Тема: С. А. Есенин «Лебёдушка»
Цель: создание условий для формирования представлений у учащихся о жизни и творчестве С. А. Есенина, знакомство с произведением «Лебёдушка».
Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания.
Предметные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания и составление текстов в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждения.
- познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать; оценивать прочитанное с целью подготовки к анализу стихотворения, к выразительному чтению;
- коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные, строить монологическое доказательное высказывание;
- регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник, доска, видеоматериал.
Этап урока, цель этапа, время | Методы и приёмы обучения | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся |
Мотивационный 2 мин | Словесный (беседа, рассказ) | Приветствие. Людям нужно поучиться преданности — у собак, теплу — у пингвинов, а любви и нежности — у лебедей… - Как вы понимаете это высказывание? - Что интересного вы знаете о лебеде? - Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности. Лебеди очень преданные птицы и большинство лебедей создают пары на всю жизнь. - Сегодня наша тема будет связна с этими изящными птицами. | |
Речевая разминка 2 мин | Словесный | -Но сначала давайте проведем речевую разминку. Посмотрите на слайд, давайте прочитаем хором чистоговорку на счёт три. Раз-два-три. Жу-жу-жу, жу-жу-жу В зоопарк пришли к моржу. Жа-жа-жа, жа-жа-жа Испугались мы моржа. Же-же-же, же-же-же Сидят птички на морже. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Ближе подошли к моржу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Повернулись к нам моржи. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Рыбку бросили моржу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Очень мирные моржи. | Читают. |
Самоопределение к деятельности 4 мин | Словесный (беседа) Наглядный (презентация) | - Посмотрите на слайд. Чей это портрет? - Кто это? - Вы знаете что-нибудь о Сергее Есенине? - Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русского поэта Сергея Александровича Есенина, его произведением «Лебёдушка» - Какую цель мы поставим на урок? - Давайте составим план нашего урока: 1. Узнать о жизни и творчестве писателя Сергея Есенина 2. Выяснить главную мысль стихотворения «Лебёдушка» | - Сергей Есенин. - Поэт. - Познакомиться со стихотворением «Лебёдушка» |
Подготовительная работа 5 мин | Словесный Наглядный | - Давайте познакомимся с жизнью и творчеством автора этого произведения Сергеем Александровичем Есениным. Посмотрим видеоролик. -Какая основная тема творчества Сергея Есенина? О чём он писал? - Прочитайте название стихотворения. - По названию произведения можно предположить, как автор относится к этой птице? | Смотрят. - Родина, природа. - Нежно, ласково, с любовью и теплотой относится автор к Лебёдушке. |
Словарная работа 3 мин | Наглядный (карточки) Практический | - Перед тем, как мы начнем читать произведение, давайте узнаем значение сложных и непонятных слов. - Прочитайте слова, подумайте, что они обозначают и соедините слова с их определениями. Ватага - шумная толпа, сборище. Заводь - небольшой залив в реке. Дозорила – стерегла, охраняла. Хоронились – прятались. Доблестный – храбрый, отважный. Пряный – имеющий острый вкус и резкий запах. Колыхалось – качалось; Покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи; Гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале. Тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением. Молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки; Тихозвонные ручейки – спокойно протекающие. Росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро. Цветы лазоревые - светло-синий тон. Волны пряные - издающие запах; | Выполняют. |
Физминутка 1 мин | | - Давайте мы вами немного отдохнем и выполним физминутку. Встали тихо, потянулись, Дышим ровно, глубоко Руки мы к плечам прижали, И локтями повращали. Раз- присели, два- нагнулись Три подпрыгнули легко. | |
Первичное восприятие произведения 6 мин | Комбинированное чтение | - Откройте учебник на с. 120. - Я начну читать, затем буду просить кого-то из вас продолжить, следите за текстом. | Читают. |
Проверка первичного восприятия 2 мин | Словесный (эмоционально-оценочная беседа) | - Какие настроение, чувства и эмоции у вас после прочтения? - Какой момент вам запомнился больше всего? | Высказывают мнения. |
Второе чтение и анализ 8 мин | Словесный (беседа, выборочное чтение) | Предлагает поработать с текстом рассказа и поискать в нем ответы на вопросы. - Какую картину рисует поэт в начале стихотворения? - Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая. - Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения, а также сравнения и эпитеты. - Что такое олицетворение? - Найдите и прочитайте олицетворения (с.120-121) - А что такое сравнение? - Найдите и прочитайте сравнения. - Что такое эпитет? Найдите и зачитайте эпитеты: (4 - 11 строфы) - Как гуляла лебедушка со своими детками? С чем сравнивается лебедь? 12,13,14 строфы - Как автор показывает, что лебедь была хорошей матерью? - Прочитайте отрывок, где появился молодой орел (15-21 строфы) - Как нужно читать этот отрывок? - С чем автор его сравнивает? Почему? - Найдите и прочитайте, как орёл высматривал добычу. - Найдите отрывок, где автор описывает внешность орла. - Найдите и прочитайте то место, где лебедь заметила врага (22-27 строфы) - Как она себя вела? (23 строфа) Как защищала своих детей? Какой момент считаете самым тревожным? (24-25 строфы) Самым трагическим? -Какое чувство раскрылось в поступке Лебедушки? | - Картину рассвета - Это наделение неодушевленных предметов живыми качествами. - Зорюшка рассыпала, камыши шепталися, перешёптывались лилии, цветы улыбались. - Лебедушка – словно зоренька Росинки – словно жемчуг Цветы – гости Орел – точка черная - Красочное определение чего-либо. Покрывала златотканые, озеро серебряное, белоснежная лебёдушка, колечки изумрудные - Словно зоренька. - Лебедь охраняла своих лебежатушек под своим крылом. - Трагично. - Со стрелой, чёрной тучей, потому что он предвещает опасность. - Чувство любви, самоотверженности, самопожертвования. Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей |
Синтез 4 мин | Словесный (выразительное чтение, беседа) | - Кто желает прочитать выразительно стихотворение? - Прочитайте второй пункт плана. - Как вы думаете, чему учит это стихотворение? - Главная мысль - лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям. Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям, что своей жизнью пожертвовала ради спасения жизни своих детей. Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла. | Читают несколько человек по частям. - Стихотворение учит любить своих родителей, и прежде всего любить маму, все живое, учит любить Родину, природу, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать. |
Рефлексия 2 мин | Словесный (беседа) | - Вспомним цель урока. --Как вы думаете, почему поэт закончил своё произведение так печально? - Кто написал стихотворение «Лебёдушка»? - Что вы запомнили о писателе? - Оцените своё чтение на уроке, насколько выразительно вы читали. (светофорчики) | - Познакомиться со стихотворением «Лебёдушка» - Сергей Есенин. |
Инструктаж домашнего задания 1 мин | Словесный (объяснение) | - Домашнее задание – выразительное чтение стихотворения «Лебёдушка». | |