Класс: 2 Урок№102 Дата:24.03.2022
Тема: «Имя прилагательное как часть речи».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты:
Личностные УУД :проявлять интерес к изучению темы.
Познавательные УУД: уметь делать выводы на основе наблюдений, уметь находить информацию из справочника (словаря).
Регулятивные УУД: планирование и оценивание своих действий.
Коммуникативные УУД: согласование действий с партнёром;
умение отстаивать свою точку зрения и точно выражать свои мысли.
Оборудование: УМК «Русский язык 2 класс. В.П. Канакина», наглядности, карточки с заданиями.
Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока:
Организационный момент (приветствие, запись темы, числа, проверка д/з).
-Прежде чем мы начнём урок, я хочу, чтоб вы обратили внимание на бумажное дерево, лежащее у вас на столах. За каждый правильный ответ вы должны нарисовать на нем яблоко. В конце урока, подводя итоги, мы их сосчитаем и узнаем, кто набрал наибольшее количество.
Минутка чистописания:
Составьте и запишите два предложения со словом школа.
Из слов составьте пословицу и запишите её: Богатство, хлеб – наше.
Постановка цели и задач урока.
А теперь запишите в тетрадь слова, записанные на доске:
Стул, парта, табурет, доска, школьный.
-Какое слово лишнее?
-Почему? Докажите.
(Дети отвечают, что это не имя существительное).
-А какая это часть речи? Нам это предстоит узнать.
-Сегодня мы познакомимся с новой частью речи. Это и будет тема нашего урока. Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
( Познакомиться с новой частью речи. Узнать как можно больше об имени прилагательном.)
А что именно мы должны узнать об имени прилагательном? Какие задачи урока поставим?
(Надо узнать, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о роли прилагательных в нашей речи.)
- Прочитайте предложение.
У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.
- Как вы думаете, можно узнать о каком животном идёт речь в этом предложении?
(Это сделать трудно.)
- Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.
- А как вы думаете почему? (Нет признаков)
- Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?
- Хорошо ребята, а теперь у каждого из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.
- Вы должны, вставить пропущенные слова.
- Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.
Прочитайте, что же у вас получилось?
У неё острые зубки, тоненькое рыльце, чуткие ушки, рыжая шерсть и пушистый хвост.
- А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?
- А теперь поставьте к словам помощникам вопросы
Какие? Острые
Какое? Тоненькое
Какие? Чуткие
Какая? Рыжая
Какой? Пушистый
- Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета)
- Какой частью речи они являются?
- Какой вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?
Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.
4. Актуализация изученного материала
-Посмотрите на доску, прочитайте слова и подумайте на какие 3 группы можно разделить данные слова.
На доске слова: дерево, твердый, написал, красный, придёт, красивый, куколка, открыл.
-На какие группы мы разделим слова? Почему?
( Это имена существительные, глаголы и прилагательные.)
Дерево, куколка.
Красный, красивый, твёрдый.
Придёт, написал, открыл.
-Давайте посмотрим на первую строчку. Что мы можем сказать об этих словах?
.(Это имена существительные. Они обозначают предметы, явления и отвечают на вопросы кто? что?).
-Посмотрите, на вторую строчку,что это за слова?
(Глаголы - это часть речи, которая обозначает действия предметов, отвечает на вопросы что делает? что сделает? что будет делать? )
-А что вы можете сказать о третьей строке?
(Это имена прилагательные).
-Что общего в этих словах? Что они обозначают? Что их отличает от других слов? (Предположения детей).
5. Усвоение и закрепление новых знаний.
1. Что обозначает имя прилагательное?
- Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи? Можно ли обойтись без них?
2. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
Работа с учебником стр.86, упр. 148.
6. Физминутка.
Поднимает руки класс – это раз,
Завертелась голова – это два,
Три – руками три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
7. Закрепление знаний.
Внимательно прочитайте родственные слова. Выпишите имена прилагательные.
Синий, синеть, синева; пугать, испуг, пугливый; робкий, робость, робеть; смелый, бесстрашный, бесстрашие; трусость, трусить, трусливый.
Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.
Храбрый еж.
Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.
8. Рефлексия.
-Дети, о чём мы говорили сегодня на уроке?
-Как называется эта часть речи?
-Что она обозначает?
-На какие вопросы отвечают прилагательные?
Проверка «деревьев знаний». Подсчет количества яблок.
9. Д/з. Правило в учебнике учить, упр. 154.