Самоанализ деятельности учителя
за 2017-2018 год
Степанова Ольга Макаровна
Учитель начальных классов, 1 категория
Нагрузка 22 час в 2017-2018 учебном году.
Классное руководство в 4 «А» классе в 2017-2018 у.г.
Проблемная тема:
«Активизация познавательной деятельности учащихся посредством диалогического обучения». Работа по данной теме находится на первом этапе. На этом этапе изучила теоретический материал применения диалогического обучения на уроках в начальной школе. Начала применение теоретических знаний на практике во время проведения уроков.
На своих уроках для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучения я использую элементы здоровьесберегающих технологий. Прежде всего, учитываю физиологические и психологические особенности детей и предусматриваю такие виды работы, которые снимают напряжение и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы урок проходил непринужденно, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.
Обязательно в урок включаю физкультминутки. Это различного рода движения, танцы, игры, заинтересованность чем-либо необычным, новым. Использование в практике работы подвижных игр для физкультминуток способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных и языковых способностей. На уроках русского языка, математики использую пальчиковую гимнастику с проговариванием стихотворных строк.
Так же на уроках использую элементы технологий : ЛОО, интерактивные методы обучения, элементы игровых технологий. Это позволяет применять индивидуальные подходы в обучении, поднимать активность как на уроке , так и при подготовке домашнего задания.
Тема самообразования.
«Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе»
Цель: Повышение педагогического мастерства.
План самообразования на 2017-2018 год.
Повышение идейно-политического уровня:
Подписка на периодическую печать (индивидуальная подписка: Рудный Алтай, Мой город Риддер, Первое сентября; коллективная подписка: журнал Самопознание).
Просмотр телепередач
Изучение Закона об образовании
Работа с родителями:
Участие в организации всеобуча
Подготовка консультаций, лекций для родителей:
«Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»- сентябрь
«Домашние уроки. Как помочь ребенку хорошо учиться» - декабрь
«Компьютер в жизни школьника»- март
« Вот мы и стали на год взрослее» - май
Пополнение и расширение знаний в области психологии и педагогики:
Являюсь постоянным читателем интернет рассылки «Современный Учительский портал», что позволяет быть в курсе тенденций развития образования в России и странах СНГ.
Работа с периодической печатью
Посещение уроков и мероприятий коллег
Интернет сайты для учителей.
Методические совещания и педсоветы
Поиск и изучение материалов по проблемной теме
Подготовка тестового материала по предметам и темам
Подготовка презентаций и слайдов к урокам
Подбор фонограмм к урокам музыки
Подбор видео материалов к урокам
Создание презентаций к урокам
Работа по углублению знаний теории и методики по своему предмету:
Стандарты образования
Программы по предметам
Инструктивно-методическое письмо
Учебники
Методические новинки
ППО коллег школы и города
Прохождение курсовой подготовки. В ноябре прошла курсы обучения школьных тренеров по образовательной программе профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах «Рефлексия в практике». Сертификат Т № 016153. С декабря 2017 года веду работу в группе с учителями школы.
Повышение общей культуры:
Художественная литература
Посещение музеев, выставок, концертных программ города
Просмотр телепередач
6. Систематизация знаний об использовании интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе.
Творческая активность учителя за 2017-2018 год
№ | год | тема мероприятия | форма проведения | присутствующие |
Открытые уроки и мероприятия |
1 | 2017 | «Умницы и умники» Внеклассное мероприятие по русскому языку | Игра-викторина | Аксенова Т.А. Алимова М.А. |
2 | 2018 | «Астана- сердце Казахстана» | Классный час | Абакумова Н.В. |
3 | 2018 | «Сердце, наполненное любовью» | Урок самопознания | Турабаева А.Т. |
4 | 2018 | Смотр знаний по математике и русскому языку | Внеклассное мероприятие. Игра-путешествие | Аксенова Т.А. Козлова В.В. Мадришова З.А. |
Внеклассная работа |
4 | 2017- 2018 | День именинника | Развлечение | Родители класса |
5 | 2017 | Осень-красавица! | КВН | Родители класса |
6 | 2918 | Зимушка-зима | КВН | Родители класса |
7 | 2018 май | А ну-ка, мальчики! | Праздничная программа | Родители класса |
8 | 2018 май | «До свидания, начальная школа!» | Праздничная программа | Родители класса Учителя, администрация |
Участие в конкурсах |
9 | 2017 | КИО дистанционная олимпиада для учителей | олимпиада | |
10 | 2018 | Дистанционный конкурс педагогических инноваций «Открытый урок» в рамках обновления содержания образования | конкурс | |
Методическая работа |
11 | 2017-2018 | Работа школьного тренера обучения по программе профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах «Рефлексия в практике» | Коучинг-занятия | Учителя школы |
| Декабрь 2017 | Эксперт при проведении аудита по литературному чтению в 3 классе | Аудит знаний | Учителя КГУ «СШ № 5» |
12 | 2018 | Член жюри в номинации «Валеология» | Конкурс Зерде | Члены жюри конкурса |
13 | 2018 | Размещение материалов урока русского языка по теме « Роль имени существительного в предложении» в сборнике «Методическая мастерская» городского сетевого сообщества «Диалог» | сборник | |
14 | | | | |
Работа с родителями |
19 | 2017 сентябрь | «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника» | Родительское собрание | Родители класса |
20 | 2017 декабрь | «Домашние уроки. Как помочь ребенку хорошо учиться» | Родительское собрание | Родители класса |
21 | 2018 март | «Компьютер в жизни школьника» | Родительское собрание | Родители класса |
22 | 2018 май | Вот мы и стали на год взрослее | Родительское собрание | Родители класса |
Творческая активность учащихся за 2016-2017 учебный год
№ | Ф.И. | школьные | городские | областные | республиканские | международные |
1. | Рябикова Арина | Конкурс творческих работ; конкурсы рисунков | Выступления в танцевальном кружке «Престиж», призовое место | Выступления в танцевальном кружке «Престиж», призовое место | Выступления в танцевальном кружке «Престиж», призовое место | «Пони» - участие «Кенгуру- математика для всех» - участие |
2. | Лукин Степан | Спортивные мероприятия | Спортивные соревнования | «Балапан» сертификат | | |
3. | Крутько Диана | Конкурсы рисунков, творческих работ | Выступления в танцевальном кружке «Престиж», призовое место | Выступления в танцевальном кружке «Престиж», призовое место | Выступления в танцевальном кружке «Престиж», призовое место | «Кенгуру- математика для всех» - участие |
4 | Василенко Тимофей | Спортивные мероприятия, Конкурсы рисунков, творческих работ | Спортивные соревнования | Спортивные соревнования | | |
5. | Герасимова Валентина | Конкурсы рисунков, творческих работ | | «Балапан» участие | | |
6. | Лопатин Михаил | Конкурсы рисунков, творческих работ | | | | «Кенгуру- математика для всех» - участие |
7. | Бойко Ксения | Конкурсы рисунков, творческих работ | | «Балапан» участие | | |
8. | Рожина Виктория | Конкурсы рисунков, творческих работ | | «Балапан» участие | | «Человек и природа»- участие |
9. | Суханов Назар | Конкурсы рисунков, творческих работ | | | | «Кенгуру- математика для всех» - участие |
10. | Понамарев Александр | | | | | «Кенгуру- математика для всех» 1 место |
11. | Байрамиди Лия | Конкурс-выставка детского творчества «Мир кукол»- 1 место | | | | |
Анализ результатов контроля в 4 «А» классе
Предмет | Вид контроля | | Итоговый 1 класс | Итоговый 2 класс | Итоговый 3 класс | Итоговый 4 класс | динамика |
математика | к.работа | Успев. Качество | 85 % 66% | 94 % 69% | 100 % 78.2% | 100% 81% | +4 |
русский язык | диктант | Успев. Качество | 95 % 81% | 95% 90% | 95% 72% | 91% 68% | -4 |
Из таблицы видна положительная динамика по математике как по успеваемости , так и по качеству знаний, по русскому языку произошло понижение качества знаний.
Анализ качества знаний и успеваемости по четвертям.
| 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год | динамика |
Успеваемость | 100 % | 100% | 100% | 100% | 100 % | |
Качество знаний | 60% | 63% | 65% | 65% | 65% | +2 |
Успеваемость стабильная. Это обусловлено системной работой с отстающими ребятами, коррекционной работой, проводимой в течении года. Качество знаний 65.%, что в сравнении с 1 четвертью повысилось на 5%, т.к в класс прибыли хорошистки.
Факультатив, курс по выбору « Основы функциональной грамотности»
В Послании Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» большое внимание уделяется вопросам сферы образования. «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией» отмечено в Послании.
Одним из показателей успешности вхождение в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Формирование функциональной грамотности это условие становления динамичной и творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.
В рамках обновления содержания образования развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования.
Сформированность функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.
Цель- развитие навыков применения знаний в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, в межличностном общении и в социальных отношениях, формирование литературного читательского опыта и умения осваивать и использовать полученную информацию.
Задачи:
создать условия для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности;
создать условия для формирования стремления ребёнка к размышлению о прочитанном;
формулировать выводы и гипотезы относительно содержания текста.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы,что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Воспитательная система
На начало учебного года в 4 А классе обучается 20 учащихся, из них 9 мальчиков и 11 девочек, русских 19 и 1 казашка. На конец года – 23 ученика, из них 9 мальчиков и 14 девочек, 23-русские.
Одна семья многодетная – Бойко Ксения ( в семье 4 детей)
Трое сирот – Понамарева Валерия ( умер отец)
Бойко Ксения ( умер отец)
Герасимова Валентина (умерла мама)
Четыре семьи неполные : Ким Ульяна, Гремицкий Игорь, Понамарева Валерия, Абашина Милана.
В пяти семьях дети проживают с отчимами: Крутько Диана, Бойко Ксения, Мосин Тимофей, Никандров Петр, Пенькова Александра
На ВШК - 1 учащаяся: Ким Ульяна (образ жизни матери- пьянство, неучастие в жизни детей ).
В классе есть дети, имеющие проблемы в поведении (на уроках, в общении со сверстниками и взрослыми): Лопатин Михаил, Лукин Степан, Мосин Тимофей. В период с 1 по 4 класс с данными ребятами велась работа по формированию достойного поведения, уважения к старшим.
85% учащихся охвачены горячим питанием за счет родителей, 15% - буфетным.
В основном в классе дети уравновешены, преобладает исполнительское поведение. Есть лидеры- Рябикова Арина, Крутько Диана, скрытые лидеры- Лукин Степан ( может настроить товарищей на негативное отношение к одноклассникам) и Байрамиди Лия (сверстники прислушиваются к ее мнению).
В классе действует самоуправление. Класс поделен на звенья, в каждом звене есть капитан, учебный, трудовой, спортивный и санитарный сектор. Кроме этого в классе организовано дежурство. В течение года прибывшие учащиеся так же были вовлечены в классное самоуправление, участие учащихся в выполнении определенных ролей менялось.
В классе сложились свои традиции – отмечать дни рождения, проводить дни именинников, праздники, в проведении которых активно принимают участие родители. Родители класса отзывчивы, но не все активны.
Целью воспитательной работы в 4 «А» классе является формирование
сплоченного классного коллектива.
Задачи:
Формирование основ поведения в классном коллективе.
Укрепление традиций класса
Развитие творческих способностей учащихся.
Уровень воспитанности на начало учебного года:
Высокий уровень воспитанности- 2 уч-ся
Хороший уровень воспитанности – 9 уч-ся
Средний уровень воспитанности – 9 уч-ся
Лидируют такие качества личности, как трудолюбие и бережное отношение к природе.
В течение 2017-2018 учебного года воспитательная работа планировалась в соответствии с требованиями комплексной программы.
«Гражданско-патриотическое, правовое воспитание»
беседа «Права и обязанности школьника» (сентябрь)
кл.час «Викторина : Государственные символы »- декабрь, «Государственные символы – гордость страны»- май
беседа «Правила поведения в школе» (сентябрь)
кл.час « Я-патриот малой родины!»
беседа «Безопасные каникулы» ( в конце четвертей)
кл.час «Благодарность не знает границ» - октябрь
беседа «Права потребителей»
кл. час «Правила движения достойны уважения»
кл.час «День Первого Президента РК (декабрь)
кл.час « День независимости РК» (декабрь)
кл.час «День воина-интернационалиста» (февраль)
праздничная программа «Веселый праздник Наурыз» (март)
кл.час «Этих дней не смолкнет слава» (май)
кл.час «Терроризм- зло против человечества»
кл.час «Астана – сердце страны»
кл.час « К 100-летию Касыма Касенева»
кл.час ко дню духовного согласия «Мы за толерантность»
кл.час «Традиции народов Казахстана»
кл.час «В дружбе сила» к Дню единства народов Казахстана
Постоянное участие в школьных конкурсах рисунков
Праздник «День осенних именинников» - ноябрь
Праздник «В гостях у Дедушки Мороза» - декабрь
Развлечение «День зимних именинников»- январь
праздник « А ну-ка, девочки» (март)
Кл.час «А ну-ка, мальчики»- май
Проведены родительские собрания:
«Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»- сентябрь
«Домашние уроки. Как помочь ребенку хорошо учиться» - декабрь
«Компьютер в жизни школьника»- март
« Вот мы и стали на год взрослее» - май
Кроме этого в течении года постоянно велась связь с родителями по телефону, через дневник, через консультации по интересующим вопросам.
Родители являются активными участниками всех праздников , проводимых в классе.
Кл.час «Я и моя семья»- осмысление семейных ценностей.
Конкурсы рисунков, участниками которых четвероклассники являются активными участниками, по разным темам позволяют формировать эстетический вкус.
В классе постоянно в течении года функционирует выставка рисунков детей. Некоторые ребята демонстрировали свои коллекции рисунков, поделок. В городском конкурсе-выставке детского творчества «Мир кукол» Байрамиди Лия заняла 1 место.
Ученики 4 «А» класса являются активными участниками всех спортивных соревнований и кружков школы.
Формированию ЗОЖ посвящены беседы «Профилактика кишечных инфекций», «Профилактика гепатита», «Профилактика туберкулеза», «Профилактика гриппа», «Предупреждение детского травматизма», «Правила поведения при гололеде» .
Кл.час «Мы-за здоровое питание»
Кл.час «О вреде курения»
Кл.час «Огонь-друг, огонь-враг»
Кл.час «О СПИДе –детям»
Кл.час «Чистые руки-залог здоровья!»
Также формированию здорового образа жизни способствуют занятия спортом и спортивные соревнования в параллели между 4 «А» и 4 «Б».
Трудовое , экономическое и экологическое воспитание.
Кл. часы ,акции «Защитим елочку», «Поможем птицам» позволяют привить основы экологии.
Ребята активно участвовали в субботниках. Доброе дело «Помогаем старшим», «Ухаживаем за питомцами» воспитывает в детях чувство ответственности, сопереживания и заботы за старшими людьми и за домашними животными.
В классе функционирует дежурство, которое в полной мере способствует привитию трудолюбия.
Кл.час «Все профессии важны» - позволило сформировать представление о разнообразии профессий.
Экономическое воспитание – участие в ярмарках. Дети сами готовят блюда(конечно помогают взрослые) и сами продают. Это неоценимый опыт.
Ребята получают посильные задания при подготовке к праздникам, классным мероприятиям. Принимают участие в интеллектуальных конкурсах. Понамарев Александр занял 1 место в международном конкурсе «Кенгуру- математика для всех».
В целом воспитательную работу в классе считаю удовлетворительной.
Реализация Закона РК «О языках в Республике Казахстан
Для изучения государственного языка в школе оборудованы учебные кабинеты, преподает предмет в 4 «А» классе Мадришова З.А. , с которой ведется тесное сотрудничество.
Охрана жизни и здоровья детей.
Ребята класса походят ежегодное плановое медицинское обследование.
В практике работы применяю здоровьесберегающие технологии, которые помогают ребятам ощущать комфорт на уроке
Расписание занятий составлено с учетом требований СанПина
С целью предупреждения детского травматизма проводятся беседы по технике безопасности в разных ситуациях, проводятся уроки ПДД и ОБЖ.
Все учащиеся класса обеспечены горячим питанием.