Самоанализ открытого занятия - обучающего семинара-практикума "Моделирование условий формирования профессиональных компетенций у студентов уровня среднего профессионального образования занятия"
22.10.2013 г.
Актуальность выбора обусловлена необходимостью формирования у педагогов профессиональных компетенций для эффективного выбора средств (форм и методов работы) и создания условий формирования профессиональных компетенций у студентов и личности профессионала в целом на основе опыта разработки моделей решения проблем.
Постановка целей обучающего семинара-практикума обоснована необходимостью формирования у педагогов профессиональных компетенций для решения задач профессионального развития студентов:
сформировать у педагогов профессиональные компетенции на основе опыта разработки моделей, выбора средств и создания условий формирования профессиональных компетенций у студентов и личности профессионала в целом.
сформировать навыки подбора средств обучения и создания условий для компенсации проблем профессионального развития обучающихся для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов.
Проблематичность – формирование личности профессионала, обладающего набором общих и профессиональных компетенций и сформированными ключевыми качествами требует учета проблем, возникающих на различных этапах: профессионального самоопределения, профессионального самовыражения и профессиональной самореализации и разработки индивидуальных образовательных маршрутов.
Организация открытого занятия:
Форма открытого занятия - обучающий семинар-практикум, выбрана в силу того, что для решения основной цели были определены, прежде всего, обучающие задачи:
Актуализировать знания по проблеме формирования профессиональных компетенций и личности профессионала в целом.
Сформировать умения анализировать этапы и закономерности формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся, разрабатывать и представлять модели решения проблем профессионального становления.
Сформировать опыт выбора средств обучения в аспекте решения проблем профессионального становления и определения условий их разрешения в различных видах деятельности со студентами;
Сформировать навыки оценки проектной деятельности для совершенствования профессиональных компетенций педагогов.
Ожидаемые результаты обучающего семинара - практикума - сформированные профессиональные компетенции педагогов были определены в аспекте профессионального стандарта педагога:
владеть формами и методами организации аудиторных и внеаудиторных форм работы с помощью активных методов обучения: деловые и ролевые игры, метод "case-study", решение проблемных ситуаций, эксперимент и др.
использовать специальные подходы к обучению для включения в образовательный процесс разных категорий обучающихся: со специальными потребностями в образовании", "одаренных, лиц с ОВЗ и т.д.
эффективно определять воспитательные цели, формы и методы работы направлять развитие студенческого коллектива и личности обучающихся, их профессиональному развитию.
владеть формами и методами воспитательной работы, используя их в урочной и внеклассной деятельности.
способность оказывать адресную помощь в профессиональном развитии педагогическими приемами.
уметь составлять программу индивидуального профессионального развития на основе диагностики проблем, особенностей личности и возможностей профессионального развития.
уметь проектировать безопасную образовательную среду.
владение психолого-педагогическими технологиями работы с разными категориями обучающихся.
В качестве основных методов проведения открытого занятия были выбраны активные практикоориентированные методы работы: работа в группах, "мозговой штурм", моделирование, для определения проблем профессионального развития - методика MMPA - матрица структурно-логического анализа (проект Британского совета), игровые методы, презентация основополагающих тезисов для организации групповой работы по проблеме.
Подбор справочно-методических материалов для введения и актуализации знаний по проблеме осуществлялся на основе принципа научности (современные научные подходы в формированию личности профессионала), систематизации представлений по проблеме, выбора практикоориентированных форм и методов.
Создание условий на открытом занятии - обучающем семинаре - практикуме - для создания ситуаций группового взаимодействия, открытости и сопричастности использовались игровые приемы, оригами, для активизации работоспособности - психогимнастика. Для актуализации опорных знаний об организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС и выбору форм и методов по различным направлениям работы со студентами были использованы раздаточные справочно-методические материалы, дидактические материалы (элементы аппликаций по цветовому критерию) с целью выбора форм и методов работы со студентами по профессионально-личностному развитию в аспекте решения проблемы.
Межпредметные связи: профессиональная педагогика, профессиональная психология, специальные дисциплины.
Требования к участникам обучающего семинара-практикума:
методическая компетентность преподавателей и мастеров производственного обучения, реализующих ФГОС в соответствии с требованиями к результатам обучения - общим и профессиональным компетенциям обучающихся, имеющих опыт реализации ФГОС, владеющих активными формами и методами организации образовательного процесса, выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий в аспекте решения проблем профессионально-личностного развития;
психолого-педагогическая компетентность педагогов для учета особенностей возрастных индивидуально-психологических особенностей студентов в образовательном процессе в аспекте работы с разными категориями обучающихся: одаренными, группой риска, лицами с ОВЗ и др.;
педагогическая компетентность в аспекте решения задач воспитания, развития, обучения и профессионально-личностного становления.
Для создания творческой эмоциональной атмосферы использовались аплодисменты, творческое задание "синквейн", игровой прием - аппликация, который предполагал создание творческого продукта групповой деятельности, талисман – оригами.
Формы работы - фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: моделирование, проектная работа в группах, метод "мозгового штурма", метод MMPA, метод анализа собственной деятельности, практический метод обучения, IT - технологии.
Анализ использования методов и приемов обучения:
Методы и приемы на каждом этапе занятия были различными: игровые формы для организации начала занятия, ИКТ - для актуализации знаний, "мозговой штурм" - для введения в проблему, "облачная технология" и схема - опора личности профессионала для анализа и систематизации проблем, групповая практическая работа, моделирование - для создания модели профессионально-личностного развития и определения индивидуальных образовательных маршрутов, метод анализа собственной деятельности на этапе подведения, защита проектов на этапе обобщения и систематизации результатов выполненных заданий - моделей формирования личности профессионала по заявленным проблемам. Фронтальная беседа, "открытый микрофон", прием "синквейна" на этапе оценки результатов и рефлексии. Доминирующий метод - моделирование на основе актуализации знаний и умений педагогов осуществлять выбор средств (форм и методов) и создавать условия для формирования профессиональных компетенций у студентов в целях их профессионально-личностного развития в аспекте заявленных группами проблем.
Анализ результатов
За время проведения обучающего семинара были актуализированы знания педагогов по проблемам формирования профессиональных компетенций и развития личности профессионала, определены "облака проблем" с учетом опыта работы по проблемам, умения выбирать формы и методы работ.
Итогом практической групповой работы стали разработанные модели создания условий для формирования личности профессионала в аспекте формирования индивидуальных образовательных маршрутов по "облакам проблем".
Подведение итогов работы было нацелено на актуализацию субъектного опыта педагогов по проблеме и созданию установки на использование арсенала средств создание оптимальных условий для профессионально-личностного развития.
Считаю, что и поставленные задачи удалось решить – педагоги определили проблемы в профессиональном становлении студентов, были разработаны модели в аспекте решения проблем. Уровень разработки моделей группами педагогов различный: творческий, частично-поисковый, репродуктивный. Группы педагогов представили и дали оценку своего опыта разработки моделей: педагоги группы №1 правомерно апеллировали к высказываниям известных педагогов для выбора эффективных форм и методов работы со студентами, создания условий для профессионального развития.
Причины успеха и недостатков занятия: причины успехов – актуализация собственного опыта педагогов в определении проблем в профессиональном развитии студентов, выборе эффективных форм, методов работы, умении анализировать, обобщать и систематизировать опыт и знания в решении проблемы создания условий для профессионального развития, групповая форма работы, основанная на сотрудничестве и взаимодействии, непринужденная атмосфера в группах.
Наблюдение за организацией групповой работы показало, что часть педагогов не смогла эффективно организовать групповую работу на основе предложенного распределения функций (организатор группы, координаторы и аппликаторы): педагоги не работали со справочно-информационными материалами, а хаотично и несистемно выбирали формы и методы, затруднялись в определении условий и создании модели. Вследствие этого педагоги (группа№3) не смогли определить эффективные формы и методы работы по направлению "Воспитание обучающихся", систематизировать и представить в виде модели путь решения проблем по профилактике дезадаптивных форм поведения, затруднялась в выборе форм и методов работы.
В группе №3 работали, как показала беседа после обучающего семинара, мастера производственного обучения, не имеющие профессионального педагогического образования или дополнительного образования по направлению "Педагог дополнительного образования".
Для данной группы участников семинара необходима работа по повышению их квалификации и получение дополнительного образования по педагогике.
Создание модели выступает как дидактическое пособие, которое может быть использовано в оценке уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов. Для системной работы по проблеме считаю целесообразным проведении цикла обучающих семинаров по теме, прохождение модуля повышения квалификации по повышению методической грамотности и повышению профессиональной компетентности педагогов.