Русский язык. 4 класс
Тема: «Наречие как часть речи»
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.
Задачи:
- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности; воспитывать на примере языкового материала чувство любви к Родине, к своему родному краю.
- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
- (направленные на достижение предметных результатов обучения)ознакомление с наречиями как частью речи, формирование умения находить наречия в тексте, задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются;
Оборудование: Учебник 4 класса «Русский язык» (В.И. Бычков, З.М.Беляева, А.В.Рыбакова), доска, компьютер, мультимедийный проектор, компьютерные слайды словарики, карточки с заданиями для работы по группам, фонограмма песни «Голуби» (Елены Ваенги), рисунок и индивидуальные конверты с голубями для рефлексии.
Ход урока.
I. Настрой на урок.
- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу?
- С прекрасным, с хорошим.
- А почему?
-Сегодня замечательная погода, у нас сегодня гости, нравится узнавать новое.
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
- Интересным, с трудностями, с хитростями.
- Нам предстоит на уроке выполнить много работы. Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким?
- Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу;
- Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Давайте улыбнёмся друг другу, как поётся в песне «От улыбки станет всем светлей…», и скорей начнём урок.
Слайды 1и 2.
Люблю различные слова
Как неизведанные страны
Они понятны не всегда,
И их значенья так туманны…
( Давид Самойлов)
- О чём размышляет автор этих строк? Что нравится ему? Да, автор любит открывать тайны, узнавать что-то новое. А вы? Этим и займёмся на уроке.
II. Чистописание.
-Вначале подготовим к работе наши тетради начнём работу с чистописания. Запишите дату, «Классная работа». Выпишем некоторые слова из одного стихотворения.
-Сначала послушайте его.
Посмотри, мой юный друг,
И увидишь ты вокруг
Небо светло-голубое.
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Роса травы умывает.
Речка, лес, цветы, поля –
Сердцу милая земля.
На доске:
в.кру. р.са увидиш. з.л.тое п.ля
г.лубое мила. лист.ями п.см.три з.мля
III. Создание проблемной ситуации.
Дома вы должны были просмотреть выученные правила и вспомнить о частях речи.
Что называют имена существительные? (предметы, людей, растения, животных, явления действительности) .Вопросы?Как изменяются? (По родам, числам и падежам)
Что знаем о глаголах?(Обозначают действие или состояние предметов.Вопросы:… .Могут изменяться по временам, числам , лицам, а глаглы прош. вр. ед.числа - по родам.)
Что сажем про прилагательные?(Называют признак предмета. Вопросы:… .Согласуются с им. сущ. в роде,числе,падеже.)
-И вот вам задание: распределить написанные слова в группы по частям речи. Слайд 3.
IV.Определение темы урока , постановка задач. Слайды 4 и 5.
-Чтобы узнать, как называются слова новой группы, вам предстоит угадать ребус.
V. Работа по теме ( исследовательская).
-Давайте займёмся исследованием новой части речи. Слайды 6,7,8 и 9.
-Итак, что мы можем сказать о наречиях. (Слайд 9)
VI. Выделение лексической темы урока. Работа по учебнику.
-Вспомним стихотворение, пословицы. О чём они? Как вы думаете, почему мы с вами сегодня заговорили именно на эту тему?
-Познакомьтесь со стихотворением «В родном краю».
Какова главная мысль? Что доставляет радость автору? Почему любому человеку хорошо в родном краю? Как вы понимаете последнее предложение?
-Как называется наша малая родина? Чем она вам дорога? Что вам тут нравится?
Об этом лучше всего расскажут, наверное, ваши картины. Слайд 10.
VII. Физкультминутка.
-Вы, наверное, устали? Предлагаю поход по родному краю.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
Это бабочки летают.
Раз, два, три, четыре!
Полетели, закружились.
Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в гнездо кладём.
Дальше по лесу идём.
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы веселее.
1-2! 1-2!
Позади теперь вода!
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
На поляну мы выходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
Как много мы увидели:
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и ты, и мы.
- Молодцы! Вы уже умеете находить наречия .
-Найдём упр. 2. Здесь мы должны ответить на очень важный вопрос: «Зачем в нашей речи нужны наречия?»
VIII. Работа по закреплению знаний.
1) - Сейчас я прочитаю вам фразеологические сочетания, а вы будете записывать одним словом — наречием.
идти черепашьим шагом — /медленно/
встать чуть свет (маме надо) — /рано/
рукой подать (до магазина) — /близко/
яблоку негде упасть (сегодня в классе) — /тесно/
нельзя писал как курица лапой — /неразборчиво/
уйти за тридевять земель — /далеко/
работали (мы сегодня), засучив рукава — / старательно/
2) - Согласны немножко поработать в группах? Слайд 11.
3) - А теперь решим одну задачку. Слайд 12.
«Назови пять дней, не употребляя чисел и названий дней»
- Затрудняетесь?
- Посмотрите на дату в тетради.
- Как одним словом можно назвать это число? (Когда это происходит? )
(сегодня)
-25 марта. Какой день недели? Про всё, что произойдёт 25 марта, как мы говорим? Когда был понедельник? А воскресенье когда было? Когда будет четверг?
(позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра )
- С этим заданием вы справились. Молодцы!
IX. Подведение итогов. Оценка работы учащихся на уроке. Слайды 13 и 14.
- Мне хочется, чтобы мы сделали с вами ещё один вывод. Послушайте стишок и скажите, вы согласны со мной?
Стишок: Жура – жура – журавель!
Облетал он сто земель!
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
-Где же лучшая земля?
Он ответил, пролетая:
Лучше нет родного края!
X. Задание на дом.
Упражнение 4 (стр. 214)
-Прочтите задание. Всё вам понятно?
XI. Рефлексия. Слайд 15.
— Как вы чувствовали себя на уроке?
На уроке мне было… , потому что….
Особенно …
(хорошо, ужасно, страшно, интересно, здорово, приятно, весело, скучно, сначала, сегодня, правильно, когда-нибудь,, навсегда, уютно, тепло, отлично, бесполезно )
—Как хорошо, что над нами чистое небо, без дыма и взрывов. Давайте выпустим в наше небо голубей, вестников мира на земле. Из конвертов, которые находятся у вас на партах, выберите голубя того цвета, который соответствует сейчас вашему настроению.
(Дети прикрепляют голубей на заранее подготовленный плакат. Звучит песня Елены Ваенги «Голуби»)
Карточка № 1
Соедините стрелками наречия-антонимы.
рано светло
далеко горько
сладко громко
тихо слабо
темно поздно
сильно близко
Карточка № 2
Соедините стрелками наречия-синонимы.
аккуратно вблизи
рядом ровно
печально тихо
гладко близко
медленно грустно
вдали опрятно
Карточка № 3
Поставьте к наречиям вопросы и запишите их в скобках.
Издалека (__________?) возвращаются птицы весной (______?) в родные места. Позади (___?) осталась зимовка в чужих краях.
Забывая о тяжёлом перелёте, два весёлых скворца весь день неустанно (___?) таскали в дупло старой берёзы вату и сухой мох. Здесь(___?) они решили устроить себе гнездо.
Вечером(_______?) счастливая пара села на берёзовую ветку и радостно (____?) запела.