Самооанализ урока математики в 4 «а» классе
Учитель: Зайнуллина Галия Равильевна, учитель начальных классов
Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общественной культуры. Сорокапятиминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это "кусок истории личностной судьбы ребенка"
Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей.
Тема урока: «Деление на двузначное число»
При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие задачи:
-образовательные: вывести алгоритм деления многозначных чисел и научиться работать по этому алгоритму, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи;
- развивающие: развивать навыки самопроверки, самоконтроля, логическое мышление, математически грамотную речь;
- воспитательные: воспитывать познавательный интерес, формировать устойчивую положительную мотивацию, взаимопомощь, умение работать в группах и самостоятельно, самоконтроль.
Считаю, что логическая связь между различными этапами урока была выдержана: актуализация знаний фрагментарно подготавливала как текущее закрепление учебного материала, так и успешное выполнение с/р.
Оборудование урока:
- учебник Моро М.И.
- листы для самостоятельной работы
- мультимедийное оборудование
Содержание урока:
Соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствует формированию умения делить на двузначные числа. Содержание урока способствует развитию аналитического мышления.
Тип и структура урока:
Тип урока: урок открытия «нового» знания.
Для достижения поставленных целей я использовала различные методы и приёмы, в том числе и те, которые способствуют реализации компетентностного подхода в начальной школе. Технологии: информационно - коммуникационные, здоровьесберегающие, технология сотрудничества.
Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнению, самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя, оценку выполненной работы. Все структурные элементы урока были выдержаны
Целью первого этапа было быстро включить учащихся в деловой ритм, проверить готовность класса и оборудование к уроку;
На втором этапе были актуализированы знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность учащихся.
Ежеурочное проведение устного счёта на уроках математики - это развитие (реализация) социально-трудовой компетенции (т. е, если ребёнок умеет хорошо устно считать, то у него не возникнут проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента как подойти к кассе).
На третьем этапе для создания проблемной ситуации было использовано уже знакомое задание. Само задание не вызвало затруднения в нахождении результата, таким образом проблемная ситуация мотивировала поиск рационального решения.
Учебник, по которому мы занимаемся, предназначен для обучающихся по традиционной системе - программа «Школа России». В нём даётся готовый алгоритм решения выражений. А я стараюсь создавать на уроках проблемную ситуацию, чтобы дети сами искали пути решения данной проблемы, опираясь на уже полученные знания и умения. Этот приём я использовала и сегодня при получении новых знаний обучающимися. Опираясь на ранее изученный алгоритм деления на однозначное число, нашли значение выражения нового вида. Путём проверки доказали, что использовали верный способ решения. Таким образом, я реализовала на своём уроке проблемную компетенцию, которая выражается в умениях выявлять проблему, находить и реализовывать пути и средства решения проблемы.
Здесь же я использовала групповой метод работы, который способствует реализации коммуникативной компетенции. При проведении групповой работы я ставила перед собой цель сплотить ребят, учить их работать вместе, сообща, выслушивая мнение других, предлагать свои идеи и делать общий вывод. Задания в группах постоянного состава были дифференцированы (в зависимости от сложности вычислительных операций).
На четвертом этапе дети сами по эталону объясняли деление многозначных чисел на двузначное.
Следующий этап урока это первичное закрепление. Дети работали у доски и показали, что способ деления на двузначное число усвоили хорошо.
На следующем этапе урока при решении задачи я также использовала групповой метод работы, который также способствует реализации коммуникативной компетенции как и третьем этапе.
На данном этапе урока обучающиеся закрепили вычислительные навыки и повторили практически все виды деления, изучаемые в начальных классах.
Чтобы проверить все ли ученики освоили способ деления, я предложила им поработать самостоятельно. Затем проверить и оценить свои знания. Примеры были подобраны с учётом дифференцированного подхода.
Каждый ребенок смог себя проверить, осознать: все ли он понял, запомнил ли запись, решение. Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться, что вычислительный прием им освоен, о чем свидетельствовали результаты их самооценки.
Старалась сделать плавный переход от одного вида работы к другому.
На протяжении всего урока использовала такие методы обучения, которые помогли мне привлечь внимание учащихся, вызвать желание мыслить. Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся.
Тон ведения урока доброжелательный. Стараюсь корректно и объективно подходить к оценке деятельности учащихся, тактично отмечая слабые места. Учащиеся оцениваются по ходу урока. На уроке добиваюсь от учащихся полных ответов, доказательства своего мнения, тем самым развивая монологическую речь.
Уделяю внимание здоровьесберегающей функции через проведение подвижной физминутки . В конце урока были подведены итоги работы, также сами учащиеся пытались оценить, как свою работу, так и работу групп.
В ходе этого урока домашнее задание в явном виде не проверялось, а косвенно проверялось при выполнении самостоятельной работы и фронтальной работы в ходе актуализации знаний.
Реализация принципов обучения:
- принцип научности содержания учебного материала – содержание обучения знакомило учащихся с алгоритмом деления многозначных чисел;
- принцип систематичности и последовательности в овладении нового материала – опора на прочно освоенные навыки деления;
- принцип доступности обучения заключался в том, что для учащихся для начала (в блоке актуализации знаний) предлагались несложные задания;
- принцип учета индивидуальных особенностей учащихся заключался в том, что выполняют домашнее задание, соответствующие уровню их учебных возможностей, причем они сами оценивают свои способности;
- принцип системности – связь материала с ранее усвоенным (табличные и внетабличные случаи деления и умножения, нумерация натуральных чисел, алгоритм деления с остатком, алгоритм деления с однозначным частным, запись деления в столбик) обеспечивает прочность знаний;
- принцип наглядности
Методы обучения:
Соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:
- словесные (рассказ);
- наглядные (демонстрация );
- практические;
по уровню самостоятельности учащихся:
репродуктивные, проблемно – поисковые
по аспекту мышления:
продуктивные ( самостоятельное решение примеров)
по логическому аспекту:
- дедуктивные
Формы:
фронтальная, групповая, индивидуальная, парная
Общие результаты урока:
План урока выполнен, цели реализованы:
учащиеся научились делить многозначные числа на двузначные.
Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, содержит как новый материал, так и материал на повторение.
С моей точки зрения урок был построен методически верно, цели достиг. Были учтены объём и сложность информации, возрастные особенности и учебные возможности учащихся.
Недостатком проведения урока, считаю:
- очень краткая инструкция по выполнению д/з.
Положительно оцениваю то, что:
- полностью удалось реализовать поставленные задачи;
-многие за урок получили оценку.