Самоанализ урока «Типы химических реакций».
Урок химии в 8 класса по программе О.С. Габриеляна. Тип урока – урок развивающего контроля. Вид урока - урок-игра «Лестница-успеха».
Тема урока – «Типы химических реакций», это 11 урок в теме: «Изменения, происходящие с веществами.» (12 часов).
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций, признаках их классификации, закрепление навыков учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике.
Задачи урока:
Обучающие: обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о типах химических реакций, основных классах неорганических соединений, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций, продолжить формирование умения написания реакций обмена, применения условий течения реакций между растворами до конца, подготовить учащихся к пониманию обратимых и необратимых реакций, теории электролитической диссоциации.
Развивающие: развитие умения применять теоретические знания; умение обобщать, использовать терминологию, анализировать, сравнивать, систематизировать, делать выводы, проводить самоанализ и самопроверку, развивать экспериментальные умения и практические навыки, совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; развивать память, устойчивое внимание, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.
Воспитательные: формирование интереса к труду, развитие чувства ответственности, воспитание чувства взаимного уважения между учащимися, закрепление навыков безопасного проведения химического эксперимента в процессе выполнения опытов, воспитание толерантности и дисциплинированности.
Уровень интеллектуальных способностей 8 в класса по химии на данном этапе изучения предмета: низкий – 3 человека, ниже среднего – 6 человек, средний – 15 человек, выше среднего –1 человек.
Учебная мотивация у 22 человек из 25, поэтому использовались приемы технологии оценивания учебных успехов; технология проблемного диалога; информационные технологии, ИКТ; личностно-ориентированные технологии; здоровьесберегающий компонент (динамическая пауза).
На разных этапах урока были выявлены следующие положительные моменты:
- правильно подобраны и изложены методические приемы, позволившие учащимся самостоятельно сформулировать и вывести тему урока;
- на этапе изучения нового материала использовались задания проблемного содержания;
- подводящий диалог помог учащимся самим формулировать выводы в виде целей и учебных задач, провести сравнение и анализ информации, планировать свою работу;
- между этапами урока, изучаемыми понятиями четко прослеживались логическая взаимосвязь, что позволило в должной степени активизировать познавательную деятельность учащихся;
- удалось на достаточно высоком уровне удержать внимание учащихся, что позволило повысить результативность эксперимента;
- учащиеся умело пользовались различными источниками информации (карточками-подсказками, таблицей растворимости и электрохимическим рядом напряжения металлов);
- использованный на уроке групповой метод работы стимулирует у учащихся формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи, управление своей самостоятельной работой;
- учащиеся осуществляли в ходе урока взаимопроверку, самооценку.
Методические ошибки урока:
- задание «Контекстные задачи» оказались сложными для учащихся данного класса, т.е. учитель не смог соотнести уровень знаний учащихся со степенью сложности этого задания;
- необходимо было дать четкие инструкции для каждого члена группы при выполнении практической части урока, было потеряно лишнее время на дополнительное разъяснение;
- мало времени было уделено рефлексии, что не позволило учителю в полной мере оценить полученный на уроке итог учебной деятельности учащихся.
Так как следующий урок-контрольная работа, то ошибки данного урока были разобраны на кружке. Был произведен подробнейший разбор заданий, вызвавших наибольшие затруднения, дано пояснение к вопросам теоретической части.
На разных этапах урока чередовались фронтальная, индивидуальная, парная работа и такие виды деятельности, как наблюдение, проведение опытов, описание и объяснение химических реакций.
Познавательная активность учащиеся проявлялась при проведении химического эксперимента, ведения наблюдения и определения признаков реакций, распознавания общих закономерностей типов химических реакций. Все виды работ имели один уровень, но дифференциация была реализована по степени помощи учителя при выполнении эксперимента: для сильных - информация-подсказка давалась фронтально, для других - индивидуальная помощь-консультация.
Для самооценки деятельности восьмиклассники использовали данную учителем схему баллов. Подвели итоги по цели и задачам, поставленным в начале урока самими учащимися. Оценку «5» получили - 2, «4» - 16, «3» - 7 учащихся.
Таким образом, урок достиг целей. Результативность соответствует уровню подготовленности класса.
Для себя я сделала следующие выводы:
- урок был рассчитан на более подготовленных учащихся, уровень знаний учащихся можно было проверить другими заданиями;
- подобные уроки можно использовать в качестве обобщения и повторения материала перед контрольной работой;
- на уроке была достигнута оптимальная работоспособность учащихся путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока и спокойной доброжелательной обстановкой, всё это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся, работа проходила в сотрудничестве с учителем.