СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ учителя английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщение опыта работы учителя английского языка

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ учителя английского языка»

Самоанализ

профессиональной деятельности учителя английского языка

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Лицей №200» города Новосибирска

Шипиловой Светланы Владимировны

Я, Шипилова Светлана Владимировна, работаю учителем английского языка в МБОУ «Лицей №200» с января 2013. Имею высшее педагогическое образование. Окончила Кемеровский Государственный Университет в 2005г., по специальности «преподаватель английского языка и литературы».

В 2013 году мною была выбрана следующая тема самообразования: «Формирование коммуникативной компетенции средствами современных образовательных технологий на основе системно – деятельностного подхода в концепции ФГОС». В своей преподавательской деятельности за основу я взяла формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка, которая направлена на практику общения. Важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков. Вне языкового окружения недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Не менее важным аспектом является формирование мотивации к изучению английского языка. Коммуникативный системно – деятельностный подход является ведущим средством достижения данной цели. Он обеспечивает полный и взвешенный охват всех сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе всех его функций важным становится формирование умений работать с информацией, развития творческой личности, умеющей находить и получать информацию, способной самостоятельно ориентироваться в жизненном пространстве.

Поэтому целью моей педагогической деятельности является формирование потребности в общении на английском языке посредством ситуаций реального общения за счет интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:

  • Формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся

  • Формирование навыка спонтанной диалогической речи

  • Развитие навыков адекватного реагирования на высказывание собеседника

  • Формирование мотивации к спонтанному общению

  • Формирование универсальных учебных действий

  • Формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения языка и культуры

  • Создание комфортной образовательной среды для сохранеия психологического и физического здоровья учащихся

  • Освоение учителем новых технологий и методик преподавания

Основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, рассматривающейся как определенный уровень развития языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций, которые позволяют обучаемому целесообразно варьировать речевое поведение в зависимости от функционального фактора иноязычного общения.

Процесс обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода строится по модели коммуникации. В соответствии с этой моделью обучение максимально приближено к реальному общению. Поскольку обсуждаемые проблемы не имеют, как правило, однозначного решения, то обсуждающие их участники – учитель и ученики – равноправны как речевые партнеры. Поэтому основной чертой данного подхода является коммуникативность, которая включает в себя целый ряд характеристик, позволяющих осуществлять переход от первых социальных контактов к ситуациям. «Коммуникативность предусматривает речевую направленность обучения, стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации, учет функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны и нешаблонности организации учебного процесса».  Параметры коммуникативного общения реализуются в коммуникативном поведении учителя, активном поведении ученика, в предметах обсуждения, ситуации общения, использовании речевых средств.

Ситуации могут быть реальными, условными, воображаемыми, сказочными. Главное – все они должны соотноситься с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Ситуации могут быть конкретными, и тогда речь учащегося является их непосредственным отражением. Для учащихся среднего и старшего звена создаются абстрактные и проблемные ситуации. Учащиеся выражают своё собственное суждение, отношение, соглашаются или опровергают мнение учителя или другого ученика, используя различные речевые клише. Поэтому обсуждение проблемы есть реальное общение на уроке. Ситуацию можно изобразить при помощи наглядных средств (ситуативных картинок, магнитной доски), которые будут отражать определённое место и время действия, сделать ее статичной или динамичной (изменить компоненты, переставить действующих лиц, добавить новых персонажей).

Очень важно, чтобы учащиеся могли "пропустить ситуацию через себя”, придавая ей личностный характер. Это повышает эффективность усвоения иностранного языка, т.к. наряду с интеллектом подключаются детские эмоции. Личностно-значимой ситуацию делает роль, которую учащиеся получают на время или постоянно. Наиболее адекватным приёмом обучения говорению являются различные формы драматизации, включая импровизации и ролевые игры.

В общении, основой которого является обсуждаемая проблема, наряду с коммуникативной функцией языка выступает и познавательная, поэтому коммуникативно-деятельностный подход имеет большие перспективы для развития интеллектуальных возможностей учащихся. Ориентируясь на общение и активную деятельность школьников, основным при его осуществлении является выработка мышления и поведенческих умений. Этому способствует обучение общению на иностранном языке, вовлечение личности в деятельность в течение учебного процесса, формирование способности постоянно трудиться.

Коммуникативно-деятельностный подход ставит в центр обучения иностранному языку субъектно-субъектную схему общения, т.е. обучающийся выступает как активный, творческий субъект учебной деятельности, управляемой педагогом; способствует развитию инициативности учащихся, их способности к творческому поиску. Ученик должен ощущать, что вся система работы ориентирована на его непосредственную деятельность, опыт, мировоззрение, интересы, чувства, которые учитываются при организации общения на уроке. Таким образом, содержание занятий строится на обсуждении актуальных жизненных проблем, а не готовых тем или текстов.

 Кроме того, данный подход позволяет реализовать принцип индивидуализации, так как овладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов учащихся, их способностей, наклонностей и пожеланий.

Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражения смысла, грамматика служит фундаментом для достижения этой цели. Учащимся необходимо знать, какими языковыми средствами выразить свою мысль в непосредственной ситуации на уроке, когда они обмениваются мнениями, опытом и знаниями. Учащиеся должны осознавать, что грамматические формы необходимы для выполнения коммуникативной задачи, и что очень важно соотношение между формой и ее использованием в речи. При коммуникативном системно – деятельностном подходе введение грамматических форм и  работа над ними осуществляется в контексте с тем, чтобы учащиеся могли видеть, как они используются для передачи значения. Инструкция к заданиям содержит речевую задачу. Немаловажно и то, что механические воспроизводящие упражнения отсутствуют: их место занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, сравнения и сопоставления, подключающие не только память, но и логику, умение мыслить аналитически и образно. Весь комплекс приемов помогает создать иноязычную среду, в которой должны "функционировать" учащиеся: читать, общаться, участвовать в ролевых играх, излагать свои мысли, делать выводы.

Коммуникативная методика способствует быстрому овладению учащимися навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счёт усвоения различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Здесь, на первом плане находится конкретная языковая модель. Основной единицей урока и всей стратегии обучения данной методики является акт говорения.

Преподавание английского языка в МБОУ «Лицей №200» г.Новосибирска в начальной школе ведется по УМК «Английский язык 2-11» для 2 класса (авторы Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш и др.), с 2017 года в начальной школе работаем по УМК «Spotlight» (Английский в фокусе). В средней школе (5-9 класс) – по УМК«Spotlight» «Английский в фокусе» (авторы Ваулина Ю.Е., О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс). Эти УМК рекомендованы и одобрены Министерством Образования Российской Федерации, так как эти УМК отвечают требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального, среднего (полног)общего образования по иностранным языкам и ФГОС.

В работе на уроке уделяю главное внимание системной работе над учебным материалом, что подразумевает последовательность освоения, комплексность использования материалов учебника и рабочей тетради, целостность восприятия лексического и грамматического аспектов языка, всесторонность освоения разных видов речевой деятельности.

Особое внимание в своей работе с учащимися и родителями уделяю такому метапредметному умению как «умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях».

Для этого при введении новой темы в начальном звене в форме беседы определяются цели каждого учащегося и возможные пути их достижения на основе просмотрового анализа содержания модуля. На каждом уроке проводится рефлексия продвижения к поставленной цели. Учащиеся имеют возможность получить любую консультацию по непонятому материалу во внеурочное время, как в индивидуальной форме, так и в рамках дополнительных групповых занятий. Присутствие родителей на уроках и дополнительных занятиях очень приветствуется, так как дает возможность урегулировать систему требований и критериев оценивания, разъяснить методы и приемы работы над различным учебным материалом.

Для учащихся 5 класса была разработана система формирующего оценивания для фиксации, как желаемого результата, так и этапов продвижения к нему. Например:

Лист продвижения в Модуле 7 «Времена года»

ФИ учащегося __________________________________________

На начало работы

п/п

Вопрос

Ответ

Насколько трудной кажется для вас тема по содержанию?


Какую оценку вы планируете получить по тесту модуля?


Что вы планируете делать, чтобы улучшить свои знания по предмету?


Какая помощь нужна вам для успешного освоения модуля?


Насколько ваши успехи зависят от работы других учащихся на уроке в группе?


Заполненные формы становятся основанием для реализации индивидуальной работы учителя с учащимися и хорошим мотивирующим аспектов деятельности для самого учащегося, который возлагает на себя значительную меру ответственности за результат учебной деятельности. В процессе изучения модуля учащиеся имеют возможность изменять свои результаты обучения при желании их улучшить, имея точно зафиксированные рубежные работы и критерии их оценивания.

Вторая часть листа заполняется после написания итогового теста по модулю в процессе подведения итогов работы и рефлексии достижений.

По окончании работы

п/п

Вопрос

Ответ

Насколько хорошо вы овладели лексикой по теме


Насколько уверенно вы чувствуете себя в теме «Настоящее простое время» и «Настоящее продолженное время»


Насколько уверенно вы чувствуете себя в описании времени года, погоды и людей


Насколько уверенно вы чувствуете себя в понимании текстов по теме


Как вы оцените свою работу на уроках модуля


Как вы оцениваете свою работу над домашними заданиями


Нужна ли была вам дополнительная помощь при работе с заданиями модуля? Кто оказал вам эту помощь?




На уроках часто используется аутентичный материал в форме рифмовок, песен, сказок, диалогов и монологов носителей языка. Это позволяет не только формировать особую ситуацию общения на уроке и производить релаксирующий эффект, но и способствует формированию фонематического слуха учащихся на материале чужих языковых единиц, развитию аналитико-синтетических умений, совершенствованию артикуляционных навыков.

На уроках английского языка, основной целью которых является формирование всех видов языковой компетенции, большое внимание уделяю воспитательному аспекту, поэтому прибегаю к нетрадиционным формам урока: урок-дискуссия, урок-заочная экскурсия и т.д. Нередко урок английского языка в старшем классе – это диалог между учителем и учениками, с использованием оценочных суждений, высказыванием и аргументацией своего мнения по поводу видения той или иной проблемы. В процессе такого диалога столкнулась с трудностью: не всегда сразу удается разговорить детей. Причина, как мне кажется, не только в ограниченном объеме владения лексическими единицами. Порой дети боятся, что их мнение не будет принято, т.к. не совпадает с мнением окружающих. В таких случаях придерживаюсь своей системы оценивания, главным критерием которой является не абсолютно правильное мнение, а умение ребенка аргументировано и грамотно отстаивать свою точку зрения, его способность выйти из сложной ситуации. Для этого создаю на уроках атмосферу успеха, где любое мнение имеет право на существование и дети чувствуют себя уверенно и комфортно.

А для учеников младших классов на своих уроках использую такой прием как ролевая игра, которая помогает «проиграть» реальную ситуацию, так как младшие школьники имеют маленький социальный опыт и подобные игры формируют не только коммуникативную компетенцию, но и социальную. Ролевая игра помогает ребенку лучше раскрыть себя, проявить свои творческие способности, убирает страх ошибки. Даже на ранней стадии обучения используя этот метод, можно «проиграть! Такие реальные темы как: «Знакомство», «На дне рождении», «В магазине» и т.д. Очень важно, чтобы учащиеся могли "пропустить ситуацию через себя”, придавая ей личностный характер. Это повышает эффективность усвоения иностранного языка, т.к. наряду с интеллектом подключаются детские эмоции. Личностно-значимой ситуацию делает роль, которую учащиеся получают на время или постоянно. Наиболее адекватным приёмом обучения говорению являются различные формы драматизации, включая импровизации и ролевые игры.

Как результат системного применениия ролевой игры и драматизации на уроках английского языка в конце полугодия дети показывают небольшой спектакль для своих родителей. Подобные театральные представления формируют коммуникативную компетенцию и мотивацию к обучению.

Организация деятельности на уроке носит достаточно интенсивный характер с частой сменой видов деятельности и проработкой максимально возможного объема материала, для того чтобы дома учащиеся могли только повторить изученное, а не осваивать его самостоятельно. При этом на уроке уделяется большое внимание не только на процесс освоения материала, но и на способы наиболее эффективной работы с ним - как быстро выучить слова, как работать с диалогом, как описать иллюстрацию, как выполнить грамматическое задание, как работать с заданиями по тексту. Поэтому при организации деятельности на уроке большое внимание уделяю использованию ИКТ для обеспечения активизации учебной деятельности, повышения мотивации обучения, формирования информационной грамотности. Создание мультимедийных презентаций к урокам позволяет дополнить содержание используемых УМК заданиями на развития УУД, на обобщение грамматических правил, на отработку лексических навыков в игровой форме, на формирование диалогической и монологической речи.

Родители знакомятся с этой системой работы на первом родительском собрании. У них есть возможность получить исчерпывающую информацию о целях и задачах каждого года обучения, особенностях УМК и способах работы с ним дома. В классах, работающих по ФГОС, особое внимание уделяю знакомству родителей с особенностями работы. Поэтому ежегодно в начале учебного года выхожу на родительские собрания. А в 2013 , 2014 годах были проведены общешкольные собрания для родителей 3 классов «Требования ФГОС и предметные результаты по английскому языку».

Я так же являлась организатором участия лицея в проведения международных экзаменов:

Британский бульдог 2015-2016, 2016-2017

Selt 2015-2016

Young Learners placement Test 2015-2016, 2016-2017

Одним из главных направлений в своей профессиональной деятельности считаю самообразование и творческий поиск, так как считаю, что учитель иностранного языка должен всегда соответствовать современным требованиям в преподавании и идти в ногу со всеми новейшими тенденциями. В связи с этим развитие профессиональной компетенции для меня является первостепенной задачей. В межаттестационный период я активно занималась повышением уровня профессиональной квалификации через:

  • Курсовую подготовку

-программа «ФГОС ООО: Эффективная реализация в школьном иноязычном образовании» 108 часов

-курс: «Подготовка к международным экзаменам ТКТ (Тeaching Knowledge Test) в обьеме 36

  • Участие в конференциях, вебинарах и семинарах разного уровня

  • Чтение профессиональной литературы и периодических профессиональных изданий

- газета «1 сентября», журналы «Английский язык»,

-электронная газета «Вести образования», АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика".



  • Самообразование

  • Сдача международных экзаменов

- успешно сдала международные экзамены ТКТ Module 1, ТКТ Module 2, ТКТ Module 3, который подтверждает не только знание языка, но и знание методики преподавания.

С целью обмена опытом посещаю уроки коллег как опытных, так и молодых специалистов, городские тематические семинары, конкурсы.

Считаю достижениями в своей педагогической деятельности:

  • Применение разнообразных методов для формирования устойчивой мотивации к изучению английского языка

  • Использование в работе различных методов и технологий для формирования коммуникативной компетенции учащихся

  • Активное участие учащихся в проектной деятельности

  • Участие учащихся в школьных, районных олимпиадах, конкурсах городского уровня и международного уровня, научно-практических конференциях

  • Высокий уровень комфортности на уроках и качественной успеваемости

  • Использование различных способов активизации учебного процесса, в том числе и с использованием ИКТ

  • Повышение своего образовательного уровня через семинары, конференции, веб-семинары, прохождение курсов повышения квалификации

  • Распространение своего опыта на мероприятиях разного уровня, на страницах печатных изданий

В перспективе я вижу следующие направления в своей деятельности, которые необходимо расширить и углубить:

  • отработка системы формирующего и критериального оценивания на всех этапах обучения предмету;

  • изучение моделей и стратегий обучения разных категорий учащихся, опора на эти знания при разработке уроков и внеурочной деятельности;

  • получение международного сертификата SELTA;

  • получение сертификата коуча, использование данной технологии для повышения эффективности деятельности и взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса;

  • продуктивная деятельность в соответствии с требованиями профессионального стандарта.



Название пройденного курса

Кол-во

часов

Месяц,год

1

Primary Essentials

30

Октябрь –декабрь 2012

2

Подготовка к международному экзамену ТКТ (Teaching Knowledge Test)

36

Январь-март 2014

3

«ФГОС ООО: Эффективная реализация в школьном иноязычном образовании»

108

Март-апрель, 2016

4

« Modern Britain» Курс для преподавателей английского языка современная Британия»

24

Июнь 2017

Семинары, семинары практикумы

1

How to prepare for YLE

2

2015

2

Cambridge English Exams in Secondary School

2

2015

3

Методический калейдоскоп или особенности подготовки к ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам

2

2016

4

XV Весенняя конференция издательства Макмиллан От практики на уроке к успеху на экзамене

5

Март 2016

5

«Обеспечение преемственности в обучении английскому языку и подготовка к итоговой аттестации в условиях ФГОС»

6

Март 2016

6

Формирование кросскультурного сознания

6

Март 2016

7

Возможности иностранного языка в воспитании духовно-нравственных качеств обучающихся в рамках реализации ФГОС


Март 2016

8

Культурные практики духовно-нравственного воспитания в школе на уроках английского языка (в контексте нормативно –правовой базы: ОГЭ, ЕГЭ олимпиадное движение, культурно-исторический аспект)


Март 2016

9

Формирование кросскультурного сознания


Март 2016

10

Новые подходы к обучению и контролю младших школьников, Обучение аудированию и разговорной речи подростков, Мотивация в обучении взрослых

3

Март 2017

11

Инновации в обучении подростков и взрослых

2

Октябрь 2016

12

Типы и цели тестирования. Экзаменационная подготовка на уроке английского языка

2

Сентябрь 2017

13

Collaborative learning, Challenging high achievers, Targeted learning

4

Октябрь 2017

14

Научно-практическая конференция. Подготовка и ресурсы

2

Ноябрь 2017

15

Этапы урока по ФГОС

2

Декабрь 2017

Вебинары

1

Грамматика для школ: «живой» английский


2013

2

Точное определение языкового уровня и эффектиная подготовка к международным экзаменам с Oxford English Testing


Март 2013





Распространение своего опыта на различного уровня мероприятиях

Название работы

Год, уровень

1

Круглый стол «Оценка достижения обучающихся планируемых результатов освоения английского языка»

2016, муниципальный

2













Международные экзамены

Название экзамена

Год

1

ТКТ: Young Learners

Июль 2011

2

ТКТ: Module 1

Март 2014

3

ТКТ: Module 2

Апрель 2014

4

ТКТ: Module 3

Апрель 2014




Результаты внеурочной деятельности учащихся за последние годы подтверждают востребованность личностно-ориентированных форм взаимодействия.


Название


1

лицейский праздник в актовом зале для учащихся 3-х классов «Рождество по-английски»


2

лицейский праздник в актовом зале для учащихся 3-х классов «С днем Святого Валентина»;


3

школьный этап олимпиады по английскому языку,

5,7 класс, 2 призера

4

международный игровой конкурс по английскому языку «Британский бульдог»

3 человека вошли в Золотую сотню Новосибрского региона . 2 человека Призер России

5

международный конкурс-игра «Английский лев»,

1 место и 2 место, 4 класс