
«Чтобы быть хорошим преподавателем
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь».
В.О.Ключевский
Слова В.О. Ключевского я не случайно выбрала в качестве эпиграфа. Если преподаватель любит свой предмет и любит своих студентов, только в этом случае он может добиться успеха в профессиональной деятельности.
Современный педагог должен быть менеджером, который умеет использовать потенциал и энергию своих студентов, координируя их деятельность, помогая сориентироваться им в мире глобальной информации, стимулировать к саморазвитию и самосовершенствованию. Через постановку цели и использование мотивационных механизмов преподаватель должен сформировать у студентов потребность в познании и вызвать интерес к изучаемой дисциплине. Это возможно, если преподаватель сам испытывает потребности в самосовершенствовании, любит свой предмет и осознает цели своей профессиональной деятельности. Преподаватель не только создает оптимальные условия для развития позитивных способностей и творческого потенциала каждого студента, но и сам должен быть открыт новому опыту, активно, увлечен процессом познания жизни, человека, природы, законов преподаваемой дисциплины и способен своей энергией зажечь студента.
Профессия преподавателя, которую я выбрала, одна из самых важных и трудных, но в то же время, творческая и интересная, это приносит огромную радость и удовлетворение.
Подготовка конкурентоспособных, востребованных в регионе рабочих кадров требует концентрации усилий на повышение качества профессионального образования.
Миссией «Каргинского аграрно-технологического техникума» является инновационное развитие автономного образовательного учреждения СПО как фактор повышения качества образования и конкурентоспособности выпускников.
В концепции модернизации российского образования компетентность специалиста названа в числе наиболее значимых целей. Поэтому стратегической целью профессионального образования техникума является подготовка конкурентоспособного специалиста, способного на основе единства профессиональных знаний, навыков и социальных компетенций осуществлять привычную и новую профессиональную деятельность, согласно требованиям работодателя.
В соответствии с миссией и стратегией техникума целью моей деятельности является развитие познавательного интереса на уроках химии, посредством использования инновационных технологий в образовательном процессе.
Ежегодно, в первые учебные дни, наблюдая за работой студентов на занятиях, наравне с входным контролем знаний, провожу диагностику познавательной активности студентов. Результаты наблюдений показывают, что у большинства студентов низкая познавательная активность, недостаточная мотивация к обучению и тем более к самообразованию и как показывают результаты входного контроля знаний – низкий уровень знаний по химии.
Также на основании анализа итогов контрольных работ, экзаменов по дисциплине «Химия», осуществленных в период с 2015года по 2017 год, мною было выявлен ряд проблем, которые мешают, в полной мере, формированию знаний студентов в области дисциплины «Химия»:
низкий уровень мотивации студентов к обучению;
неумение самостоятельно осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения поставленных задач;
неумение использовать информационно-коммуникационные технологии для создания презентаций, написания рефератов, докладов и сообщений;
необходимость пересмотра содержания дисциплины «Химия», в связи с переходом от знаниевого к компетентностному подходу в обучении, продиктованном ФГОС 3 поколения.
Для решения этих проблем мною сформулированы следующие
задачи:
создать условия для появления внутренних побуждений к изучению дисциплины «Химия», осознания студентами ее важности для жизнедеятельности человека;
максимально использовать интерактивные методы обучения, повышать субъектность в образовательном процессе;
повышать качество обучения студентов по дисциплине «Химия», используя информационно-коммуникационные технологии обучения;
Для решения поставленных задач в своей работе использую различные современные технологии, в основе которых дифференцированный подход и повышение мотивации к предмету.
Любое знание может быть усвоено на основе соответствующих действий, а для усвоения знаний должны быть сформированы соответствующие мотивы. Каждое занятие начинаю с процедуры мотивации. Мотивирую студентов тем, что знания по химии нужны при освоении таких общепрофессиональных дисциплин, как: безопасность жизнедеятельности, в профессиональной деятельности и в жизни. Мотивирую тем, что по окончании обучения в техникуме, сдав ЕГЭ по химии, могут поступить в высшее учебное заведение, получить высшее образование, таким образом обеспечить профессиональный и карьерный рост.
С целью повышения мотивации студентов к изучению дисциплины «Химия» использую прием обращения к их жизненному опыту, который всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). Обращение к опыту – это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что студенты видят применимость получаемых ими знаний в своей жизни. Примером могут послужить темы:1. «Высокомолекулярные вещества», где используются наглядные пособия из полипропилена (РР) и полистирола (РS) в виде упаковочных материалов, посуды одноразового использования и т.п. Даю информацию, какой из полимеров является экологически чистым и почему, что, несомненно, пригодится в жизни. Студенты рассматривают маркировку на упаковках, вспоминают, где ещё в быту они могли встретиться с полимерами. А далее с огромным интересом рассматривают механизмы реакций полимеризации, в результате которых и были получены данные материалы; 2. «Дисперсные вещества» - в качестве наглядных пособий представляю гель и мусс для укладки волос, лак для ногтей, пенопласт и др. Рассматриваем содержимое ярких упаковок, выясняем, что в этих дисперсных системах является дисперсной средой, а что диспергированной частицей. Далее студенты уже самостоятельно приводят свои примеры из жизни и охотно рассматривают дисперсные системы, находящиеся на партах – «штрих», гелевая ручка и т.п.
При изучении темы «Химия в повседневной жизни» демонстрирую опыты по удалению жирных пятен с помощью кашицы из бензина и крахмала, пятен от кофе с помощью поваренной соли и глицерина, пятен от чая с помощью смеси глицерина и нашатырного спирта. Такие опыты позволяют раскрыть роль химических знаний в повседневной жизни человека, активизируют познавательную деятельность студентов.
Также ссылаюсь на то, что приобретаемые сегодня знания понадобятся при изучении последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.
Химия – это наука специфическая и овладеть ею без химического языка невозможно. С помощью химического языка осваиваются разные способы познавательной деятельности, необходимые для осуществления учения.
Применяю задания, направленные на формирование умения пользоваться химическим языком: перечислите все сведения, которые можно дать на основании записи: Fe; H2O; 2H2O, 2Al(NO3)3; выразите символическими записями: три атома азота; две молекулы нитрата натрия; запишите формулы соединений и т. д. Если химический язык усвоен хорошо, он является активным средством формирования и усвоения понятий, фактором быстрого обучения студентов.
Использование различных художественных жанров также способствует творческому саморазвитию обучающихся. Например, при изучении темы «Нефть и продукты её переработки» зачитываю сюжет: «В трудном положении оказались герои приключенческой повести шотландского писателя Алистера Маклина «Ночь без конца». В поисках спасения они покинули полярную станцию и двинулись на стареньком тракторе в сторону материка. Полярная ночь, холод, нехватка продуктов поставили маленькую экспедицию на грань гибели. Остановился вышедший им на помощь мощный снегоход: преступники насыпали сахар в бочки с запасом бензина. Помощь явно опаздывала. Предложите простой и эффективный способ очистки бензина от сахара, проверьте свои идеи экспериментально».
При изучении нового материала использую метод активного обучения -разыгрывание ролей. Например, при изучении модулей «Нефть и способы её переработки», «Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия» студенты становятся участниками пресс – конференции: химиками, экологами, руководителями предприятий, историками, географами. В ходе конференции студенты выступают со своими сообщениями, а слушатели задают им вопросы по ходу выступлений. Использование такой формы проведения занятий способствует формированию умений публичных выступлений, повышает интерес к изучаемому материалу, способствует формированию навыков самостоятельной работы.
Особое внимание при изучении нового материала, закреплении и обобщении знаний уделяю разнообразию форм самостоятельной работы. Это и ответы на вопросы (устно и письменно), заполнение таблиц, выполнение тестовых заданий, составление логических цепочек, работа с рисунками и схемами, конспектирование учебного материала, составление опорных схем, разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок и др., рассчитанных как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность. Так, при изучении модуля «Углеводороды» обучающиеся заполняют таблицы, в которых систематизируют информацию, дающую характеристику классам: 
Общая формула | Суффикс | Связи | Гомологи | Нахождение в природе | Химические свойства | Применение |
| | | | | | |
При решении основных типов задач: на расчет концентрации растворов, на смеси, на составление формул органических веществ используют структурно – логические схемы.
Особое место в активизации познавательной деятельности на занятиях химии занимает эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи, развивает самостоятельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера. Например, при изучении темы «Жиры. Мыла» в ходе эксперимента получаем мыло из парафиновой свечи и стиральной соды и наоборот, изготавливаем парафиновые свечи из мыла.
Исследовательская и проектная деятельность стала неотъемлемым атрибутом занятий, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Для освоения навыков исследовательской работы используем лабораторный практикум. Обучая студентов синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам) подготавливаю студентов к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности. С особым интересом обучающиеся решают качественные задачи. Например, при изучении темы «Спирты» предлагаю такую задачу: «В трех пробирках находятся бесцветные жидкости: вода, этанол, раствор глицерина. Как распознать эти растворы?», при обобщении модуля «Кислородсодержащие органические соединения» предлагаю решить задачи повышенного уровня сложности, в которых упоминаются особенные и качественные реакции на разные классы соединений и на применение этих веществ в промышленности и в быту: «Органическое вещество А – бесцветная жидкость с характерным запахом. Она легко реагирует с натрием. При этом одним из продуктов реакции является газообразное, без запаха и цвета простое вещество В. Вещество А, взаимодействуя с нагретым оксидом меди (II), образует бесцветное вещество с резким запахом, которое в больших количествах используется для производства пластмасс. Водный раствор вещества С применяется в кожевенном производстве. В зависимости от условий вещество С можно превратить либо в органическую кислоту, либо в вещество А. Назовите упомянутые в задаче вещества и напишите соответствующие уравнения реакций». При изучении темы «Эфиры» также студенты делятся на группы и в ходе химического эксперимента получают различные эфиры: изоамиловый эфир уксусной кислоты, этиловый эфир масляной кислоты, а затем сравнивают запахи продуктов реакции с ароматом груши и ананаса. Результаты исследований заносят в протокол исследования:

Описание опыта | Наблюдения | Гипотеза | Проверка гипотезы. Уравнения реакций. | Алгоритм протекания реакции |
| | | | |
Нередко при изучении какой-либо темы на занятии появляются проблемные вопросы, и обучающиеся настолько увлекаются этой проблемой, что переходят к выполнению индивидуальных проектов. В течение последних двух лет обучающимися рассматривались исследовательские проекты «Мы и жевательная резинка», «Пищевые добавки: за и против», «Йододефицит – проблема здоровой нации», «Влияние витаминов на организм человека».
Повысить интерес к изучаемому материалу помогает применение интерактивных методов. Так, при изучении темы «Природные источники углеводородов и их переработка», применяется метод всех возможных вариантов - «Дерево решений». Перед обучающимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, они осваивают определенные знания и умения, например: «Какие преимущества по сравнению с другими видами топлива имеет природный газ?», «Бензин какого вида крекинга обладает более высоким качеством?» Данный метод помогает вовлечь студентов в активную работу – дискуссию. Он позволяет оценить уровень базовых знаний и степень подготовленности учащихся. Очень эффективным приемом повышения мотивации является применение игровых методов, задачами которых являются: выявление талантливых учеников, обобщение и углубление знаний, введение инновационных подходов к организации учебно-воспитательного процесса. Мною разработаны и апробированы ролевые игры: «Слабое звено», «Угадай формулу», «Что? Где? Когда?». Таким образом, достигается максимальная активность обучающихся на уроках. Мною в интерактивном режиме разработан и апробирован урок по теме «Электролитическая диссоциация». К каждому занятию готовлю дополнительный материал: интересные факты, историческую справку, результаты научных исследований, прогнозы, иллюстрации, новости химических технологий и прочую информацию.
Практикую опережающее знакомство обучающихся с новым материалом, для чего обучающимся предлагается подготовить доклады и рефераты по темам дисциплины, используя энциклопедии, Интернет-ресурсы. Данный приём совместной подготовки педагога и студента к занятиям развивает самостоятельность обучающихся.
Решая задачу повышения роли студентов в образовательном процессе, проводятся обобщающие уроки в виде защиты учебных проектов. Например, для студентов специальности «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» по темам «Фенолы» и «Альдегиды» был создан и реализован учебный проект «Химия, экология и автомобиль». Цели исследования: изучить загрязнённость атмосферного воздуха доступными методами исследования; установить причины загрязнённости. Объект исследования: состояние атмосферного воздуха в ст.Каргинская и Боковском районе в целом. Были предложены направления для проверки гипотез:1. Социологическое исследование «Какой автомобиль выбираю я?» Задачи: выяснить отношение людей к проблеме влияния загрязнения воздуха выхлопами автомобиля; каким путём можно решить данную проблему?2. Качество топлива. Задачи: Определить виды топлива, их маркировку; узнать какие химические процессы происходят при сгорании топлива; выяснить какие виды топлива имеются в продаже на заправках нашего района, их химический состав; 3. Неконтролируемое выделение выхлопных газов. Задачи: установить химический состав выхлопных газов автомобилей – количество альдегидов, фенолов; выявить способы измерения состава выхлопных газов; выяснить наличие измерительных приборов на станциях технического осмотра автомобилей.4. Загрязнения окружающей среды от неисправностей автомобиля. Задачи: установить причины дымления; установить зависимость цвета дыма от химического состава выхлопов. Студенты объединились в группы и провели исследование в Боковском районе. В ходе исследовательской работы посетили заправки Боковского района, станции тех. осмотра автомобилей, автостоянки, собирали справочную информацию о составе топлива, исследовали влияние химического состава выхлопов на растительность вдоль трассы. Результаты своей деятельности представили в форме презентаций и докладов. Такие проекты формируют активную самостоятельность, повышают субъектность образовательного процесса, развивают рефлексивные навыки, способствуют реализации принципа связи обучения с жизнью.
Участие в учебных проектах расширяет кругозор студентов, формирует учебно-познавательную, коммуникативную и информационную компетенцию.
В рамках работы комиссии естественно-научного профиля проводятся олимпиады по химии; конкурсы: на составление газет, кроссвордов по предмету химия, на лучшую тетрадь среди студентов техникума; интеллектуальные игры. Активные и творческие студенты награждаются грамотами за призовые места.
Один из способов повышения интереса учащихся к предмету – введение профильного направления в обучении. Так, например, в рамках профильного обучения разработан и систематически проводится интегрированный урок-семинар с использованием информационных технологий в группах по специальности «Повар-кондитер» на тему «Роль химии в пищевой промышленности». На уроке подводятся итоги освоения обучающимися программы Microsoft Power Point с использованием материала по предмету «Химия». Студенты представляют в виде презентации описание продукта по его характеристикам: наименование, молекулярная формула, физические свойства, химические свойства, применение. Урок не только обобщает и расширяет знания, но и раскрывает творческие способности обучающихся.
Для решения задачи повышения качества обучения студентов дисциплине «Химия» использую личностно-ориентированный подход и информационно-коммуникационные технологии.
Применение информационных и коммуникационных технологий позволяет повысить результативность обучения посредством активного вовлечение студентов в учебный процесс с учетом личностных потребностей и возможностей обучающихся.
Это способствует развитию навыков самообучения, формирует ИКТ-компетентность, в том числе умение осуществлять поиск необходимой информации и использовать ее в решении поставленных задач.
Продолжается системная работа по созданию учебно-методического комплекса дисциплины «Химия». Разработан перечень лабораторных работ и практических занятий в соответствии с учебной программой дисциплины. Разработаны инструкции к выполнению лабораторно-практических работ и правила по технике безопасности. Составлены методические указания для студентов по выполнению практических занятий (алгоритмы, памятки, схемы). Созданы контролирующие задания по проверке практических умений и навыков обучающихся. Разработано тематическое планирование аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы учащихся по учебной дисциплине. Разработаны методические рекомендации по организации учебного проекта «Химия, экология и автомобиль». Составлены методические разработки дидактических игр. Составлен перечень теоретических вопросов и практических заданий по всему учебному курсу. Составлены экзаменационные билеты по предмету «Химия». Составлен сборник заданий в тестовой форме, включая материалы ЕГЭ. Составлен перечень материалов, разрешённых к использованию студентами на контрольной работе, зачёте, экзамене. Систематически обновляется комплект по изучению отдельных учебных тем. Подобраны электронные учебники по предмету «Химия».
Обобщение опыта осуществляю посредством активного участия в работе методической комиссии, педагогического совета, подготовки докладов по микротеме: «Формирование у обучающихся общих компетенций на уроках химии».
Эффективному решению поставленных задач также способствует моя работа по повышению квалификации:
- 2016 год, ГБПОУ РО «Морозовский агропромышленный техникум» г.Морозовск, «Совершенствование профессиональной культуры учителя химии в соответствии с требованиями ФГОС», 72 часа;
Результатом целенаправленной работы по освоению и внедрению информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов, личностно-ориентированного подхода, исследовательской работы стала положительная динамика качества усвоения учебного материала студентами по дисциплине «Химия», которые отражают показатели успеваемости и качества знаний:

Результаты | 2015/2016 | 2016/2017 |
Качество обучения (%) | 22.6 | 23.4 |
Общая успеваемость(%) | 100% | 100% |
Моя дальнейшая деятельность предполагает расширение работы в рамках исследовательской деятельности студентов, учебных проектов, участие студентов в олимпиадах по химии различного уровня, продолжение внедрения интерактивных методов в учебный процесс – разработка кейс-метода по теме « Углеводы».
Планируется продолжать работу по созданию комплекса учебно-методического обеспечения дисциплины «Химия». Также в 2017-2018 учебном году продолжаю работу по теме самообразования «Формирование у обучающихся общих компетенций на уроках химии», чтобы совершенствовать опыт по применению различных технологий, в основе которых дифференцированный подход к обучающимся и мотивация к предмету.
И хочется закончить свой самоанализ словами китайской народной мудрости, которая актуальна во все времена и для ученика, и для педагога:
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.