СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа с учебником

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение педагогического опыта по использованию на уроках самостоятельной работы с учебником.

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа с учебником»

Проработав учителем биологии-химии около 30 лет, считаю, что эффективность учебно-воспитательного процесса в большей степени зависит от организации учебной деятельности учащихся, как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. Систематическая работа с учебником повышает качество знаний, уровень интеллектуального развития и воспитания учащихся.

В процессе образования происходит формирование и развитие познавательных интересов, потребностей, мотивационной сферы учащихся. Одна из главных задач учителя – обеспечение нового качества знаний с учетом актуальных потребностей ученика, требований общества и государства. Поэтому учебный процесс должен быть организован так, что бы учащийся мог сам добывать необходимые знания, и умел применять их при решении нестандартных задач.

К. Д. Ушинский считал, что только самостоятельная работа учащихся создает предпосылки для глубокого овладения знаниями, развития мышления и умственных способностей учащихся. Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Поэтому необходимо научить учащегося самостоятельно добывать знания, анализировать ситуации, систематизировать информацию, обобщать, творчески перерабатывать, фиксировать в виде планов, конспектов, схем, таблиц, выделять главное, решать проблемные задачи.

Учебник – основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приемами познавательной деятельности. Многие учащиеся считают, что понять текст учебника можно лишь после объяснения учителя. Это означает, что у них не сформирована привычка размышлять над материалом учебника, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, используя содержание параграфа, иллюстрации и данные таблиц. Сущность работы с учебником по осмыслению новых знаний и овладению ими заключается в том, что каждый учащийся самостоятельно и вдумчиво изучает программный материал по учебнику, осмысливая содержащиеся в нем факты, примеры, правила, понятия, выводы. При этом он одновременно с усвоением знаний приобретает умение работать с учебной литературой.

Чтобы самостоятельная работа с учебником давала эффект, подбираю материал, который соответствует познавательным возможностям учащихся и уровню их подготовки. Провожу с учащимися подготовительную беседу, ставлю цель работы, ввожу в курс новой темы и довожу те вопросы, которые надлежит усвоить. Определяю порядок самостоятельной работы и осуществления самоконтроля. При необходимости обеспечиваю учащихся соответствующими наглядными пособиями. После окончания самостоятельной работы с учебником провожу закрепление и уточнение усвоенного материала.

Использую работу с учебником на каждом уроке, исходя из его задач. Предлагаю задания нарастающей трудности. Применяю работу с учебником, когда объем материала велик, в этом случае учащиеся часть его прорабатывают на уроке. Организую работу с учебником, когда текст сложен и требует разъяснения по частям. Комментированное чтение параграфа помогает понять сложную информацию и обеспечивает лучшее усвоение материала при подготовке домашнего задания. При самостоятельном заполнении таблиц, учащиеся находят новую, неизвестную и дополнительную информацию, содержащуюся в тексте. Это учит их правильному отбору и краткому изложению информации. Проблемные вопросы по тексту способствуют глубокому осмыслению полученной информации. В каждом параграфе есть материал для составления таких вопросов. Прямого ответа на них нет, но содержится подсказка, намек на правильный ответ. Для этого учащиеся анализируют текст, устанавливают новые связи между понятиями, рассматривают его под новым углом зрения. (Примеры. В теме «Человеческие расы». Вопрос: можно ли утверждать, что все расы относятся к одному виду? В теме «Биологические полимеры - белки» Вопрос: белки называют протеинами, что означает первый, главный. Почему этим названием хотят подчеркнуть первостепенное значение белков для жизненных процессов клеток и организмов? В теме «Наследственная генетическая изменчивость». Вопрос: почему в природе очень редко встречаются две одинаковые особи любых видов организмов? В теме «Оплодотворение». Вопрос: почему половые клетки имеют одинарный набор хромосом?)

План, схема, опорные конспекты помогают отделить главное от второстепенного при большом объеме информации, выделить главный смысл текста, установить взаимосвязи отдельных систем. Все это способствует систематизации знаний учащихся. Некоторые тексты учебника легко можно превратить в логические опорные схемы. Это наиболее краткое и наглядное изложение текстовой информации.



Строительная

Транспортная

Задание: составить опорную схему по теме «Функции белков».

Функции

белков


Сигнальная

Каталитическая

Защитная

Энергетическая

Двигательная





При изучении темы «Органические вещества клетки. Углеводы и липиды» предлагаю самостоятельно изучить материал, ориентируясь на логическую схему.

При изучении сложных тем, таких например как, «Пластический и энергетический обмен», «Митоз», «Мейоз», «Этапы эмбрионального развития», «Строение клетки» считаю полезным составление учащимися кратких конспектов. Это дает возможность ученику выбрать самое главное из текста параграфа и лучше запомнить материал. Этот прием применяю как на уроке, так и при подготовке домашнего задания.


Изучение терминов не ограничивается заучиванием их определений. Если термин встречается редко и отсутствует система его обработки на каждом уроке, то в памяти он остается не долго. Осмысленное запоминание продуктивнее механического. Проверка усвоения терминов осуществляю при проведении биологических диктантов.

Биологический диктант

1) Стебель составная часть …

2) Вода с минеральными веществами передвигается из корня по …

3) Прочность жилкам листа придают…

4) Составные части листа - …

5) Сложные листья бывают…

6) Образование листа, придающее ему жесткость и служащее для проведения органических веществ, воды и минеральных солей, - это…

7) Жилкование листьев бывает…


Биологический диктант.


Семя состоит из ________________ и ________________________. В зародыше различают __________________ _____________________, ____________________, ___________________ и _________________. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют ______________________________. Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют ________________________. У семян однодольных растений запас питательных веществ находится в ____________________.



Задание: дать определения следующим понятиям:


Основные понятия

Определение понятий

Корневая система


Стержневая корневая система


Мочковатая корневая система


Главный корень


Боковые корни


Придаточные корни





Обучение сравнению и анализу ведется параллельно с другими формами работы. Сравнение провожу, опираясь на текст, рисунки и схемы учебника. Результаты сравнения оформляются в виде схем и таблиц. Например, в теме «Нуклеиновые кислоты» учащиеся составляют сравнительную таблицу «Строение ДНК и РНК». В теме «Клетка» - сравнительные таблицы «Строение растительной и животной клеток», «Строение клеток прокариот и эукариот».

Тест – наиболее распространенный вид проверки усвоения знаний учащимися. После изучения темы, предлагаю учащимся в качестве домашнего задания самостоятельное составление тестов. Это обеспечивает формирование применения знаний в практической ситуации.

Применяю на уроках и такое творческое задание как составление вопросов. Что может быть более простым, чем задавать вопросы. Однако на самом деле это требует от учеников определенных усилий, вопросы не должны дублировать те, что приведены в параграфе. Они должны начинаться со слов: какое строение имеют…? Какой вывод можно сделать…? В чем заключается взаимосвязь строения и функции…? и т.д. Оценивается качество вопросов и умение отвечать на них. Проверку провожу индивидуально у каждого ученика, или в виде конкурса на лучший вопрос, или в виде соревнования между группами.

Таким образом, использование на уроке самостоятельной работы с учебником подготавливает школьников к самообразованию, обеспечивает связь умственной и практической учебной деятельности. В результате повышается уровень активности учащихся на уроке, их самостоятельность, развивается мыслительная способность. Все это заставляет их быть внимательными при чтении текста, учит конспектировать, анализировать, сравнивать, выделять главное.