответа на материале упражне-ния. На основе данного письма составляют памя-тку о том, как писать письма. Пишут диктант по памяти с последую-щей самопроверкой и рассуждением по содержанию текста. | Знать особенности устной и письменной речи, их связь. | Регулятивные – целевая установка на изучение курса русского языка. Коммуникативные – овладение культурой устной и письменной речи, развитие умения вступать в диалог, высказывать свою точку зрения. Познавательные – формирование умения давать определения понятиям, работать с изобразительными средствами. | Уважение к родному языку, формирование интерес к изучению родного языка. |
3 | Р.р. Монолог, диалог | 1 | Анализируют схему и определяют взаимосвязь монолога и диалога. Характеризуют тексты с точки зрения формы и вида речи. | Знать виды речи: монолог и диалог. Уметь составлять диалогическую и монологическую речь. | Регулятивные - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Познавательные - умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
4 | Р.р. Стили речи | 1 | Заполняют схему о стилях литературного языка. Определяют стиль в соответствии с определенной сферой общения. Анализируют языковые средства, используемые в разных стилях, в текстах упражнений. Пишут сочинение-описание, выбрав стиль. Соотносят стили и жанры, оформляя таблицу. Высказывают свое мнение по вопросам соблюдения стиля, отношения к жаргону, к иноязычным словам. | Знать стилистические разновидности литературного языка, уметь определять языковые средства стилей речи. | Регулятивные - учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные - уметь использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные - умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. | Личностные - развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) . |
5 | Простое предложение и его грамматическая основа. | 1 | Читают выразительно и записывают тексты. Выделяют грамматические основы простых предложений, в том числе односоставных. Находят в предложениях смысловые отрывки, требующие пунктуационного оформления. Попутно выполняют различные виды разбора. | Уметь определять морфологические способы выражения главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимическую замену разных видов сказуемого, согласовывать сказуемое с подлежащим. | Регулятивные - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные - уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные - умение устанавливать причинно-следственные связи. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
6 | Предложения с обособленными членами | 1 | Повторяют определение обособленных членов. Списывают текст, обосновывая выбор знаков препинания и расставляя их в соответствии с изученными пунктуационными правилами. Попутно выполняют различные виды разборов. Находят в словах изученные орфограммы и обосновывают их выбор. Пишут сочинение по данному началу. | Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточ-няяющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы. Моделировать и использовать в речи предложения с разными видами обособленных членов. Анализировать и характеризовать предложения с обособленными членами разных видов. | Регулятивные - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Познавательные - умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
7 | Р.р. Обучающее сочинение по предложенному началу (упражнение 37) | 1 | Пишут сочинение по предложенному началу. | Уметь: излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой; формулировать развернутый ответ на предложенную тему. | Регулятивные - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Познавательные - умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
8 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. | 1 | Вставляют подходящие обращения в поэтические строки и обосновывают постановку знаков препинания. Находят нужные конструкции в научно-популярном тексте. Пишут изложение с продолжением. | Функции обращения и способы выражения. Группы вводных конструкций по значению.Использование вводных слов как средства связи предло-жений и смысловых частей текста. Прове-дение различных видов синтаксического анализа предложения, многоас-пектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлеж-ности к определенным функциональным разновидностям языка. | Регулятивные - учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные - уметь использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные - умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. | Личностные - развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия). |
9 | КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 1 | 1 | Пишут контрольный диктант с грамматическим заданием. | | Регулятивные - учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные - уметь использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные - умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. | Личностные - развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия). |
Сложное предложение. Культура речи (6 часов) |
10 | Анализ диктанта. Понятие о сложном предложении. | 1 | Определяют тип предложе-ния по количеству грамма-тических основ, находят грамматические основы в предложениях. Актуали-зируют знания о таких структурных типах предложения, как простое и сложное. Анализируют интонационный рисунок предложения. Указывают устаревшие слова в текстах, актуализируя знания из области лексики. Находят в данных текстах сложные предложения, чертят их схемы, опреде-ляют тип сказуемых. Пишут диктант | Знать: основные виды сложных предложений и способы связи между ними; уметь: отличать простое предложение от сложного; различать сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения. | Регулятивные - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Познавательные - умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
11,12 | Союзные и бессоюзные сложные предложения | 2 | Расширяют знания о видах сложного предложения и особенностях их образова-ния. Анализируют предло-жения, распределяя их по группам. Записывают тек-сты, подчеркивая грамма-тические основы предложе-ний, классифицируют слож-ные предложения по прин-ципу наличия или отсутст-вия союза, определяют мес-тонахождение и роль союзов Анализируют предложения с прямой речью в диалоге, составляя схемы этих пред-ложений. Составляют слож-ные предложения с исполь-зованием пар слов, значение которых необходимо уточ-нить в словаре. | Знать: основные виды сложных предложений и способы связи между ними; уметь: отличать простое предложение от сложного; различать сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения. | Регулятивные - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Познавательные - умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
13 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 | Расширяют знания о пунк-туации в сложном предло-жении. Готовят устные со-общения. Классифицируют предложения по принад-лежности знаков препина-ния к разделительным или выделительным. Рассмат-ривают текст с точки зре-ния средств художествен-ной выразительности, запи-сывают его под диктовку, анализируя структуру пред-ложений. | Знать: основные групп-пы сложносочиненных предложений по зна-чению и союзам; уметь: определять ви-ды сложносочиненных предложений по сою-зам и значению; разли-чать простые предло-жения с однородными членами и сложносо-чиненные предложе-ния; расставлять знаки препинания в сложно-сочиненных предложе-ниях с общим второс-тепенным членом; расставлять знаки пре-пинания в сложносо-чиненных предложе-ниях, одна из частей которого односостав-ное предложение. | Регулятивные - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Познавательные - умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
14 | Интонация сложного предложения | 1 | Расширяют знания об особенностях интонации сложных предложений. Разграничивают предло-жения с точки зрения интонационного рисунка, получаемого при образо-вании сложного предло-жения с союзом и без него. Пишут сочинение. | | Регулятивные - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные - уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные - умение устанавливать причинно-следственные связи. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
15 | КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ № 1 (УПРАЖНЕНИЕ 59) | 1 | Пишут контрольное сочинение на заданную тему. | Уметь: излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой; формулировать развернутый ответ на предложенную тему. | Коммуникативные - понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Познавательные - чтение для понимания смысла текста. Регулятивные - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
Сложносочинённые предложения (10 часов) |
16 | Понятие о сложносочинённом предложении. | 1 | Определяют структуру сложносочиненного предло-жения. Повторяют роль со-чинительных союзов в предложении. Составляют несколько сложных предло-жений из двух простых. Объясняют выбор союзов для связи простых предложений в сложном. | Знать: основные группы сложносочи-ненных предложений по значению и союзам; уметь: определять виды сложносочинен-ных предложений по союзам и значению; различать простые предложения с одно-родными членами и сложносочиненные предложения; расстав-лять знаки препинания в сложносочиненных предложениях с общим второстепенным чле-ном; расставлять знаки препинания в сложно-сочиненных предложе-ниях, одна из частей которого односостав-ное предложение. | Регулятивные - учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные - уметь использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные - умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. | Личностные - развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия). |
17 | Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях | 2 | Определяют, что делает различным понимание смысла в сложносочинен-ных предложениях. Рассматривают схему. Подготавливают устное сообщение на заданную тему. Записывают текст, обозначая грамматичес-кие основы и указывая, каким сочинительным союзом связаны простые предложения в сложных. Определяют, каковы смысловые отношения частей. | Знать: основные группы сложносочи-ненных предложений по значению и союзам; уметь: определять виды сложносочинен-ных предложений по союзам и значению; различать простые предложения с одно-родными членами и сложносочиненные предложения; расстав-лять знаки препинания в сложносочиненных предложениях с общим второстепенным чле-ном; расставлять знаки препинания в сложно-сочиненных предложе-ниях, одна из частей которого односостав-ное предложение. | Регулятивные - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные - понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Познавательные - чтение для понимания смысла текста. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
18 | Сложносочинённые предложения с соединительными союзами | 1 | Определяют, какие смыс-ловые отношения выра-жены в сложносочинен-ных предложениях с союзами и, тоже, также. Определяют, возможна ли перестановка частей в приведенных предложе-нииях. Указывают, в ка-ких предложениях воз-можно употребление синонимичного союза и. | Знать: основные группы сложносочи-ненных предложений по значению и союзам; уметь: определять виды сложносочинен-ных предложений по союзам и значению; различать простые предложения с одно-родными членами и сложносочиненные предложения; расстав-лять знаки препинания в сложносочиненных предложениях с общим второстепенным чле-ном; расставлять знаки препинания в сложно-сочиненных предложе-ниях, одна из частей которого односостав-ное предложение. | Регулятивные - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные - понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Познавательные - чтение для понимания смысла текста. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
19 | Сложносочинённые предложения с с разделительными союзами | 1 | Записывают предложе-ния , расставляя пропу-щенные знаки препина-ния. Указывают смысло-вые отношения между простыми предложения-ми в сложносочиненных. Составляют схемы пред-ложений. | Знать: основные группы сложносочи-ненных предложений по значению и союзам; уметь: определять виды сложносочинен-ных предложений по союзам и значению; различать простые предложения с одно-родными членами и сложносочиненные предложения; расстав-лять знаки препинания в сложносочиненных предложениях с общим второстепенным чле-ном; расставлять знаки препинания в сложно-сочиненных предложе-ниях, одна из частей которого односостав-ное предложение. | Регулятивные - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Познавательные - умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
20 | Сложносочинённые предложения с противительными союзами. | 1 | Составляют сложносочи-ненное предложение из двух простых со значе-нием противопоставле-ния с разными союзами. Записывают предложе-ния, расставляя пропу-щенные запятые и под-черкивая грамматические основы. Составляют схе-мы предложений. Опре-деляют, каким союзом объединены части пред-ложений и каковы смыс-ловые отношения между частями сложного пред-ложения. | Знать: основные группы сложносочи-ненных предложений по значению и союзам; уметь: определять виды сложносочинен-ных предложений по союзам и значению; различать простые предложения с одно-родными членами и сложносочиненные предложения; расстав-лять знаки препинания в сложносочиненных предложениях с общим второстепенным чле-ном; расставлять знаки препинания в сложно-сочиненных предложе-ниях, одна из частей которого односостав-ное предложение. | Регулятивные - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные - понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Познавательные - чтение для понимания смысла текста. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
21 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | 1 | Объясняют, как отличить простое предложение от сложного. Продолжают предложение дважды так, чтобы получилось простое предложение с однородны-ми сказуемыми, соединен-ными союзом, и сложное предложение, части которо-го соединены тем же союзом Составляют схемы предло-жений. Указывают союзы в сложносочиненных предло-жениях и объясняют смыс-ловые отношения частей. Пишут сочинение по картине. | Знать: основные группы сложносочи-ненных предложений по значению и союзам; уметь: определять виды сложносочинен-ных предложений по союзам и значению; различать простые предложения с одно-родными членами и сложносочиненные предложения; расстав-лять знаки препинания в сложносочиненных предложениях с общим второстепенным чле-ном; расставлять знаки препинания в сложно-сочиненных предложе-ниях, одна из частей которого односостав-ное предложение. | Регулятивные - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Познавательные - умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
22 | Сочинение по картине | | | | | |
23 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. | 1 | Производят синтаксичес-кий разбор сложносочи-ненных предложений. Производят устный и письменный пунктуаци-онный разборы предло-жений. Записывают предложения и выполняют его полный синтаксический разбор. | Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. | Регулятивные - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Познавательные - умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
24 | Повторение изученного по теме «Сложносочинённое предложение». | 1 | Отвечают на контроль-ные вопросы. Выписыва-ют из книг, газет, журна-лов сложносочиненные предложения с разными союзами и разными смысловыми отношения-ми между простыми предложениями. Объяс-няют постановку тире в предложениях. Записы-вают текст, подчеркива-ют грамматические осно-вы в сложных предложе-ниях. Читают отрывок из произведения художест-венной литературы. Оп-ределяют, какие виды сложных предложений употребил писатель. Вы-писывают сложносочи-ненные предложения и выполняют их синтакси-ческий разбор. | Знать: материал по теме «Сложносочиненные предложения»; уметь: применять полученные знания на практике. | Регулятивные - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.Познавательные - умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
25 | КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 2. | 1 | Пишут контрольный диктант. | Знать: материал по теме «Сложносочиненные предложения»; уметь: применять полученные знания на практике. | Регулятивные – осуществ-лять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные – пони-мать возможность различ-ных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Познавательные - чтение для понимания смысла текста. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
Сложноподчиненные предложения (11 часов) |
26 | Анализ диктанта. Понятие о сложноподчиненном предложении. | 1 | Определяют главную и придаточную части слож-ноподчиненного предло-жения. Работают с текс-том: выписывают, рас-ставляя пропущенные запятые, сложноподчи-ненные предложения в определенной последова-тельности. Определяют, какую позицию может за-нимать придаточное пред-ложение по отношению к главному. Графически вы-деляют грамматическую основу предложений, свя-зи придаточного предло-жения с главным, предло-жения, входящие в состав сложных. Читают текст и высказывают свое мнение о творчестве художников. Редактируют данные в упражнении предложения в соответствии с книжны-ми нормами литературно-го языка и записывают предложения в исправлен-ном виде. Пишут отзыв о картине. | Знать: строение слож-ноподчиненного пред-ложения; правила пос-тановки знаков препи-нания в сложноподчи-ненном предложении; уметь: находить глав-ное и придаточное предложения; опреде-лять место придаточ-ного, средства его связи с главным; производить синонимическую заме-ну простых предложе-ний с обособленными членами и сложносочи-ненных сложноподчи-ненными; правильно ставить знаки препина-ния в сложноподчинен-ном предложении; схе-матически изображать структуру СПП. | Регулятивные - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные - понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Познавательные - чтение для понимания смысла текста. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
27, 28,29 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 3 | Определяют главную и придаточную части сложноподчиненного предложения. Работают с текстом: выписывают, расставляя пропущенные запятые, сложноподчи-ненные предложения в определенной последова-тельности. Определяют, какую позицию может занимать придаточное предложение по отношению к главному. | Знать: строение слож-ноподчиненного пред-ложения; правила пос-тановки знаков препи-нания в сложноподчи-ненном предложении; уметь: находить глав-ное и придаточное предложения; опреде-лять место придаточ-ного, средства его связи с главным; производить синонимическую заме-ну простых предложе-ний с обособленными членами и сложносочи-ненных сложноподчи-ненными; правильно ставить знаки препина-ния в сложноподчинен-ном предложении; схе-матически изображать структуру СПП. | Регулятивные - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные - понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Познавательные - чтение для понимания смысла текста. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
30 | Р.р. Обучающее сочинение (упражнение 92) | 1 | Пишут изложение. | Уметь: излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой; формулировать развернутый ответ на предложенную тему. | Регулятивные - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные - понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Познавательные - чтение для понимания смысла текста. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
31,32 | Союзы и союзные слова в сложноподчинен-ном предложении. | 2 | Разграничивают союзы и союзные слова в сложно-подчиненном предложении. Графически выделяют сою-зы и союзные слова в пред-ложениях. Читают тексты и в письменном виде сжато излагают свои размышле-ния. Выписывают предло-жения, расставляя знаки препинания. Составляют схемы сложноподчиненных предложений с составными союзами. | Знать: строение слож-ноподчиненного пред-ложения; правила пос-тановки знаков препи-нания в сложноподчи-ненном предложении; уметь: находить глав-ное и придаточное предложения; опреде-лять место придаточ-ного, средства его связи с главным; производить синонимическую заме-ну простых предложе-ний с обособленными членами и сложносочи-ненных сложноподчи-ненными; правильно ставить знаки препина-ния в сложноподчинен-ном предложении; схе-матически изображать структуру СПП. | Коммуникативные - понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Регулятивные - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные - чтение для понимания смысла текста. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
33 | Р.р. Обучающее изложение. | 1 | Пишут изложение. | Уметь: излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой; формулировать развернутый ответ на предложенную тему. | Регулятивные - выполнять учебные действия в материа-лизованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему решению в совмес-тной деятельности, в том числе в ситуации столкно-вения интересов. Познавательные - умение строить рассуждения в фор-ме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
34,35 | Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. | 2 | Графически выделяют указательные слова в сложноподчиненном предложении. Выписывают сложноподчиненные предложения и составляют схемы предложений. Пи-шут небольшое сочинение. Комментируют и исправля-ют речевые недочеты дан-ных в упражнении предло-жений. Ищут ошибки в употреблении указатель-ных слов в предложениях и записывают предложения в исправленном виде. Выпол-няют подробный пересказ текста. | Знать: строение слож-ноподчиненного пред-ложения; правила пос-тановки знаков препи-нания в сложноподчи-ненном предложении; уметь: находить глав-ное и придаточное предложения; опреде-лять место придаточ-ного, средства его связи с главным; производить синонимическую заме-ну простых предложе-ний с обособленными членами и сложносочи-ненных сложноподчи-ненными; правильно ставить знаки препина-ния в сложноподчинен-ном предложении; схе-матически изображать структуру СПП. | Регулятивные - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Познавательные - умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
36 | КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ № 1 | 1 | Пишут контрольное изложение. | Уметь: излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой; формулировать развернутый ответ на предложенную тему. | Регулятивные - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные - уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные - умение устанавливать причинно-следственные связи. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
Основные группы сложноподчинённых предложений (23 часа) |
37 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | 1 | Дифференцируют с помощью схем основные группы сложноподчи-ненных предложений на основе теоретических сведений в учебнике. Определяют понятие придаточного определи-тельного. Анализируют самостоятельно материал для наблюдений. Испо-льзуют изучаемый вид предложений в качестве ответов на вопросы. Сос-тавляют сложноподчи-ненные предложения. Редактируют неправиль-ное употребление сре-дств связи главного и придаточного предложе-ний. Конструируют пред-ложения по данным схе-мам. | Знать: сложноподчи-ненные предложения с придаточными опреде-лительными; смысло-вые оттенки, которые вносят союзные слова в определительное прида-точное предложение; уметь: находить прида-точные определитель-ные в сложноподчи-ненном предложении по характерным приз-накам; производить их синонимическую заме-ну; правильно употреб-лять их в речи; расстав-лять знаки препинания в СПП с придаточными определительными; со-ставлять схемы предло-жений с придаточными определительными. | Регулятивные - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные - понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Познавательные - чтение для понимания смысла текста. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
38 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.. | 1 | Дифференцируют с помощью схем основные группы сложноподчи-ненных предложений на основе теоретических сведений в учебнике. Определяют понятие придаточного определи-тельного. Анализируют самостоятельно материал для наблюдений. Испо-льзуют изучаемый вид предложений в качестве ответов на вопросы. Сос-тавляют сложноподчи-ненные предложения. Редактируют неправиль-ное употребление сре-дств связи главного и придаточного предложе-ний. Конструируют пред-ложения по данным схе-мам. | Знать: сложноподчи-ненные предложения с придаточными опреде-лительными; смысло-вые оттенки, которые вносят союзные слова в определительное прида-точное предложение; уметь: находить прида-точные определитель-ные в сложноподчи-ненном предложении по характерным приз-накам; производить их синонимическую заме-ну; правильно употреб-лять их в речи; расстав-лять знаки препинания в СПП с придаточными определительными; со-ставлять схемы предло-жений с придаточными определительными. | Регулятивные – целевая установка на изучение курса русского языка. Коммуникативные – овладение культурой устной и письменной речи, развитие умения вступать в диалог, высказывать свою точку зрения. Познавательные – формирование умения давать определения понятиям, работать с изобразительными средствами. | Личностные – уважение к родному языку, формирование интерес к изучению родного языка. |
39,40 | Сложноподчинен-ные предложения с придаточными изъяснительными. | 2 | Определяют понятие при-даточного изъяснительного Опознают придаточные изъяснительные и выделя-ют их запятыми. Учатся различать придаточные изъяснительные разных видов, обращая внимание на их функции. Читают диалоги, пересказывают их содержание с помощью сложноподчиненных пред-ложений с придаточными изъяснительными. Осущес-твляют сжатый пересказ текста. | Знать: сложноподчи-ненные предложения с придаточными изъяс-нительными; средства связи придаточных изъ-яснительных с глав-ным; уметь: определять место придаточных изъяснительных в сложноподчиненных предложениях; средства их связи с главным; правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными; со-ставлять схемы пред-ложений с указанными придаточными; разли-чать придаточные опре-делительные и изъясни-тельные с одинаковыми средствами связи; про-изводить синтаксичес-кий разбор СПП. | Регулятивные - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные - уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные - умение устанавливать причинно-следственные связи. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
41 | КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 3 | 1 | Пишут контрольный диктант с грамматическим заданием. | Знать: материал по теме «СПП с придаточными определительными и изъяснительными»; уметь: применять полученные знания на практике. | Регулятивные - учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные - уметь использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные - умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. | Личностные - развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия). |
42 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | 1 | Определяют понятие при-даточного обстоятельст-венного. Анализируют ви-ды данных придаточных со стороны значения и средств связи. Опознают придаточ-ные места и времени по вопросам и средствам свя-зи, выполняя упражнения. Конструируют сложные предложения, используя различные синтаксические средства. Составляют сложные предложения по схемам. Составляют связный текст по данному началу. | Знать: виды придаточ-ных обстоятельствен-ных по значению, воп-росам, средствам связи; уметь:различать виды придаточных обстоя-тельственных по зна-чению, вопросам, сред-ствам связи; находить простые и составные союзы в СПП с прида-точными обстоятель-ственными; правильно ставить знаки препина-ния в предложениях с составными союзами. | Регулятивные - выполнять учебные действия в матери-ализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему решению в совме-стной деятельности, в том числе в ситуации столкно-вения интересов. Познавательные - умение строить рассуждения в фор-ме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
43,44 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места. | 2 | Выявляют общую обус-ловленность придаточных данных видов путем озна-комления с теоретически-ми сведениями. Анализи-руют схемы, дифференци-рующие данные прида-точные. Выписывают изу-чаемые сложные предло-жения, распределяя их по месту придаточных. Со-ставляют схемы предло-жений по образцу. Рабо-тают с текстом: читают, озаглавливают, списыва-ют, вставляя пропущен-ные знаки препинания. Составляют свои предло-жения с разными видами придаточных и разными языковыми средствами. | Знать: особенности СПП с придаточными времени и места; пра-вила постановки зна-ков препинания; уметь: находить при-даточные времени и места, отличать их от других видов прида-точных предложений; правильно ставить знаки препинания в СПП с придаточными времени и места; про-изводить их синони-мическую замену; схематически изобра-жать предложения указанного типа. | Регулятивные - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Познавательные - умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
45,46 47, 48 | Сложноподчинен-ные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. | 4 | Выявляют общую обус-ловленность придаточных данных видов путем озна-комления с теоретически-ми сведениями. Анализи-руют схемы, дифференци-рующие данные прида-точные. Выписывают изу-чаемые сложные предло-жения, распределяя их по месту придаточных. Со-ставляют схемы предло-жений по образцу. Рабо-тают с текстом: читают, озаглавливают, списыва-ют, вставляя пропущен-ные знаки препинания. Пишут сочинение, опира-ясь на содержание дан-ного текста. Составляют свои предложения с раз-ными видами придаточ-ных и разными языковы-ми средствами. Пишут диктант с грамматичес-ким заданием. | Знать: особенности СПП с придаточными причины и цели, ус-ловия, уступки и сле-дствия; правила пос-тановки знаков пре-пинания; уметь: рас-познавать придаточ-ные причины и цели, отличать их от других видов придаточных предложений; пра-вильно ставить знаки препинания в слож-ноподчиненных пред-ложениях с изучен-ными придаточными, составлять их схемы; определять стилис-тические особенности союзов, связывающих придаточные с глав-ными. | Регулятивные - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные - уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные - умение устанавливать причинно-следственные связи. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
49, 50, 51 | Сложноподчинен-ные предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными. | 3 | Знакомятся с теоретичес-кими сведениями. Спи-сывают предложения, оп-ределяют вид придаточ-ного, языковые средства связи главного с прида-точным, обосновывают постановку знаков пре-пинания. Определяют указательные предложе-ния и составляют их схе-му. Готовят рассказ. Раз-личают придаточные сравнительные и сравни-тельные обороты в худо-жественных текстах. Пишут диктант. Выпол-няют разбор сложнопод-чиненных предложений. Пишут сочинение на ос-нове картины. | Знать: особенности СПП с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными, их сходство с другими придаточными, со сравнительными обо-ротами, отличие от них; правила поста-новки знаков препи-нания; уметь: нахо-дить придаточные сравнительные, опре-делять средства их связи с главным; пра-вильно расставлять знаки препинания в СПП с изученными видами придаточных, составлять их схемы; различать синтакси-ческие конструкции, содержащие сравни-тельные союзы. | Регулятивные - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Познавательные - умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
52 | КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ № 2 (УПРАЖНЕНИЕ 166) | | Пишут контрольное сочинение на заданную тему. | Уметь: излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой; формулировать развернутый ответ на предложенную тему. | Регулятивные -осуществлять итоговый и пошаговый конт-роль по результату. Коммуникативные – пони-мать возможность различ-ных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаи-модействии. Познаватель-ные - чтение для понимания смысла текста. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
53,54 | Сложноподчинен-ные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. | 2 | Анализируют схемы предложений. Изучают виды подчинительной связи. Составляют схемы предложений. Читают и списывают тексты, рас-ставляя знаки препинания Высказывают собствен-ное мнение на основе про-читанных текстов. Гото-вят краткое сообщение о псевдонимах известных людей. | Знать: виды СПП с нес-колькими придаточны-ми; особенности пунк-туации; уметь: разли-чать основные виды СПП с несколькими придаточными; состав-лять схемы данных предложений; правиль-но ставить знаки препи-нания; составлять СПП с несколькими придато-чными; производить си-нонимическую замену предложений. | Регулятивные – осуществ-лять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные – пони-мать возможность различ-ных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаи-модействии. Познавательные - чтение для понимания смысла текста. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
55 | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. | | Выполняют синтаксический разбор сложноподчиненных предложений. Пишут изложение по тексту. Готовят доклад о значении толкового словаря. | Знать порядок синтаксического разбора сложноподчиненного предложения, уметь выполнять разбор в соответствии с правилами. | Регулятивные - выполнять учебные действия в матери-ализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему решению в совме-стной деятельности, в том числе в ситуации столкно-вения интересов. Познавательные - умение строить рассуждения в фор-ме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
56 | Р.р. Обучающее изложение (упражнение 177) | 1 | Пишут изложение. | Уметь: излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой; формулировать развернутый ответ на предложенную тему. | Регулятивные - осущест-влять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные – пони-мать возможность различ-ных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Познавательные - чтение для понимания смысла текста. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
57 | Пунктуационный разбор сложноподчинен-ного предложения. | 1 | Выполняют пунктуационный разбор сложноподчиненных предложений. | Знать порядок пунктуационного разбора сложноподчиненного предложения, уметь выполнять пунктуационный анализ СПП. | Регулятивные - учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные - уметь использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные - умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. | Личностные - развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) . |
58 | Повторение изученного по теме «Сложноподчинен-ные предложения». | 1 | Отвечают на контроль-ные вопросы. Читают от-рывки из рассказа, отве-чают на вопросы по содержанию. Выполняют синтаксический и пунк-туационный разбор сложноподчиненных предложений. Вставляют необходимые для сложноподчиненных предложений средства связи. Составляют схемы предложений. Пишут сочинение-рассуждение на заданную тему. | Знать: виды прида-точных обстоятельст-венных по значению, вопросам, средствам связи; уметь: различать виды при-даточных обстоятель-ственных по значению, вопросам, средствам связи; находить прос-тые и составные союзы в СПП с придаточны-ми обстоятельствен-ными; правильно ста-вить знаки препинания в предложениях с составными союзами. | Регулятивные - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Познавательные - умение строить рассужде-ния в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и свя-зях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
59 | КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ № 2 | 1 | Пишут контрольное изложение. | Знать: понятие «сжато изложить текст»; опорные слова, основную мысль; уметь: излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой в сжатой форме; формулировать развернутый ответ на предложенную тему. | Регулятивные – осуществ-лять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные – пони-мать возможность различ-ных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаи-модействии. Познавательные - чтение для понимания смысла текста. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
Бессоюзные сложные предложения (11 часов) |
60 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. | 1 | Определяют смысловые отношения между частя-ми сложных бессоюзных предложений разных видов. Сопоставляют союзные и бессоюзные сложные предложения в тексте (оригинальном и адаптированном). Отрабатывают особен-ности интонации в бес-союзных сложных пред-ложениях. Сопоставляют разные по значению бес-союзные сложные пред-ложения с опорой на ситуации. Читают выра-зительно афоризмы, подчеркивая интонацией смысловые отношения | Знать: особенности бессоюзных сложных предложений; уметь: распознавать союзные и бессоюзные предложения; устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях; производить синонимическую замену бессоюзных предложений; правильно расставлять знаки препинания. | Регулятивные – выпол-нять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умст-венной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том чис-ле в ситуации столкно-вения интересов. Познавательные – уме-ние строить рассужде-ния в форме связи прос-тых суждений об объек-те, его строении, свойст-вах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
61, 62 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | 2 | Усваивают правило поста-новки запятой и точки с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Сопоставляют и различают простые предложения с од-нородными членами и бес-союзные сложные предло-жения. Пишут подробное изложение. Пишут само-диктант. | Знать: о постановке запя-той в простом и сложном предложении; уметь: устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; определять интонационные особен-ности этих предложений; правильно выбирать знаки препинания (запятую и точку с запятой) с учетом интонационных и грамма-тических особенностей бессоюзного сложного предложения. | Регулятивные – целевая установка на изучение курса русского языка. Коммуникативные – овладение культурой устной и письменной речи, развитие умения вступать в диалог, высказывать свою точку зрения. Познавательные – формирование умения давать определения понятиям, работать с изобразительными средствами. | Личностные – уважение к родному языку, формирование интерес к изучению родного языка. |
63, 64 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 2 | Усваивают правила поста-новки двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения. Читают бессоюзные слож-ные предложения и объяс-няют постановку двоето-чия. Выписывают из текста упражнений сложные бессоюзные предложения в соответствии со значением. Составляют интонацион-ные схемы предложений. Конструируют предложе-ния по данному началу. | Знать: бессоюзное слож-ное предложение с двое-точием; правила поста-новки двоеточия в прос-том и сложном предло-жениях; уметь: опреде-лять смысловые отно-шения между частями бессоюзного сложного предложения с двоето-чием; производить си-нонимическую замену предложений; правиль-но ставить знаки препи-нания в предложениях указанного вида. | Регулятивные – выпол-нять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умст-венной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том чис-ле в ситуации столкно-вения интересов. Познавательные – уме-ние строить рассужде-ния в форме связи прос-тых суждений об объек-те, его строении, свойст-вах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
65, 66 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. | 2 | Усваивают правило поста-новки тире в бессоюзном сложном предложении. Составляют интонацион-ные схемы предложений. Списывают, различая про-стые и сложные предло-жения и ставя нужные знаки. Выписывают бес-союзные сложные предло-жения из литературных произведений. Пишут сочинение по картине-рассказ или отзыв (на выбор). | Знать: о постановке ти-ре в простом предложе-нии и предложениях с прямой речью уметь: различать БСП с тире; работать над правиль-ной интонацией; опре-делять смысловые отно-шения между частями БСП с тире; произво-дить синонимическую замену предложений; правильно ставить зна-ки препинания в пред-ложениях указанного вида. | Регулятивные – осуще-ствлять итоговый и по-шаговый контроль по результату. Коммуникативные – по-нимать возможность различных позиций дру-гих людей, отличных от собственной, и ориен-тироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Познавательные - чтение для понимания смысла текста. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
67 | Сочинение по картине. Отзыв | | | | | |
68 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. | 1 | Выполняют синтаксиче-ский и пунктуационный разбор бессоюзных сложных предложений. Обосновывают поста-новку разных знаков препинания. | Знать порядок синтаксического и пунктуационного разборов БСП, уметь выполнять анализ в соответствии с нормами. | Регулятивные – осуще-ствлять итоговый и по-шаговый контроль по результату. Коммуникативные – по-нимать возможность различных позиций дру-гих людей, отличных от собственной, и ориен-тироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Познавательные - чтение для понимания смысла текста. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
69 | Повторение изученного по теме: «Бессоюзные сложные предложения». | 1 | Отвечают на контроль-ные вопросы и задания. Записывают цитаты, рас-пределяя их по двум те-мам, расставляя нужные знаки препинания. Составляют бессоюзные сложные предложения по данному началу. Пишут самодиктант. | Знать: материал по теме «Бессоюзные сложные предложения»; уметь: применять полученные знания на практике. | Регулятивные - вносить необходимые корректи-вы в действие после его завершения на основе его оценки и учета хара-ктера сделанных оши-бок. Коммуникативные - уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные – уме-ние устанавливать при-чинно-следственные связи. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
70 | КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 4 | 1 | Пишут контрольный диктант с грамматическим заданием. | Знать: материал по теме «Бессоюзные сложные предложения»; уметь: применять полученные знания на практике. | Регулятивные - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные - уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные - умение устанавливать причинно-следственные связи. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
Сложные предложения с различными видами связи (10 часов) |
71,72 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях | 2 | Изучают теоретические сведения о многочлен-ных сложных предложе-ниях. Рассказывают по схемам о видах связи в многочленном сложном предложении, подтверж-дая ответ примерами предложений из упраж-нения. Находят много-члены в текстах и состав-ляют схему этих сложных предложений. Выполняют творческое задание по картине. Попутно рабо-тают над лексикой, орфо-графией и пунктуацией текстов. | Знать: структуру сложных предложений с разными видами связи; о постановке знаков препинания в СПП с последовательным и однородным подчинением; уметь: правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи; строить схемы предложений указанного вида. | Регулятивные – выпол-нять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умст-венной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему ре-шению в совместной деятельности, в том чис-ле в ситуации столкно-вения интересов. Познавательные – уме-ние строить рассужде-ния в форме связи прос-тых суждений об объек-те, его строении, свой-ствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
73, 74 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | 2 | Усваивают правило поста-новки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами свя-зи. Выделяют граммати-ческие основы, союзы в многочленном предложе-нии, вставляют и объяс-няют постановку знаков препинания. Обсуждают темы, основные мысли, структуру текстов. | Знать: структуру сложных предложений с разными видами связи; о постано-вке знаков препинания в СПП с последовательным и однородным подчине-нием; уметь: правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи; строить схемы предложе-ний указанного вида. | Регулятивные – учиты-вать правило в планиро-вании и контроле спосо-ба решения. Коммуникативные - уметь использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные – уме-ние осуществлять срав-нение, сериацию и клас-сификацию по задан-ным критериям. | Личностные - развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия). |
75 | Синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения с различными видами связи. | 1 | Выполняют устные и письменные синтаксиче-ские и пунктуационные разборы сложных предло-жений с различными ви-дами связи. Пишут под-робное изложение по тексту, употребляя мно-гочлены. | Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора предложений с различными видами связи, уметь выполнять анализ в соответствии с нормами. | Регулятивные – выпол-нять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умст-венной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему ре-шению в совместной де-ятельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов. Познавательные – уме-ние строить рассужде-ния в форме связи прос-тых суждений об объек-те, его строении, свой-ствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
76 | Р.р. Обучающее изложение (упражнение 219) | 1 | Пишут изложение. | Уметь: излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой; формулировать развернутый ответ на предложенную тему. | Регулятивные – выпол-нять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умст-венной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему ре-шению в совместной де-ятельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов. Познавательные - умение строить рассуж-дения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
77 | Р.р. Публичная речь. | 1 | Выявляют особенности публичной речи. Читают высказывания о публич-ной речи и составляют краткий план устного сообщения. Анализиру-ют отрывок текста на соответствие требовани-ям к устной публичной речи. Готовят публичное выступление для роди-тельского собрания на одну из предложенных тем. | Уметь: излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой; формулировать развернутый ответ на предложенную тему. | Регулятивные – целевая установка на изучение курса русского языка. Коммуникативные – овладение культурой устной и письменной речи, развитие умения вступать в диалог, выс-казывать свою точку зрения. Познавательные – фор-мирование умения да-вать определения поня-тиям, работать с изобра-зительными средствами. | Личностные – уважение к родному языку, формирование интерес к изучению родного языка. |
78 | Р.р. Публичные выступления на тему «Взрослые и мы». | 1 | Готовят публичное выступление на тему: «Взрослые и мы». | Уметь: излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой; формулировать развернутый ответ на предложенную тему. | Регулятивные – выпол-нять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умст-венной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему ре-шению в совместной де-ятельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов. Познавательные - умение строить рассу-ждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
79 | Повторение изученного по теме: «Сложные предложения с различными видами связи». | 1 | Отвечают на контроль-ные вопросы. Находят в текстах сложные предло-жения с разными видами связи. Составляют схемы сложных предложений. Записывают тексты, рас-ставляя знаки препина-ния и объясняя их поста-новку. Выполняют твор-ческую работу. | Знать: структуру сложных предложений с разными видами связи; о постановке знаков препинания в СПП с последовательным и однородным подчинением; уметь: правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи; строить схемы предложений указанного вида. | Регулятивные – целевая установка на изучение курса русского языка. Коммуникативные – овладение культурой устной и письменной речи, развитие умения вступать в диалог, высказывать свою точку зрения. Познавательные – формирование умения давать определения понятиям, работать с изобразительными средствами. | Личностные – уважение к родному языку, формирование интерес к изучению родного языка. |
80 | Р.р. КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ № 3 | | Пишут контрольное изложение. | Уметь: излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой; формулировать развернутый ответ на предложенную тему. | Регулятивные – целевая установка на изучение курса русского языка. Коммуникативные – овладение культурой устной и письменной речи, развитие умения вступать в диалог, высказывать свою точку зрения. Познавательные – формирование умения давать определения понятиям, работать с изобразительными средствами. | Личностные – уважение к родному языку, формирование интерес к изучению родного языка. |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (19 часов) |
81 | Разделы лингвистики. | 1 | Отвечают на контрольные вопросы. Заполняют таб-лицу обобщенного харак-тера. Обобщают изучен-ные сведения по лингвис-тике. | Знать основные разделы лингвистики. | Регулятивные - вносить необходимые корректи-вы в действие после его завершения на основе его оценки и учета ха-рактера сделанных ошибок. Коммуникативные - уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные - умение устанавливать причинно-следственные связи. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
82 | Фонетика и графика. | 1 | Отвечают на контрольные вопросы. Заполняют таб-лицу обобщенного харак-тера. Обобщают изучен-ные сведения по фонетике и графике. Выполняют полный и частичный фо-нетический разбор слов. Распределяют слова по колонкам в соответствии с их фонетическими осо-бенностями. Работают с текстом: читают, опреде-ляют тип и стиль, глав-ную мысль, списывают, выполняют задания по фонетике. | Знать: сведения о звуковой стороне языка; орфограммы, написание которых определяется фонетическими условиями; уметь: выполнять фонетический разбор слова | Регулятивные – целевая установка на изучение курса русского языка. Коммуникативные – овладение культурой устной и письменной речи, развитие умения вступать в диалог, высказывать свою точку зрения. Познавательные – формирование умения давать определения понятиям, работать с изобразительными средствами. | Личностные – уважение к родному языку, формирование интерес к изучению родного языка. |
83,84 | Лексикология и фразеология. | 2 | Обобщают изученные сведения по лексикологии и фразеологии. Разбирают слова по составу. Составляют таблицу по орфографии со своими примерами. Находят однокоренные слова. Списывают тексты, обосновывая выбор орфограмм. | Знать: основные сведения, касающиеся смысловой стороны слова; уметь: определять правописание слова в зависимости от его значения. | Регулятивные – выпол-нять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умст-венной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему ре-шению в совместной де-ятельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов. Познавательные – уме-ние строить рассужде-ния в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
85 | Тестовое задание по лексикологии и фразеологии. | 1 | Выполняют тестовую работу по лексикологии и фразеологии. | Знать: основные сведения, касающиеся смысловой стороны слова; уметь: определять правописание слова в зависимости от его значения. | Регулятивные – осуще-ствлять итоговый и по-шаговый контроль по результату. Коммуникативные - понимать возможность различных позиций дру-гих людей, отличных от собственной, и ориен-тироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Познавательные – чте-ние для понимания смысла текста. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
86 | Морфемика | 1 | Обобщают изученные сведения по морфемике. Делят слова на морфемы. Составляют таблицу «Орфограммы-гласные буквы в корнях с чередо-ванием о-а, е-и». Списывают текст, разби-вая его на абзацы и гра-фически обозначая мор-фемы. | Знать: основные сведения по словообразованию и морфемике, полученные в предыдущих классах; уметь: определять зависимость правописания слова от его строения; выполнять разбор слова по составу и словообразовательный разбор слова. | Регулятивные – выпол-нять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умст-венной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему ре-шению в совместной де-ятельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов. Познавательные – уме-ние строить рассужде-ния в форме связи прос-тых суждений об объек-те, его строении, свой-ствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
87 | Словообразование | 1 | Обобщают изученные сведения по словообра-зованию. Рассказывают по таблице о способах образования слов. Иллюстрируют своими примерами продуктивные способы образования новых слов. Определяют способ образования указанных слов в тексте. Сжато излагают содержание текста. | Знать: основные сведения по словообразованию и морфемике, полученные в предыдущих классах; уметь: определять зависимость правописания слова от его строения; выполнять разбор слова по составу и словообразовательный разбор слова. | Регулятивные – учиты-вать правило в планиро-вании и контроле спосо-ба решения. Коммуникативные - уметь использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные – уме-ние осуществлять срав-нение, сериацию и клас-сификацию по задан-ным критериям. | Личностные - развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия). |
88 | Тестовое задание по морфемике и словообразованию. | 1 | Выполняют тестовое задание по морфемике и словообразованию. | Знать: основные сведения по словообразованию и морфемике, полученные в предыдущих классах; уметь: определять зависимость правописания слова от его строения; выполнять разбор слова по составу и словообразовательный разбор слова. | Коммуникативные – по-нимать возможность различных позиций дру-гих людей, отличных от собственной, и ориен-тироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Познавательные – чте-ние для понимания смысла текста. Регулятивные – осущес-твлять итоговый и по-шаговый контроль по результату. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
89,90 | Морфология | 2 | Обобщают знания по морфологии. Заполняют таблицу о частях речи и дополняют ее своими примерами. Определяют разные части речи, выпи-сывая их из текста. Рабо-тают с текстами упражне-ний. Производят морфоло-гический разбор слов раз-ных частей речи. Исправ-ляют ошибки в приведен-ных определениях мор-фологии и обосновывают свою правку. | Знать: основные сведения по морфологии, получен-ные в предыдущих клас-сах; уметь: определять зависимость правописания слова от его граммати-ческих признаков (Н/НН в суффиксах причастий и прилагательных; личные окончания глаголов; пра-вописание омонимичных частей речи); выполнять морфологический разбор. | Регулятивные - вносить необходимые корректи-вы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные - уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные - умение устанавливать причинно-следственные связи. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
91 | Тестовое задание по морфологии и орфографии. | | Выполняют тестовую работу по морфологии и орфографии. | Знать: основные сведения по морфологии, полученные в предыдущих классах; уметь: определять зависимость правописания слова от его грамматических признаков (Н/НН в суффиксах причастий и прилагательных; личные окончания глаголов; правописание омонимичных частей речи); выполнять морфологический разбор. | Регулятивные – выпол-нять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему ре-шению в совместной де-ятельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов. Познавательные – уме-ние строить рассужде-ния в форме связи прос-тых суждений об объек-те, его строении, свой-ствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
92,93 | Синтаксис. | 2 | Обобщают изученные сведения по синтаксису. Списывают тексты разных стилей и типов речи, работают над синтаксическими структурами. Пишут сжатое выборочное изложение по тексту. Пишут отзыв-рецензию на фильм. | Знать: типы словосочетаний по способу связи; виды простых предложений по строению (по наличию главных, второстепенных членов, осложненности);вводные конструкции; уметь: определять типы словосочетаний по способу связи; расставлять знаки препинания в простом предложении. | Регулятивные – осущес-твлять итоговый и по-шаговый контроль по результату.Коммуника-тивные - понимать воз-можность различных позиций других людей, отличных от собствен-ной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодейст-вии. Познавательные - чтение для понимания смысла текста. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
94 | Тестовое задание по синтаксису и пунктуации. | 1 | Выполняют тестовую работу по синтаксису и пунктуации. | Знать: типы словосочетаний по способу связи; виды простых предложений по строению (по наличию главных, второстепенных членов, осложненности);вводные конструкции; уметь: определять типы словосочетаний по способу связи; расставлять знаки препинания в простом предложении. | Регулятивные – осущес-твлять итоговый и по-шаговый контроль по результату. Коммуникативные – по-нимать возможность различных позиций дру-гих людей, отличных от собственной, и ориен-тироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Познавательные – чте-ние для понимания смысла текста. | Личностные - формирования границ собственного знания и «незнания». |
95 | Р.р. Обучающее сочинение на свободную тему (упражнение 282) | 1 | | Уметь: излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой; формулировать развернутый ответ на предложенную тему | Регулятивные – выпол-нять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные - уметь договариваться и приходить к общему ре-шению в совместной де-ятельности, в том числе в ситуации столкнове-ния интересов. Познавательные - умение строить рассуж-дения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
96, 97, 98 | Орфография. Пунктуация. | 3 | Обобщают знания по орфографии и пунктуации. Списывают тексты и предложения, работая над знаками препинания и орфограммами. Пишут диктант с продолжением, обосновывают выбор орфограмм. Рассматривают таблицу, готовят рассказ по ней, записывают свои примеры. Устно рассказы-вают о впечатлениях детст-ва. Пишут сочинение на свободную тему. | Научиться определять и правильно ставить знаки препинания. | Регулятивные – учиты-вать правило в планиро-вании и контроле спосо-ба решения. Коммуникативные - уметь использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные - умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. | Личностные - развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) . |
99, 100, 101, 102 | Резервные часы для предэкзаменацион-ной работы. | 4 | Выполняют предэкзаменационную работу в форме и по материалам ОГЭ. | |