СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самооценка учителя

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самооценка учителя»



Самооценка учителя русского языка и литературы

Магомедовой Фариды Абдуселимовны

«Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку».
Для меня как учителя русского языка и литературы 2016-2017 учебный год стал годом поиска разнообразных форм и методов обучения для успешной сдачи учащимися ОГЭ, который внес существенные коррективы в работу учителя, заставил работать и мыслить по-новому.
И первое правило, которое я использовала в работе: «Учись учиться!» Это правило, прежде всего, касается личности учителя. По-моему, нельзя добиться успеха, если сам плохо представляешь структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы. Мне пришлось решить не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий.
Вначале я тщательно изучила нормативную документацию образовательных Интернет-сайтов, материалы экзаменов предыдущих лет, проанализировала содержание учебников, по которым предстоит работать. И выяснила, что ни один из ныне действующих учебников для общеобразовательных школ не отвечает требованиям ОГЭ полностью. Тогда я стала искать: обращался за методической помощью к своим опытным коллегам, посещал курсы повышения квалификации, проштудировала большое количество методической литературы. И постепенно система подготовки к ОГЭ по русскому языку стала вырисовываться. 
Передо мной стояла важная задача: целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х классах. Я понимала, что многие знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки. 
Для решения этой задачи из различных методик я выбрала технологию сотрудничества, основанную на принципах личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы мои ученики полюбили мой предмет. Стараюсь создавать на уроках благоприятные условия для пробуждения и развития познавательного интереса к учению: ситуацию поиска, исследования, ситуацию успеха. 
Для подготовки к ОГЭ нужно было многое успеть сделать не только ученикам, но и учителю. 
Организацию подготовки учащихся к ОГЭ я начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ. На первых уроках русского языка в 8 классе происходит знакомство учащихся с формой проведения ОГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ОГЭ, показываю CD-диски и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться. 
Когда начинаю работу в 8 классе, в сентябре провожу диагностический тест за курс 5-7 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка.
Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях и пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ОГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. 
Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика.
Далее следует обучающий этап. От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ОГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы ОГЭ по русскому языку. Знания сведений теоретического характера из области фонетики, словообразования, морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий ОГЭ. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Ребята самостоятельно стараются представить тему, создавая тематическую тетрадь. 
Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. 
Каждый тематический блок завершается проверочной работой . Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок. 
Материалы собираются в тетрадь учета, затем каждый ученик работает над своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися.
Через некоторое время снова проводим промежуточный тест и проверяем. И снова работаем над ошибками. 
На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников. Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в 5–9-х классах посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия.
Практически всегда использую повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок. Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.
Необходимо помнить о том, что нужно активно вводить тестовые технологии в систему обучения. Поэтому отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 6-го класса. А с тестами начинаю работать с 5 класса. 
Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися после уроков, которые позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.
Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ОГЭ, включая и расход времени на каждую часть. Обязательно использование во время работы справочных лингвистических материалов, таблиц и схем, алгоритмов. 
Особое внимание уделяю части С. Работу над сочинением начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание части С, затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения.
Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха. Для учеников готовлю памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании. 
Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.
Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме. И результат не заставил себя ждать: несмотря на повышенный уровень сложности задания, все девятиклассники научились писать сочинение.
Следующий этап - репетиционный (пробный школьный экзамен) и последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ результатов ОГЭ, выявление недочетов.
Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ОГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Для успешной подготовки к ОГЭ учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к этому экзамену. 
Мне удалось остановиться на основных моментах своей работы, а результаты говорят, что она достаточно эффективна. Все выпускники на экзамене по русскому языку подтвердили свои отметки, получив от 45 до 67 баллов. Средний балл - 57,5, что почти на 4 балла выше результатов предыдущей диагностической работы. На мой взгляд, составляющие успеха моих учеников – это, прежде всего, целеустремленность, упорный труд и вера в себя, в свои силы. Хочется верить в то, что будущие выпускники на экзамене улучшат свой результат и оправдают наши надежды. 

Учитель русского языка и литературы 
Магомедова Ф.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!