Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство образования и науки Красноярского края Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 «Золотой ключик» комбинированного вида» ПРОГРАММА физкультурно-оздоровительного развития детей раннего и дошкольного возраста «ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ» Семинар –практикум : «детский сад – территория здоровья» г. Шарыпово, 2023 г.
Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно. Н.М. Амосов, академик
- Программа физкультурно-оздоровительного развития детей раннего и дошкольного возраста (с 2 до 8 лет) «Здоровый малыш» - это комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, любознательного, владеющего элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Цель и задачи программы:
Цель:
Создание в ДОУ условий для сохранения и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья и здоровья детей.
- Задачи:
- охрана и укрепление - физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
- развивать основные физические качества детей (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях;
- развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику;
- формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений;
- формировать начальные представления о некоторых видах спорта, овладение детьми подвижными играми с правилами;
- способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний;
- создать оптимальный режим дня, питания, обеспечивающих гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно – психическое и физическое развитие;
- обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка;
- выстроить единое образовательное пространство «семья - детский сад – социум » по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПО ПЯТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации, способности детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ:
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
- Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическая культура
- Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления;
- Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки;
- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
- Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;
- Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
ОО «СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
ИНТЕГРАЦИЯ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТЬЮ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
- Развивать опыт совместной игры взрослого с ребёнком и со сверстниками, побуждать к самостоятельному игровому творчеству в подвижных играх.
- Развивать умение чётко и лаконично давать ответ на поставленный вопрос и выражать свои эмоции в проблемных моментах, высказывать пожелания.
- Развивать коммуникативные способности при общении со сверстниками и взрослыми: умение понятно объяснять правила игры, помочь товарищу в затруднительной ситуации при выполнении задания, разрешить конфликт через общение.
- Формировать навыки безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем.
- Развивать нравственные качества. Поощрять проявления смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки.
- Побуждать детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников.
- Привлекать детей к расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования.
ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ - РАЗВИТИЕ»
ИНТЕГРАЦИЯ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТЬЮ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
- Обогащать знания о двигательных режимах, видах спорта.
- Развивать интерес к изучению себя и своих физических возможностей: осанка, стопа, рост, движение. Формировать представление о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
- Создавать педагогические ситуации и ситуации морального выбора.
- Активизировать мышление детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.).
- Организовать специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых).
ОО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
ИНТЕГРАЦИЯ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТЬЮ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
- Обогащать активный словарь на занятиях физкультурой (команды, построения, виды движений и упражнений).
- Развивать звуковую и интонационную культуру речи в подвижных и малоподвижных играх.
- Побуждать детей к проговариванию действий и называнию упражнений, поощрять речевую активность детей в процессе двигательной деятельности, обсуждать пользу закаливания и занятий физической культурой.
- Организовывать игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок, сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек.
ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
ИНТЕГРАЦИЯ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТЬЮ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Обогащать музыкальный репертуар детскими песнями и мелодиями. Развивать музыкально - ритмические способности детей, научить выполнять общеразвивающие упражнения в соответствии с характером и темпом музыкального сопровождения. Организовывать ритмические гимнастики, игры и упражнения под музыку, пение. Проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение. Развивать артистические способности в подвижных играх имитационного характера.
Акцентировать внимание дошкольников на эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения. Использовать на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Проводимая физкультурно-оздоровительная работа не имела бы действенного результата без осуществления взаимосвязи в деятельности всех сотрудников дошкольного учреждения.
В ДОУ продумана система медицинского и педагогического взаимодействия, составлены рекомендации по распределению оздоровительной работы между всеми сотрудниками детского сада.
Заведующая ДОУ:
- общее руководство по внедрению программы «Здоровый малыш»;
- анализ реализации программы 1 раз в полугодие;
- контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.
Заместитель по воспитательно - методической работе:
- нормативно – правовое, программно – методическое обеспечение реализации программы «Здоровый малыш»;
- проведение мониторинга (совместно с педагогическим персоналом);
- контроль за реализацией мероприятий программы «Здоровый малыш».
Медицинская сестра:
- организация и контроль за проведением профилактических мероприятий, соблюдением санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечения качества питания;
- систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- информирование родителей об оздоровительной работе в учреждении (стенды, содержащие информацию)
- Инструктор по физкультуре :
- определение показателей двигательной подготовленности детей;
- профилактика отклонений в физическом развитии;
- различные виды гимнастик, физкультурные занятия, физкультурные развлечения, спортивные праздники;
- закаливание (физкультурные занятия на воздухе, при открытых окнах, утренняя гимнастика в сочетании с воздушными ваннами);
- создание развивающей предметно - пространственной среды в физкультурном зале и спортивной площадке, способствующей удовлетворению двигательной активности детей и развитию физических качеств
Воспитатели:
- внедрение здоровье формирующих технологий;
- пропаганда ЗОЖ;
- закаливающие мероприятия;
- пропаганда методов оздоровления в коллективе детей;
- комплекс закаливающих процедур;
- создание развивающей предметно- пространственной среды в группе и на улице, способствующей удовлетворению двигательной активности детей и развитию их физических качеств.
.
Педагог – психолог :
- внедрение здоровьеформирующих технологий;
- профилактика отклонений в психоэмоциональном развитии;
- применение методов психологической разгрузки.
Учитель-логопед:
- устранение речевого дефекта у детей;
- предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).
Учитель-дефектолог:
- осуществляет коррекцию развития детей;
- проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально скорректировать выявленные недостатки развития;
- совершенствует двигательные функции: общую и мелкую моторику, формирует элементарные графомоторные навыки.
Музыкальный руководитель:
- ведение занятий по логоритмике в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР(ОНР);
- использование элементов музыкотерапии;
- создание условий для развития детей в процессе выполнения музыкально - ритмических движений, игровых заданий;
- развитие голосового аппарата.
Педагог дополнительного образования по изодеятельности:
- занятия с элементами арт-терапии.
Педагог дополнительного образования по ритмике:
- ведение студии: «Степ – аэробика», «Веселая ритмика»
- ведение ритмической гимнастики.
- проведение образовательной деятельности по ритмике:
- развитие ловкости, точности, координации движений;
- развитие гибкости и пластичности;
- воспитание выносливости, развитие силы;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку;
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации.
Заместитель по административно-хозяйственной работе:
- обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ;
- создание материально – технических условий;
- контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно – гигиенических условий при реализации программы «Здоровый малыш».
Шеф – повар:
- контроль за соблюдением технологии приготовления блюд рационального питания;
Учебно-вспомогательный персонал:
- соблюдение санитарно гигиенического режима;
- помощь педагогам в организации физкультурно – оздоровительных мероприятий.
.
Взаимодействие педагогов с семьями обучающихся
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
Повышение эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни.
Обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей.
Увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто болеющих детей.
Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по следующим направлениям:
1. Просветительское.
2. Культурно – досуговое.
3. Психофизическое.
Взаимодействие с родителями по вопросу изучения удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг в сфере оздоровления детей осуществляется на основе мониторинга степени удовлетворенности родителей оказанными образовательными услугами.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ