МКОУ «Волоконская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Александра Васильевича Забояркина»
Большесолдатского района Курской области
Самоанализ урока немецкого языка учителя Будковой Александры Николаевны
Дата проведения урока: 19.10.2021г.
1.Тема урока: «Старый немецкий город».
Урок является восьмым из десяти по данной теме. Урок проводился в 5 классе
(УМК И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой “Немецкий язык. 5 класс “ )
2. Тип урока: урок систематизации знаний и умений.
3. Цель урока: формирование коммуникативной компетенции обучающихся по теме «Старый немецкий город» и приобщение к новому социальному опыту.
Задачи урока:
-повторить, обобщить и систематизировать языковой материал по теме «Старый немецкий город»;
-закрепить умения и навыки, приобретенные при изучении темы«Старый немецкий город» ;
-способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания;
-содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях;
-способствовать развитию воображения, логического мышления, внимания, памяти;
воспитательная: способствовать воспитанию положительного отношения к немецкому языку как средству общения.
Планируемые результаты:
Личностные: готовность и способность обучающихся к самообразованию; готовность к сотрудничеству, умение взаимодействовать в группе; стремление к использованию иностранного языка для развития своей личности; осознанное, доброжелательное отношение к другому человеку, его культуре, языку, традициям; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; прививать любовь к своему месту жительства.
Предметные: совершенствование коммуникативных умений; развитие умения пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении, распознавать интернационализмы; развитие умения употреблять в устной речи основные нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Метапредметные: регулятивные: определение цели учебной деятельности и поиск средств её осуществления; составление плана выполнения учебной задачи в группе; оценивание хода и результатов выполнения задачи; осуществление самоконтроля, самооценки; познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение выстраивать логическую цепь рассуждений; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; умение выражать свои мысли в соответствии с речевыми задачами и условиями коммуникации.
4. Анализ контингента обучающихся: В классе 7 обучающихся, 2 девочки и 5 мальчиков. Психологический климат в классе доброжелательный. Обучающиеся достаточно организованы и дисциплинированы, отношения между ними дружеские. Уровень познавательной и учебной мотивации обучающихся является средним: воспринимая учебную информацию, дети часто нуждаются в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации иногда требуется помощь. Некоторые ребята получают положительный результат работы, воспроизводя уже предложенный алгоритм сильными учениками или непосредственно самим учителем. 3 обучающихся имеют высокий уровень образовательных возможностей, 2- средний и 2- низкий. Уровень мотивации к освоению немецкого языка у большинства достаточно высокий. Обучающиеся могут быстро самоорганизоваться, увлекшись общей творческой задачей. Умеют работать в парах, в группах. Эти и другие индивидуальные особенности обучающихся я учитывала при планировании урока.
5. План урока. Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием коммуникативных, личностно-ориентированных технологий, игровых технологий и технологии обучения в сотрудничестве. На данном уроке я применяла словесный, наглядный, интерактивный методы обучения. В целях мотивации к обучению мною был тщательно продуман каждый этап урока: составлены задания, подобраны вопросы, были использованы такие приёмы, как «кластер», дидактическая игра, приём драматизации.
На организационном этапе был создан позитивный эмоциональный настрой, обучающиеся были включены в деловой ритм урока. Данный этап урока, хотя и был непродолжительным, но позволил подготовить класс к работе на уроке.
Целью фонетической зарядки являлась повторение пройденной на прошлых уроках лексики, правильное чтение и самоконтроль произношения.
На этапе «Мотивация к учебной деятельности» было организовано обсуждение темы и цели урока. Обучающиеся вместе со мной сформулировали цель и задачи урока.
На этапе «Актуализация знаний и снятие языковых трудностей» была проведена работа по актуализации ранее изученного материала, выявлению пробелов в знаниях обучающихся и их устранению, совершенствованию знаний и умений. Работа с лексическим материалом проводилась в различных вариативных упражнениях: обучающиеся составляли кластер, называли интернационализмы, отвечали на мои вопросы. Обучающиеся составляли из рассыпанных предложений связный рассказ о старом немецком городе, а затем сверяли предложения с ключом, данным на экране (осуществление самоконтроля). С целью актуализации грамматических навыков была применена игра «Упрямый Ганс». Использовались слайды презентации. С целью развития навыков аудирования и чтения был прослушан диалог, а затем он был прочитан по ролям. После прослушивания второго диалога обучающиеся выбирали правильные ответы на вопросы. Были использованы парная, индивидуальная и фронтальная формы работы, что стимулировало познавательную мотивацию, развивало речь обучающихся, способствовало организации внимания.
Для снятия усталости и напряжения, внесения эмоционального заряда, увеличения двигательной активности мы провели физкультминутку. Дети вместе со мной повторяли слова песенки «Meine Hände sagen “Ja”…» и выполняли движения, предложенные в песенке.
На этапе «Применение знаний и умений в новой ситуации»я предложила учащимся в группах 1) сделать для города рекламу, 2) описывать свое село. Ребята разделились на группы и совместно составляли монологическое высказывание с использованием активного лексико- грамматического материала.Обучающиеся работали в группах, затем один ученик делал сообщение ( развитие навыков говорения и взаимного обучения). Подбор заданий помог каждому ребёнку на уроке продвинуться в своём индивидуальном развитии.
На уроке использовались методы и приёмы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, смена видов деятельности. Дети соверщили заочную экскурсию в Нюрнберг, посмотрев видеоролик «Нюрнберг-маленькая средневековая сказка» и ознакомшись с социокультурными реалиями Германии.
На этапе «Рефлексия» была осуществлена фиксация изученного материала на уроке, обучющиеся соотнесли цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности. Был сделан вывод о достижении поставленной в начале урока цели.
6. Структура урока и его этапы продуманы логично, время распределено правильно. В процессе урока соблюдались основные принципы дидактики, т.е. материал изучался систематично и последовательно, прослеживалось чередование видов деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо), а также своевременное и качественное проведение физкультминутки.
Содержание, формы и методы обучения отобраны в соответствии с целью урока и применялись рационально.
7. Анализ качества отношений между классом и педагогом. На уроке была создана доброжелательная психологическая атмосфера, характеризующаяся взаимной заинтересованностью всех участников процесса. На уроке доминировала атмосфера доброжелательности и активного творческого труда каждого ученика. Были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик». Я ориентировалась на ученика как на активного участника учебно-воспитательного процесса. Моя роль на уроке на всех этапах была обозначена как помощника, что является одной из особенностей системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС. Я исправляла и объясняла ошибки, формируя у обучающихся навыки самоконтроля и самокоррекции. Большинство обучающихся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Это означает, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной.
8. Оценка конечного результата: В соответствии с поставленными целями и задачами мной были грамотно отобраны и логически выстроены различные задания, использованы разнообразные формы работы по формированию иноязычных речевых умений. Обучающиеся показали достаточно прочные знания. Домашнее задание было задано вовремя и прокомментировано мной. На уроке были использованы средства ИКТ: мультимедийная презентация по теме, видеоматериал из интернет-ресурсов. Применена здоровьесберегающая технология. В результате четко продуманной и целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса были достигнуты цели урока, а также планируемые результаты.