СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа по теме "Текст. Виды текстов" 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная работа по теме "Текст. Виды текстов"

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа по теме "Текст. Виды текстов" 4 класс»

Определите типы текстов.

1.Синица – небольшая пёстрая птица из отряда воробьиных. Назовём отличительные признаки этого вида синиц. У них чёрная голова и белые щёки. Верхняя часть тела зеленовато-серая, нижняя – жёлтая. Синицы истребляют вредных насекомых. _______________________

2. Тут скворушка заинтересовался вареньем. Он вскочил на край вазочки. Потом он запустил в вазочку свой длинный клюв и вытащил ягоду. И, наконец, прыг прямо в варенье и завяз. ___________________________

3.Существует две основных версии, почему синицу называют синицей. Одна версия по созвучию синичьего чириканья "зинь - зинь" или "синь - синь". А по другой версии, как утверждают историки, в древнерусском языке слово синий имело другое значение, а именно чёрный с синеватым отливом. А у синички на голове шапочка именно такого цвета.













Типы текстов.

Особенности типов текстов.

Какие вопросы можно задать к тексту?

Повествование

В текстах повествуется, сообщается, рассказывается о чём-либо.

Что произошло?

Когда произошло?

Как произошло?

Описание

Описываются люди, животные предметы, природа, события.

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Рассуждение

Объяснятся, доказывается что-либо, автор рассуждает о причинах явлений, событий, даёт им оценку.

Почему?

Ребята, давайте на примерах сравним три типа текстов.

ПОВЕСТВОВАНИЕ.

Мы с родителями решили посадить берёзку перед окнами дома. Нашли небольшой саженец, вырыли ямку, обильно залили её водой, поместили в неё корни нашей берёзки и засыпали землёй. Делали мы всё аккуратно, чтобы не поломались корни. Расти, берёзка!

Пояснение.

В тексте рассказывается о том, как сажали берёзку.

Вопрос: как это происходит?

ОПИСАНИЕ.

У нас под окном растёт берёза. Я люблю наблюдать, как меняется она в разные времена года. Весной распускаются листочки, берёза пробуждается ото сна. Летом на её ветках вьют гнёзда птицы, и берёза становится для них домом, скрывая под огромной кроной от непрошеных гостей. Осенью, листья становятся жёлтыми, красными и постепенно опадают. А зимой берёза в белоснежной одежде похожа на дерево из сказки.

Пояснение.

В тексте описывается берёза в разные времен года.

Вопрос: какая?

 

РАССУЖДЕНИЕ.

Может ли берёза расти на севере? Нет, не может. Она не выдержит лютые морозы, не сможет пережить суровую зиму, потому что это дерево лучше всего растёт в средней полосе России.

Пояснение.

В тексте доказывается, почему берёза не может расти на севере.

Вопрос: почему?

 

Вывод. Таким образом, существует три типа текстов, каждый имеет свои особенности, признаки, к каждому можно задать свои вопросы



Карточка 1.

   Все знают рябину. Её красота особенно заметна поздней осенью. Листьев на многих деревьях уже нет. А рябина украшена гроздьями ягод. Ветер поглаживает их. Дождь омывает. И сверкают красные ягодки.

   Любят ягоды птицы. Собирают их и люди. Хозяйки варят из рябины варенье. Девочки делают из ягод бусы.

   Обратите внимание на это скромное дерево!

Вопросы и задания.

  1. Списать текст.

  2. Сколько абзацев в тексте?

  3. Определить тип текста: описание, повествование, рассуждение.

Мастер пейзажа.

         Русский художник Левитан очень любил природу. 

Её удивительную красоту он запечатлел в своих картинах. Он сумел передать настроение  природы. Весна у него весёлая. Тёплое лето спокойное. Золотая  осень немного печальная.

        Картины Левитана на наших глазах слово оживают. Оживают деревья и травы .

 А мы смотрим на землю с высоты птичьего полёта.

Вопросы и задания.

  1. Списать текст.

  2. Сколько абзацев в тексте?

  3. Определить тип текста: описание, повествование, рассуждение.

  4. Выписать пять слов с проверяемой безударной гласной в корне, подобрать к ним проверочные слова.

  5. Подчеркнуть в тексте имена прилагательные.

  6. Выписать словарные слова.

  7. Выписать предложение с однородными подлежащими и подчеркнуть грамматическую основу.

  8. Выписать слова с разделительным мягким знаком.

  9. Выписать слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!