СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самообразование»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №1584

ДГ 1




ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2021 2022 УЧ.Г.

Тема: «Развитие речевой активности дошкольников в процессе театрализованной деятельности»



Воспитатель второй младшей группы

Кульдишова Надежда Леонидовна










Пояснительная записка


Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной – у малышей, к интонационной речевой – у детей средней группы, и к языковой выразительности речи – у детей старшего дошкольного возраста.

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Процесс развития речи ребенка раннего возраста – процесс сложный многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.

Для развития речи детей раннего возраста необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, к этому важно приучать ещё в раннем детстве.

Проблема: проанализировав исходную ситуацию, через наблюдение за самостоятельной деятельностью детей и индивидуальное взаимодействие, я поняла, что у них очень беден как активный, так и пассивный словарь, в связи с чем развитие коммуникативных навыков замедлено. Я пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые вызывали бы интерес у детей и способствовали развитию их речи. Поскольку ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такие условия, которые позволят направить развитие речи воспитанников в нужное русло. Изучив научно-педагогический опыт по данному вопросу, я пришла к выводу, что более продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития детей раннего возраст является театрализованная деятельность.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. А театрализованная деятельность в свою очередь, это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Она позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; развитием коммуникативных качеств личности; художественным образованием и воспитанием детей.

В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решатьмногие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в ясельной группе. В процессе работы с театрализацией, я отметила, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывание перед детьми небольших спектаклей, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, также позволило мне пронаблюдать, что дети, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.).

Таким образом, театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте является:

- разнообразие и содержание тематики, соответствующая данному возрасту;

- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, т.е. во все формы организации педагогического процесса;

- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;

- взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.

С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с раннего детства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Цель самообразования воспитателя по теме: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Систематизация теоретического и практического материала посредством изучения учебной, справочной, методической литературы по проблеме развития речи у детей раннего возраста и созданию условий для театрализованной деятельности.

2. Разработка перспективного плана работы по данной теме.

3. Внедрение современных форм работы с использованием театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.

4. Подборка и разработка картотек двигательно-речевых игр и упражнений, потешек и прибауток, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; музыкально-ритмических разминок в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

5. Создание в группе центра театрализации с различными видами театра, по разным сказкам.

6. Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников, оформление уголка ряжения.

7. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

8. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.

Условия, действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  • анализ программно-методических материалов по исследуемой теме;

  • самоанализ и самооценка НОД в группе раннего возраста;

  • проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег, родителей;

  • определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития детей раннего возраста;

  • создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности;

  • выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

  • обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ;

  • приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Предполагаемый результат:

  • повышение качества собственной профессиональной,  научно-практической подготовки и уровня компетентности воспитателя в вопросах развития речи детей раннего возраста посредством использования театрализованной деятельности;

  • пополнение информационно-методической и нормативно-правовой базы по исследуемой теме.

  • приобщение детей к театрализованной деятельности с раннего детства;

  • обогащение активного и пассивного словаря и активизирование речи детей раннего возраста;

  • совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы;

  • повышение уровня знаний родителей по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста». Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Форма самообразования:

  • индивидуальная – через индивидуальный план самообразования;

  • групповая – через участие в деятельности методических и педагогических советах педагогов.

Сроки реализации плана самообразования: сентябрь 2021г. – май 2022г.



Перспективный план работы по самообразованию на 2021-2022 уч.год


Мероприятие

Сроки реализации

Результат


Сбор информации по исследуемой проблеме: изучение научно-методической литературы, опыта работы педагогов-практиков

Сентябрь-октябрь

Составление плана работы с воспитанниками и их семьями, на основе изученного материала. Подбор рабочего материала по теме.

Разработка перечня необходимого оборудования для центра театрализации, уголка ряжения

Сентябрь

План организации и развития предметно-пространственной среды группы на 2021 – 2022 учебный год

Оформление центра

речевого развития

Октябрь - апрель

Изготовление картотек по развитию речи, для развития мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, слухового внимания, звукоподражания, предметно – игровых действий, пальчиковой и артикуляционной гимнастики (в соответствии с возрастными особенностями детей 3-4 лет)

Пополнение картотеки потешек и двигательно-речевых игр для детей раннего возраста

Октябрь

Картотеки двигательно-речевых игр и потешек

Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети»

Октябрь

26.10.2021г.

Консультация для родителей «Как поддержать интерес ребенка к театру?»

Показ открытого занятия

Ноябрь

26.11.2021г.


Изготовление пальчикового театра «Колобок», оформление его на стену в доступности для детей

Ноябрь

Пальчиковый театр «Колобок» для самостоятельной игры детей

Показ пальчикового театра  по русской народной сказке «Репка» 

Декабрь

Закрепление у  детей последовательности героев сказки «Репка». Непосредственное участие детей в театрализации

Изготовление необходимых атрибутов для организации новогодних игр

Декабрь

Новогодние атрибуты: шапочки снеговиков, маски снегирей, снежки из поролона, домик Деда Мороза

Показ фланелеграфного театра «Лисичка со скалочкой» детям

Январь

Знакомство детей со сказкой «Лисичка со скалочкой»

Изготовление шапочек по сказке «Теремок» для театрализованного представления в группе

Февраль

Подготовка к театрализованному представлению

Изготовление шапочек по сказке «Колобок» для театрализованного представления в группе

Март

Подготовка к театрализованному представлению

Изготовление дидактических игр по сказкам

Апрель

Пополнение картотеки дидактических игр «Сказка в гости нас зовет»

Чтение народных сказок, стихов, потешек, прибауток с использованием театральных атрибутов

Май

Приобщение детей к театрализованной деятельности, снижение тревожности, преодоление застенчивости

Используемые источники:


1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2009.


2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.


3. Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.


4. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.


5. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана – Граф, 2015.


6. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.


7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.


8. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.


9. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.


10. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М.: ТЦ «Сфера», 2013


11. Методическая разработка «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте» Райло И. М.


12. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 г.


13. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Кукольный театр для самых маленьких»(театр, занятия с детьми от 1 года до 3 лет) — М.: Линка-Пресс, 2009.


14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 2013г.


15. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014