Определите типы текстов.
1.Синица – небольшая пёстрая птица из отряда воробьиных. Назовём отличительные признаки этого вида синиц. У них чёрная голова и белые щёки. Верхняя часть тела зеленовато-серая, нижняя – жёлтая. Синицы истребляют вредных насекомых. _______________________
2. Тут скворушка заинтересовался вареньем. Он вскочил на край вазочки. Потом он запустил в вазочку свой длинный клюв и вытащил ягоду. И, наконец, прыг прямо в варенье и завяз. ___________________________
3.Существует две основных версии, почему синицу называют синицей. Одна версия по созвучию синичьего чириканья "зинь - зинь" или "синь - синь". А по другой версии, как утверждают историки, в древнерусском языке слово синий имело другое значение, а именно чёрный с синеватым отливом. А у синички на голове шапочка именно такого цвета.
Типы текстов. | Особенности типов текстов. | Какие вопросы можно задать к тексту? |
Повествование | В текстах повествуется, сообщается, рассказывается о чём-либо. | Что произошло? Когда произошло? Как произошло? |
Описание | Описываются люди, животные предметы, природа, события. | Какой? Какая? Какое? Какие? |
Рассуждение | Объяснятся, доказывается что-либо, автор рассуждает о причинах явлений, событий, даёт им оценку. | Почему? |
Ребята, давайте на примерах сравним три типа текстов.
ПОВЕСТВОВАНИЕ.
Мы с родителями решили посадить берёзку перед окнами дома. Нашли небольшой саженец, вырыли ямку, обильно залили её водой, поместили в неё корни нашей берёзки и засыпали землёй. Делали мы всё аккуратно, чтобы не поломались корни. Расти, берёзка!
Пояснение.
В тексте рассказывается о том, как сажали берёзку.
Вопрос: как это происходит?
ОПИСАНИЕ.
У нас под окном растёт берёза. Я люблю наблюдать, как меняется она в разные времена года. Весной распускаются листочки, берёза пробуждается ото сна. Летом на её ветках вьют гнёзда птицы, и берёза становится для них домом, скрывая под огромной кроной от непрошеных гостей. Осенью, листья становятся жёлтыми, красными и постепенно опадают. А зимой берёза в белоснежной одежде похожа на дерево из сказки.
Пояснение.
В тексте описывается берёза в разные времен года.
Вопрос: какая?
РАССУЖДЕНИЕ.
Может ли берёза расти на севере? Нет, не может. Она не выдержит лютые морозы, не сможет пережить суровую зиму, потому что это дерево лучше всего растёт в средней полосе России.
Пояснение.
В тексте доказывается, почему берёза не может расти на севере.
Вопрос: почему?
Вывод. Таким образом, существует три типа текстов, каждый имеет свои особенности, признаки, к каждому можно задать свои вопросы
Карточка 1.
Все знают рябину. Её красота особенно заметна поздней осенью. Листьев на многих деревьях уже нет. А рябина украшена гроздьями ягод. Ветер поглаживает их. Дождь омывает. И сверкают красные ягодки.
Любят ягоды птицы. Собирают их и люди. Хозяйки варят из рябины варенье. Девочки делают из ягод бусы.
Обратите внимание на это скромное дерево!
Вопросы и задания.
Списать текст.
Сколько абзацев в тексте?
Определить тип текста: описание, повествование, рассуждение.
Мастер пейзажа.
Русский художник Левитан очень любил природу.
Её удивительную красоту он запечатлел в своих картинах. Он сумел передать настроение природы. Весна у него весёлая. Тёплое лето спокойное. Золотая осень немного печальная.
Картины Левитана на наших глазах слово оживают. Оживают деревья и травы .
А мы смотрим на землю с высоты птичьего полёта.
Вопросы и задания.
Списать текст.
Сколько абзацев в тексте?
Определить тип текста: описание, повествование, рассуждение.
Выписать пять слов с проверяемой безударной гласной в корне, подобрать к ним проверочные слова.
Подчеркнуть в тексте имена прилагательные.
Выписать словарные слова.
Выписать предложение с однородными подлежащими и подчеркнуть грамматическую основу.
Выписать слова с разделительным мягким знаком.
Выписать слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.