СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар для педагогов «Методы решения педагогических конфликтов».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ:  1. ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ,              2.ПОИСК ПУТЕЙ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

Просмотр содержимого документа
«Семинар для педагогов «Методы решения педагогических конфликтов».»

Семинар  «Методы решения педагогических конфликтов».  01.11.2017г. ЦЕЛЬ: 1. ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ,  2.ПОИСК ПУТЕЙ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ. ЗАДАЧИ: Ознакомление педагогов с понятием конфликта, и изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей. Осмысление членами педагогического коллектива основных причин возникновения конфликтных ситуаций. Определение педагогами особенностей поведения конфликтной ситуации, стилей разрешения конфликтов.

Семинар «Методы решения педагогических конфликтов». 01.11.2017г.

ЦЕЛЬ: 1. ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ,

2.ПОИСК ПУТЕЙ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ.

ЗАДАЧИ: Ознакомление педагогов с понятием конфликта, и изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.

Осмысление членами педагогического коллектива основных причин возникновения конфликтных ситуаций.

Определение педагогами особенностей поведения конфликтной ситуации, стилей разрешения конфликтов.

Конфликт- столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнёров.

Конфликт- столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей.

  • В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу,
  • либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах,
  • либо несовпадение интересов, желаний партнёров.
Конфликты могут возникать в связи с противоречиями: при введении новшеств, когда сталкиваются новаторство и консерватизм; групповых интересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы при игнорировании общих интересов; связанными с личными, эгоистичными побуждениями, когда корысть побуждает все другие мотивы.

Конфликты могут возникать в связи с противоречиями:

  • при введении новшеств, когда сталкиваются новаторство и консерватизм;
  • групповых интересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы при игнорировании общих интересов;
  • связанными с личными, эгоистичными побуждениями, когда корысть побуждает все другие мотивы.
Межличностный конфликт  возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то это вызывает тревожность и недоверие, накладывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и психологическое состояние конкретного человека. Ещё недавно конфликт считался всецело негативным явлением в системе взаимоотношений между людьми. В настоящее время психологи рассматривают конфликт как естественное возникновение назревших противоречий между людьми.

Межличностный конфликт

  • возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то это вызывает тревожность и недоверие, накладывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и психологическое состояние конкретного человека.
  • Ещё недавно конфликт считался всецело негативным явлением в системе взаимоотношений между людьми. В настоящее время психологи рассматривают конфликт как естественное возникновение назревших противоречий между людьми.
способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений (хорошие, полезные) В зависимости от способа разрешения выделяют  Конфликты Продуктивные Деструктивные препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие)

способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений (хорошие, полезные)

В зависимости от способа разрешения выделяют

Конфликты

Продуктивные

Деструктивные

препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие)

Педагогические  конфликты и причины их возникновения      Все педагогические конфликты можно разделить на 3 группы:

Педагогические конфликты и причины их возникновения

Все педагогические конфликты можно разделить на 3 группы:

К

О

Н

Ф

Л

И

К

Т

Ы

Мотивационные . Они возникают между учителями и учениками из-за учебной мотивации учащихся или, проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению.

Связанные с недостатками в организации обучения.

конфликтный период происходит в начальной школе, когда 1-классник переживает довольно сложный и даже болезненный этап в своей жизни: происходит смена игровой деятельности на учебную.

конфликтный период - переход в 5 класс. На смену одному учителю приходят несколько учителей –предметников, появляются новые школьные предметы.

Конфликтный период - в начале 9 класса, когда нужно решить, что делать после его окончания – идти в среднее учебное заведение или в 10 класс.

Конфликтный период – окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной и интимной жизни.

Конфликт взаимодействий : учащихся между собой, учителей и учащихся, учителей и администрации. Они происходят, в основном, из-за личностных особенностей конфликтующих:

а) среди учащихся наиболее распространены конфликты лидерства: группы мальчиков и группы девочек, 3-4 подростков с целым классом и т.д.

б) конфликты «учитель- ученик» помимо мотивационных могут носить и нравственно-этический характер;

в) конфликты «учитель - ученик» могут возникать по различным причинам: личного характера между учителями начальных классов и учителями-предметниками;

Структура, сфера, динамика конфликта  Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, из взаимодействия объектов конфликта. Внутренняя позиция участников состоит из их целей, интересов и мотивов, она находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речи конфликтующих, отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях. У большинства учащихся в возрасте 10-13 лет возникает комплекс самоутверждения. Подросток стремится «быть взрослым», выделиться и утвердить своё «Я». Если вы хотите ему помочь, постарайтесь найти такую деятельность, в которой он сможет добиться успеха, проявить себя и получить признание.

Структура, сфера, динамика конфликта

  • Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, из взаимодействия объектов конфликта.
  • Внутренняя позиция участников состоит из их целей, интересов и мотивов, она находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе взаимодействия.
  • Внешняя позиция проявляется в речи конфликтующих, отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях.
  • У большинства учащихся в возрасте 10-13 лет возникает комплекс самоутверждения. Подросток стремится «быть взрослым», выделиться и утвердить своё «Я». Если вы хотите ему помочь, постарайтесь найти такую деятельность, в которой он сможет добиться успеха, проявить себя и получить признание.
Объект конфликта Объект конфликта определить бывает непросто. К примеру: нарушение дисциплины на уроке. В этом случае учитель и ученик имеют разные объекты конфликтной ситуации. Для учителя объектом выступает дисциплина в классе, для ученика – стремление к самоутверждению. Улаживание конфликта может начаться с объединения объектов: учитель поручает, например, интересное дело, в ходе выполнения которого возникают условия для удовлетворения подростками его потребности в самоутверждении

Объект конфликта

  • Объект конфликта определить бывает непросто. К примеру: нарушение дисциплины на уроке. В этом случае учитель и ученик имеют разные объекты конфликтной ситуации. Для учителя объектом выступает дисциплина в классе, для ученика – стремление к самоутверждению. Улаживание конфликта может начаться с объединения объектов: учитель поручает, например, интересное дело, в ходе выполнения которого возникают условия для удовлетворения подростками его потребности в самоутверждении
Динамика конфликта Динамика конфликта складывается из трёх основных стадий: нарастания, реализации, затухания. Блокировать развитие конфликта можно на стадии его возникновения. Один из эффективных способов блокировки конфликта –переведение его их плоскости коммуникативных взаимоотношений в плоскость предметно - деятельностную. Например, в тот момент, когда вы заметили нарастание напряжённости между двумя учениками, дайте им обоим какое – либо поручение, особенно если оно связано с выполнением физического труда. Если конфликт всё же «разгорелся», то подавлять его уже не так просто. Но когда конфликтующие стороны исчерпают свои силы энергии, выплеснут эмоции и наступит стадия затухания, вот здесь возможна и эффективна воспитательная коррекция. У конфликтующих возникают чувства виновности, сожаления и даже раскаяния. На этой стадии можно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов.

Динамика конфликта

  • Динамика конфликта складывается из трёх основных стадий: нарастания, реализации, затухания. Блокировать развитие конфликта можно на стадии его возникновения. Один из эффективных способов блокировки конфликта –переведение его их плоскости коммуникативных взаимоотношений в плоскость предметно - деятельностную. Например, в тот момент, когда вы заметили нарастание напряжённости между двумя учениками, дайте им обоим какое – либо поручение, особенно если оно связано с выполнением физического труда.
  • Если конфликт всё же «разгорелся», то подавлять его уже не так просто. Но когда конфликтующие стороны исчерпают свои силы энергии, выплеснут эмоции и наступит стадия затухания, вот здесь возможна и эффективна воспитательная коррекция.
  • У конфликтующих возникают чувства виновности, сожаления и даже раскаяния. На этой стадии можно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов.
Выделяют следующие стили разрешения конфликта: силой (выигрыш – проигрыш); через сотрудничество (выигрыш – выигрыш); уход от конфликта (проигрыш - проигрыш); уход в положение другой стороны (невыигрыш – выигрыш); разрешение конфликта через компромисс ( невыигрыш – невыигрыш)

Выделяют следующие стили разрешения конфликта:

  • силой (выигрыш – проигрыш);
  • через сотрудничество (выигрыш – выигрыш);
  • уход от конфликта (проигрыш - проигрыш);
  • уход в положение другой стороны (невыигрыш – выигрыш);
  • разрешение конфликта через компромисс

( невыигрыш – невыигрыш)

Психологическое самочувствие обучающихся в школе прежде всего зависит:  от типа класса и его статуса в общей структуре школьного коллектива; от статуса самого ученика в глазах учителей (репутация «отличника», «хорошиста», «троечника», «неуспевающего»; от психологических особенностей личности учащегося. Статистические данные: каждый второй ученик в отношении с учителями переживает конфликтные ситуации; каждый второй ученик в отношении с учителями переживает конфликтные ситуации; каждый второй ученик в отношении с учителями переживает конфликтные ситуации;

Психологическое самочувствие обучающихся в школе прежде всего зависит:

  • от типа класса и его статуса в общей структуре школьного коллектива;
  • от статуса самого ученика в глазах учителей (репутация «отличника», «хорошиста», «троечника», «неуспевающего»;
  • от психологических особенностей личности учащегося.

Статистические данные:

  • каждый второй ученик в отношении с учителями переживает конфликтные ситуации;
  • каждый второй ученик в отношении с учителями переживает конфликтные ситуации;
  • каждый второй ученик в отношении с учителями переживает конфликтные ситуации;
Конфликты в школьной  среде.  Пути их предупреждения и преодоления. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течении длительного времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, выделение лидеров и т.д. в классе собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни.

Конфликты в школьной среде. Пути их предупреждения и преодоления.

  • В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течении длительного времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, выделение лидеров и т.д. в классе собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни.
Что делать, чтобы конфликтов было меньше?  Можно значительно уменьшить количество конфликтов в школе, если заниматься формированием межличностных отношений в коллективе, организацией общения. Для этого необходимо: изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную; определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто «другие» дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них «ситуаций успеха»; организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия; формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых – забота, внимание друг к другу; организация игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекции взаимоотношений между детьми.

Что делать, чтобы конфликтов было меньше?

Можно значительно уменьшить количество конфликтов в школе, если заниматься формированием межличностных отношений в коллективе, организацией общения. Для этого необходимо:

  • изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;
  • определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто «другие» дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них «ситуаций успеха»;
  • организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;
  • формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых – забота, внимание друг к другу;
  • организация игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекции взаимоотношений между детьми.

Как быть, если конфликты всё же возникают?

Психологи К.Томас и Р. Килменн определили 5 стилей поведения в конфликтной ситуации:

  • стиль конкуренции – один из участников конфликта достигает своей цели путём подавления другого. Результат – конфликт «загоняется» вглубь: психологическое напряжение, дискомфорт, неблагоприятное эмоциональное состояние соперника;
  • стиль уклонения – один из участников уходит от конфликта, избегает его. Это происходит в следующих ситуациях : когда он чувствует себя неправым, ощущает безнадёжность ситуации, не хочет тратить силы. Уклоняющийся не получает полного удовлетворения от такого разрешения конфликта;
  • стиль приспособления – участник конфликта подчиняется другому, делает то, что он требует, перестаёт отстаивать свои интересы. Человек жертвует иногда не только своими интересами, но и достоинством;
  • стиль компромисса – участники конфликта частично уступают друг другу, заключают как бы временное перемирие. Это поверхностный уровень решения проблемы, так как конфликт не разрешается полностью, а лишь откладывается;
  • стиль сотрудничества – происходит открытое обсуждение возникшей конфликтной ситуации, нужд и желаний каждого человека, поиск решения, позволяющего удовлетворить каждого.
  • Стиль сотрудничества – это наиболее оптимальный стиль поведения в конфликтной ситуации, так как конструктивное разрешение конфликта предполагает достижение совместной цели при условии удовлетворённости партнёров.
Как разрешать конфликты, возникающие между школьниками ?  Прежде всего надо постараться выяснить источники конфликта. Наиболее распространённые причины конфликтов в школьной среде: борьба за лидерство; ущемление достоинства или амбиций одного из детей; неподтверждение ролевых ожиданий, например: одна из конфликтующих сторон считала другую своей подругой, а та не поддержала её в ситуации, когда надо «выручать»; психологическая несовместимость; примитивный тип общения одного из противников: для него конфликтное поведение является нормой, он грубит, «задевает» других, провоцирует их на конфронтацию. борьба за лидерство; ущемление достоинства или амбиций одного из детей; неподтверждение ролевых ожиданий, например: одна из конфликтующих сторон считала другую своей подругой, а та не поддержала её в ситуации, когда надо «выручать»; психологическая несовместимость; примитивный тип общения одного из противников: для него конфликтное поведение является нормой, он грубит, «задевает» других, провоцирует их на конфронтацию.

Как разрешать конфликты, возникающие между школьниками ?

Прежде всего надо постараться выяснить источники конфликта. Наиболее распространённые причины конфликтов в школьной среде:

  • борьба за лидерство; ущемление достоинства или амбиций одного из детей; неподтверждение ролевых ожиданий, например: одна из конфликтующих сторон считала другую своей подругой, а та не поддержала её в ситуации, когда надо «выручать»; психологическая несовместимость; примитивный тип общения одного из противников: для него конфликтное поведение является нормой, он грубит, «задевает» других, провоцирует их на конфронтацию.
  • борьба за лидерство;
  • ущемление достоинства или амбиций одного из детей;
  • неподтверждение ролевых ожиданий, например: одна из конфликтующих сторон считала другую своей подругой, а та не поддержала её в ситуации, когда надо «выручать»;
  • психологическая несовместимость;
  • примитивный тип общения одного из противников: для него конфликтное поведение является нормой, он грубит, «задевает» других, провоцирует их на конфронтацию.
Как действовать в ситуации конфликта педагогу?  Психологи выделяют прямые и косвенные методы погашения конфликтов.  Прямые методы погашения конфликтов  1. П римирение – на основе компромисса, который не ущемлял бы личного достоинства обеих сторон:  педагог поочерёдно приглашает к себе враждующих и просит каждого изложить суть и причины столкновения, при этом пресекаются попытки очернить другого, выслушиваются только факты, а не эмоции. Затем педагог принимает решение. Конфликтующие высказывают свои претензии друг другу в классе. Решение принимается на основе выступления детей и объявляется от лица группы.  2. Если конфликт не утихает, педагог прибегает к санкциям в отношении конфликтующих.  3. Если и это не помогает – как вынужденная мера представляется необходимость развести конфликтующих по разным группам.  Прямые методы позволяют зачастую снять внешнее напряжение, сгладить ситуацию, но при этом могут загнать конфликт «вглубь», а не разрешить его. Поэтому предпочтительнее использовать другие методы.

Как действовать в ситуации конфликта педагогу? Психологи выделяют прямые и косвенные методы погашения конфликтов.

Прямые методы погашения конфликтов

1. П римирение – на основе компромисса, который не ущемлял бы личного достоинства обеих сторон:

педагог поочерёдно приглашает к себе враждующих и просит каждого изложить суть и причины столкновения, при этом пресекаются попытки очернить другого, выслушиваются только факты, а не эмоции. Затем педагог принимает решение. Конфликтующие высказывают свои претензии друг другу в классе. Решение принимается на основе выступления детей и объявляется от лица группы.

2. Если конфликт не утихает, педагог прибегает к санкциям в отношении конфликтующих.

3. Если и это не помогает – как вынужденная мера представляется необходимость развести конфликтующих по разным группам.

Прямые методы позволяют зачастую снять внешнее напряжение, сгладить ситуацию, но при этом могут загнать конфликт «вглубь», а не разрешить его. Поэтому предпочтительнее использовать другие методы.

Косвенные методы погашения конфликтов Прежде всего надо дать конфликтующим возможность выговориться, «выпустить пар». Задача педагога – не оценивать, не делать замечания, а внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции и конфликтующие не будут готовы принять спокойно и разумно доводы педагога и друг друга. Педагог повторяет, уточняет высказанное обеими сторонами, пытается помочь им определить суть разногласий, сформулировать проблему, которую надо решить. После этого следует предложение конфликтующим найти выход: « Что будем делать?»Посредник выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к достижению компромисса или совместному решению проблемы.

Косвенные методы погашения конфликтов

  • Прежде всего надо дать конфликтующим возможность выговориться, «выпустить пар». Задача педагога – не оценивать, не делать замечания, а внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции и конфликтующие не будут готовы принять спокойно и разумно доводы педагога и друг друга.
  • Педагог повторяет, уточняет высказанное обеими сторонами, пытается помочь им определить суть разногласий, сформулировать проблему, которую надо решить.
  • После этого следует предложение конфликтующим найти выход: « Что будем делать?»Посредник выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к достижению компромисса или совместному решению проблемы.
Выход из конфликта «ученик - учитель»  Причины такого противостояния, с точки зрения учеников: оскорбления со стороны учителя; нетактичное поведение учителя; необъективность в оценке знаний; завышенные требования; выраженные симпатии и антипатии к отдельным ученикам.

Выход из конфликта «ученик - учитель»

Причины такого противостояния, с точки зрения учеников:

  • оскорбления со стороны учителя;
  • нетактичное поведение учителя;
  • необъективность в оценке знаний;
  • завышенные требования;
  • выраженные симпатии и антипатии к отдельным ученикам.
В результате нарушения межличностного взаимодействия между учителями и подростками формируется барьер, проявляющийся у ребёнка в грубости, конфликтности. Разрушить этот барьер подросток самостоятельно не может. Здесь всё зависит от учителя.  Но учителя в целом негативно относятся к « трудным» подросткам. Обычно все их попытки справиться с неуспеваемостью этих ребят сводятся к методам так называемого негативного стимулирования – к нравоучениям, взысканиям, наказаниям, «проработкам» в присутствии всего класса. Всё это не приносит позитивных результатов, наоборот, ещё больше озлобляет и восстанавливает «трудных» учеников против учителей, против учёбы и против школы в целом. Учителя с лёгкостью приклеивают таким школьникам ярлык «трудный», «трудновоспитуемый», чтобы оправдать своё неумение или педагогическое бессилие.

В результате нарушения межличностного взаимодействия между учителями и подростками формируется барьер, проявляющийся у ребёнка в грубости, конфликтности. Разрушить этот барьер подросток самостоятельно не может. Здесь всё зависит от учителя. Но учителя в целом негативно относятся к « трудным» подросткам. Обычно все их попытки справиться с неуспеваемостью этих ребят сводятся к методам так называемого негативного стимулирования – к нравоучениям, взысканиям, наказаниям, «проработкам» в присутствии всего класса. Всё это не приносит позитивных результатов, наоборот, ещё больше озлобляет и восстанавливает «трудных» учеников против учителей, против учёбы и против школы в целом. Учителя с лёгкостью приклеивают таким школьникам ярлык «трудный», «трудновоспитуемый», чтобы оправдать своё неумение или педагогическое бессилие.

  • Учителя предпочитают учеников послушных, не доставляющих хлопот, и явно недоброжелательно относятся к «трудным» ученикам, не щадят их самолюбие, вступают с ними в конфликт. В своём противостоянии с недисциплинированными учениками учителя стараются заручиться поддержкой класса. С этой целью поведение, учёба, прилежание, отрицательные качества характера осуждаются учителем на классных мероприятиях и на уроках на фоне положительных примеров из числа хорошо успевающих школьников. Всё это оскорбляет их достоинство, наносит им глубокую психологическую травму, восстанавливает против класса, против примерных учеников. В результате они оказываются в изолированном, отверженном положении, испытывают чувство одиночества и неполноценности.
  • Подросток пытается завоевать определённое положение среди учеников по механизму реактивного образования: с помощью негативизма, ярко выраженного непослушания, немотивированного упрямства, демонстративной агрессивности и конфликтности, бравады отрицательными качествами: курением, употреблением спиртных напитков и т.д. таким образом, школа перестаёт быть для «трудного» основной сферой, где подросток удовлетворяет потребность в общении. Такие подростки ищут поддержки, понимания в асоциальных уличных компаниях, где они застревают, начинают проводить свободное время в примитивных формах:.
Стратегия педагога Правило1  - акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности.  -избегать оценочных слов вроде «плохо», «неправильно», «глупо», «по-хамски») Правило 2 -Управлять своими эмоциями

Стратегия педагога

  • Правило1

- акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности.

-избегать оценочных слов вроде «плохо», «неправильно», «глупо», «по-хамски»)

  • Правило 2

-Управлять своими эмоциями

Правило 3   Не усиливать напряжение ситуации Типичные ошибки: Типичные ошибки:   повышаем голос;   произносим фразу типа «Учитель здесь пока ещё я»;   оставляем последнее слово за собой;   используем позы и жесты, которые «давят»;   используем оскорбительные, унижающие выражения;   прибегаем к сарказму;   действуем как начальник;   ставим ученика в угол;   оправдываемся, защищаемся или снисходительно;   соглашаемся;   делаем обобщения вроде «Вы все одинаковы»;   изображаем негодование;   добиваемся своего придирками;   передразниваем ученика;   сравниваем одного ученика с другим;
  • Правило 3

Не усиливать напряжение ситуации

  • Типичные ошибки:
  • Типичные ошибки:

повышаем голос;

произносим фразу типа «Учитель здесь пока ещё я»;

оставляем последнее слово за собой;

используем позы и жесты, которые «давят»;

используем оскорбительные, унижающие выражения;

прибегаем к сарказму;

действуем как начальник;

ставим ученика в угол;

оправдываемся, защищаемся или снисходительно;

соглашаемся;

делаем обобщения вроде «Вы все одинаковы»;

изображаем негодование;

добиваемся своего придирками;

передразниваем ученика;

сравниваем одного ученика с другим;

Правило 4  Обсуждать поступок позже Правило 5  Позволять ученику «сохранить» лицо ( дать возможность ученику поиграть в шоу- построить гримасу, жестами выразить недовольство, несколько раз повторить вопрос и т.д. – в результате ученик окажется в смешном положении, а не вы) Правило 6  Демонстрировать неагрессивное поведение, научиться проводить короткую релаксацию.
  • Правило 4

Обсуждать поступок позже

  • Правило 5

Позволять ученику «сохранить» лицо ( дать возможность ученику поиграть в шоу- построить гримасу, жестами выразить недовольство, несколько раз повторить вопрос и т.д. – в результате ученик окажется в смешном положении, а не вы)

  • Правило 6

Демонстрировать неагрессивное поведение, научиться проводить короткую релаксацию.

Тест: «Конфликтный ли Вы человек?»  1 .Я обычно спокойно переношу самодовольных людей   а) да   б) нет   в) затрудняюсь ответить 2. Я подозреваю людей, которые проявляют чрезмерное дружелюбие, в коварстве   а) да   б) нет   в) затрудняюсь ответить 3. Если на меня кто-либо сердится, то я :   а) постараюсь успокоиться   б) рассержусь сам   в) затрудняюсь ответить

Тест: «Конфликтный ли Вы человек?»

  • 1 .Я обычно спокойно переношу самодовольных людей

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

  • 2. Я подозреваю людей, которые проявляют чрезмерное дружелюбие, в коварстве

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

  • 3. Если на меня кто-либо сердится, то я :

а) постараюсь успокоиться

б) рассержусь сам

в) затрудняюсь ответить

4. Я считаю, что нет совсем плохих людей, нужно постараться каждого понять, и он ответит тебе добром:   а) да   б) нет   в) затрудняюсь ответить 5. Когда мною командуют, я нарочно поступаю наоборот:   а) именно так   б) так не бывает   в)затрудняюсь ответить 6. Если руководство или члены моей семьи меня в чём-то упрекают, то, как правило, только за дело:   а) да   б) нет   в) затрудняюсь ответить 7. Иногда я выдаю шутку (даже глупость), чтобы удивить людей и посмотреть, как они будут реагировать:   а) случается   б) никогда   в) затрудняюсь ответить
  • 4. Я считаю, что нет совсем плохих людей, нужно постараться каждого понять, и он ответит тебе добром:

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

  • 5. Когда мною командуют, я нарочно поступаю наоборот:

а) именно так

б) так не бывает

в)затрудняюсь ответить

  • 6. Если руководство или члены моей семьи меня в чём-то упрекают, то, как правило, только за дело:

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

  • 7. Иногда я выдаю шутку (даже глупость), чтобы удивить людей и посмотреть, как они будут реагировать:

а) случается

б) никогда

в) затрудняюсь ответить

8. Я тщательно продумываю, как повлиять на товарищей, чтобы они помогли достигнуть моей цели:   а)да   б) нет   в) затрудняюсь ответить 9. Если моё удачное замечание осталось незамеченным, я:   а) не повторю   б) повторю его снова   в) затрудняюсь ответить 10. Меня огорчает, если обо мне говорят дурно без всяких оснований:   а) да   б) нет   в) затрудняюсь ответить
  • 8. Я тщательно продумываю, как повлиять на товарищей, чтобы они помогли достигнуть моей цели:

а)да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

  • 9. Если моё удачное замечание осталось незамеченным, я:

а) не повторю

б) повторю его снова

в) затрудняюсь ответить

  • 10. Меня огорчает, если обо мне говорят дурно без всяких оснований:

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

ОБРАБОТКА 2 балла присуждается в вопросах 2, 5, 7, 8, 10 за ответ «а» и за ответы «б» в вопросах 1 , 3, 4, 6, 9

ОБРАБОТКА

  • 2 балла присуждается в вопросах

2, 5, 7, 8, 10 за ответ «а»

и за ответы «б» в вопросах 1 , 3, 4, 6, 9

Ответы:   От 6 до 12 баллов – человек достаточно гибок, но меняет отношение с трудом, скорее в лучшую сторону. Открыт для компромиссов, но прежде, чем установить дружеские отношения, изучает партнёра. От 1 до 19 баллов – осторожен, подозрителен. Всегда ожидает конфликта, умеет управлять окружающими, но плохо ориентируется в их психологии. От 20 баллов и выше – человеку очень трудно ладить с людьми, для него конфликт – это образ жизни.

Ответы:

  • От 6 до 12 баллов – человек достаточно гибок, но меняет отношение с трудом, скорее в лучшую сторону. Открыт для компромиссов, но прежде, чем установить дружеские отношения, изучает партнёра.
  • От 1 до 19 баллов – осторожен, подозрителен. Всегда ожидает конфликта, умеет управлять окружающими, но плохо ориентируется в их психологии.
  • От 20 баллов и выше – человеку очень трудно ладить с людьми, для него конфликт – это образ жизни.
Выводы: конфликта не надо бояться, он является неким индикатором того, куда направлять первоочередные усилия не всегда конфликт определяется одной проблемой, возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным, но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т.д.) согласно ситуации при анализе конфликтной ситуации важно учитывать все факторы, способствующие её возникновению

Выводы:

  • конфликта не надо бояться, он является неким индикатором того, куда направлять первоочередные усилия
  • не всегда конфликт определяется одной проблемой, возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным
  • разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным, но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т.д.) согласно ситуации
  • при анализе конфликтной ситуации важно учитывать все факторы, способствующие её возникновению
 Педагогическая профессия – одна из самых сложных на Земле (по причине сложности «материала», с которым работает учитель). Она отнимает много интеллектуальных и душевных сил, нервной энергии, времени. Поэтому в целях самосохранения постараемся всячески избегать конфликтов, если в их основе – явная не помеха делу, а лишь наши эмоции и оценки.

Педагогическая профессия – одна из самых сложных на Земле (по причине сложности «материала», с которым работает учитель). Она отнимает много интеллектуальных и душевных сил, нервной энергии, времени. Поэтому в целях самосохранения постараемся всячески избегать конфликтов, если в их основе – явная не помеха делу, а лишь наши эмоции и оценки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!