СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ открытого урока

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ открытого урока»

Самоанализ урока

изобразительного искусства



Общие сведения об уроке: урок изобразительного искусства проведён в МБОУ «СОШ № 18 им. Р.С.Рамазанова».

Учитель: Чеерова Солмаз Асабомаровна.

Тема: «Золотая Хохлома».

Тип урока: комбинированный (повторение, сообщение новых знаний + практикум: повтор с вариациями).

Вид урока: декоративное рисование.

Обучение ведётся по рабочей программе составленной на основе программ В.С. Кузина, Б. Неменского. Рабочая программа предполагает реализацию компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов к содержанию образования.

Характеристика класса:

Данный урок проводился в 3 классе, в котором 36 обучающихся. Наблюдается средний уровень развития художественно-творческих способностей. Тем не менее,дети очень любят рисовать и стремятся к тому, чтобы при выборе лучших работ их рисунки попадали на выставку или в методическую копилку учителя. Стремятся выполнять рисунки аккуратно, с опорой на знания изобразительной грамоты. Ребята в данном классе очень эмоциональные, живые и талантливые. Любят творчески подходить к работе.

Общая характеристика урока:

Данный урок по теме «Золотая Хохлома» проводился в соответствии календарно-тематическим планированием. Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми. По-моему, данный урок был интересен детям, я старалась использовать различные методы и средства обучения, беседу, просмотр презентации, демонстрацию наглядностей, раздача шаблонов. Все это помогло детям максимально погрузиться в рисование. Дети очень любят интригу, когда тему предстоящего урока нужно определить самостоятельно, когда нужно что-то отгадать. Детям очень нравиться высказывать свои суждения, сделать анализ работ, давать самооценку. Дети знакомились с народным искусством на примере традиционных народных художественных промыслов России. Стремилась донести до школьников понимание того, что изделия традиционных промыслов – это творения ныне живущих мастеров и потому в них многое от нашего времени. Современные народные промыслы сохраняют верность традиции, воспроизводя ее через излюбленные образы и мотивы. В начале урока ведущими являлись словесные методы: рассказ и объяснение учителя, наглядные (богатая оснащённость наглядностью: (слайды, таблицы, репродукции, работы учащихся, рисунки) и их демонстрация – наглядный показ. Творческая самостоятельная работа быланаправлена на развитие художественно-творческих способностей детей. Метод сравнения дал возможность смотреть на вещь-образ, на отдельные элементы орнамента одного промысла через призму другого, выявляя черты неповторимого своеобразия. Продумывала выбор метода проведения каждого отдельного этапа в зависимости от его содержания и поставленных целей и задач.

Цели урока: Познакомить учащихся с произведениями декоративно-прикладного искусства и видами хохломской росписи,разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи. Расширить знания детей о видах декоративно прикладного искусства. Развивать детскую фантазию и умение работать с красками. Воспитывать у детей эстетический вкус, любовь и интерес к народному искусству, уважение к мастерам народного творчества.

Задачи урока: научить детей составлять из элементов хохломской росписи композицию и украшать ею заготовку.

Учитель на уроке:

На данном уроке я постаралась реализовать поставленные цели и задачи урока: познакомила учащихся с хохломской росписью, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи, приемами рисования отдельных элементов росписи. Очень важным моментом для таких уроков считаю воспитание интереса к творчеству народных мастеров, любовь к Родине, ее истории и культуре.

Структура урока соответствовала данному типу, все этапы урока имели логическую связь. Для проведения урока заранее было спланировано время на реализацию этапов урока, где больше времени отводилось на практическую часть.

План урока:

- Организационный момент - 1 мин.

- Актуализация знаний – 2 мин.

- Вводная беседа - 5 мин.

- Объяснение нового материала - 10 мин.

- Самостоятельная работа - 20 мин.

- Физминутка - 2 мин.

- Завершение урока. Анализ работ - 2 мин.

- Подведение урока - 3 мин.

На уроке в определенной последовательности сочетались словесные, наглядные и практические методы преподавания, которые позволили учесть специфику изложения учебного материала, последовательность выполнения работы в практической части урока, а также возрастные особенности и способности детей в данном классе. При проведении урока старалась создатьтёплую атмосферу взаимопонимания через такие приемы, как интонация голоса, логическое ударение.

В логической последовательности урока познакомила с историей зарождения хохломского промысла,многообразием форм посуды, ее основных элементах, которые используют мастера данного промысла. После изложения нового материала учащимся были заданы вопросы:

- Какое настроение у вас возникает при рассматривании гжельских изделий?

- За что хохлома нравится всем и чем она отличается?

Дети отметили главную особенность Хохломы – красный, черный, желтый (золотистый) цвета, который делает предметы праздничными и нарядными.

Для проведения практической части урока заранее были подготовлены формы посуды, что позволило сократить время на самостоятельную работу учащихся. В начале практической работы учащиеся выполняли кратковременные упражнения на освоение хохломского кистевого мазка, а уже потом придумывали и выполняли композицию росписи на вырезанных из белой бумаги посудных формах. У некоторых детей возникали трудности в технике исполнения росписи, поэтому была проведена индивидуальная работа с показом учителя, начиная с того, как нужно набирать краску на одну сторону кисти и выполнять «мазок с тенями», который является отличительной особенностью хохломской росписи. Использование основного элемента Хохломы «травка».

Одним из требований к учащимся было соблюдение последовательности выполнения росписи на «заготовке-форме», а именно с чего начинать работу. В ходе практической работы демонстрировались правильно начатые работы учащихся, обращалось внимание на последовательность в работе и выразительность в росписи, что позволило активизировать и стимулировать *их деятельность на уроке.

Конечно, на мой взгляд, учитывая специфику предмета, достаточно сложно дать общую оценку практической деятельности каждому учащемуся индивидуально. Здесь необходимы не только знания, но и умения и навыки работы, характерные для данного промысла, которые могут быть сформированы на протяжении нескольких практических занятий.

На завершающей стадии урока при оценке работ учитывались следующие критерии: декоративность, выразительность, оригинальность композиции.

При закреплении нового материала учащимся были заданы вопросы:

- С каким народным промыслом познакомились сегодня на уроке?

- Где находится центр хохломской росписи?

- Назовите главную отличительную особенность Хохломы от других традиционных народных художественных промыслов?

При подведении итога урока весь класс был отмечен хорошей работой и своим вкладом в оформлении общей композиции «Хохломской посуды»,учащиеся наглядно увидели свои успехи, результаты работы своих товарищей, всего класса.

Вывод:

Считаю, что приобщению учащихся к искусству народных художественных промыслов способствовала особая эмоциональная атмосфера урока, которая создавалась показом подлинных произведений искусства знаменитой Хохломской росписи, включенной в художественную ткань урока музыкального произведения народной музыки, поэтическими материалами, раскрывающими отдельные моменты содержания урока. Были четко продуманы оборудование и материалы, необходимые на уроке для учителя и учащихся (наглядный материал: изделия Хохломы,таблицы с элементами росписи, и т.д.), технические средства, «заготовки-формы» посуды для практической работы, художественные материалы. Была проведена работа над усвоением и закреплением учащимися нового материала. Индивидуальные работы получились достаточно декоративные, выразительные и оригинальные. Всем учащимся очень понравился итог урока, потому что они увидели результаты своего труда, общую коллективную композицию «Хохломской посуды», получилось настоящее «Золотое чудо на дереве».

Все виды занятий изобразительным искусством отличаются друг от друга рядом особенностей, но имеют одно общее – возможность знакомить учащихся с миром прекрасного, воспитывать эстетическое отношение к действительности, учат восхищаться красотой.