Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 29»
(МА ДОУ № 29)
624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Чапаева, 10
электронный адрес[email protected]
телефон 834384 (32277)
сайт https://29.tvoysadik.ru/
СБОРНИК
детского музыкального фольклора
Составитель:
музыкальный руководитель Логинова И.В.
Краснотурьинск, 2021
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………3
Нотный материал………………………………………………………………..5
Список используемых источников……………………………………………55
Пояснительная записка
Детский фольклор своеобразная кладовая, в ней хранятся произведения взрослых, ставшие детскими.
Глинка М.И.
В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.
Наблюдая за явлениями живой и неживой природы, дети учатся устанавливать зависимость результатов земледельческого труда от внешних факторов. Многовековой опыт земледельца нашел отражение в календарно-обрядовой поэзии, где олицетворялись силы природы (солнце, земля, времена года).
Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.
Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но влюбом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенную к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.
Рассказывая о той или иной дате земледельческого календаря, следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно находили способы решения поставленных задач, творчески использовали полученные знания.
Решению всех этих задач особенно способствуют празднования по земледельческому календарю. Это праздники, которые и дают представление о быте, обычаях народа, и их можно «проиграть» в условиях дошкольного учреждения.
Ведь каждый праздник земледельческого календаря проходит в строго определенный день, состоит из обрядовых действий, присущих именно данному дню. Знакомя детей с праздниками земледельческого календаря, им необходимо объяснить, что народный праздник это не день безделья, а сочетание труда и веселья.
Раскрывая тему народного праздника, надо обращать внимание детей на изменения в живой и неживой природе, обрядовые действия, их нравственную основу.
Настоящий сборник музыкального фольклора — результат работы с детьми старшего дошкольного возраста г. Иваново. Он содержит музыкальный материал, который можно использовать при проведении занятий, экскурсий, занятий-инсценировок. Это не значит, что весь представленный материал нужно проработать с детьми, т.е. пропеть все заклички, колядки, песни. Некоторые песни целесообразно использовать для инсценировки, но в любом случае необходимо, чтобы материал был понятен детям.
Мы надеемся, что представленный материал поможет педагогам выбрать нужные произведения для подготовки и проведения занятий, праздников, учитывая интересы и индивидуальные особенности детей.
Список источников
Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Индрик, 1994.
Гармошечка-говорушечка. В. 5, — М.: «Музыка», 1987.
Детские музыкальные праздники. Приложение к курсу «120 уроков по
естествознанию и истории для самых маленьких», «Лайда», 1994
Жаворонушки. — М.: «Советский композитор», 1977.
Заплетися, плетень. Русские народные песни и хороводы. Сост. В. Агафонников. — М.: «Музыка», 1973.
Науменко Г. Русское народное детское музыкальное творчество. — М.: «Советский композитор», 1988.
Новицкая М. Фольклорная школа. — М.: «Дошкольное воспитание», 1994.
Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. — М.: «Современник», 1991.
Песни Ивановской области. В.2. — Издательство «Талка», 1995.
Родник. Русские народные песни. Сост. В. Попов. — М.: «Советский композитор», 1976.
Родничок. Русские народные песни, игры, сказки. — М.: «Музыка», 1980.
Сельский хоровод. Игры, танцы, упражнения, стихи и загадки. Сост. С. Бекина. — М.: «Советский композитор»; 1987.
Твои первые песни. Сост. В. Попов. — М.: «Советский композитор», 1973.
Фольклор в школе. Сост. Л. Куприянова, 1991.