СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С чего начинается анализ стихотворения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ стиха на уроках литературы в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«С чего начинается анализ стихотворения»

А.А.Ахматова  Про стихи                 Это — выжимки бессонниц,  Это — свеч кривых нагар,  Это — сотен белых звонниц  Первый утренний удар...  Это — теплый подоконник  Под черниговской луной,  Это — пчелы, это — донник,  Это — пыль, и мрак, и зной.

А.А.Ахматова

Про стихи

               

Это — выжимки бессонниц, Это — свеч кривых нагар, Это — сотен белых звонниц Первый утренний удар... Это — теплый подоконник Под черниговской луной, Это — пчелы, это — донник, Это — пыль, и мрак, и зной.

Б.Ахмадулина  Другое Что сделалось? Зачем я не могу, уж целый год не знаю, не умею слагать стихи и только немоту тяжелую в моих губах имею?   Вы скажете - но вот уже строфа, четыре строчки в ней, она готова. Я не о том. Во мне уже стара привычка ставить слово после слова.   Порядок этот ведает рука. Я не о том. Как это прежде было? Когда происходило - не строка - другое что-то. Только что?- забыла. Да, то, другое, разве знало страх, когда шалило голосом так смело, само, как смех, смеялось на устах и плакало, как плач, если хотело?

Б.Ахмадулина

Другое

Что сделалось? Зачем я не могу,

уж целый год не знаю, не умею

слагать стихи и только немоту

тяжелую в моих губах имею?

 

Вы скажете - но вот уже строфа,

четыре строчки в ней, она готова.

Я не о том. Во мне уже стара

привычка ставить слово после слова.

 

Порядок этот ведает рука.

Я не о том. Как это прежде было?

Когда происходило - не строка -

другое что-то. Только что?- забыла.

Да, то, другое, разве знало страх,

когда шалило голосом так смело,

само, как смех, смеялось на устах

и плакало, как плач, если хотело?

С чего начинается... анализ стихотворения?

С чего начинается...

анализ стихотворения?

Что такое стихотворение?..

Что такое стихотворение?..

138 5 15  12 8 45  17 19 20  4 225 17 30 48  140 10 01  126 138  140 3 501 45 132 17  27 16 32  2 4 10 220  340 5 4 2   5 32 4 8   146 132   4 5 7 38   6 9 3 4 2    40 38  2 128  1 10 1 10  2 128

138 5 15 12 8 45 17 19 20 4 225

17 30 48 140 10 01 126 138 140 3 501

45 132 17 27 16 32 2 4 10 220 340 5 4 2

5 32 4 8  146 132  4 5 7 38  6 9 3 4 2 

40 38 2 128 1 10 1 10 2 128

Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. Ты жива ещё, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века – Всё будет так. Исхода нет.   Жили у бабуси Два весёлых гуся, Один – серый, другой – белый, Два весёлых гуся.

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

Жили у бабуси

Два весёлых гуся,

Один – серый, другой – белый,

Два весёлых гуся.

Г-н Журден. Я влюблен в одну великосветскую даму, и мне бы хотелось, чтобы вы помогли мне написать ей записочку, которую я собираюсь уронить к ее ногам. Учитель философии. Отлично. Г-н Журден. Ведь, правда, это будет учтиво? Учитель философии. Конечно. Вы хотите написать ей стихи? Г-н Журден. Нет, нет, только не стихи. Учитель философии. Вы предпочитаете прозу? Г-н Журден. Нет, я не хочу ни прозы, ни стихов. Учитель философии. Так нельзя: или то, или другое. Г-н Журден. Почему? Учитель философии. По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не иначе, как прозой или стихами… Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза. Г-н Журден. А когда мы разговариваем, это что же такое будет? Учитель философии. Проза. Г-н Журден. Что? Когда я говорю:

Г-н Журден. Я влюблен в одну великосветскую даму, и мне бы хотелось, чтобы вы помогли мне написать ей записочку, которую я собираюсь уронить к ее ногам.

Учитель философии. Отлично.

Г-н Журден. Ведь, правда, это будет учтиво?

Учитель философии. Конечно. Вы хотите написать ей стихи?

Г-н Журден. Нет, нет, только не стихи.

Учитель философии. Вы предпочитаете прозу?

Г-н Журден. Нет, я не хочу ни прозы, ни стихов.

Учитель философии. Так нельзя: или то, или другое.

Г-н Журден. Почему?

Учитель философии. По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не иначе, как прозой или стихами… Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза.

Г-н Журден. А когда мы разговариваем, это что же такое будет?

Учитель философии. Проза.

Г-н Журден. Что? Когда я говорю: "Николь, принеси мне туфли и ночной колпак", это проза?

Учитель философии. Да, сударь.

Г-н Журден. Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой. Большое вам спасибо, что сказали.

Жан-Батист Мольер, «Мещанин во дворянстве»

Стих – форма поэтической речи, отличающейся от прозы системой параллельных речевых рядов, которые придают фразостроению ощутимую стройность. Стихотворение – законченное по смыслу и форме поэтическое произведение в стихах сравнительно небольшого размера. Поэтический словарь А.П.Квятковского

Стих – форма поэтической речи, отличающейся от прозы системой параллельных речевых рядов, которые придают фразостроению ощутимую стройность.

Стихотворение – законченное по смыслу и форме поэтическое произведение в стихах сравнительно небольшого размера.

Поэтический словарь А.П.Квятковского

НИЩИЙ    Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.  Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!  Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.  Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.  А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.  Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...  — Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.  Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.  — Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.  Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

НИЩИЙ

 

Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...

— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

— Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Стих – форма поэтической речи, отличающейся от прозы системой параллельных речевых рядов, которые придают фразостроению ощутимую стройность. Поэзия – 1) в расширенном значении – литературно-художественные произведения в стихах и прозе; 2) в настоящее время употребляется в более узком понимании: поэзия – это стихотворные художественные произведения, в отличие от художественной прозы.  Стихотворение – законченное по смыслу и форме поэтическое произведение в стихах сравнительно небольшого размера. Поэтический словарь А.П.Квятковского Поэтический словарь А.П.Квятковского  Поэзия началась, когда человек стал выражать себя… Гегель, «Эстетика»

Стих – форма поэтической речи, отличающейся от прозы системой параллельных речевых рядов, которые придают фразостроению ощутимую стройность.

Поэзия – 1) в расширенном значении – литературно-художественные произведения в стихах и прозе; 2) в настоящее время употребляется в более узком понимании: поэзия – это стихотворные художественные произведения, в отличие от художественной прозы.

Стихотворение – законченное по смыслу и форме поэтическое произведение в стихах сравнительно небольшого размера.

Поэтический словарь А.П.Квятковского

Поэтический словарь А.П.Квятковского

Поэзия началась, когда человек стал выражать себя…

Гегель, «Эстетика»

Стихотворение в прозе – условный термин, введённый в русскую поэтику в связи с написанным И.С.Тургеневым циклом прозаических миниатюр лирического характера «Senilia» («Старческое»). До Тургенева Ш.Бодлером написаны «Маленькие поэмы в прозе». Стихотворения в прозе представляют собой промежуточную художественную форму: это произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме. Поэтический словарь А.П.Квятковского

Стихотворение в прозе – условный термин, введённый в русскую поэтику в связи с написанным И.С.Тургеневым циклом прозаических миниатюр лирического характера «Senilia» («Старческое»). До Тургенева Ш.Бодлером написаны «Маленькие поэмы в прозе». Стихотворения в прозе представляют собой промежуточную художественную форму: это произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.

Поэтический словарь А.П.Квятковского

 Г.Нейгауз в пособии «Об искусстве фортепианной игры» (1920-е гг.) пишет: «Моцарт говорит, что иногда, сочиняя в уме симфонию, он разгорается всё более и более, и, наконец, доходит до того состояния, когда ему чудится, что он слышит всю симфонию от начала до конца сразу, одновременно, в один миг !» .  М.А.Чехов в книге «Путь актёра» (1928) размышляет: «…Я не могу сравнить его [процесс] ни с чем, кроме зерна растения, зерна , в котором чудесным образом содержится всё будущее растение » .

Г.Нейгауз в пособии «Об искусстве фортепианной игры» (1920-е гг.) пишет: «Моцарт говорит, что иногда, сочиняя в уме симфонию, он разгорается всё более и более, и, наконец, доходит до того состояния, когда ему чудится, что он слышит всю симфонию от начала до конца сразу, одновременно, в один миг .

М.А.Чехов в книге «Путь актёра» (1928) размышляет: «…Я не могу сравнить его [процесс] ни с чем, кроме зерна растения, зерна , в котором чудесным образом содержится всё будущее растение » .

 Аллитерация – древнейший стилистический приём усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков. Поэтический словарь А.П.Квятковского

Аллитерация – древнейший стилистический приём усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков.

Поэтический словарь А.П.Квятковского

Впечатление План анализа поэтического текста: История создания стихотворения. Стихотворный размер, рифмовка. Средства художественной выразительности. Образы. Тема, проблема, идея. Сотворчество

Впечатление

План анализа поэтического текста:

  • История создания стихотворения.
  • Стихотворный размер, рифмовка.
  • Средства художественной выразительности.
  • Образы.
  • Тема, проблема, идея.

Сотворчество

Аллитерация в романе А.Белого «Петербург» бел ый бле ск ринется да лее запахну вши сь в ши нель рим ска я каска Никакой Геенны и не было б. Николай Аполлонович Невского не видал… м ыс л и – м о л нии раз л ета л ись, как з м еи, от л ысой его го л овы [ла] Сверка л и ос л епите ль но: зо ло тая иг ла , об ла ка, л уч багровый заката А там бы ли – ли нии: Не ва , остро ва Буду т , буду т  те  т ёмные те ни следова ть по пя т ам Обжигающий лад онь  но мерок Вспомн ил он циркуляр и вспомн ил , что пада ли  ли стья

Аллитерация в романе А.Белого «Петербург»

бел ый бле ск ринется да лее

запахну вши сь в ши нель

рим ска я каска

Никакой Геенны и не было б.

Николай Аполлонович Невского не видал…

м ыс л и – м о л нии раз л ета л ись, как з м еи, от л ысой его го л овы

[ла]

Сверка л и ос л епите ль но: зо ло тая иг ла , об ла ка, л уч багровый заката

А там бы лили нии: Не ва , остро ва

Буду т , буду т те т ёмные те ни следова ть по пя т ам

Обжигающий лад онь но мерок

Вспомн ил он циркуляр и вспомн ил , что пада ли ли стья

А.А.Ахматова *** Я научилась просто, мудро жить,  Смотреть на небо и молиться Богу,  И долго перед вечером бродить,  Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи  И никнет гроздь рябины желто-красной,  Слагаю я веселые стихи  О жизни тленной, тленной и прекрасной. Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь  Пушистый кот, мурлыкает умильней,  И яркий загорается огонь  На башенке озерной лесопильни. Лишь изредка прорезывает тишь  Крик аиста, слетевшего на крышу.  И если в дверь мою ты постучишь,  Мне кажется, я даже не услышу. Май 1912, Флоренция

А.А.Ахматова

***

Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.

Май 1912, Флоренция

Б.Ахмадулина Свеча Всего-то — чтоб была свеча,  свеча простая, восковая,  и старомодность вековая  так станет в памяти свежа. И поспешит твое перо  к той грамоте витиеватой,  разумной и замысловатой,  и ляжет на душу добро. Уже ты мыслишь о друзьях  все чаще, способом старинным,  и сталактитом стеаринным  займешься с нежностью в глазах. И Пушкин ласково глядит,  и ночь прошла, и гаснут свечи,  и нежный вкус родимой речи  так чисто губы холодит. 1960

Б.Ахмадулина

Свеча

Всего-то — чтоб была свеча, свеча простая, восковая, и старомодность вековая так станет в памяти свежа.

И поспешит твое перо к той грамоте витиеватой, разумной и замысловатой, и ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях все чаще, способом старинным, и сталактитом стеаринным займешься с нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит, и ночь прошла, и гаснут свечи, и нежный вкус родимой речи так чисто губы холодит.

1960

А.Фет *** Учись у них — у дуба, у берёзы.  Кругом зима. Жестокая пора!  Напрасные на них застыли слезы,  И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой  Сердито рвет последние листы,  И за сердце хватает холод лютый;  Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений,  Опять теплом и жизнию дыша.  Для ясных дней, для новых откровений  Переболит скорбящая душа.   31 декабря 1883

А.Фет

***

Учись у них — у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.

 

31 декабря 1883

А.Фет *** Учись...  …  … застыли …,  треснула, сжимаяся ... …  … рвет …,  … хватает;  … стоят, молчат; молчи..! … верь. Промчится …,  … дыша.  …  Переболит скорбящая...   31 декабря 1883

А.Фет

***

Учись... … … застыли …, треснула, сжимаяся ...

… … рвет …, … хватает; … стоят, молчат; молчи..!

… верь. Промчится …, … дыша. … Переболит скорбящая...

 

31 декабря 1883

Сальвадор Дали. «Время», «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти», 1931

Сальвадор Дали.

«Время», «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти», 1931

Рене Магритт. «Ясновидение», «Проницательность», «Предвидение», «Творчество», 1936

Рене Магритт.

«Ясновидение», «Проницательность», «Предвидение», «Творчество», 1936


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!