СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сельское хозяйство мира. Растениеводство.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение особенностей растениеводства в странах мира. Зависимость специализации от природных условий и традиций.

Просмотр содержимого документа
«Сельское хозяйство мира. Растениеводство.»

Тема. Сельское хозяйство мира. Растениеводство.

Цели:

1. Ознакомить обучающихся с новыми понятиями, главными сельскохозяйственными районами мира, типами сельского хозяйства.

2. Показать диалектику развития сельского хозяйства - второй ведущей отрасли материального производства.

3. Выявить особенности структуры и географии растениеводства мира.

4. Отработать умение анализировать карты, характеризовать текст, проводить картометрические работы.

Тип урока. Стандартный урок, работа по предложенному плану, с картами атласа, учебником, сообщения обучающихся (опережающее задание), участие в дискуссии.

Оборудование: Тематические карты, атласы, рабочие тетради, контурные карты, цветные иллюстрации, плакаты, материалы периодической печати.

Научно-методическое содержание урока: земледелие мира, его зависимость от природных условий. Агроклиматические ресурсы. Зерновое хозяйство. Технические культуры и районы их возделывания. Эфирно-масличные культуры и их размещение. Производство картофеля и овощей. Пригородное хозяйство.

Формы и методы учебной деятельности: самостоятельная работа на основе анализа карт атласа, выступления обучающихся, групповая работа по анализу статистического материала, индивидуальная работа по заполнению контурных карт, проверочная работа (выполнение тестовых заданий - подготовка к ЕГЭ), выполнение заданий в рабочих тетрадях.

Результат работы: конспект в тетради.

Практические работы. Определение основных производителей сельскохозяйственных культур. Анализ статистического материала (работа по таблицам учебника). «Ха­рактеристика отраслей растениеводства».

Номенклатура.

Южная Азия

Юго-Восточная Азия Передняя Азия

Средиземноморье

Западная Европа

Азия, Африка

Латинская Америка

Южная Америка

Северная Америка


США

Мексика

Индия

Пакистан

Филиппины

Канада

Австралия

Китай

Франция

Россия

Украина

Индонезия

Япония

Бразилия

Аргентина

Италия

Польша

Шри-Ланка

Колумбия

Беларусь

Бангладеш

Таиланд

Малайзия


Структура урока.


План

1. Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства.

2. Понятие о «зеленой революции».

3. Растениеводство. Зерновые культуры - основа мирового сельского хозяйства.

4. Растениеводство. Другие продовольственные культуры.

5. Растениеводство. Непродовольственные культуры.



Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности класса к уроку.

2. Подготовка рабочего места.

3. Отчет дежурного по классу.

4. Объявление цели и задачи урока.

5. Ознакомление с ходом урока.

II. Проверка ранее изученного материала

А) Опрос обучающихся по вопросам учебника.

1. Какие различия между странами наблюдаются в уровне развития черной и цветной металлургии?

2. Какие сдвиги и почему происходят в металлургии? Чем они объясняются?

3. Как изменяется доля стран в производстве машин?

4. Как изменяется структура машиностроения?

5. В чем проявляется влияние НТР на развитие машиностроения мира?

6. Почему индустриализация является необходимым этапом развития экономически независимого государства?


Б) Проверка выполнения заданий по рабочим тетрадям.


В) Выборочная проверка знания политической карты мира (3-4 ученика, работа по номенклатуре).


III. Изучение нового материала

1) Тест. Перед объяснением нового материала, обучающиеся выполняют тестовые задания.

Задания в 3-х вариантах, в каждом по 5-6 вопросов. Время выполнения работы 3-4 минуты. Проводится быстрая проверка выполненной работы. Анализируются допущенные ошибки. Почему? (Вопросы были по новой теме). При изучении нового материала обратите внимание на наиболее проблемные моменты.


2) Работа по плану. По ходу объяснения учителем учебного материала обучающиеся делают записи в своих тетрадях.

1. Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства. В структуре сельского хозяйства в экономически развитых странах, как правило, преобладает животноводство, исключе­ние составляют страны Южной Европы и Япония.

В струк­туре сельского хозяйства развивающихся стран в основном преобладает растениеводство, за исключением степных, пус­тынных и полупустынных стран (страны Аравийского полу­острова, Монголия, Нигер, Мали, Чад, Сомали, Аргентина, Уруг­вай и др.).

Сельское хозяйство не только древнейшая, но и наиболее распространенная отрасль материального производства. Ученые выделяют примерно 50 различных его типов. Но все их можно объединить в две большие группы. Во-первых, это развитое товарное сельское хозяйство. Во-вторых, это традиционное потребительское сельское хозяйство.

В развитых странах развивается товарное сельское хозяй­ство, а в большинстве развивающихся странах - потребительское. Для развивающихся стран характерен монокультурный тип сельского хозяйства.

Среди культур, имеющих экспортное значение, выделяются одна-две сельскохозяйственные куль­туры: Куба — сахарный тростник и табак, Колумбия - кофе и бананы, Шри-Ланка - чай.

Европа полностью обеспечивает себя основными видами сельскохозяйственной продукции и заинтересована во внешних рынках сбыта. После второй мировой войны произошел переход от мелкого крестьянского хозяйства к крупному специализированному высокотоварному хозяйству, включенному в систему агробизнеса.

Основной тип сельскохозяйственного предприятия - ферма, хотя на юге преобладают помещичье землевладение. Для стран Северной Европы характерно в растениеводстве – производство кормовых культур. В Центральной Европе растениеводство направлено на удовлетворение потребностей населения в продовольствии и обеспечивает животноводство кормовыми культурами. В Южной Европе преобладает растениеводство, здесь наряду с зерновыми культурами выращиваются цитрусовые, виноград, оливки, миндаль, табак, эфироносные культуры. Приложение №1


2. Понятие о «зеленой революции». «Зеленая революция» - это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники. Она представляет собой одну из форм проявления НТР.


3. Растениеводство. Сельскохозяйственные культуры объединяются в несколько основных групп: зерновые, масличные, крахмалоносные, сахароносные, тонизирующие, волокнистые и др. Другой классификацией сельскохозяйственных культур является их деление на продовольственные и технические культуры.

Зерновое хозяйство. Главными зерновыми культурами мира являются пшеница, кукуруза и рис. Под ними занято 60 % всех обрабатываемых площадей и они обеспечивают 80 % сбора всех зерновых культур. Зерновые культуры – основа мирового сельского хозяйства. Зерновые культуры занимают 1∕2 всей обрабатываемой площади.

Более половины всего экспорта зерна на мировой рынок приходится на США. Экспортируют зерно Канада, Франция, Австралия и Аргентина, продающие до 80 % производства. Крупнейшими импортерами зерна являются Япония и Россия. Крупнейшими в мире экспортёрами зерна являются США (более поло­вины всего поставляемого зерна на мировой рынок), а также Канада, Авст­ралия и Аргентина, продающие до 80% производимого ими зерна. Крупнейшим в мире импортёром зерна является Япония (до 30 млн. т).

Крупнейшими в мире производителями пшеницы являются: Китай (более 100 млн. т); Индия (70 млн. т); США (62 млн. т). Выделяются Франция, Россия, Канада, Австралия, Германия, Пакистан и Турция.


Выполняется практическая работа «Ха­рактеристика отраслей растениеводства» на примере зерновых культур (по вариантам). По данным таблиц цветной карты учебника обучающиеся составляют характеристику геогра­фии выращивания пшеницы (риса, кукурузы) по следующему плану:

1. Роль пшеницы (кукурузы, риса) как сельскохозяйственной культуры в мировом земледелии.

2. Особенности ее размещения в мире, по группам стран и от­дельным странам. Причины такого размещения.

3. Страны - экспортеры и импортеры пшеницы (кукурузы, риса).

Ведущие производители кукурузы - США, Китай, Бразилия, Мекси­ка, Франция, ЮАР, Индия, Аргентина, Румыния и Италия. Главными производителями риса в мире являются: Китай, Индия, Индонезия, Бангладеш, Вьетнам, Таиланд, Мьянма, Япо­ния, Филиппины и Бразилия.

Крупнейшими в мире производителями кукурузы в начале XXI века являются: США (более 260 млн. т); Китай (более 100 млн. т); Бразилия (более 32 млн. т). В первую десятку производителей кукурузы входят также: Мексика. Франция, Аргентина, Индия, Италия, Индонезия и Канада.

Главными производителями риса в начале XXI века в мире являются: Китай (190 млн. т); Индия (135 млн. т); Индонезия (более 50 млн. т). К ним также относятся Вьетнам, Бангладеш, Таиланд, Мьянма, Филип­пины, Бразилия и США.


При изучении технических культур обучающиеся анализируют цветные карты учебника примерно по такому плану:

1. Размещение основных технических культур: какие страны и районы Земли являются основными производителями технических культур (сравнивают с размещением зерновых культур, выявляют причины различий)?

2. Технические культуры, выращиваемые в России, Китае, Кубе.

3. Страны-экспортеры технических культур.

4. Главные экспортеры технических культур в мире.

5. Страны, в которых размещается промыш­ленная переработка технических культур. Сделать выводы. Приложение №2. Приложение №3

4. Растениеводство. Другие продовольственные культуры. Технические культуры.

Масличные культуры - занима­ют большие площади и имеют свои особенности в размещении. Крупными производителями сои являются США (более поло­вины сбора), также Бразилия, Аргентина, Китай и Корея; ара­хиса — Индия, Бразилия, Китай и страны Западной Африки; оливкового дерева — Италия, Испания, Греция; подсолнечни­ка - Украина, Россия, Франция, страны Южной Европы, США. Из масличных культур наиболее велика роль сои (более половины сбора приходится на США, а также Китай и Бразилию), рапса (Франция, Германия, Польша и Канада), арахиса (Индия, Китай, США и страны За­падной Африки), оливкового дерева (Испания, Италия, Греция. Турция), подсолнечника (Аргентина, Россия, Украина, США и Франция), масличной пальмы (страны Юго-Восточной Азии, Западной и Центральной Африки).

Главной крахмалоносной культурой в мире является кар­тофель. Крупнейшими в мире производителями картофеля являются Польша, Россия, Китай, Украина, Германия, США, Индия, Белоруссия, Нидерланды.

Основными сахароносными культурами являются сахар­ная свекла и сахарный тростник. Сахарный тростник - тро­пическая культура, из которого получают 60 % производимо­го в мире сахара. Крупнейшими в мире его производителя­ми являются Бразилия, Индия, Куба, Китай, Мексика, США, Пакистан, Колумбия, Таиланд, Индонезия, США и Австралия. В настоящее время из сахарного тростника получают 60% производимого в мире сахара. Крупнейшими в мире производителями сахарного тростника являются: Бразилия (250 млн. г), Индия (170 млн. т), Куба (70 млн. т). Крупные производители: Китай, Мексика, США, Пакистан, Колумбия. Индонезия и Австралия.

Сахарная свёкла - культура юга умеренного пояса. Основными производителями сахарной свеклы являются: Украина, Франция, Россия, Германия, США, Китай, Польша, Великобритания, Италия и Турция. Крупнейшими про­изводителями сахарной свёклы в мире являются: Франция (более 30 млн. т), США (около 30 млн. т), Германия (27 млн. т). Далее следуют Украина, Россия, Китай, Турция, Польша, Италия, Вели­кобритания и Испания.

Тонизирующие культуры возделывают в основном в тро­пических странах. К главным тонизирующим культурам относят чай, кофе и какао.

Почти 80 % сбора чая дают страны Азии: Индия, Китай, Грузия, Шри-Ланка и Индонезия. Почти 80% сбора чая дают страны Азии, особенно Индия, Китай, Шри-Ланка, Индонезия, Вьетнам и Турция, а также Кения и Аргентина.

Возделывание кофе сконцентрировано в Латинской Америке (2/3 миро­вого сбора), особенно в Бразилии (около 1,8 млн. т), Колумбии, Мексике и Гватемале, а среди других стран выделяются Вьетнам, Индонезия, Кот-д'Ивуар, Индия и Эфиопия. В Африке, ро­дине кофе, крупными производителями являются Эфиопия и Кения.

К ведущим производителями какао относятся стра­ны Западной Африки (Кот-д'Ивуар, Гана, Конго). В Южной Америке - родине какао - его главными производителями являются Бразилия и Колумбия. Крупнейшими в мире производителями и экспортерами какао являются страны Западной Африки, среди которых лидирующее положение занимают Кот-д'Ивуар (1,3 млн. т), Гана, Нигерия и Камерун, а также Бразилия, Эква­дор и страны Юго-Восточной Азии - особенно Индонезия и Малайзия. Приложение №4


5. Растениеводство. Непродовольственные культуры. Основными волокнистыми культурами мира являются хлопчатник, лен-долгунец и джут.

Хлопчатник и лен относятся и к масличным и к волок­нистым техническим культурам. В производстве хлопка ведущими странами являются Китай, США, Индия, Пакистан, Узбекистан. Россия, Белоруссия, Украина.

Хлопчатник — чрезвычайно теплолюбивая культура. В мире выращива­ется около 20 млн. тонн хлопка-сырца. Основными производителями хлоп­ка являются страны с жарким климатом:

Китай (около 4 млн. т); США (3,85 млн. г); Индия (более 2 млн. т). За ними следуют Пакистан, Узбекистан, Турция, Австралия. Бразилия. Греция, Сирия, Египет.

Лён-долгунец - культура северная, холодостойкая и нетребовательная к почвам. Крупнейшими производителями льна являются Россия, Франция, Германия, Белоруссия и Польша. Польша лидируют в производстве льна-долгунца.

К волокнистым культурам относится джут, выращиваемый в дельте Ганга - в Индии и Бангладеш. 85 % натурального каучука из гевеи производят страны Юго-Восточной Азии: Малайзия, Индонезия, Таиланд и Мьянма. Джут выращивают преимущественно на его родине - в дельте Ганга: в Индии и Бангладеш.

Крупнейший производитель табака - Китай, в значитель­но меньших объемах его производят в Индии, Бразилии, Ита­лии, Греции и др.

Единственным каучуконосом является гевея, 85% натурального каучу­ка производят страны Юго-Восточной Азии, особенно Малайзия, Индоне­зия, Таиланд и Мьянма.


IV. Закрепление изученного материала.

1. Какие природные условия особенно влияют на сельское хозяйство? Ка­кова роль природных условий в развитии сельского хозяйства? (Влияют на специализацию сельского хозяйства, усложняют или облегчают сельскохозяйственное освоение территории).

2. По карте в учебнике определите долю обрабатываемых зе­мель (пашни) в общем земельном фонде мира и установите основные районы концентрации пашни.

3. Вспомните долю обра­батываемых земель в общей площади частей света и крупных ре­гионов, сделайте вывод.

4. Какие изменения вносит НТР в зави­симость сельского хозяйства от природных условий?

Затем по агроклиматической карте в атласе класса уча­щиеся выявляют конкретную зависимость специализации сельско­го хозяйства от природных условий. При этом выявляется роль общественно-экономических факторов в развитии и размещении сельского хозяйства.

Приложение №5

Приложение №1

Структура земельного фонда в %


Африка

Австралия

СНГ

Зарубежная Европа

Зарубежная Азия

Земли населенных пунктов, промышленности, транспорта

2

1

1

5

2

Обрабатываемые земли

17

5

10

29

17

Леса

22

18

37

31

17

Естественные луга и пастбища

17

54

17

18

22

Малопродуктивные и непродуктивные земли

42

22

35

17

42


Приложение №2

Оценка земельных ресурсов региона в сравнении с мировыми показателями

Доля от мирового значения в %

Африка

Австралия

Северная Америка

Южная Америка

Евразия

Земельный фонд

23

6

17

13

41

Пашня

15

3

15

8

59

Луга и пастбища

24

15

10

17

34

Леса

18

3

17

24

38

Прочие земли

22

5

14

9

50

Приложение №3

Доля региона в мировом производстве

Виды с/х культур

Доля региона в мировом производстве

Африка

Австралия

Северная Америка

Южная Америка

Зарубежная Европа

Зарубежная Азия

СНГ

млн.

т

в

%

млн.

т

в

%

млн.

т

в

%

млн.

т

в

%

млн.

т

в

%

млн.

т

в

%

млн.

т

в

%

Пшеница

15

2,5

20

3,3

95

15,8

25

4,3

120


230


80

13,2

Рис

15

2,6

2

0,3

10

1,7

20

3,4

10

1,7

540


3


Кукуруза

25

4,3

-

-

260

44,7

75

12,9

70

11,9

150

25

20

3,3


Приложение №4






















Приложение№5

Схема работы

2. Вопросы слушателей




3. Ответы


1. Выступления обучающихся






4. Гипотезы

Предположения 5. Обоснование

Факты Вывод

Прогноз



Приложение № 6

Структура земельного фонда (в %, на начало 80-ых годов)

Материки и регионы

Земельный фонд

Сельскохозяйственные земли

Леса

Прочие земли

обрабатываемые

луга и пастбища

Весь мир

100

100

100

100

100

Европа (с СССР)

20

27

16

26

16

Северная Америка

15

15

10

19

14

Латинская Америка

15

8

17

25

9

Южная и Юго-Восточная Азия

16

27

11

12

18

Юго-Западная Азия

9

5

7

3

16

Африка

19

15

24

13

22

Австралия и Новая Зеландия

9

3

15

2

5


Приложение №7

Требования отдельных сельскохозяйственных растений к климатическим условиям

(по И.В. Ладыженской и В.С. Крючкову)

Культура

Минимальная температура начала вегетации в °С

Температура, ниже которой настает повреждение растения, в °С

Число дней вегетацион-

ного периода

Сумма температур за период вегетации в °С

Время преимущественного потребления воды из почвы

А. Растения умеренного и зимней вегетации субтропического климата, нормально развивающиеся при изменяющемся режиме тепла, холодостойкие, растения длинного дня или нейтральные

Яровая пшеница

+4-5

-6-8

80-120

1200-1700

Весна, начало лета

Сахарная

свекла

+8-10

-4-5

120-160

2000-2800

Лето

Озимая пшеница

+4-5

-10-20

80-120

1150-1500

Весна, начало лета

Б. Растения тропического и летней вегетации субтропического климата, развивающиеся при мало изменяющемся режиме тепла, неустойчивые к низким температурам, растения короткого дня или нейтральные

Кукуруза на зерно

+10

-2

120-160

2100-2900

Лето

Рис

+12-15

-1

100-180

2200-3200

Лето

Картофель

+10

-2

60-120

1200-1800

Лето

Хлопчатник

+12-15

-1

140-180

2900-4000

От весны до осени












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!