САМОАНАЛИЗ УРОКА
ФИО учителя Ревенко Галина Ивановна
Класс 4 ин класс (Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие интеллектуальные нарушения)
Дата проведения -27.11.2019г
Предмет Русский язык
Учебник: Русский язык 4 класс Э. В. Якубовская, Я.В.Коршунова. Москва «Просвещение», 2019г, для специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 вида).
Тема урока « Разделительный мягкий знак»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Цель урока: создать условия для :
развития умения определять роль разделительного мягкого знака в слове, писать слова с такой орфограммой;
для развития у обучающихся коммуникативных умений: умения договариваться в паре и группе;
для развития и сохранения учебно-познавательной мотивации на протяжении всего урока.
Задачи урока:
образовательные:
обобщение и систематизация знаний, полученных ранее;
выявление качества и уровеня овладения знаниями, полученными на предыдущих уроках по теме;
формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;
развивающие:
развитие памяти, логического и творческого мышления;
развитие навыков индивидуальной и групповой работы;
развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
формирование умений анализировать полученную информацию;
формирование умения слушать и вступать в диалог;
коррекционные:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
развитие речи и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
Цели воспитательные:
воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;
формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы,
бережное отношение к своему здоровью
Оборудование:
Сигнальные кружки, набор сказочных персонажей, пакеты с материалами для моделирования, карточки
Данный урок построен в соответствии с программными требованиями ФГОС для детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения, и темой семинара учителей начальных классов «Современные образовательные технологии на уроках русского языка».
При планировании урока, мною были учтены возрастные и физиологические и интеллектуальные особенности обучающихся.
В соответствии с требованиями к современному уроку, тема и цели занятия были сформулированы обучающимися самостоятельно. Цель и задачи урока соответствуют данному типу урока.
На мой взгляд, выбранная структура урока является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой.
В начале урока была проведена работа с пословицей, что позволило установить контакт с детьми, осуществить мотивацию учебной деятельности.
Для повторения ранее изученного материала и актуализации знаний, я использовала загадку про ь знак
Для отработки навыков подобран разнообразный дидактический материал, который способствовал включению обучающихся в активную деятельность на уроке.
Проверка полученных ранее знаний по теме «Разделительный мягкий знак» осуществлялась различными способами; проводился устный и письменный опрос.
Для активизации учебной деятельности, на уроке использовались игровые приемы
Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно, что позволяло мне не терять «нить» заинтересованности учеников и следить за их активностью и должным восприятием материала.
После того, как обучающиеся вспомнили известные им правила употребления мягкого знака, был осуществлён переход к применению знаний и умений.
Для повторения материала урока, мною были использованы следующие методы обучения:
словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, что позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока.
На уроке применялись элементы следующих современных образовательных технологий:
технологии развития критического мышления – служат для активизации мыслительной деятельности;
тестовой технологии ( воспитывает у учащихся собранность, внимание к деталям);
информационной технологии –делает процесс обучения более ярким, визуализирует учебный материал, делает более понятным и доступным;
групповой технологии – (Моделирование) позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке, развивает ответственность за совместные действия;
здоровьесберегающей технологии – чёткая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности, физкультминутка.
Материал урока был распределён поэтапно, от простого к сложному.
Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, говорение, письмо.
Применение на уроке карточек позволило сэкономить время на списывании и сохранить активный темп работы на уроке.
Характер тренировочных упражнений достаточной степени сложности.
Задания рассчитаны на обучающихся, имеющих умственную отсталость.
На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение .
Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь, критики со стороны учителя.
Можно сделать вывод, что выбранная мною форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.
В течение всего урока осуществлялся контроль знаний, умений и навыков . Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока.
Осуществлялся самоконтроль. Обучающимся, была дана возможность самостоятельно оценивать свою работу на уроке при выполнении заданий .
В конце урока, совместно с детьми, был подведен итог работы над темой, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом.
Выводы не формулировались учителем, а являлись результатом деятельности самих детей.
В ходе всего занятия происходили активизация и развитие самостоятельности, осознанности мышления, развивались мыслительные операции (синтез, анализ, классификация), воспитывались нравственные качества (организованность, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность).
Время, отведенное на каждый этап урока, распределено рационально, оно было просчитано заранее и позволило выполнить запланированные задания.
Активность и работоспособность класса на разных этапах урока оптимальные.
Организация самостоятельной работы умело сочеталось с другими видами деятельности.
За счет чередования видов деятельности на уроке была исключена возможность перегрузки.
Сочетание выбранных форм работы на уроке (индивидуальная, фронтальная, групповая) позволило рационально, эффективно и целесообразно использовать время.
Групповая работа на уроке служила для объединения усилий учащихся для достижения целей урока, для создания условий взаимопомощи, совершенствования коммуникативных навыков. Также, групповая работа, отвечала возрастным особенностям учащихся: компенсировала потребность общения со сверстниками.
В ходе занятия, я старалась в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживала обучающихся, сталкивающихся с трудностями, делала небольшие подсказки, давала необходимые пояснения, старалась так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показал свои способности.
На протяжении всего урока, присутствовали поощрения «Замечательно, ребята», «Молодцы» и т.д., что создавало ситуацию успеха для каждого ученика и, соответственно, способствовало созданию продуктивной атмосферы в ходе всего занятия.
На уроке преобладал демократический стиль общения, педагога с учащимися.
Благоприятный психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность детей. Эмоциональность занятия повышала работоспособность.
Проанализировав занятие, можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживалась взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце урока), что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.
Урок проведён в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность.
Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю, что урок прошел успешно, на высоком эмоциональном уровне, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока.
Особым вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал.
Таким образом, если использовать на уроке инновационные технологии, то интерес детей к учёбе повышается, оптимизируются процессы понимания и запоминания учебного материала, а значит, и качество образования будет повышено.