Тема самообразования: Развивающие игры, как средство формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста ".
воспитатель МДОАУ «Детский сад № 186»
Коротеева Мария Владимировна
Оренбург, 2022г
Тема самообразования: Развивающие игры, как средство формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста ".
Цель самообразования: Подбор и систематизация развивающих игр в соответствии с их направленностью на формирование тех или иных познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Определить возможные пути формирования познавательных способностей у детей в различной форме деятельности.
2. Изучить актуальность использования игровых приёмов при формировании познавательных способностей у дошкольников.
3. Внедрять (применять, использовать, апробировать, изучать) современные технологии, методики для организации воспитательно - образовательной деятельности, сохранения здоровья, повышения качества образования детей дошкольного возраста.
5.Продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в образовательной области «познавательное развитие», по теме самообразования: «Развивающие игры, как средство формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста
6. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой темы.
7. Посещать открытые городские мероприятия.
Обучаться и повышать свою квалификацию.
Источники самообразования:
Специализированная литература (научная, методическая, семинары, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации с целью саморазвития и расширения кругозора).
Формы самообразования:
Индивидуальная - через индивидуальный план, групповая- через участие в деятельности дошкольного образовательного учреждения (педсоветы, семинары, консультации).
Ожидаемый результат самообразования:
•Повышение своей компетенции в вопросах формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
•Выработка методических рекомендаций по применению личностно-деятельностного подхода, проблемного обучения и принципов их реализующих в работе с детьми по формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста
•Разработка и проведение консультаций с родителями, обобщение опыта по исследуемой теме.
•Сообщения, выступления на педагогическом совете.
Планируемые результаты самореализации:
•Ведение электронного портфолио воспитателя.
•Выступления на педсоветах, консультация
Исходя из индивидуальной темы по самообразованию, я наметила основные разделы работы самообразования:
Раздел 1. Изучение литературы, связанной с совершенствованием профессионального мастерства
1. Изучение научной и методической литературы по теме исследования, опыта работы педагогов ДОУ
Раздел 2. Разработка программно - методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
1. Разработка календарно-тематического планирования.
2. Работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе (пополнение центра «Познавательное развитие»)
3. Разработка дидактических игр по занимательной математике для дошкольников
4. Разработка электронных презентаций для детей.
5. Разработка консультаций для родителей.
Раздел 3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
1. Участие в педагогических советах, вебинарах .
2. Разработка пакета дидактических материалов в электронном виде 2018-2020гг. Медиатека материалов.
3. Обобщение и оформление материалов в методическую копилку ДОУ
5. Изготовление игр, пособий, макетов, коллекций
6. Подбор материала для работы с семьей
Раздел 4. Участие в методической работе детского сада
Сообщения на педагогических советах, консультациях.
Раздел 5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне детского сада
1. Освоение компьютерных программ.
Раздел 6. Совершенствование профессионально значимых личностных качеств и черт характера
1. Расширение педагогической эрудиции через анализ и обобщение опыта работы воспитателей других ДОУ.
2. Становление и развитие организаторских качеств личности при подготовке и проведении методических мероприятий.
План методической работы воспитателя на 2022-2023 год
По теме: "Развивающие игры, как средство формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста ".
№п/п | Содержание работы | Ответственные |
1 | Изучение учебной, научно –методической литературы: - изучение интернет ресурсов; -посещение семинаров; -прохождение курсов повышения квалификации; - ознакомление с публикациями в печатных изданиях; - взаимопросмотр открытых ОД организованных ДОУ. | Воспитатель |
2 | Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала | Воспитатель |
3 | Разработка конспектов и проведение занятий | Воспитатель |
4 | Подведение итогов диагностики, уровня усвоения знаний детей. | Воспитатель |
5 | Оформление и пополнение уголка в группе. | Воспитатель |
6 | Изготовление наглядного и раздаточного материала по | Воспитатель |
7 | Составление календарных, тематических, годовых планов. | Воспитатель |
| | |
План работы с детьми на 2022-2023 год
По теме: "Развивающие игры, как средство формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста ".
№п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1 | Образовательная деятельность: «Форма и цвет» 1. Проведение дидактических игр: • «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него) • «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами) • «Подбери ключик к замочку» • «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры» • «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным) • «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг) • «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.) • «Найди свою пару» (варежку) 2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием: • Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д. 3. Проведение игр – соревнований. • «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы) В течение учебного года «Математика и дети» А. Белошинская «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» А. Смоленцева. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». «Количество и счёт». 1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП: • «Магазин игрушек» (много, один, поровну) • «Зоопарк» (счёт) • «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну) • «Путешествие на корабле» 2. Игровые математические знания с театрализацией: • «Математика в сказках» - «Стоит в поле теремок» - «Колобок ищет друзей» В течение учебного года «Математика и дети» А. Белошинская «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» А. Смоленцева. «Сенсорное воспитание» Э. Пилюгина. «Играем в числа» серия пособий «Развиваем восприятие, воображение» А. Левина. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. «Ориентировка в пространстве». «Ориентировка во времени». 1. Настольно – печатные игры: • «Лото» • «Парные картинки» • «Домино» • «Цветная мазайка» • «Пазлы» 2. Дидактические игры: • «Собери сказочного героя» (из частей) • «Кто больше найдёт отличий? » • «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку) «Пароход», и т. д. «Дом» • «Когда это бывает?» — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.) В течение учебного года Давыдова Г.Н. «Математика и дети» «Ориентировка в пространстве» Т. Мусейнова «Сенсорное воспитание» Э. Пилюгина. «Развиваем восприятие, воображение» А. Левина. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. | 2022-2023 | Воспитатель | |
2 | Досуги и развлечения | 2022-2023 | Воспитатель |
3 | Участие в республиканских, региональных, муниципальных конкурсах. | 2022-2023 | Воспитатель |
4 | Диагностика: -проведение диагностики уровня знаний детей по развитию познавательных способностей. -индивидуальная работа | 2022-2023 | Воспитатель |
План работы с родителями на 2022-2023 год
По теме: "Развивающие игры, как средство формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста ".
№п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1 | Показ открытого занятия по формированию познавательных способностей на тему «Путешествие в страну математики» | 2022-2023 | Воспитатель |
2 | Подготовка памяток для родителей. | 2020-2023 | Воспитатель |
3 | Буклеты, консультации, папки-передвижки «В гостях у Игровичка» Совместное оформление выставок | 2020-2023 | Воспитатель |
4 | Знакомить родителей с развивающими играми, влияющими на развитие познавательных способностей. | 2020-2023 | Воспитатель |
5 | Выставка детских дидактических игр «Математика – это интересно». | 2020-2023 | Воспитатель |
6 | Презентации на темы: «Растем - играя!». | 2020-2023 | Воспитатель |
7 | Индивидуальные беседы, консультации. | 2020-2023 | Воспитатель |
План работы с сотрудниками на 2022-2023 год
№п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1 | Консультация на тему «Игра, как средство развития познавательных процессов. | 2022-2023 | Воспитатель |
2 | Изготовление дидактических игр и пособий для развития познавательных способностей детей. | 2022-2023 | Воспитатель |
3 | Показ открытых занятий для воспитателей. | 2022-2023 | Воспитатель |
4 | Подготовка тематического проекта по развитию познавательных способностей детей. | 2022-2023 | Воспитатель |
5 | Пополнение предметно – развивающей среды. | 2022-2023 | Воспитатель |
6 | Результаты диагностики. Самоанализ. Выступление на педсовете о результатах диагностики. | 2022-2023 | Воспитатель |
7 | Составление перспективного плана для всех возрастов. | 2022-202 | Воспитатель |