СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самообразование по теме "Ознакомление дошкольников с трудом взрослых через знакомство с профессиями"

Просмотр содержимого документа
«Самообразование»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Берёзка» города Тетюши»





































































Абульханова

Татьяна Степановна,

воспитатель

высшей квалификационной категории








Ознакомление дошкольников

с трудом взрослых через знакомство

с профессиями








Ф.И.О.

Абульханова

Татьяна Степановна


специальность

воспитатель


образование


средне-специальное

стаж педагогической работы

34 года


квалификационная категория

высшая


курсы повышения квалификации

2017 год


дата начала работы над темой

2013 год


предполагаемая дата окончания работы

2018 год




Общие сведения

Обоснование темы


Термин «профессия» (Professio) – переводится с латинского как занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом.

Профессии появились в эпоху первобытных людей, когда не существовало разделения труда, не было и профессий. По мере развития общества между людьми возникали рыночные отношения. Люди становились рыбаками, охотниками, кузнецами, гончарами, они обменивались продуктами своего труда. Знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда. Появились профессии.

Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Современная действительность нам диктует новые требования. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях: эколог, менеджер, программист, визажист, дизайнер и др.

В своей работе я столкнулась с тем, что дети мало проявляли интереса к миру взрослых. Не все дети понимали, что любая деятельность человека имеет результат. Объем знаний о разных профессиях, о значимости профессии для общества у детей был низкий. Почти все дети на вопросы, в основном, отвечали кратко: «да», «нет». Из диалогов, опросов родителей я поняла, что они не понимают важности формирования положительного отношения к труду взрослых, редко кто знакомит со своими профессиями. И тема моей разработки «Формирование представлений о труде взрослых через знакомство с профессиями».

В отечественной психолого-педагогической литературе есть немало исследований, посвященных проблеме ознакомления детей детского и школьного возраста с трудом взрослых. Разработаны принципы ознакомления детей с общественной жизнью, с трудовой деятельностью людей, намечены пути усвоения определенного познавательного материала, конкретизировано содержание ознакомления с трудом взрослых, определены требования к качеству знаний детей о труде. Это такие авторы как В. И. Логинова, Я. 3. Неверович, О. И. Соловьева, В. А. Фролова, В. И. Глотова и некоторые другие.

 «Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…», — пишет В.И. Логинова.

Автором выделены и определены пять уровней, ступеней развивающегося знания детей о труде как явлении социальной действительности. Позиция В. И. Логиновой, которую следует признать очень ценной, выражена в следующих ее словах: «Знания о социальной действительности составляют основу человеческого сознания, являются важнейшим компонентом в структуре личности, выступают как внутреннее условие формирования ее социальной направленности, отношения к миру».

Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов с взрослым миром.


Цель:

формирование представлений детей о профессиях взрослых.


Задачи:

- Формировать у детей представления о разных профессиях, в том числе своих родителей, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.

- Формировать представление о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем.

- Развивать интерес к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей.

Актуальность


Изучив примерную общеобразовательную программу дошкольного образования, отражающую данную проблему, сделала вывод: образовательная программа предусматривает формирование представлений детей о труде взрослых в 2-х разделах, это:

  1. «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» - «Уважение к труду взрослых»

  2. «Познавательное развитие» - «Ознакомление с социальным миром».

В данных разделах программа предусматривает знакомство детей 3-7 лет жизни с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями, с профессиями близких людей, с трудом людей творческих профессий (от 2 до 9 профессий в зависимости от возрастной группы).

При всей универсальности программы в целом все разделы ее, где дети знакомятся с трудом взрослых, дают довольно ограниченное представление о мире современных профессий, а в разделе «Игра» такая задача вообще не ставится. Знакомство с современными профессиями родителей способствует дошкольников приобщению к азам трудовой деятельности и формированию личностных качеств современного делового человека.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии, беседы, совместный труд экспериментирование способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит от того, имеют ли дети возможность сами активно действовать, участвовать в той или иной профессии. От этого дети получают более точные и полные представления о труде взрослых, в том числе своих родителей, начинают им подражать, а ролевые игры детей становятся яркими, продолжительными, не монотонными.

Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.


Новизна


Состоит в интеграции современных традиционных и нетрадиционных методов и приёмов в формировании представлений о людях разных профессий, вариативности разных видов и типов непосредственно образовательной деятельности; в разработке авторских конспектов по ознакомление детей с профессиями, игр-ситуаций, экскурсий: в составлении перспективного плана по формированию представлений о людях разных профессий у детей всех возрастных групп, в составлении картотеки дидактических и сюжетно-ролевых игр, подборке художественного слова на ту или иную профессию.


Научность


Научность работы заключается в соблюдении принципов дидактики: от простого к сложному, доступности, систематичности, последовательности в получении детьми новых знаний, учёт индивидуальных и возрастных особенностей, связь с жизнью и практикой.


Практическая значимость


Данный опыт работы может быть использован воспитателями, работающие с детьми дошкольного возраста групп общеразвивающей направленности.


Ожидаемые результаты для детей


  • Расширение кругозора о мире профессий, интерес к профессиям своих родителей.

  • Обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.

  • Участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности.

  • Позиционирование себя в различных профессиях.



Ожидаемые результаты для педагога


  • Создание системы работы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых через знакомство с профессиями.

  • Построение работы по проблеме с учетом вовлечения родителей в процесс знакомства детей со своими профессиями.


I этапизучение методической литературы



  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

  • Изучение учебной и научно-методической литературы;

  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

  • Изучение новых программ и педагогических технологий;

  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

  • Повышение общекультурного уровня



Литература по теме самообразования


название

автор

источник

(сайт; издательство,

год издания)

Как знакомить детей с творческой деятельностью взрослого

Козлова С., Артамонова О.

Д/в №10, 2003г.


Инструменты. Какие они?

Нефедова К.

М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.

Беседы с дошкольниками о профессиях.

Потапова Т.В.

М.: ТЦ Сфера, 2003.

Профессии. Какие они?

Шорыгина Т.А.–

М.: Издательство ГНОМ и Д. 2005.

Формирование представлений о труде взрослых

В.И.Логинова, Л.А. Мишарина

Дошкольное воспитание.—1978. -- №10.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с профессиями


Исмагилова Гульнара Завдатовна  

 воспитатель МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида № 52 «Сказка»

 город Набережные Челны Республики  Татарстан

http://nsportal.ru

Формирование представлений о профессиях посредством сюжетных игр 

В.Федоренко

http://osadik.ru

«Все работы хороши» (ознакомление дошкольников с профессиями)

Н.А.Жихарева

[email protected]


http://festival.1september.ru

Сюжетно-ролевые игры

Зайцева И. В., Ветрова И. Н.

Воспитатель ДОУ. 2009 г, № 10. С. 48-56.


Сайт «парамульт»

Калейдоскоп профессий

http://paramult.ru/jobskaleidoscope


Опыт ранней профориентации

Красновский Л.И.

Дошкольное воспитание.-1991.-№10.-С.39-44.

Формирование представлений о труде взрослых

Логинова В.И.

Дошкольное воспитание.-1978.-№10

Воспитание положительного отношения к труду

Година Г.Н.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников

Под ред. А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 1987.С. 74-83.

Формирование представлений о профессиях

Федоренко В.

Дошкольное воспитание.- 1978.-№10.- с. 64-69.












II этап - практические выходы



Проведение мероприятий

Год


Тема


Цель


Форма распространения

Выводы


2013 год

Дидактические игры

по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых

Познакомить детей правилами дидактических игр по ознакомлению с трудом взрослых

Создание картотеки

Изготовление игр.

Научить детей свободно играть в эти дидактические игры

2014 год

«Роль труда в жизни семьи»

Формировать трудовые навыки дошкольников

Родительское собрание

с трудовой деятельностью родителей

2014 год

«Семейная мастерская

Формировать трудовые навыки дошкольников

Практикум

на КМО заведующих ДОУ

Продолжать знакомство с трудовой деятельностью

2015 год

«Профессии моей семьи»

Оказать помощь родителям в игровой форме сформировать положительное отношение к труду взрослых.

Консультация для родителей

Показать словесные игры для расширения словарного запаса ребенка, в них можно играть дома, на кухне, в очереди в поликлинике, на прогулке.

30 марта

2016 год

«Дом, в котором я живу»

Познакомить детей с разными видами домов и частями дома; с профессией строителя.

Открытая образовательная деятельность для воспитателей ДОУ района

Организация сюжетно-ролевых игр по ознакомлению со строительными профессиями

26 августа

2016 год

«Огонь – друг, огонь - враг»

Закрепить знание детей о труде пожарного

Развлечение


Создать для распространения опыта работы методическое пособие по ознакомлению с трудом взрослых

Январь, 2017 год

Знакомство с профессиями родителей


Сюжетные игры с привлечением родителей

ООД для воспитателей ДОУ

Продолжать ввести в практику новую форму «Родитель в группе» по ознакомлению с профессиями родителей

2017 год

«В мире профессий - профессия парикмахер», старшая группа

Познакомить детей с профессией парикмахер, историей возникновения этой профессии.

ООД по познавательному развитию на конкурс «Воспитатель года»

Продолжать знакомство детей с профессиями

2018 год

Презентация проекта «Профессии моих родителей».

Показать роль профессий в жизни семьи

Зональный семинар работников дошкольного образования в г.Буинске

Итоги проекта по ознакомлению с профессиями родителей


III этап - формирование опыта по теме


Внедрение в практику.



Виды деятельности при знакомстве с профессиями:

  • совместная деятельность взрослого с детьми:

- через ООД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);

- через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т.д.)

  • самостоятельная деятельность детей;

  • взаимодействие с семьями воспитанников;

  • организация взаимодействия с учреждениями (социумом).



Формы работы с детьми

  • организованная образовательная деятельность;

  • совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;

  • самостоятельная деятельность ребенка;

  • познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;

  • наблюдения за трудом взрослых;

  • коммуникативная деятельность;

  • чтение художественной литературы;

  • художественно-творческая деятельность;

  • игровая деятельность;

  • моделирование;

  • целевые прогулки и экскурсии;

  • культурно-досуговая деятельность;

  • экскурсии и встречи с людьми разных профессий;

  • встречи с интересными людьми;

  • живой пример окружающих взрослых.











Классификация профессий


«Человек-человек»

«Человек-техника»

«Человек-знаковая система»

«Человек-художественный образ»

«Человек-природа»

-профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка),

-обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер),

-бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант),

-правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).

-профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор),

-эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка),

-ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования).

-профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь),

-с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир),

-с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник),

-со звуковыми сигналами (радист, телефонист).

-профессии связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор),

-с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).

-профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог),

-с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник),

-с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар).

 

Правила игры для детей:

1. Прежде чем начать игру, подумай, во что ты будешь играть.

2. Подумай, чем ты будешь играть.

3. Игру доводи до конца с тем, с кем начал играть.

4. Играй дружно.

5. Бережно относись к игрушкам.

6. Содержи игрушки в порядке.

7. Говори с другом спокойно и ласково.

8. Не мешай играть товарищу.

9. Играй самостоятельно.






Руководство игрой:

1. Не подавлять инициативу и творчество детей.

2. Способствовать развитию сюжетно-ролевой игры, не разрушая замысел детей.

3. Побуждать к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи.

4. Приучать детей к самостоятельному употреблению в играх строительного материала, конструкторов, игрушек-самоделок, игрушек- заменителей.

5. Учить использовать навыки, полученные на занятиях по развитию речи, рисованию, аппликации, музыкальных.

6. На занятиях учить вступать в диалог от имени действующих лиц.

7. Побуждать детей задавать больше вопросов по содержанию игры.

8. Помогать детям договариваться в игре.

9. Не заставлять играть в то, что они не видели.

10. Брать роль в игре на себя только тогда, когда ребенок попросит.

11. Наблюдать за играми детей.

12. Анализировать увиденное в игре.

13. Учить ставить в ситуации, но не указывая конкретные способы, действия.

14. Обучать всех детей брать главную роль на себя.

15. Беседа перед началом игры о ее ходе.

16. Предварительный показ выполнения действий детей, выполняющих неизвестную ранее роль,

17. Подведение итогов игры,

18. Дальнейшее планирование развития игры (напоминание, советы, предложения по использованию в игре знаний, полученных на занятиях, указания, поручения, задания).


Общение воспитателя с детьми:

1. Включаться в игру детей осторожно, не разрушая замысел детей.

2. Побуждать задавать больше вопросов по содержанию игры.

3. Помогать договариваться в игре.

4. Учить вступать в диалог от имени действующего лица.

5. Брать роль в игре на себя только тогда, когда ребёнок сам попросит.

6. Наблюдать за играми детей.

7. Анализ увиденного в игре.

8. Учить детей ставить в ситуации, но, не указывая конкретные способы действия.

Проводимые мероприятия

по ознакомлению с профессиями взрослых

(взаимодействие с социумом)


Мероприятие

Что узнали

Активный словарь

1.

Экскурсия по группе

Знакомство с работой помощника воспитателя

Помощник воспитатель следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает и раздает еду, моет посуду.

Уборка, веник, пылесос, посуда.

2.

Экскурсия в медицинский кабинет

Следит за здоровьем детей, проверяет давление, рост, вес, температуру,

составляет меню

Кушетка, термометр, ростомер, весы



Экскурсия на кухню

Повар готовит еду. На кухне много посуды, техники для приготовления еды.

Мясорубка, кастрюли, сковорода, плита.


Экскурсия на прачку

Прачка стирает грязное белье, гладит и выдает чистое белье помощнику воспитателя.

Стиральная машина, верёвка, прищепки, тазики, гладильная доска, утюг, стиральные порошки.


Экскурсия к кастелянше детского сада

Кастелянша хранит постельные принадлежности, полотенца, костюмы для праздников в детском саду, а также их чинит и шьет новые.

Нитки, иголки, ножницы, мел, ткань, швейная машина.


Экскурсия в процедурный кабинет

Все лекарства в процедурном кабинете хранятся в холодильнике; уколы делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно.

Бинт, вата, шприцы, таблетки, йод


Экскурсия в кабинет заведующей.

Заведующая это главный человек в детском саду, он – руководитель.

Компьютер, шкаф с папками, телефон.


Экскурсия в мастерскую к столяру

В своей работе столяр использует много инструментов. У каждого инструмента свое название, применение. Без инструментов нельзя выполнить какое-то действие.

Молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка.


Экскурсия в кабинет татарского языка. Знакомство с работой воспитателя по обучению татарского языка.

Воспитатель в этом кабинете учит с детьми татарский язык. Здесь много игр и игрушек.

Лексический минимум.


Целевая прогулка к светофору.

Знакомство с машиной ДПС

Пересечение дорог называется перекресток. Это самое бойкое место и здесь обычно стоят светофоры. Переходы через улицу обозначены линиями разметки “зебра” и дорожными знаками. Правила должны знать и соблюдать все участники дорожного движения.

Светофор, пешеходный переход, сигнал, безопасность движения, обочина дороги, жезл, форма, сирена, инспектор.


Экскурсия в РДК. Знакомство со сценой.

Место, где выступают артисты, называется сцена. На сцену падает много света. Артисты выступают для зрителей. В зрительном зале стоят кресла, где отмечено ряд и место.

Афиша, фойе, зрительный зал, декорации, сцена.


Экскурсия в пожарную часть

В доме произошёл пожар, по телефону позвонили люди, машины собираются на выезд, приезд на место пожара, тушение.

Пожарная машина, рукава, каски, носилки, топор, багор, огнетушитель


Экскурсия на почту

Люди пишут друг другу письма, посылают телеграммы, открытки. Письма и открытки люди несут на почту и бросают в большой почтовый ящик.

У почтальона большая сумка с письмами и газетами. Письма и газеты разносятся по адресам, адрес написан на конверте: название улицы, номер дома, квартиры и фамилия. Почтальон бросает письма в почтовый ящик каждого дома или квартиры.

Конверты, журналы, открытки, газеты, почтовые ящики, сумка почтальона, квитанции, посылка


Экскурсия в парикмахерскую

Когда у человека красивая прическа, повышается уверенность в себе, настроение хорошее. Приятно смотреть на себя в зеркало, потому что у тебя ухоженный внешний вид.

Парикмахер, ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, бигуди, модельная стрижка.


Экскурсия в ателье

Ателье – большое помещение, в цехах шумно, работают швейные машины. Приемщица принимает заказ, закройщица кроит. В примерочной делают примерки одежды.

Швея, разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало


Экскурсия в музей

В кассе покупают билеты, дежурный проверяет билеты и пропускает в музей. В музее экскурсовод рассказывает о предметах.

Музейный работник, экскурсовод, витрина, коллекция.


Экскурсия в магазин

В магазине работает продавец, продает хлеб, молоко, овощи, фрукты, конфеты. Продукты взвешивают на весах. Продавец вежливо разговаривает с покупателями.

Покупатели платят деньги в кассу кассиру – он выдает им чеки.

Продавец, покупатель, касса, витрина, товар, весы, кассир, взвешивать, заворачивать.


Экскурсия в библиотеку

В библиотеке много книг, они стоят на полках.

В библиотеке всегда очень тихо. В читальном зале читатель может сам выбрать книгу, сесть за стол и почитать.

Библиотекарь выдает книги на дом, записывает в специальную карточку – формуляр – имя и фамилию читателя и домашний адрес. Книги читатель возвращает через несколько дней и берет другие.

Библиотекарь, формуляры, стеллажи, каталоги


Экскурсия в школу. Знакомство с работой учителя.

Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают.

Учитель, школьные принадлежности, перемена, звонок, учительская.



«Азбука профессий»

(профессии на определенную букву)


А – агроном, актер, адвокат, акушерка, архитектор, арбитр, астроном, артист, акробат.

Б – библиотекарь, бухгалтер, балерина, бортпроводник, бармен, балетмейстер, билетер, бульдозерист, бетонщик, барабанщик, брокер.

В – ветеринар, вахтер, воспитатель, врач, водолаз, водитель, военный, визажист.

Г – геолог, грузчик, геодезист, горняк, гармонист, гардеробщик, гувернантка.

Д – доярка, дворник, дирижер, докер, диктор, дизайнер, дрессировщик, диспетчер.

Е – егерь, ефрейтор.

Ж – журналист, животновод, жонглер, живописец, жестянщик.

З – зубной врач, забойщик, зоотехник, зоолог, закройщик, завхоз, заведующий.

И – инженер, искусствовед, иллюзионист, изобретатель, иллюстратор, инкассатор.

К – кондуктор, кузнец, комбайнер, кассир, корреспондент, каменщик, крановщик, контролер, космонавт, каскадер, конферансье, клоун, кинолог, киоскер, кондитер, композитор, коневод, конструктор, кондитер, компьютерщик, косметолог.

Л – летчик, лесничий, лифтер, лаборант, логопед, лакей, литейщик, лингвист.

М – маляр, машинист, медсестра, милиционер, модельер, музыкант, мельник, мелиоратор, матрос, музыковед, метеоролог, массажист, механик.

Н – носильщик, наладчик, нотариус,

О – охранник, охотник, официант, оператор, овощевод, окулист, офтальмолог, орнитолог.

П – пастух, парикмахер, повар, плотник, продавец, почтальон, печник, пожарный, писатель, программист, птичница, проводник, пекарь, портной, писатель, поэт, продавец, пианист, переводчик.

Р – рабочий, рыбак, редактор, режиссер, радист, реставратор, риелтор.

С – сапожник, сталевар, садовник, стоматолог, строитель, сварщик, стюардесса, судья, суфлер, спасатель, санитарка, следователь, стекловар, стеклодув, столяр, садовник, смотритель, синоптик, скульптор, слесарь, столяр, социолог.

Т – тракторист, ткачиха, токарь, танкист, трубочист, тренер, телемастер, товаровед, телеведущий, телефонист,

У – учитель, ученый, укротитель, уборщица.

Ф – фермер, фотограф, футболист, фельдшер, фармацевт, фокусник, флорист, финансист, фрезеровщик.

Х – художник, хореограф, хлебороб.

Ч – чабан, чеканщик, часовщик.

Ц – цветовод, цирюльник.

Ш – шахтер, шофер, швея, шахматист, штукатур, швейцар.

Э – электромонтер, электросварщик, экскурсовод, эксперт – криминалист, эколог, электрик, экономист, эндокринолог, этнограф, экспедитор.

Ю – юрист, ювелир.

Я – ямщик.



Перспективное планирование

по ознакомлению детей с профессиями


Вторая младшая группа


Месяц


Ознакомление с профессией

Содержание работы

Сентябрь


Знакомство с работниками детского сада: помощник

воспитателя, воспитатель,

музыкальный руководитель


  1. Наблюдение за трудом помощника воспитателя.

  2. Беседа о труде помощника воспитателя, о работе воспитателя, о работе музыкального руководителя.

  3. Рассматривание фотоиллюстраций о работе воспитателя.

  4. Экскурсия в музыкальный зал. Рассматривание музыкальных инструментов.

  5. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (шумелки, шуршалки, плоскостные балалайки, гитары и т.д.)

  6. Слушание музыкальных произведений.

  7. Музицирование с самодельными инструментами.

  8. Совместный труд «Как красиво – посмотри!».

  9. Фотовыставка «Маленькие помощники».

  10. Чтение О.Высотская «Детский сад», Е. Яниковская «Я хожу в детский сад», Братья Гримм «Бременские музыканты», Эди Огнецвет «Дудка» «Бубен», Цимбалы» «Скрипка», В Семерин «Музыка всюду живет», Ю. В. Гурин «Музыкальная кошка».

  11. Сюжетно ролевые игры «Детский сад», «Музыканты».

Октябрь


Прачка



  1. Экскурсия на прачку, наблюдение за работой.

  2. Беседа о работе прачек. Беседа «Откуда берутся чистые полотенца».

  3. Рассматривание иллюстраций.

  4. Аппликация «Красивые салфетки».

  5. Помощь няне в стирке кукольного белья.

  6. Чтение К.Чуковский «Мойдодыр», «Я один у мамы сын».

  7. Сюжетно-ролевая игра «Прачка»

Ноябрь



Медсестра, врач


  1. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.

  2. Наблюдение за работой медсестры, врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы).

  3. Рассказ о работе врача в поликлинике, окулиста, хирурга, педиатра, терапевта, рентгенолога.

  4. Рассматривание фотоиллюстраций о работе врачей различной специализации.

  5. Просмотр видеофильма о работе врача. Беседа после просмотра фильма.

  6. Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.)

  7. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил на прием к врачу»

  8. Чтение литературных произведений о работе врача: (Б. Житков «Обвал», С.Маршак «Ледяной остров» Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?».)

  9. Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Кто назовет больше действий»

  10. Ручной труд: изготовление градусника, фонендоскопа, горчичников для игры «в больницу».

  11. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи.

  12. Лепка «Подарок для больной Ясочки».

  13. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.)

  14. Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Декабрь



Повар, кондитер




1. Экскурсия на кухню детского сада наблюдение за работой повара.

2. Наблюдение за приготовлением еды поваром, дома за мамой на кухне.

3. Беседа о труде работников столовых, кафе. О том, что готовит мама.

4. Чтение: В. Маяковский «Кем быть?». Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?».

5. Использование ИКТ-технологий - познавательные видеофильмы, презентации, мультфильмы, дидактические игры о работе сотрудников столовой. (на усмотрение и возможности воспитателя)

6. Интерактивные дидактические игры «Приготовь блюдо»

7. Рисование «Кто готовит вкусную еду»

8. Рассматривание фотоиллюстраций о продуктах питания, о приготовлении блюд.

9. Дидактическая игра «Варим борщ», «Варим компот»

10. Аппликация «Вкусный компот»

11. Сюжетно-ролевые игры «Столовая», «Кафе»

Январь



Строитель



  1. Экскурсия на стройку. Беседа со строителями.

  2. Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию.

  3. Чтение р.н.сказки «Теремок», произведений «Кто построил этот дом?» С. Баруздина, В. Маяковский «Кем быть?», «Стройка», М. Пожарова «Маляры», Г. Люшнин «Строители», Е. Пермяк «Мамина работа», А. Маркуши «Здесь будет город», Ф. Лева «Как метро строили».

  4. ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации, мультфильмы, дидактические игры (на усмотрение и возможности воспитателя)

  5. Дидактическая игра: «Инструменты»

  6. Рисование на тему «Строительство дома».

  7. Напольные строительные игры: лего, кубики, модули.

  8. Изготовление атрибутов для строительных игр.

  9. Сюжетно-ролевая игра «Строители».

Февраль



Шофер, водитель

  1. Наблюдение за движением машин, работой водителей.

  2. Беседа о правилах дорожного движения.

  3. Чтение: С.Михалков «Дядя Степа – милиционер», Б.Житков «Светофор» и др.

  4. Дидактические игры: «Домино – дорожные знаки», «Транспорт»

  5. Игры на макете «Перекресток»

  6. Конструирование из Лего «Машина»

  7. Аппликация «Машина на светофоре»

  8. Ручной труд: изготовление макета светофора, дорожных знаков, водительских удостоверений.

  9. Сюжетно-ролевая игра «Гараж»

Март



Продавец


  1. Рассказ воспитателя о профессии продавца.

  2. Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине.

  3. Просмотр видеофильма о работе продавца. Беседа с детьми.

  4. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в магазин (овощной, продуктовый, электробытовых товаров, хозяйственный)». Этическая беседа о поведении в общественных местах.

  5. Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина.

  6. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др.

  7. Дидактические игры: «Кто больше назовет предметов для магазинов: «Игрушки», «Продукты», «Посуда», «Одежда», «Кто больше назовет действий».

  8. Рисование «Магазин продуктов»

  9. Лепка «Овощи-фрукты для магазина»

  10. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.)-ручной труд.

  11. Сюжетно-ролевые игры «Магазин».

Апрель


Плотник, столяр


  1. Экскурсия в мастерскую

  2. Дидактическая игра «Найди инструмент»

  3. Чтение: С. Баруздин «Кто построил этот дом?», В. Маяковский «Кем быть?», «Стройка». М. Пожарова «Маляры». Г. Люшнин «Строители».

  4. Сюжетно-ролевая игра «Строители»


Май


Дворник


  1. Наблюдение за трудом дворника. Рассматривание предметов помощников.

  2. Беседа о труде дворника. Рассматривание иллюстраций.

  3. Акция «Чисто не там где убирают, а там где не мусорят».

  4. Работа с родителями: мастерская по изготовлению инструментов для труда (носилки, метла, грабли)

  5. Коллективный труд «Наведем порядок».



Средняя группа


Месяц


Ознакомление с профессией

Содержание работы

Сентябрь


Почтальон

  1. Целевая экскурсия на почту, беседа.

  2. Наблюдение за работой почтальона (видеофильм)

  3. Чтение рассказов: Э.Успенский «Почтальон Печкин», В.Маяковский «Кем быть?», А. Шибарев «Почтовый ящик», С. Маршак «Почта», А.Яким «Неумейка».

  4. ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации, дидактические игры (на усмотрение и возможности воспитателя)

  5. Просмотр мультфильма «Простоквашино».

  6. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

  7. Рисование: «Письмо Деду Морозу».

  8. Аппликация: «Поздравительная открытка другу»

  9. Ручной труд: изготовление атрибутов для игры в почту.

  10. Сюжетно-ролевая игра «Почта».

Октябрь


Парикмахер



  1. Экскурсия в парикмахерскую. Наблюдение за работой мастера.(или из личного опыта)

  2. Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской.

  3. Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера.

  4. Рассматривание журналов, альбома с образцами причесок.

  5. Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «В парикмахерской».

  6. Собрать атрибуты для игры: использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней.

  7. Дидактические игры «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем» «Для чего эти предметы». «Причешем куклу красиво».

  8. Просмотр видеофильмов, слайдов о работе парикмахерской, салона красоты (использование ИКТ-технологий).

  9. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах.

  10. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, пелеринки, полотенца, ножницы, расчески, чеки, деньги и др.)

  11. Сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская», «Салон красоты».

Ноябрь



Полицейский

  1. Целевая прогулка к перекрестку, светофору.

  2. Встреча с работниками ГИБДД с целью ознакомления с профессией.

  3. Изучение дорожных знаков. Заучивание наизусть стихов о правилах дорожного движения

  4. Рассматривание фотоиллюстраций о работе ГИБДД.

  5. Подвижная игра «Раз, два, три – к знаку беги!»

  6. Рисование «Соблюдайте правила движения»

  7. Чтение: М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»; Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», С.Маршак «Багаж»,Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».

  8. Сюжетно-ролевая игра «Полиция», «Водители».

Декабрь



Актер, певец, артист

  1. Беседа о театре. Беседы о театральных профессиях (режиссер, актёр, гримёр, художник и т. д.)

  2. Беседа о певцах, об артистах.

  3. Чтение В. Климовский «Мы идем за кулисы», Т. Чеботаревская «Путешествие по театральной программке».

  4. Рассматривание иллюстраций, журналов, афиш.

  5. Экскурсия в районный Дом культуры.

  6. Просмотр видеофильма об истории театра и театрального искусства, о внутреннем убранстве театрального помещения (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет, сцена, гримёрная).

  7. Слушание русских, татарских народных песен.

  8. Продуктивная деятельность «Билеты в театр».

  9. Чтение сказок для подготовки к показу детьми, работа над выразительностью речи и техникой показа.

  10. Рисование «Украсим одежду узорами»,

  11. Дидактические игры «Угадай, чья тень», «Угадай, кто это?», «Найди отличия».

  12. Сюжетно-ролевые игры «Театр», «Мы - артисты».

Январь



Пожарный, МЧС

  1. Беседа о работе пожарных, спасателей.

  2. Экскурсия в пожарную часть.

  3. Просмотр видеороликов о работе пожарных.

  4. Рассматривание картин, иллюстраций.

  5. Чтение художественной литературы Б. Житков «Пожар», С. Маршак «Пожар» и др.

  6. Беседы о первичных средствах пожаротушения, как вызвать пожарных, закрепить с детьми знания своего домашнего адреса, номера телефона пожарной службы и т. д.

  7. Дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Огнеопасные предметы», «Что пригодится при пожаре».

  8. Рисование «Пожарная машина».

  9. викторины, загадки на закрепление темы о деятельности пожарных.

  10. Сюжетно-ролевые игры «МЧС», «Пожарные».

Февраль



Моряк,

летчик

  1. Рассматривание картин, иллюстраций

  2. Просмотр слайдов или мультфильмов .

  3. Беседа о труде моряков, о работе водного транспорта. Беседа о работе пилотов, летчиков.

  4. Чтение: В. Дмитриев «Как стать капитаном», И. Квятковский «Ты хочешь быть моряком?».

  5. Дидактическая игра «На суше, на небе, на воде».

  6. Настольная игра-лото «Транспорт».

  7. Аппликация «Самолеты»

  8. Ручной труд: изготовление бинокля, рупора, цветных флажков для мачты, спасательного круга.

  9. Чтение рассказов, загадывание загадок.

  10. Сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Летчики».

Март



Фотограф


  1. Беседа о профессии фотограф.

  2. Рассматривание альбома с образцами фотографий.

  3. Знакомство и рассматривание фотоаппарата.

  4. Рассматривание семейных фотографий.

  5. Ручной труд: Изготовление фотоаппарата.

  6. Работа с родителями: привлечь к фотографированию совместно с детьми, составлению фотоальбома.

  7. Сюжетно-ролевая игра «Фотомастерская».

Апрель


Знакомство с работниками зоопарка: директор,

кассир,

ветеринарный врач,

строители, водитель, грузчики


  1. Беседа о зоопарке, для чего они созданы, как там живется животным.

  2. Чтение литературных произведений о животных: С.Я. Маршак «Где обедал воробей», «Детки в клетке» и др. Заучивание стихотворений о диких зверях.

  3. Рассматривание иллюстраций о зоопарке, о диких животных.

  4. Лепка «Звери зоопарка».

  5. Конструирование из строительного материала, Лего - зоопарка, клеток для животных. Изготовление с детьми атрибутов к игре.

  6. Рассказ воспитателя о работе ветеринарного врача в зоопарке.

  7. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит».

  8. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк».

Май



Знакомство с работниками цирка:

билетёр, ведущий. артисты цирка- клоун, дрессировщик, фокусник, акробат, жонглер

  1. Рассматривание иллюстраций о цирке.

  2. Беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка.

  3. Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С. Маршак, «Друзья мои кошки» Ю. Куклачёв.

  4. Использование ИКТ-технологий – видеофильмы про цирк.

  5. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (билеты, программки, афиши, гирлянды, флажки и т.д.).

  6. Сюжетно-ролевая игра «Цирк».



Старшая группа

Месяц


Ознакомление с профессией

Содержание работы

Сентябрь


Знакомство с трудом людей сельского хозяйства:

фермер,

хлебороб,

агроном, доярка


  1. Беседа о работе тружеников села.

  2. Беседы: «Как трудятся люди в деревне», «Как хлеб на стол пришел», «Молоко из пакета».

  3. Рассматривание иллюстраций, книг о работе тех, кто выращивает хлеб.

  4. Рассматривание иллюстраций о работе доярок.

  5. Рассматривание колосков пшеницы, ржи.

  6. ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации, дидактические игры (на усмотрение и возможности воспитателя)

  7. Беседа о разных видах хлеба.

  8. Познавательное занятие «Откуда хлеб пришел».

  9. Чтение: Г. Юрмин «Все работы хороши, выбирай на вкус», М. Глинская «Хлеб», укр.н.с. «Колосок», Д.Родари «Чем пахнут ремесла?», М.Пришвин «Лисичкин хлеб», А. Мусатов «Стакан молока», В.Воронкова «Солнечный денек».

  10. Рисование «В поле».

  11. Акция «Крошки хлеба - не сори, крошки хлеба - береги!»

  12. Сюжетно-ролевая игра «Хлебный магазин», «Молочный магазин»

Октябрь

Швея,

портниха (портной)


  1. Экскурсия в швейное ателье, в костюмерную детского сада. Беседа с детьми о том, что видели на экскурсии.

  2. Наблюдение за работой кастелянши в детском саду (ремонтирует одежду).

  3. Беседа о труде работников ателье. Встреча с работниками швейного ателье (родители), беседа.

  4. Чтение: С. Михалков «Заяц портной», Викторов «Я для мамы платье шила», Гринберг «Олин фартук».

  5. ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации (на усмотрение и возможности воспитателя).

  6. Рассматривание журналов мод.

  7. Изготовление альбома «Образцы тканей».

  8. Рассматривание образцов тканей. Беседа «Что из какой ткани можно сшить?».

  9. Аппликация «Кукла в красивом платье» (украшение одежды).

  10. Работа с родителями: Изготовление атрибутов для игры (гладильные доски, наборы тканей, пуговиц, ниток, лекала выкроек и др.)

  11. Сюжетно-ролевая игра «Ателье».

Ноябрь



Бухгалтер, экономист

  1. Беседа с детьми о профессиях бухгалтера, экономиста.

  2. Рассказ родителей о своих профессиях.

  3. ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации (на усмотрение и возможности воспитателя)

  4. Рассматривание иллюстраций, фотографий о данных профессиях.

  5. Загадывание загадок, чтение В. Стороженко "Семь раз отмерь…."

  6. Рассматривание монет, бумажных денег.

  7. Рассматривание счет и калькулятора.

  8. Дидактические игры «Что нужно для профессии», «Сложи картинку».

Декабрь



Композитор

  1. Беседа с детьми о профессии – композитор.

  2. Знакомство с классической, народной, современной музыкой.

  3. Прослушивание разных жанров музыкальных произведений (марш, песня, танец)

  4. Импровизация мелодий на заданный текст.

  5. Игры-импровизации на музыкальных инструментах.

  6. Сюжетно-ролевая игра «Музыканты».

Январь



Художник

  1. Рассматривание произведения живописи и изображения родной природы в картинах художников И.Шишкин, И.Левитан, В.Серов, И.Грабарь, П.Кончаловский.

  2. Рассматривание в книгах картины художников-иллюстраторов Ю.Васнецов, Е.Рачев, Е.Чарушин, В.Билибин.

  3. Рассматривание портретов художников И.Шишкин, И.Левитан, В.Серов, И.Грабарь, П.Кончаловский, Ю.Васнецов, Е.Рачев, Е.Чарушин, В.Билибин.

  4. Рассматривание иллюстраций с разными жанрами рисования: портрет, пейзаж, натюрморт, марина.

  5. ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации (на усмотрение и возможности воспитателя)

  6. Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Разложи по жанрам рисования», «Собери картинку».

  7. Рисование по выбору: рисование в технике разных жанров.

Февраль



Военный


  1. Беседа с детьми о профессии военного.

  2. Экскурсия в кадетскую школу.

  3. ИКТ-технологии. Просмотр видеофильмов,

презентаций о военных.

  1. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

  2. Чтение художественной литературы о военных: В.степанов «Наша Армия», А.Жаров «Пограничник», О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора», А. Твардовский «Рассказ танкиста», Александрова «Дозор», А.Гайдар «Сказка о военной тайне», Л. Кассиль «Твои защитники».

  3. Дидактическая игра: «Военная техника»

  4. Встреча с ветеранами войны.

  5. Знакомство детей с историей нашей страны: ВОВ, гражданская война-20 век.

  6. Разучивание песен на военную тематику.

  7. Изготовление подарков папам на праздник 23 февраля.

  8. Изготовление атрибутов для военизированных игр.

  9. Составление альбома «Знаки различия в армии»

  10. Ручной труд - поделка «Солдат».

  11. Сюжетно-ролевая игра «Военные».

Март



Писатель, журналист

  1. Беседа с детьми о профессии писателя, журналиста.

  2. Экскурсия в типографию.

  3. Чтение А. Цветов «Юный редактор стенной газеты».

  4. Чтение художественной литературы писателей А.Пушкина, С.Есенина, С.Маршак, А.Барто, Г,Тукай и др.

  5. Рассматривание портретов писателей.

  6. Организация выставок: книг, рисунков, поделок.

  7. Викторина «Угадай автора».

  8. Составление рассказов из личного опыта, описательных.

  9. Изготовление с детьми газеты с привлечением родителей (Выпуск газеты к празднику 8 Марта).

Апрель


Библиотекарь



  1. Экскурсия в библиотеку с последующей беседой.

  2. Беседа о труде работников библиотеки.

  3. Чтение: С. Жупанина «Я – библиотекарь», С. Маршак «Как печатали книгу?», В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Что такое хорошо и что такое плохо».

  4. Открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг.

  5. Рисование: Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.

  6. Ручной труд: Изготовление карманчиков в книгах и формуляров.

  7. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

Май



Знакомство с профессиями связанных с природой:

лесничий, эколог, цветовод, овощевод, садовод

  1. Беседа о работе эколога, лесничего, цветовода, садовода.

  2. ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации (на усмотрение и возможности воспитателя).

  3. Экскурсия по экологической тропе детского сада.

  4. Чтение: Л. Н. Толстой «Старик и яблони», А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…», М. Исаковский «Вишня», Ю. Тувим «Овощи», И. Соколов – Микитов «Год в лесу» (гл.: «Белка», «Медвежья семья», Р.н.с. «Зимовье», народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки», Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».

  5. Дидактические игры: «Разложи по корзинкам», «Кто живет в лесу?», «Расставь цветы по букетам» и др.

  6. Изготовление поделок из бросового материала.

  7. Выставка рисунков.

  8. Создание альбома о профессиях связанных с природой. Привлечь родителей к изготовлению альбома.

  9. Экскурсии на цветник, в огород, в сад.

  10. Практическая деятельность по охране окружающей среды родителей и детей.





Подготовительная группа

Месяц

Ознакомление с профессией

Содержание работы

Сентябрь


Учитель



  1. Целевая прогулка к школе. Осмотр школьного здания и пришкольного участка, экскурсия в класс. Беседа с учительницей 1 класса.

  2. Беседа с детьми о профессии учитель.

  3. Беседа о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала.

  4. ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации (на усмотрение и возможности воспитателя).

  5. Встреча с выпускниками детского сада (организация досуга).

  6. Заучивание стихотворений А. Александровой «В школу», В. Берестов «Считалочка».

  7. Чтение: С. Соловейчик «Час ученичества», С. Маршак « Первый день календаря», Алексин «Первый день», В. Воронкова «Подружки идут в школу», Э. Мошковская «Мы играем в школу», В.Осеева «Волшебное слово», В. Берестов «Читалочка», Л.Н. Толстой «Филлипок».

  8. Разучить песню «Чему учат в школе».

  9. Загадки о школе, школьных принадлежностях.

  10. Дидактическая игра «Собери портфель».

  11. Рисование «Наша школа».

  12. Ручной труд: «Закладка для букваря».

  13. Изготовление атрибутов к игре: сделать маленькие тетради, книжки, учительский журнал, приготовить тряпочки и мел, портфели, расписание и т.п.

  14. Изготовление лэпбука «Школьные принадлежности».

  15. Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Октябрь


Работники музея:

экскурсовод,

реставратор, смотритель

  1. Экскурсия в городской музей.

  2. Знакомство с профессией экскурсовод.

  3. Беседа о работниках музея: реставратор, смотритель.

  4. Экскурсия в мини-музей детского сада.

  5. ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации о других музеях (на усмотрение и возможности воспитателя).

  6. Чтение:

  7. Создание в группе мини-музея (по выбору детей, родителей, воспитателей).

  8. Сюжетно-ролевая игра «Музей».

Ноябрь



Ученый, изобретатель


  1. Беседы «Изобретатель – кто он такой?», «Для чего нужны ученые?».

  2. Рассматривание альбома «Прошлое предметов».

  3. Экскурсия в мини-музей детского сада, рассматривание старинных вещей.

  4. ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации (на усмотрение и возможности воспитателя).

  5. Практическая деятельность: опыты с разными природными материалами: водой, песком, землей, шишками и т.п.

  6. Практическая деятельность: опыты с разными материалами созданные человеком (бумагой, тканью, металлом, резиной, магнитом и т.д.)

  7. Создание (обновление) мини-лаборатории.

Декабрь



Дизайнер, флорист


  1. Рассказ о работе дизайнера.

  2. Беседа о работе флориста с рассматриванием букетов.

  3. ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации (на усмотрение и возможности воспитателя).

  4. Рассматривание интерьера в своей группе, в других группах детского сада.

  5. Рассматривание открыток, альбомов, репродукций.

  6. Рассматривание альбома «Экибана», «Цветы».

  7. Экскурсия в магазин цветов.

  8. Составление икебаны из засушенных растений.

  9. Рисование в «Дизайн-студии» на тему «Свободная роспись» (украшение мебели, одежды, посуды).

  10. Дидактические игры: «Расставь мебель», «Укрась шляпки», «Составь букет».

  11. Ручной труд: «Стильные штучки», «Оригинальные подарки», «Второе рождение».

Январь



Архитектор



  1. Беседа о работе архитектора. (Архитекторы – специалисты, которые создают здания на бумаге, чертят его, указывают размеры окон, дверей, высоту крыши).

  2. Рассматривание иллюстраций, картинок о работе архитектора.

  3. Дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Кто что делает», «Что будет, если?», «Четвёртый лишний», разрезные картинки.

  4. Чтение: Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла», В. Маяковский «Кем быть», С. Баруздин «Кто построил этот дом».

  5. Составление альбома со схемами построек.

  6. Конструирование «Город, в котором мы живем».

  7. Рисование «Дом будущего», «Мастерская архитектора».

  8. Сюжетно-ролевая игра «Строители».

Февраль



Менеджер



  1. Беседа о современной профессии - менеджер. (Менеджер - руководитель или управляющий, отвечающий за определённое направление деятельности предприятия).

  2. ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации (на усмотрение и возможности воспитателя).

  3. Дидактические игры «Профессии», «Разрезные картинки» и др.

  4. Чтение стихов о профессии, художественной литературы, отгадывание загадок.

  5. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (папки, телефоны, бумаги-договора, блокнотики, папки и т.п.).

  6. Сюжетно-ролевые игры «Менеджер по продажам - магазин», «Спортивный менеджер».

Март



Профессии в области информационного проектирования и обеспечения: программист, компьютерщик, сетевой администратор, web дизайнер.

  1. Беседа о современных профессиях в области информационного проектирования и обеспечения - программист, компьютерщик, сетевой администратор, инженер-системотехник, web дизайнер.

  2. ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, электронные игры, презентации (на усмотрение и возможности воспитателя).

  3. Рассматривание иллюстраций, картин о данных профессиях.

  4. Чтение А. Марьянин «Работа есть работа», отгадывание загадок.

  5. Использование детьми планшетов, нетбуков, ноутбуков для знакомства с профессиями.

  6. Изготовление родителей с детьми презентаций с использованием ИКТ.

Апрель


Космонавт

  1. Рассказ воспитателя о космосе и космонавтах.

  2. Рассматривание иллюстраций о космических ракетах, о работе космонавтов на Земле и в космосе.

  3. Беседа с детьми о первом космонавте Ю.Гагарине, о первой женщине-космонавте В.Терешковой.

  4. Беседа о первых космонавтах – собаках: Белка и Стрелка.

  5. Чтение: Ю.А. Гагарин «Вижу землю», В.Степанов «Юрий Гагарин», Р. Кошурникова "Космонавтом быть хочу", В.Орлов «День космонавтики. Возвращение», Ю.Синицын «Созвездие», Н.Цветкова «Космос», В.Берестов «Луноход», М.Садовский «Космическая одежда», Г.Виеру «Ракета», Я.Аким «На Луне жил звездочёт».

  6. Рисование «Космическая ракета».

  7. Аппликация «Космонавт».

  8. Конструирование: строительство ракеты из крупного строительного материала.

  9. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (флажки, шлем, рация, питание в тюбиках и т.д.).

  10. Сюжетно-ролевая игра «Космос».

Май



Метеоролог,

синоптик

  1. Беседа о профессиях - метеоролог, синоптик. (Синоптик – специализируется на анализе атмосферных процессов, составлением прогноза погоды. Метеорологи занимаются наблюдением и первичным анализом состояния погоды).

  2. Экскурсия на метеостанцию детского сада.

  3. Опытническая работа: «Испарение воды -образование облаков», «Сила ветра», «Холодно-жарко».

  4. Познакомить детей с прибором – барометр.

  5. ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации (на усмотрение и возможности воспитателя).

  6. Просмотр по ТV с родителями прогноза погоды.

  7. Дидактические игры «Одень куклу по погоде», «Разрезные картинки» и др.

  8. Чтение стихов о профессии, художественной литературы, отгадывание загадок.

  9. Ежедневное наблюдение за погодой, ведение дневника погоды.

IV ЭТАП - РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ


Систематическую работу по формированию представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста осуществляла путем планирования деятельности в трех блоках:

- в организованной образовательной деятельности с детьми;

- совместной деятельности с детьми;

- самостоятельной деятельности детей.


В результате проделанной работы стала замечать у детей проявление большого интереса к миру профессий и потребности к ознакомлению с той или иной профессий. Дети без труда освоили запланированный объём представлений, предусмотренный программой в разделе «Труд взрослых», воспринимали разнообразный мир профессий с помощью целесообразно подобранных занимательных форм работы с ними.
Дети с огромным удовольствием слушали сказки, разгадывали загадки, разучивали пословицы о труде, считалочки. Легко принимали участие в сюжетно-ролевых играх, самостоятельно разворачивая сюжет игры, включая в игровой процесс деятельность людей разных профессий. При необходимости находили предметы-заместители и использовали их в качестве атрибутов, изображающих инструментов и бытовой техники. Передавали в игре отношение взрослых к работе, оборудованию и инструментам, отражали характер взаимоотношений людей. С помощью игр-драматизаций, песен, этюдов, театрализованных игр дети не только пополняли свои представления новыми подробностями о профессии, но развивали свои творческие способности, способствовали положительному отношению к трудовой деятельности, пониманию значимости профессии в жизни людей.
Проделанная работа повлияла на отношение детей к труду. Они научились испытывать чувство уважения и благодарности к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и другие ценности, необходимые человеку для жизни.

Подводя итоги в начале каждого учебного года и в конце, я видела, как результаты детей по формированию представлений о людях разных профессий от группы к группе постепенно поднимались вверх. Такое наглядное подтверждение говорит о правильном выбранном пути «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых через знакомство с профессиями».




Педагогическая диагностика (мониторинг)



Диагностика проводится на основе главных аспектов:

- представления дошкольников о профессиях;

- познавательные, речевые и трудовые умения;

- отношение к труду взрослых, своих родителей.


Уровни усвоения программы.

Низкий. Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает называния некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда; не может объяснить, где и кем работают его родители, в чем ценность их труда. Отношение к рекламе и не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду неустойчивое.
Средний. Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники, современных машин и механизмов в труде, осознает назначение денег и рекламы. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты его родители, в чем ценность их труда, имеют элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив.
Высокий. Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью - доказательством, верно, обосновывает ценность каждого труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Строит самостоятельную деятельность, руководствуясь знанием ее общей структуры.






19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!