Самоанализ урока математики в 5 г классе по ФГОС учителя математики первой квалификационной категории Воронцовой Татьяны Валерьевны
Тема урока: «Сложение натуральных чисел»
Дата проведения урока: 04.10.2017 г
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
Сформировать навыки сложения натуральных чисел
Развивающие:
развивать у обучающихся умение работать в группе и индивидуально;
создать условия для развития речевых навыков у школьников;
содействовать развитию у школьников логического мышления, интеллекта, творческих умений и навыков, индивидуальности;
Воспитательные:
содействовать развитию у обучающихся умения сотрудничать, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента; создать условия для развития у школьников стремления к познанию; воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник. свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научиться складывать натуральные числа; прогнозировать результат вычислений, знать названия компонентов и результата сложения, формулировать свойства арифметических действий; преобразовывать на их основе числовые выражения.
Общие сведения: Урок математики проведен в 5 г классе на тему: «Сложение натуральных чисел». По программе на изучение этой темы отведено 38 часов. Данный урок был проведён 21. Класс организован, дисциплинирован, ребята общительны, любознательны, легко идут на контакт, хорошо воспринимают разные формы организации учебной деятельности
На уроке присутствовали из 7 обучающихся __7__ человек. Из них 44% с достаточным уровнем учебной мотивации, 27% - с высоким, 29% - с низким.
Для достижения целей на уроке использовалась презентация.
В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:
1. Организационный этап.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Открытие новых знаний.
4. Мотивация.
5. Практический этап.
6. Первичное закрепление.
7. Информация о домашнем задании.
8. Рефлексия деятельности.
9. Итоги урока.
Все структурные элементы урока были выдержаны.
Целью первого этапа было быстро включить учащихся в деловой ритм, проверить готовность класса и оборудование к уроку.
На втором этапе устный опрос позволил быстрее включиться в деловой ритм урока.
На третьем этапе были актуализированы знания, необходимые для работы над материалом. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность учащихся.
На четвертом этапе устный опрос позволил быстрее включиться в деловой ритм урока, сформулировать цель урока.
На пятом этапе обучающиеся активно включились в урок, потому что применялся активный метод обучения с применением презентации, у обучающихся возникло желание мыслить, развивать внимание. Сами задания не вызывали затруднения в нахождении результата, таким образом проблемная ситуация мотивировала поиск рационального решения.
В процессе урока примеры и задачи решались с комментированием. При комментировании шла работа над речевой деятельностью, в которой они выражали суть выполняемых заданий.
На шестом этапе было проведено первичное закрепление материала.
На седьмом этапе была дана информация о домашнем задании, в том числе и выполнение творческого задания, направленное на усвоение материала слабоуспевающими обучающимися.
На восьмом этапе обучающиеся смогли выразить своё отношение к изучаемому материалу, дать оценку своей работе в ходе урока.
На этапе итоги урока обучающиеся, которые активно участвовали в работе урока получили высокую оценку. И это стимулировало их для дальнейшей активной работы на последующих уроках.
Методы обучения
соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:
- словесные (рассказ, беседа);
- наглядные (демонстрация);
- практические (решение заданий)
по уровню самостоятельности учащихся:
репродуктивные, проблемно – поисковые
по аспекту мышления:
продуктивные (самостоятельное решение заданий),
по логическому аспекту:
- дедуктивные.
Общие результаты урока:
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тема и цели урока определялись, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с искорки, побуждающей к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания с практическим содержанием, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, использовала дифференцированные задания, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Домашнее задание было объяснено. Итог урока подведен. План урока выполнен, цели реализованы: обучающиеся усвоили основные знания по теме «Сложение натуральных чисел». Были отработаны умения вычислять устно. Получили знания и умения применять правила. Большую роль в активизации мыслительной деятельности учеников, в организации их практической деятельности сыграло использование средств информационно-коммуникационной технологии (презентация к уроку). Результативность урока хорошо прослеживалась и на этапе рефлексии. Дети смогли выразить своё отношение к изучаемому материалу, дать оценку своей работе в ходе урока.
Недостатком проведения урока, считаю:
- надо было больше включить заданий по теме «Решение текстовых задач». Так как именно задания такого вида у обучающихся больше всего вызывают затруднения.
Положительно оцениваю то, что:
- полностью удалось реализовать поставленные задачи. Качество знаний урока __66_%.
Самоанализ урока алгебры в 7 классе.
Самоанализ урока по теме: «Множества точек на координатной прямой»
Учитель: Воронцова Т.В.
Тема урока: «Множества точек на координатной прямой»
Класс: 7
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Цели урока: - научить ориентироваться на координатной прямой, научиться анализировать информацию, представленную графически, приобрести элементарные навыки перевода с геометрического языка на алгебраический и наоборот.
Урок проводился согласно тематическому Данный урок является первым в изучении раздела «Координаты и графики». Тема учащимся сообщалась через создание проблемной ситуации. Тема отражала теоретическую и практическую часть урока. Планируемы результаты:
I. Предметные:
- научить различать открытый луч от замкнутого луча, отрезок от интервала; учить изображать множества точек на координатной прямой.
II. Метапредметные:
1. Познавательные УУД:
-формировать умение представлять информацию в виде алгоритма;
-формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы;
2. Регулятивные УУД:
-формировать умение концентрировать внимание;
-закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание;
3. Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в группе, в паре;
- учить приёмам представлять результат своей деятельности и результат деятельности класса.
III. Личностные результаты:
- формировать положительную мотивацию к обучению;
- пробудить интерес учащихся к алгебре и геометрии.
В соответствии с поставленными целями и содержанием материала были выделены следующие этапы урока:
Оргмомент
Актуализация опорных знаний
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Изучение нового материала
Физминутка
Первичное закрепление изученного материала
Творческое применение и добывание знаний (работа в парах, самостоятельная работа)
Домашнее задание
Рефлексия
В начале урока основной целью было быстро включить учащихся в деловой ритм, были актуализированы знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность учащихся. Для создания проблемной ситуации в начале урока были использованы уравнения, само задание не вызвало затруднения в нахождении результата, но проблемная ситуация мотивировала поиск нахождения ответа для изучения нового материала.
При изучении нового материала старалась, чтобы учащиеся сами анализировали задания, в результате чего, сами приходили к нужному ответу, я старалась только направлять класс, для поиска нужного результата. На данном этапе прослеживалась межпредметная связь.
В процессе первичного закрепления задания решались с комментированием. При комментировании шла работа над речевой деятельностью, в которой они своими словами выражали суть выполняемых преобразований.
При работе в парах учащиеся развивали свою коммуникабельность, формировали умение работать в паре. При выполнении самостоятельной работы каждый ученик смог себя проверить, осознать: все ли он понял, запомнил ли геометрическую и алгебраическую записи. Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться, что изученный материал им освоен (или не освоен), о чем свидетельствовали результаты их самооценки.
На уроке был использован дифференцированный подход к учащимся. Контроль усвоения материала осуществлялся в форме самоконтроля, взаимоконтроля. Использовала следующие принципы: принцип научности, принцип наглядности, принцип последовательности в овладении нового материала, принцип доступности, принцип прочности.
На этапе рефлексии учащиеся подвели итоги, получили достоверную информацию о достижении собственных планируемых результатов, оценили свои знания, увидели, что они не усвоили и над чем стоит еще поработать.
План урока выполнен, цели реализованы. Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, оно дано с комментированием. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.
2.Самоанализ урока по теме: «Решение уравнений»
Учитель: Воронцова Т.В.
Тема урока: Решение уравнений
Класс: 6
Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме «Решение уравнений»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Обучающие цели: продолжить работу по формированию универсальных учебных действий учащихся:
регулятивные – оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные – строить речевые высказывания в устной и письменной формах;
коммуникативные – контролировать действия партнёра.
Развивающие цели: развивать логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий, умений применять знания на практике.
Воспитательные цели: продолжить работу по формированию навыков культуры математической записи и речи, формированию положительной мотивации, воспитанию товарищества, взаимопомощи, умению слышать других, участвовать в диалоге, воспитывать качества личности, отвечающие требованиям информационного общества.
Задачи урока:
1. Научить переносить знания от одного предмета к другому.
2. Снять монотонность урока и перегрузку учащихся, повысить интерес к математике, используя для этого различные методы проведения урока на разных его этапах.
3. Закрепить навыки действий с рациональными числами.
4. Закрепить навыки раскрытия скобок.
5. Закрепить навыки решения уравнений.
6. Закрепить навыки приведения подобных слагаемых.
Планируемые результаты: быстрое включение учащихся в деловой ритм и организации внимания у всех учащихся; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний учащихся; активная познавательная деятельность; качество знаний учащихся на последних этапах обучения; умение выделять существенные признаки методов решения уравнений.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная работа, групповая деятельность
Педагогические технологии: информационно - коммуникативные технологии, технология деятельностного метода, технология уровневой дифференциации.
Межпредметные связи: история и музыка.
Оборудование:
доска;
мультимедийный проектор;
презентация к уроку для демонстрации через проектор «Решение уравнений»;
презентации для проведения физкультминутки упражнений для глаз;
листы самооценки ;
карточки самооценки;
наглядный материал;
дидактический материал.
Содержание этапов урока.
Организационный момент. Урок начала с организационного момента. Это предварительная организация класса, мобилизирующее начало урока, мотивация деятельности учащихся, создание психологической комфортности и подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема). К теме урока учащиеся подошли сами, разгадав кроссворд. Совместно с учащимися были поставлены цели урока и составлен план проведения урока.
Актуализация опорных знаний. Задачей этого урока являлось возбуждение интереса к материалу, пробуждение творческой мысли, использование интереса к предмету через создание проблемной ситуации. Были даны 2 уравнения и поставлены задачи для их успешного решения.
Реализация построенного проекта. Данный этап урока начался с устного счета, который содержал в себе игровой момент, что является большим стимулом для мотивации учащихся к обучению математике, кроме того была организованна групповая работа, что способствовало реализации поставленных воспитательных целей по сплочению коллектива, взаимопомощи и др.
Теоретическая часть урока позволила вернутся к проблемной ситуации заданной в начале урока, решить ее и вывести алгоритм общего решения.
Далее была проведена физ. минутка. Которая способствовала, не только сохранению здоровья учащихся, но так как она была в мультипликационной форме и вызвала интерес у учащихся, так же позволила снять и психологическое напряжение, возникшее к середине урока.
Самостоятельная работа была организована в виде теста (тестирование уже сейчас, в среднем звене, позволяет вести подготовку к единому гос. экзамену). На этом этапе были созданы условия, которые обеспечили процесс самостоятельного применения знаний и способов действий. Учащиеся работали на данном этапе практически самостоятельно. Моя роль, как учителя заключалась в координации и консультации, в позиции: «Я рядом. Я с вами». Проверка теста была в виде взаимопроверки. Учащиеся попробовали оценивать не только себя, но и работы своих одноклассников.
Кроме того на уроке на уроке был применен дифференцированный подход в виде разноуровневых заданий, где свои знания смогли показать учащиеся как сильные, так и более слабые. Задача с цифрами способствовала концентрации внимания, которое так необходимо к концу урока.
Подведение итогов.
Выяснили с учащимися какие новые знания были получены на уроке, проведен самооценка деятельности на уроке. Подведен итог самооценки, что способствует дальнейшему проявлению заинтересованности обучающихся в работе, стимулированию к личным достижениям.
6. Домашнее задание.
Домашнее задание было дано дифференцированное. Одно задание общее для всех. Второе для более сильных учеников по желанию. Кроме того творческое задание, то же по желанию.
7. Завершающий этап- рефлексия.
-определение удачного момента на уроке;
-определение уровня комфортности на уроке.
С учётом цели, содержания и методов обучения была избрана уровневой дифференциации, в частности, парная форма организация познавательной деятельности. Эта форма позволяет создать ситуацию развития, саморазвития взаимообучения учащихся. В ходе работы в динамических парах более активно формируется система нравственных отношений, развиваются ответственность и взаимопомощь. Цели урока достигнуты полностью. Ученикам удалось выявить определённые моменты, затруднявшие понимание, правильно самостоятельно отреагировать на них, наметить пути устранения недочётов. Я считаю, что на данном этапе познания технология выбрана верно, поэтому урок удался.