СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник игр и упражнений для развития памяти обучающихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира (методическое пособие)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать память необходимо уже с младшего школьного возраста, так как с каждым годом обучающемуся нужно усваивать больше информации. Для развития памяти у обучающегося младшего школьного возраста на уроках окружающего мира было составлено данное методическое пособие.

Просмотр содержимого документа
«Сборник игр и упражнений для развития памяти обучающихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира (методическое пособие)»

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»









МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Сборник игр и упражнений для развития памяти обучающихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира

























Выполнила:

студентка 4 курса группы «Б»

школьного отделения

Новикова Евгения Александровна


Научный руководитель:

Ушакова Вера Сергеевна





Краснодар, 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

1. Игры и упражнения на развитие наглядно-образной памяти

4

2. Игры и упражнения на развитие слуховой памяти

8

3. Игры и упражнения на развитие словесно-логической памяти

14

Список использованных источников

19











































Пояснительная записка


Память. Такое понятное и одновременно непонятное слово. Она есть у каждого человека и ежедневно бесчисленное множество раз человек обращается к ней. Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Человек отличается от животных тем, что умеет накоплять, закреплять, сохранять и передавать соответствующую информацию. Эта необходимая сторона психической деятельности составляет то, что называют памятью.

Запоминание каких-либо образов, мыслей, слов, чувств, движений всегда происходит в определенной связи их друг с другом. Без установления тех или других связей невозможно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение. Запомнить что-либо – значит связать запоминаемое с чем-то, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, образовать ассоциации.

Человеку надо много знать и много помнить, причем с каждым годом жизни все больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, справочник, компьютеры помогают человеку помнить, но главное – это его собственная память. Заучивая информацию, одновременно развивается мышление, воображение и концентрация.

Развивать память необходимо уже с младшего школьного возраста, так как с каждым годом обучающемуся нужно усваивать больше информации. Если у обучающегося будет плохая память, то, скорее всего, будет и низкая успеваемость. Наиболее плодотворно возможно развивать память обучающихся на уроках окружающего мира, так как именно эти уроки обеспечивают наибольшую связь с жизнью и производят наибольшее впечатление.

Для развития памяти у обучающегося младшего школьного возраста на уроках окружающего мира было составлено данное методическое пособие.



  1. Игры и упражнения на развитие наглядно-образной памяти


Семена

Используются карточки с изображением фруктов, овощей, ягод (цветов) (9 карточек).

Ход проведения:

А. Продавец семян разложил пакетики на три группы. Но подул сильный ветер и пакетики с семенами перемешались. Помоги продавцу разложить пакетики.

Б. Один пакетик у продавца забрал покупатель. (Стол закрывается ширмой или ребенок закрывает глаза, а учитель убирает одну карточку) Что купили у продавца? Чего не стало? Где лежал этот пакетик?

Ниже представлен примерный набор карточек.






Картинка

Используется картинка без изменений и с изменениями.

Ход проведения:

А. Внимательно посмотри на картинку, постарайся как можно лучше ее запомнить.

Б. Посмотри что изменилось?

Ниже приведен пример таких картинок. Данная игра может быть использована на темах ознакомления со своей страной и зарубежными странами.

Посмотри и запомни

Игра проводится во время прогулки. Ребёнку предлагается за 5-10 минут запомнить в деталях всё, что он видит перед собой. Например, если в поле зрения находится уголок парка, то какие там деревья, кустарники, есть ли животные и так далее. По истечении времени участника игры поворачивают в противоположную сторону и просят перечислить то, что он запомнил. Учитель может задавать уточняющие вопросы. За каждый правильный ответ засчитывается одно очко. Побеждает тот, кто назовет больше всего соответствий.




Сколько признаков найдёшь?

Используется иллюстрация любого предмета, например птица. Надо запомнить, а затем записать как можно больше признаков этого предмета.

Ниже приведен пример иллюстрации.

Разрезанные картинки

Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая – разрезанная по линиям. Ребенок, используя образец, должен собрать картинку, затем картинку нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

Ниже приведен пример такого изображения.



Забывчивый художник

Забыл этот художник нарисовать одну важную деталь в своем рисунке. А рисовал он хорошо знакомый ребенку предмет. Человек на рисунке без носа… дом без окон… собака без хвоста. Остается только просить помощи у ребенка, чтобы понять, чего же не хватает на картинке. Пускай сам ребенок и нарисует то, чего не хватает. Со временем забывчивость у художника будет «прогрессировать» и он станет упускать в рисунке более мелкие детали, отсутствие которых труднее заметить.

Ниже приведен пример такого рисунка.

Запомни и опиши картинку

Для занятия вам потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов.

Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее учителю. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения. В случае если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, вы можете давать ему наглядный материал посложнее, где больше мелких деталей и используются разные цвета. Также данное задание возможно проводить письменно, чтобы ребенок попробовал нарисовать то, что запомнил.

Ниже приведен пример такой картинки.

Также на уроках целесообразно использовать для развития памяти кроссворды, ребусы, головоломки, лабиринты.


  1. Игры и упражнения на развитие слуховой памяти

Попугайчик

A. В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной непонятные звуки, как это делал попугайчик: то – ца; то – ца – му; то – ца – му – дэ; то – ца – му – дэ – ни; то – ца – му – дэ – ни – зу; то – ца – му – дэ – ни – зу – па; то – ца – му – дэ – ни – зу – па – ки; то – ца – му – дэ – ни – зу – па – ки – ча; то – ца – му – дэ – ни – зу – па – ки – ча – ле.

Б. Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. Учитель называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.

B. Когда попугайчик научился запоминать слова, то ему захотелось подсказывать нужные слова своим друзьям. Я сейчас буду говорить начало предложения, а ты его будешь заканчивать. Например: днем светло, а ночью... Ходишь ногами, а бросаешь... У птицы перья, а у рыбы... (ребенок отвечает).

Скажи шестое

Играют несколько человек. Один из играющих – водящий. Он обращается к кому-либо с предложением: «Скажи шестое» – и быстро называет подряд пять растений (или зверей, птиц, рыб, насекомых и так далее). Тот, к кому водящий обращался, должен немедленно назвать шестое слово на ту же тему. Повторять сказанное водящим нельзя. Если ответ последует вовремя, то отвечавший водит, если нет, водящий остается прежний.

Воспроизведение рассказа

Ребенок должен послушать внимательно рассказ, который прочтет учитель, затем, в течение трёх минут необходимо записать основное содержание. Например:

Галка и голуби.

Галка услышала о том, что голубей хорошо кормят. Выкрасилась в белый цвет и полетела в голубятню. Голуби её приняли как свою, накормили. Но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби её прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже её прогнали.

Допиши

Учащимся читается три слова, объединённых по смыслу, при этом обращается внимание на логическую связь, существующую между словами. Например: лес – медведь – берлога. Учитель читает вслух шесть строк по три слова в каждой. Затем предлагает школьнику карточку, на которой написаны лишь первые слова из каждой строки, ребёнок должен дописать второе и третье слово каждой строки. Например:

А) весна – солнце – ручей

Река – рыболов – уха

Праздник – песни – веселье

Мост – река – вода

Пчела – улей – мёд

Дуб – жёлудь – свинья.

Б) ученик – школа – стадион

Доклад – обсуждение – решение

Чтение – глаза книга

Сад – земля – растение

Игра – правила – игроки

Песня – музыка – слова

В) спорт – стадион – состязание

Лес – дерево – кустарник

Город – улица – здание

Война – сражение – солдаты

Больница – врач – больной

Озеро – берег – вода.

Запоминаем рисуя

Учитель заранее готовит список из 20 слов. Каждый из участников игры готовит ручку и листок бумаги. Учитель последовательно называет слова, после каждого слова считает до трёх. За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше всех слов, тот и выиграл.

Учим текст наизусть

Участники игры разбиваются на 2 команды. Каждому участнику игры раздается распечатанный текст. Предлагается всем прочесть его, чтобы потом рассказать наизусть. На работу с текстом дается 1 минута. Сначала выходит игрок первой команды, начинает рассказывать текст наизусть до первой ошибки. Команда ведущего: стоп. Затем начинает рассказывать текст игрок второй команды, опять-таки до первой ошибки и так далее. Таким образом, определяется игрок, который расскажет больше других или воспроизведет весь текст. Он и будет победителем. Например:

Муравей и голубка.

Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся. На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к охотнику и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли и выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Слушаем и рисуем

Обучающемуся предлагается прослушать стихотворение и по памяти нарисовать те предметы, о которых в нем говорится. Например:

Матрешек будем рисовать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка:

Зеленый сарафан, кокошник.

За ней сестра - вторая,

В жёлтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрешка -

В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.

Послушай и разукрась

Детям зачитывается рассказ о птице и после этого дается ее контурное изображение. Учащиеся должны выслушать и запомнить содержание рассказа, после этого – раскрасить птичку точно так, как она была описана в тексте. Раскрашенный рисунок сравнивается с описанием, ошибки обсуждаются.

Рассказ: «В густом лесу живет небольшая птичка свиристель. На теле у нее перышки красновато-коричневые, на голове рыжеватый хохолок. Края крылышек и хвостика желтенькие, а под клювиком у свиристели черное пятнышко, как будто галстук на шее.

Когда появляются птенчики, мама кормит их комарами. Птенчики проглотят еду и опять просят есть – пищат. Но вот придет зима, исчезнут комары, ягоды, свиристели соберутся в стайки, улетят на юг в теплые края.

Но почему птичку зовут свиристель? Дело в том, что, когда она поет, кажется, будто кто-то играет на старинной дудочке: «Сви-ри-сте-ли!» Вот почему и назвали так птичку – свиристель».

Пример контурного изображения:

Рифма

Любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу. Поэтому трудно будет забыть правила поведения на эскалаторе в метро, если представить их в виде шутливого четверостишия:

Тростей, зонтов и чемоданов

Ты на ступеньки не клади,

Не облокачивайся на перила,

Стой справа, слева проходи.

Инопланетяне

Для занятия вам потребуется словесный портрет инопланетянина, лист бумаги, карандаш.

Вы предлагаете ребенку внимательно прослушать описание внешности инопланетянина, мысленно представить себе его и как можно точнее нарисовать портрет на листе бумаги.

Вариант 1

На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели в магазине. Рассказывают, что он очень высокий с длинным прямоугольным телом. Голова же его похожа на треугольник, одним углом воткнутый в тело. На голове торчали две коротенькие антенны, на концах которых были надеты сверкающие шарики. Особенно всех удивили глаза: они не такие, как у людей. Глаза были квадратные, а рот разрезал лицо узенькой полоской. Руки и ноги были тонкими, как ветки у деревца.

Вариант 2

На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели прямо в центре города. Очевидцы говорят, что его нельзя было не заметить. Инопланетянин был маленького роста. Его тело было похоже на круг. Голова же, наоборот, была абсолютно квадратная, а с боков вместо ушей торчали две изогнутые антенны. Глаза были круглыми и немного светились, рот тоже был круглым, но маленьким по сравнению с глазами. Руки и ноги напоминали коротенькие толстенькие палочки.

При сопоставлении детского рисунка со словесным описанием инопланетянина учитывается наличие всех перечисленных частей тела, их форма и соразмерность. Упражнение можно выполнять и в усложненном варианте. Если ребенок без труда справился с рисованием одного инопланетянина, то можно зачитывать описание сразу двух фигур и предлагать нарисовать первого либо второго инопланетянина. Можно добавить в описание цвет. Если упражнение проводится в группе, то выполняется либо самопроверка при повторном чтении описания, либо рисунки собирает взрослый и потом проверяет и анализирует.

Эстафета слов

Занятие проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Вы называете одно слово, ребенок называет то слово, которое сказали вы, и добавляет свое слово. Вы повторяете свое слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляете третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и так далее. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д.

Вот пример такой эстафеты на тему «Природа». Первый играющий говорит: «Деревья». Второй говорит: «Деревья, трава». Первый добавляет: «Деревья, трава, река». Второй: «Деревья, трава, река, лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до быстрого. Игру можно проводить и в группе, по кругу.


  1. Игры и упражнения на развитие словесно-логической памяти

Рассказы по памяти

Ребенка просят рассказать просмотренный недавно мультфильм.

Упражнение «Группировка слов»

Для занятия вам потребуются карточки с цепочками из 12 слов. Сначала дайте ребенку задание на карточке № 1: «Перед тобой карточка, на которой написано 12 слов. Сконцентрируй внимание, прочитай их и запомни». Когда ребенок прочитает слова и вернет вам карточку, попросите его повторить цепочку слов. Обсудите, сколько слов он запомнил. После этого проведите физкультминутку или подвижную игру (например, «Повторяй за мной»). Через 5—7 минут дайте ребенку карточку № 2, на которой слова написаны в 3 строчки, но их тоже 12, и запомнить надо все слова.

Сравните результаты, спросите ребенка, слова с какой карточки было легче запомнить. Безусловно, группировка слов по смыслу или по общему признаку облегчает запоминание. И это умение надо тренировать. Предложите ребенку перегруппировать слова карточки № 1 так, как это сделано в карточке № 2.

Пары слов

Запомнить вторые слова из пары: Кошка – молоко; булка – масло; мальчик – машина; зима – горка; стол – пирог; зубы – щетка; река – мост.

Свяжи пару

Для занятия вам нужно придумать пары слов, которые напрямую не связаны друг с другом по смыслу. Для запоминания не смежных понятий полезно научиться объединять их. В результате выполнения задания ребенок должен составить предложение, в котором пары слов будут соединены общей мыслью. Например, дана пара слов конфета – дерево. Нужно связать эти понятия между собой. «Хорошо было бы, если бы конфеты росли на дереве, как яблоки». Такое предложение вызывает яркий зрительный образ, и пару слов становится легко запомнить. Также выполнение этого упражнения развивает ассоциативное мышление, это поможет впоследствии выполнять задания из упражнения «Ассоциации».

Предлагаем связать такие пары слов: река – тетрадь, сумка – облако, машина – лес, бабочка – телефон, море – тарелка.

Словечки

Вы даете детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.

Воздух

Ваза

Кот

Солнце

Вода

Медведь

Тележка

Угадай по описанию

Подберите достаточное количество признаков, по которым можно было бы безошибочно угадать предмет.

Например: мышка маленькая, серая, пугливая;

волк …, …, …;

медведь …, …, …;

ученик …, …, ….

Вместо точек вставьте в загадку подходящие признаки:

(Маленькие) … зверьки,

(Серенькие) … шубки,

(Черненькие) … глазки,

(остренькие) … зубки.

(Мышки)

Ножка … (деревянная),

Рубашка … (шоколадная),

На солнышке я таю,

Во рту я исчезаю.

(Эскимо)

(Белые) … горошки

на (зелёной) … ножке.

(Ландыш)

Птица … (длиннохвостая),

Птица … (говорливая),

Самая … (болтливая).

(Сорока)

Бег ассоциаций

Ведущий дает следующую инструкцию: «Сейчас я произнесу слово, а сидящий слева от меня должен быстро назвать любое другое слово, возникшее у него в памяти в тот момент, когда я назвал свое слово. Следующий участник игры должен назвать любое свое слово и так далее». После того как было сделано 2-3 полных круга и ассоциации, произнесенные в начале игры, забылись, ведущий предлагает развернуть круг ассоциаций в обратном порядке. Повторяется последнее названное слово, далее по кругу вспоминается слово, на которое была эта ассоциация, так до тех пор, пока не вспоминается самое первое слово, названное в начале игры.

Зоопарк

Участники встают в круг так, чтобы каждому было хорошо всех видно. Каждый из них придумывает, какого животного он будет изображать при помощи жестов, все по кругу называют свое животное и показывают его при помощи пантомимы. Задача для всех – запомнить, кто какое животное выбрал и как это было изображено. Игра проходит без слов. Первое «животное» показывает себя и того «животного», к которому он хочет обратиться. Тот, чей знак был показан, изображает себя (давая понять, что сигнал принят) и следующее «животное», которому хочет передать эстафету. И так далее – каждый вызванный игрок, вступая в игру, должен сначала показать свое обозначение, а потом – обозначение одного из играющих. Со временем темп игры увеличивается, и тот, кто ошибается, выходит из игры.

Пантомима

В игре может участвовать группа детей. Ведущий (взрослый) читает текст, участникам игры необходимо разделить этот текст на условные части и запомнить, о чем говорилось в каждой из частей. После того как текст прочитан, дети делятся на две команды. Текст читается еще раз, затем участники первой команды должны одну из выделенных частей изобразить при помощи пантомимы, ничего не произнося. Участники второй команды должны догадаться, какая это часть и о чем в ней идет речь. После этого команды меняются ролями и вторая команда изображает другую часть текста.

Текст, например, может быть такой: «Это произошло в те времена, когда на улицах городов по ночам не было освещения. Как-то раз мэр в темноте столкнулся с горожанином. Тогда мэр отдал приказ, чтобы никто не выходил ночью на улицу без фонаря. Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем же горожанином.

— Вы не читали моего приказа? – спросил мэр сердито.

— Читал, — ответил горожанин. – Вот мой фонарь.

— Но в фонаре у вас ничего нет.

— В приказе об этом не упоминалось.

Наутро появился новый приказ, обязывающий вставлять свечу в фонарь при выходе ночью на улицу.

Вечером мэр опять налетел на того же горожанина.

— Где фонарь?! – закричал мэр.

— Вот он.

— Но в нем нет свечи!

— Нет, есть. Вот она.

— Но она не зажжена!

— В приказе ничего не сказано о том, что надо зажигать свечу.

И мэру пришлось издать еще один приказ, обязывающий горожан зажигать свечи в фонарях при выходе ночью на улицу».

Путаница

Для занятия вам потребуется любой текст, напечатанный на листе бумаги. Подразумевается, что этот текст ребенок уже запомнил. Вы разрезаете напечатанный текст на отдельные отрывки или предложения, перемешиваете и отдаете ребенку, который получает задание восстановить последовательность отрывков или предложений, так чтобы получился исходный текст. Цель упражнения – проконтролировать запоминание и закрепить текст в памяти. Если необходимо хорошо запомнить материал, перевести его из кратковременной памяти в долговременную, то это задание с одним и тем же текстом можно выполнять несколько раз с промежутком во времени. Например, через 2-3 дня


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Аксенова, А.К. Дидактические игры / Аксенова А.К. – М.: Просвещение, 2000. – 179 с.

  2. Минскин, Е.М. От игры к знаниям / Минскин Е.М. – М.:Просвещение, 2002. – 192 с.

  3. Никитина, Т.Б. Как развить хорошую память / Никитина Т.Б. – М.: Аст–пресс книга, 2006. –

169 с.

  1. Матюгин, И., Жемаева, Е., Чакаберия, Е., Рыбникова, И. Как развить хорошую память / Матюгин И., Жемаева Е., Чакаберия Е., Рыбникова И. – Москва: Рипол Классик, 2019. – 416 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!