СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самообразование»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа …»

городского округа















Отчёт по самообразованию по теме


«Проектная деятельность как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС»



Учитель:

Этап: практический


























2021-2022 учебный год



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа …»

области



…, учитель начальных классов

Образование:

Тема образования: «Проектная деятельность как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС»

Сроки работы над темой: 2018-2022 г.

Цель: включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность, способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектно - исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС.

Задачи:

  • воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;

  • использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД;

  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.

  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;

  • разработка учебных, дидактических материалов.

Формы самообразования:

Индивидуальная- через индивидуальный план, групповая- через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей начального образования, а также через участие в жизни школы.










ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема образования: «Проектная деятельность как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС»

Цель: включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность, способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектно - исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС.

Задачи:

  • воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;

  • использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД;

  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.

  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;

  • разработка учебных, дидактических материалов.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;

  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

  • проектная и исследовательская деятельность;

  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;

  • продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;

  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.











Этапы работы над методической темой

Этапы

Содержание

Сроки

Практическая деятельность

1 этап диагностический

Изучение литературы по теме

2018-2019

Подписка на методическую литературу, изучение литературы

2 этап

Прогностический

Освоение новых форм ведения занятий

2018-2019

Апробация тестов и мониторингов проектной деятельности

3 этап

Практический

Внедрение в практику новых форм, методов и приемов

2019-2020

Выступление на заседании МО;

Открытые уроки

4 этап

Обобщающий

Подведение итогов и оформление результатов работы

2021

Выступление на заседании районного МО

5 этап

внедренческий

Распространение опыта работы

2022

Консультативная помощь учителям и учащимся





















Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?

Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

Новизна методической системы

Проектно-исследовательская деятельность на уроке способствует формированию трех основных компетентностей: 

  1. информационной (готовность к использованию информационных ресурсов и самообразованию),

  2. коммуникативной (готовность к социальному взаимодействию) и

  3. компетентности разрешения проблем (способность принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить воплощение в жизнь).

Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности.

Во втором классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению проекта. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.

В третьем и четвертом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование обдумывание темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности и деятельности всего коллектива

Структура проекта

1. Подготовительный этап и целеполагание.

  1. проблемное введение в тему урока;

  2. постановку цели и задач урока совместно с учащимися, постановку вопроса (поиск гипотезы);

  3. совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.

2.Разработка проекта- учитель вместе с учащимся составляет план деятельности по достижению цели, отвечая на поставленные вопросы в каких источниках можно найти информацию, к кому обратиться за дополнительными знаниями.

3.Выполнение проекта – практическая часть.

В ходе работы над проектом нужно постоянно активизировать интерес ребенка. Маленький исследователь может рассказать о своих промежуточных результатах перед классом, перед родителями на собрании.

4.Презентация результатов проекта

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: выставка, макет, книга и т.д. Учащиеся приобретают навыки работы с компьютером, коммуникативные навыки. После презентации дети с удовольствием отвечают на вопросы, оценивают друг друга.

5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

  1. Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

  2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

  3. Определение объекта и предмета исследования.

  4. Выбор метода (методики) проведения исследования.

  5. Описание процесса исследования.

  6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов

Темы проектно-исследовательской деятельности выбираю в зависимости от интересов детей. Это может быть фантастическая и экспериментальная, изобретательская и теоретическая.

В настоящее время проектно-исследовательская классифицируются:

  1. по составу участников;

  2. по целевой установке;

  3. по тематике;

  4. по срокам реализации.

По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:

 индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников)

 коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся.

В практике используются следующие виды проектов:

1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

По срокам реализации работа может выполняться от одного урока до одного года.

Степень активности учеников и учителя на разных этапах.

Хотелось бы подробнее отметить степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап: УЧИТЕЛЬ ученик

2-й и 3-й этапы: учитель УЧЕНИК

Последний этап: УЧИТЕЛЬ ученик

Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Практическая часть и результаты работы.

 Вам необходимо организовать проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися если Вы хотите:

 повысить мотивацию школьников к учению;

 расширить свой творческий потенциал;

 способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;

создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;

 способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;

 наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;

 получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.

Для оценки своей работы над проектом ученику предлагаются следующие критерии: была ли работа интересной, легкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или требовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной. В ходе презентации работ желательно использовать не только традиционную наглядность, но и современные средства информационных и коммуникационных технологий (мультимедийный проектор и др.), применять которые дети могут с помощью взрослых (или самостоятельно) при наличии соответствующих возможностей.

Итог. Если ученик сумеет справиться над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать свою собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е.адаптироваться к меняющимся условиям. Но хочется отметить, проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение. И, как показывает опыт работы, метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах, ведь исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся и развитию познавательной активности. Я активно участвую и работаю в сети творческих учителей начальных классов, где готова учиться и учить.

Таким образом, эффективность представленной методической системы подтверждается:

  • увеличением от класса к классу количества учащихся, включенных в проектную деятельность

  • конкретными достижениями /ежегодно ученики становятся призерами конкурса исследовательских проектов на школьном, муниципальном уровне.

Использование проектно-исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями позволяет повысить мотивацию обучения, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечить высокий уровень дифференциации обучения, формировать навыки подлинно исследовательской деятельности, обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.