ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №1584 ДГ 1
ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2021 — 2022 УЧ.Г.
Тема: «Развитие речевой активности дошкольников в процессе театрализованной деятельности»
Воспитатель второй младшей группы
Кульдишова Надежда Леонидовна
Пояснительная записка
Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной – у малышей, к интонационной речевой – у детей средней группы, и к языковой выразительности речи – у детей старшего дошкольного возраста.
Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Процесс развития речи ребенка раннего возраста – процесс сложный многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.
Для развития речи детей раннего возраста необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, к этому важно приучать ещё в раннем детстве.
Проблема: проанализировав исходную ситуацию, через наблюдение за самостоятельной деятельностью детей и индивидуальное взаимодействие, я поняла, что у них очень беден как активный, так и пассивный словарь, в связи с чем развитие коммуникативных навыков замедлено. Я пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые вызывали бы интерес у детей и способствовали развитию их речи. Поскольку ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такие условия, которые позволят направить развитие речи воспитанников в нужное русло. Изучив научно-педагогический опыт по данному вопросу, я пришла к выводу, что более продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития детей раннего возраст является театрализованная деятельность.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. А театрализованная деятельность в свою очередь, это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Она позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; развитием коммуникативных качеств личности; художественным образованием и воспитанием детей.
В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решатьмногие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в ясельной группе. В процессе работы с театрализацией, я отметила, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывание перед детьми небольших спектаклей, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, также позволило мне пронаблюдать, что дети, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.).
Таким образом, театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте является:
- разнообразие и содержание тематики, соответствующая данному возрасту;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, т.е. во все формы организации педагогического процесса;
- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;
- взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.
С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с раннего детства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Цель самообразования воспитателя по теме: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Систематизация теоретического и практического материала посредством изучения учебной, справочной, методической литературы по проблеме развития речи у детей раннего возраста и созданию условий для театрализованной деятельности.
2. Разработка перспективного плана работы по данной теме.
3. Внедрение современных форм работы с использованием театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.
4. Подборка и разработка картотек двигательно-речевых игр и упражнений, потешек и прибауток, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; музыкально-ритмических разминок в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
5. Создание в группе центра театрализации с различными видами театра, по разным сказкам.
6. Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников, оформление уголка ряжения.
7. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
8. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.
Условия, действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
анализ программно-методических материалов по исследуемой теме;
самоанализ и самооценка НОД в группе раннего возраста;
проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег, родителей;
определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития детей раннего возраста;
создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности;
выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ;
приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
Предполагаемый результат:
повышение качества собственной профессиональной, научно-практической подготовки и уровня компетентности воспитателя в вопросах развития речи детей раннего возраста посредством использования театрализованной деятельности;
пополнение информационно-методической и нормативно-правовой базы по исследуемой теме.
приобщение детей к театрализованной деятельности с раннего детства;
обогащение активного и пассивного словаря и активизирование речи детей раннего возраста;
совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы;
повышение уровня знаний родителей по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста». Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Форма самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план самообразования;
групповая – через участие в деятельности методических и педагогических советах педагогов.
Сроки реализации плана самообразования: сентябрь 2021г. – май 2022г.
Перспективный план работы по самообразованию на 2021-2022 уч.год
Мероприятие | Сроки реализации | Результат |
Сбор информации по исследуемой проблеме: изучение научно-методической литературы, опыта работы педагогов-практиков | Сентябрь-октябрь | Составление плана работы с воспитанниками и их семьями, на основе изученного материала. Подбор рабочего материала по теме. |
Разработка перечня необходимого оборудования для центра театрализации, уголка ряжения | Сентябрь | План организации и развития предметно-пространственной среды группы на 2021 – 2022 учебный год |
Оформление центра речевого развития | Октябрь - апрель | Изготовление картотек по развитию речи, для развития мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, слухового внимания, звукоподражания, предметно – игровых действий, пальчиковой и артикуляционной гимнастики (в соответствии с возрастными особенностями детей 3-4 лет) |
Пополнение картотеки потешек и двигательно-речевых игр для детей раннего возраста | Октябрь | Картотеки двигательно-речевых игр и потешек |
Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети» | Октябрь 26.10.2021г. | Консультация для родителей «Как поддержать интерес ребенка к театру?» |
Показ открытого занятия | Ноябрь 26.11.2021г. | |
Изготовление пальчикового театра «Колобок», оформление его на стену в доступности для детей | Ноябрь | Пальчиковый театр «Колобок» для самостоятельной игры детей |
Показ пальчикового театра по русской народной сказке «Репка» | Декабрь | Закрепление у детей последовательности героев сказки «Репка». Непосредственное участие детей в театрализации |
Изготовление необходимых атрибутов для организации новогодних игр | Декабрь | Новогодние атрибуты: шапочки снеговиков, маски снегирей, снежки из поролона, домик Деда Мороза |
Показ фланелеграфного театра «Лисичка со скалочкой» детям | Январь | Знакомство детей со сказкой «Лисичка со скалочкой» |
Изготовление шапочек по сказке «Теремок» для театрализованного представления в группе | Февраль | Подготовка к театрализованному представлению |
Изготовление шапочек по сказке «Колобок» для театрализованного представления в группе | Март | Подготовка к театрализованному представлению |
Изготовление дидактических игр по сказкам | Апрель | Пополнение картотеки дидактических игр «Сказка в гости нас зовет» |
Чтение народных сказок, стихов, потешек, прибауток с использованием театральных атрибутов | Май | Приобщение детей к театрализованной деятельности, снижение тревожности, преодоление застенчивости |
Используемые источники:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.
3. Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.
4. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
5. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана – Граф, 2015.
6. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
8. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
9. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
10. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М.: ТЦ «Сфера», 2013
11. Методическая разработка «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте» Райло И. М.
12. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 г.
13. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Кукольный театр для самых маленьких»: (театр, занятия с детьми от 1 года до 3 лет) — М.: Линка-Пресс, 2009.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 2013г.
15. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014