Семинар «Методы решения педагогических конфликтов». 01.11.2017г.
ЦЕЛЬ: 1. ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ,
2.ПОИСК ПУТЕЙ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ.
ЗАДАЧИ: Ознакомление педагогов с понятием конфликта, и изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.
Осмысление членами педагогического коллектива основных причин возникновения конфликтных ситуаций.
Определение педагогами особенностей поведения конфликтной ситуации, стилей разрешения конфликтов.
Конфликт- столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей.
- В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу,
- либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах,
- либо несовпадение интересов, желаний партнёров.
Конфликты могут возникать в связи с противоречиями:
- при введении новшеств, когда сталкиваются новаторство и консерватизм;
- групповых интересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы при игнорировании общих интересов;
- связанными с личными, эгоистичными побуждениями, когда корысть побуждает все другие мотивы.
Межличностный конфликт
- возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то это вызывает тревожность и недоверие, накладывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и психологическое состояние конкретного человека.
- Ещё недавно конфликт считался всецело негативным явлением в системе взаимоотношений между людьми. В настоящее время психологи рассматривают конфликт как естественное возникновение назревших противоречий между людьми.
способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений (хорошие, полезные)
В зависимости от способа разрешения выделяют
Конфликты
Продуктивные
Деструктивные
препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие)
Педагогические конфликты и причины их возникновения
Все педагогические конфликты можно разделить на 3 группы:
К
О
Н
Ф
Л
И
К
Т
Ы
Мотивационные . Они возникают между учителями и учениками из-за учебной мотивации учащихся или, проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению.
Связанные с недостатками в организации обучения.
конфликтный период происходит в начальной школе, когда 1-классник переживает довольно сложный и даже болезненный этап в своей жизни: происходит смена игровой деятельности на учебную.
конфликтный период - переход в 5 класс. На смену одному учителю приходят несколько учителей –предметников, появляются новые школьные предметы.
Конфликтный период - в начале 9 класса, когда нужно решить, что делать после его окончания – идти в среднее учебное заведение или в 10 класс.
Конфликтный период – окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной и интимной жизни.
Конфликт взаимодействий : учащихся между собой, учителей и учащихся, учителей и администрации. Они происходят, в основном, из-за личностных особенностей конфликтующих:
а) среди учащихся наиболее распространены конфликты лидерства: группы мальчиков и группы девочек, 3-4 подростков с целым классом и т.д.
б) конфликты «учитель- ученик» помимо мотивационных могут носить и нравственно-этический характер;
в) конфликты «учитель - ученик» могут возникать по различным причинам: личного характера между учителями начальных классов и учителями-предметниками;
Структура, сфера, динамика конфликта
- Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, из взаимодействия объектов конфликта.
- Внутренняя позиция участников состоит из их целей, интересов и мотивов, она находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе взаимодействия.
- Внешняя позиция проявляется в речи конфликтующих, отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях.
- У большинства учащихся в возрасте 10-13 лет возникает комплекс самоутверждения. Подросток стремится «быть взрослым», выделиться и утвердить своё «Я». Если вы хотите ему помочь, постарайтесь найти такую деятельность, в которой он сможет добиться успеха, проявить себя и получить признание.
Объект конфликта
- Объект конфликта определить бывает непросто. К примеру: нарушение дисциплины на уроке. В этом случае учитель и ученик имеют разные объекты конфликтной ситуации. Для учителя объектом выступает дисциплина в классе, для ученика – стремление к самоутверждению. Улаживание конфликта может начаться с объединения объектов: учитель поручает, например, интересное дело, в ходе выполнения которого возникают условия для удовлетворения подростками его потребности в самоутверждении
Динамика конфликта
- Динамика конфликта складывается из трёх основных стадий: нарастания, реализации, затухания. Блокировать развитие конфликта можно на стадии его возникновения. Один из эффективных способов блокировки конфликта –переведение его их плоскости коммуникативных взаимоотношений в плоскость предметно - деятельностную. Например, в тот момент, когда вы заметили нарастание напряжённости между двумя учениками, дайте им обоим какое – либо поручение, особенно если оно связано с выполнением физического труда.
- Если конфликт всё же «разгорелся», то подавлять его уже не так просто. Но когда конфликтующие стороны исчерпают свои силы энергии, выплеснут эмоции и наступит стадия затухания, вот здесь возможна и эффективна воспитательная коррекция.
- У конфликтующих возникают чувства виновности, сожаления и даже раскаяния. На этой стадии можно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов.
Выделяют следующие стили разрешения конфликта:
- силой (выигрыш – проигрыш);
- через сотрудничество (выигрыш – выигрыш);
- уход от конфликта (проигрыш - проигрыш);
- уход в положение другой стороны (невыигрыш – выигрыш);
- разрешение конфликта через компромисс
( невыигрыш – невыигрыш)
Психологическое самочувствие обучающихся в школе прежде всего зависит:
- от типа класса и его статуса в общей структуре школьного коллектива;
- от статуса самого ученика в глазах учителей (репутация «отличника», «хорошиста», «троечника», «неуспевающего»;
- от психологических особенностей личности учащегося.
Статистические данные:
- каждый второй ученик в отношении с учителями переживает конфликтные ситуации;
- каждый второй ученик в отношении с учителями переживает конфликтные ситуации;
- каждый второй ученик в отношении с учителями переживает конфликтные ситуации;
Конфликты в школьной среде. Пути их предупреждения и преодоления.
- В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течении длительного времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, выделение лидеров и т.д. в классе собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни.
Что делать, чтобы конфликтов было меньше?
Можно значительно уменьшить количество конфликтов в школе, если заниматься формированием межличностных отношений в коллективе, организацией общения. Для этого необходимо:
- изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;
- определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто «другие» дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них «ситуаций успеха»;
- организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;
- формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых – забота, внимание друг к другу;
- организация игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекции взаимоотношений между детьми.
Как быть, если конфликты всё же возникают?
Психологи К.Томас и Р. Килменн определили 5 стилей поведения в конфликтной ситуации:
- стиль конкуренции – один из участников конфликта достигает своей цели путём подавления другого. Результат – конфликт «загоняется» вглубь: психологическое напряжение, дискомфорт, неблагоприятное эмоциональное состояние соперника;
- стиль уклонения – один из участников уходит от конфликта, избегает его. Это происходит в следующих ситуациях : когда он чувствует себя неправым, ощущает безнадёжность ситуации, не хочет тратить силы. Уклоняющийся не получает полного удовлетворения от такого разрешения конфликта;
- стиль приспособления – участник конфликта подчиняется другому, делает то, что он требует, перестаёт отстаивать свои интересы. Человек жертвует иногда не только своими интересами, но и достоинством;
- стиль компромисса – участники конфликта частично уступают друг другу, заключают как бы временное перемирие. Это поверхностный уровень решения проблемы, так как конфликт не разрешается полностью, а лишь откладывается;
- стиль сотрудничества – происходит открытое обсуждение возникшей конфликтной ситуации, нужд и желаний каждого человека, поиск решения, позволяющего удовлетворить каждого.
- Стиль сотрудничества – это наиболее оптимальный стиль поведения в конфликтной ситуации, так как конструктивное разрешение конфликта предполагает достижение совместной цели при условии удовлетворённости партнёров.
Как разрешать конфликты, возникающие между школьниками ?
Прежде всего надо постараться выяснить источники конфликта. Наиболее распространённые причины конфликтов в школьной среде:
- борьба за лидерство; ущемление достоинства или амбиций одного из детей; неподтверждение ролевых ожиданий, например: одна из конфликтующих сторон считала другую своей подругой, а та не поддержала её в ситуации, когда надо «выручать»; психологическая несовместимость; примитивный тип общения одного из противников: для него конфликтное поведение является нормой, он грубит, «задевает» других, провоцирует их на конфронтацию.
- борьба за лидерство;
- ущемление достоинства или амбиций одного из детей;
- неподтверждение ролевых ожиданий, например: одна из конфликтующих сторон считала другую своей подругой, а та не поддержала её в ситуации, когда надо «выручать»;
- психологическая несовместимость;
- примитивный тип общения одного из противников: для него конфликтное поведение является нормой, он грубит, «задевает» других, провоцирует их на конфронтацию.
Как действовать в ситуации конфликта педагогу? Психологи выделяют прямые и косвенные методы погашения конфликтов.
Прямые методы погашения конфликтов
1. П римирение – на основе компромисса, который не ущемлял бы личного достоинства обеих сторон:
педагог поочерёдно приглашает к себе враждующих и просит каждого изложить суть и причины столкновения, при этом пресекаются попытки очернить другого, выслушиваются только факты, а не эмоции. Затем педагог принимает решение. Конфликтующие высказывают свои претензии друг другу в классе. Решение принимается на основе выступления детей и объявляется от лица группы.
2. Если конфликт не утихает, педагог прибегает к санкциям в отношении конфликтующих.
3. Если и это не помогает – как вынужденная мера представляется необходимость развести конфликтующих по разным группам.
Прямые методы позволяют зачастую снять внешнее напряжение, сгладить ситуацию, но при этом могут загнать конфликт «вглубь», а не разрешить его. Поэтому предпочтительнее использовать другие методы.
Косвенные методы погашения конфликтов
- Прежде всего надо дать конфликтующим возможность выговориться, «выпустить пар». Задача педагога – не оценивать, не делать замечания, а внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции и конфликтующие не будут готовы принять спокойно и разумно доводы педагога и друг друга.
- Педагог повторяет, уточняет высказанное обеими сторонами, пытается помочь им определить суть разногласий, сформулировать проблему, которую надо решить.
- После этого следует предложение конфликтующим найти выход: « Что будем делать?»Посредник выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к достижению компромисса или совместному решению проблемы.
Выход из конфликта «ученик - учитель»
Причины такого противостояния, с точки зрения учеников:
- оскорбления со стороны учителя;
- нетактичное поведение учителя;
- необъективность в оценке знаний;
- завышенные требования;
- выраженные симпатии и антипатии к отдельным ученикам.
В результате нарушения межличностного взаимодействия между учителями и подростками формируется барьер, проявляющийся у ребёнка в грубости, конфликтности. Разрушить этот барьер подросток самостоятельно не может. Здесь всё зависит от учителя. Но учителя в целом негативно относятся к « трудным» подросткам. Обычно все их попытки справиться с неуспеваемостью этих ребят сводятся к методам так называемого негативного стимулирования – к нравоучениям, взысканиям, наказаниям, «проработкам» в присутствии всего класса. Всё это не приносит позитивных результатов, наоборот, ещё больше озлобляет и восстанавливает «трудных» учеников против учителей, против учёбы и против школы в целом. Учителя с лёгкостью приклеивают таким школьникам ярлык «трудный», «трудновоспитуемый», чтобы оправдать своё неумение или педагогическое бессилие.
- Учителя предпочитают учеников послушных, не доставляющих хлопот, и явно недоброжелательно относятся к «трудным» ученикам, не щадят их самолюбие, вступают с ними в конфликт. В своём противостоянии с недисциплинированными учениками учителя стараются заручиться поддержкой класса. С этой целью поведение, учёба, прилежание, отрицательные качества характера осуждаются учителем на классных мероприятиях и на уроках на фоне положительных примеров из числа хорошо успевающих школьников. Всё это оскорбляет их достоинство, наносит им глубокую психологическую травму, восстанавливает против класса, против примерных учеников. В результате они оказываются в изолированном, отверженном положении, испытывают чувство одиночества и неполноценности.
- Подросток пытается завоевать определённое положение среди учеников по механизму реактивного образования: с помощью негативизма, ярко выраженного непослушания, немотивированного упрямства, демонстративной агрессивности и конфликтности, бравады отрицательными качествами: курением, употреблением спиртных напитков и т.д. таким образом, школа перестаёт быть для «трудного» основной сферой, где подросток удовлетворяет потребность в общении. Такие подростки ищут поддержки, понимания в асоциальных уличных компаниях, где они застревают, начинают проводить свободное время в примитивных формах:.
Стратегия педагога
- акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности.
-избегать оценочных слов вроде «плохо», «неправильно», «глупо», «по-хамски»)
-Управлять своими эмоциями
Не усиливать напряжение ситуации
- Типичные ошибки:
- Типичные ошибки:
повышаем голос;
произносим фразу типа «Учитель здесь пока ещё я»;
оставляем последнее слово за собой;
используем позы и жесты, которые «давят»;
используем оскорбительные, унижающие выражения;
прибегаем к сарказму;
действуем как начальник;
ставим ученика в угол;
оправдываемся, защищаемся или снисходительно;
соглашаемся;
делаем обобщения вроде «Вы все одинаковы»;
изображаем негодование;
добиваемся своего придирками;
передразниваем ученика;
сравниваем одного ученика с другим;
Обсуждать поступок позже
Позволять ученику «сохранить» лицо ( дать возможность ученику поиграть в шоу- построить гримасу, жестами выразить недовольство, несколько раз повторить вопрос и т.д. – в результате ученик окажется в смешном положении, а не вы)
Демонстрировать неагрессивное поведение, научиться проводить короткую релаксацию.
Тест: «Конфликтный ли Вы человек?»
- 1 .Я обычно спокойно переношу самодовольных людей
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
- 2. Я подозреваю людей, которые проявляют чрезмерное дружелюбие, в коварстве
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
- 3. Если на меня кто-либо сердится, то я :
а) постараюсь успокоиться
б) рассержусь сам
в) затрудняюсь ответить
- 4. Я считаю, что нет совсем плохих людей, нужно постараться каждого понять, и он ответит тебе добром:
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
- 5. Когда мною командуют, я нарочно поступаю наоборот:
а) именно так
б) так не бывает
в)затрудняюсь ответить
- 6. Если руководство или члены моей семьи меня в чём-то упрекают, то, как правило, только за дело:
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
- 7. Иногда я выдаю шутку (даже глупость), чтобы удивить людей и посмотреть, как они будут реагировать:
а) случается
б) никогда
в) затрудняюсь ответить
- 8. Я тщательно продумываю, как повлиять на товарищей, чтобы они помогли достигнуть моей цели:
а)да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
- 9. Если моё удачное замечание осталось незамеченным, я:
а) не повторю
б) повторю его снова
в) затрудняюсь ответить
- 10. Меня огорчает, если обо мне говорят дурно без всяких оснований:
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
ОБРАБОТКА
- 2 балла присуждается в вопросах
2, 5, 7, 8, 10 за ответ «а»
и за ответы «б» в вопросах 1 , 3, 4, 6, 9
Ответы:
- От 6 до 12 баллов – человек достаточно гибок, но меняет отношение с трудом, скорее в лучшую сторону. Открыт для компромиссов, но прежде, чем установить дружеские отношения, изучает партнёра.
- От 1 до 19 баллов – осторожен, подозрителен. Всегда ожидает конфликта, умеет управлять окружающими, но плохо ориентируется в их психологии.
- От 20 баллов и выше – человеку очень трудно ладить с людьми, для него конфликт – это образ жизни.
Выводы:
- конфликта не надо бояться, он является неким индикатором того, куда направлять первоочередные усилия
- не всегда конфликт определяется одной проблемой, возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным
- разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным, но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т.д.) согласно ситуации
- при анализе конфликтной ситуации важно учитывать все факторы, способствующие её возникновению
Педагогическая профессия – одна из самых сложных на Земле (по причине сложности «материала», с которым работает учитель). Она отнимает много интеллектуальных и душевных сил, нервной энергии, времени. Поэтому в целях самосохранения постараемся всячески избегать конфликтов, если в их основе – явная не помеха делу, а лишь наши эмоции и оценки.