Самоанализ урока |
ФИО учителя | Плискач Ирина Ивановна |
Класс | 4 |
Дата проведения | 12.11.2015год |
Предмет | Русский язык |
Программа | «Школа России», преподавание ведется по учебнику «Русский язык», авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий |
Тема: | Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных. |
Тип урока по целеполаганию: | Урок «открытия» новых знаний. |
Цель урока: | Формирование умения определять 1 склонение имен существительных. |
Задачи урока: | Учебно-познавательные: Дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1- го склонения; учить распознавать имена существительные 1-го склонения. Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей. Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность. |
Основные термины и понятия темы: | Существительное, склонение, три склонения существительных, падеж. |
Место урока в системе уроков | 5 урок по теме «Существительное» |
Личностные УУД: | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; установка на здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат. |
Метапредметные УУД: | Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие, выведение следствий. Коммуникативные УУД: умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения слаженно работать в паре; |
Предметные УУД: | - уметь распознавать имена существительные 1-го склонения; - выполнять операции анализа и сравнения; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
Формы работы: | Фронтальная, индивидуальная, работа в паре. |
Средства обучения: | Презентация к уроку «Склонение существительных», созданная учителем; раздаточный материал: для работы в парах, для работы индивидуально, карточки самоанализа, «ладошки» для оценивания своих достижений на уроке. |
Методы обучения: | 1. Методы организации и осуществления учебной – познавательной деятельности учащихся: а ) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа ); б ) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (демонстрация презентации , созданной учителем). в) проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем) 2. Методы стимулирования и мотивации учащихся: а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка); б) волевые ( предъявление учебных требований); в) социальные (демонстрация работы учащихся). 3. Методы контроля и самоконтроля: рефлексия, лист самооценки, «ладошки». |
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. На данном уроке применялся системно - деятельностный метод обучения, который был реализован в учебной и учебно-исследовательской деятельности. |
Этапы урока | Цель этапа | Формируемые универсальные учебные действия | Описание этапа |
1.Самоопределение к деятельности. | | Личностные : самоопределение; Регулятивные: позитивное отношение к предстоящей деятельности; включение в учебную деятельность. | Урок начался с этапа самоопределения к деятельности, целью которого являлось создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Я попросила ребят погладить себя по голове, обнять себя, пожать соседу по парте руку, улыбнутся друг другу. А так же задала вопрос: - Что необходимо для успешной работы на уроке? Благодаря этому, у учащихся создался положительный эмоциональный настрой на работу, сконцентрировалось внимание. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. |
2.Актуализация знаний. | | Коммуникативные: работать в парах, контролировать действия партнёра; слушать и понимать речь других Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной форме | На данном этапе учащиеся учились овладевать логическим действием обобщения, строили рассуждения на основе известных понятий. Был дан небольшой опросник по падежам с интересными вопросами, типа «Щедрый «падеж, «падеж-работяга» и тп.. Работа строилась на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока. На данном этапе основная форма работы – работа в паре. В конце работы ребята поработали в листах самооценки. |
3. Постановка учебной задачи. | для формулирования детьми задач урока. | Познавательные: анализ с целью выделения признаков. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргумент. Регулятивные : самостоятельно сформулировать задачи урока после предварительного обсуждения. | Исходя из постановки проблемного вопроса, не называя тему, мы коллективно постарались определить определили ряд задач, которые будем решать на данном уроке. |
4. Открытие нового знания | | Регулятивные: планирование , прогнозирование; Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации | На этапе изучения новой темы была применена работа в паре и индивидуально, где учащиеся пытались найти ответы на поставленные задачи. Каждая пара получила задание: ребята должны изменить сущ. по падежам и выяснить, к какому столбику таблицы относится слово в зависимости от падежных окончаний. Моя роль на данном этапе - направить познавательную активность учащихся на «открытие» новых знаний путем системы вопросов и заданий подводящего диалога, путем создания проблемной ситуации и методов ее решения. На данном этапе использовались метод наглядности (демонстрация слайдов – таблицы склонений сущ ) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным. Работа в паре воспитывает чувство товарищества и взаимопомощи. Работа в листах самооценки. |
5. Первичное закрепление. | Уметь определять 1-е склонение имён существительных | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание ; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; Регулятивные формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | На данном этапе было предложено детям выполнить самостоятельно упражнение. В учебнике. Ребята сделали вывод , что все существительные относятся к 1 склонению, что подтвердил материал учебника Рубрика Обрати внимание! Работа в листах самооценки. |
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Закрепить полученные знания в определении склонения имён существительных | Личностные : самоопределение Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено; действовать по инструкции оценивать собственную успешность выполнения задания | На данном этапе урока ребята работали на карточках самостоятельно. Задание: подчеркнуть в парах слов с противоположным значением существительные 1 скл. Затем сверили свою работу с образцом. Работа в листах самооценки. |
7. Рефлексия деятельности | Оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. | Познавательные : рефлексия Регулятивные : оценка - выделение и осознание учащихся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные: формировать собственное мнение | Рефлексия была направлена на оценку эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Дети оценивали свою работу в виде ладошек на нескольких этапах урока и общую оценку классу дали. Также ребята работали в листах самооценки в течении урока. |
8. Итог урока. Домашнее задание. | Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы. | Личностные : смыслообразование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | На данном этапе закрепление знаний проходило в форме фронтальной беседы, которая помогла систематизировать знания детей о склонении имени существительно. Дети выбрали себе упражнение по степени сложности. |
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования четвероклассников, соответствовал их жизненному опыту. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников четвертого класса. Учебная информация была привлекательна для детей, за счет этого повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Поставленной цели урок достиг. В течение урока соблюдались санитарно - гигиенические нормы: работа с экраном не превышали нормы; проведена физминутка; смена видов деятельности и их рациональное сочетание; соблюдение рабочей позы учащихся. |