СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"серебряное копытце"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения "Серебряное копытце" Бажова , проводимый в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«"серебряное копытце"»

Конспект урока литературного чтения

Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». 4 класс

Цель: анализ литературного произведения сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце».

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать, закрепить и проверить знания учащихся по сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце»;

  • отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать умение анализировать произведение;

  • работа над жанром «сказ».

Развивающие:

  • совершенствовать навык беглого чтения;

  • развивать память, речь, мышление;

  • развивать умение характеризовать поступки героев.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство внимания и заботы друг к другу, к животным и к природе.

Оборудование: Оформление классной доски рисунками, выполненными детьми накануне.

1. Портрет П.П. Бажова

2. Карточки с заданиями для команд

3. Разноцветные кубы

4. Цветные квадратики для жеребьевки команд

5. Стикеры (листочки)

6. Клей-карандаш

7. Ручка

8. Аудиозапись «Лесной олень» в исполнении Аиды Ведищевой

9.Костюмы для театральной постановки

10.Хорошее настроение




Ход урока:


Организационный момент

Мы держим с тобою, приятель, в руках

«Уральские сказы» о дивных горах.

Здесь много случалось историй.

Тут были и радость, и горе,

И добрые люди здесь сказы хранят,

Которые о волшебстве говорят.

Учащиеся делятся на 4 команды, в соответствии с жеребьевкой.

1 команда - 2 команда –


3 команда - 4 команда –


На партах заготовлены кубы, в соответствии с цветом команды. (Кубы представляют собой уральские камни-самоцветы: зеленый - малахит, красный - рубин, синий – сапфир, желтый – топаз).

Постановка цели урока.


На этом уроке мы должны рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения.

- Свои произведения Павел Петрович Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Дарёнка, но рядом с обычными – сказочные: Серебряное копытце, Медной горы Хозяйка.

- А чем по вашему отличается сказ от сказки?



- Подберите однокоренные слова к слову «сказ».


«Серебряное копытце» - это сказ. Так как в нём умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальности.

Сказ – литературный жанр, сочетающий себе жанры сказки и рассказа, где умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальности.


Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик.


Сказ - рассказ-сказка-сказочник-перессказ-присказка-подсказка-сказительница-рассказывать-сказание-подсказывать.

Проверка домашнего задания.

Словарная работа

В сказе вам встретилось немало незнакомых слов. Сейчас мы с вами проведём небольшую словарную работу.

Артель – бригада, коллектив с одной целью работы

Сиротка – ребёнок, оставшийся без родителей

Приказчик – начальник

Козлик – молодой олень

Балаган – избушка, в которой можно переночевать в лесу.

Солонина – солёное мясо

Покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой; место, где косят траву

Барская рукодельня – ручной труд (ручной труд вышивание, вязание, шитье)

Взъесться – невзлюбив, рассердившись или раздражившись, начать упрекать, обвинять, бранить

Голбчик – приступка для входа на печь

Пожитки – мелкое имущество, домание вещи

Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы

Несподручно – неудобно, неловко

Пособник – помощник в делах

Статочное ли дело – хорошее ли дело


Ребята, а попробуйте назвать идею произведения!

( заранее спрогнозировать ответы: о доброте, о взаимопонимании, трудолюбии и т.д.)

Идея заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось беречь природу, которая нас окружает.


Работа по карточкам

Соотнеси словарное слово с его значением.

Приказчик

бригада, коллектив с одной целью работы

Козлик

начальник

Солонина

избушка, в которой можно переночевать в лесу.

Артель

солёное мясо

Балаган

широкие, пологие овраги, покрытые травой

Барская рукодельня

молодой олень

Взъесться

ручной труд

Сиротка

приступка для входа на печь

Покосные ложки

невзлюбив, рассердившись или раздражившись, начать упрекать, обвинять, бранить


Голбчик

мелкое имущество, домание вещи

Похлебка

ребёнок, оставшийся без родителей

Пожитки

неудобно, неловко

Несподручно

хорошее ли дело

Пособник

жидкая пища, род супа из картофеля или крупы

Статочное ли дело

помощник в делах

Физминутка

Команды меняются местами


Работа по теме урока

Характеристика главных героев.


1. Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце».

2. Есть ли в этом произведении отрицательные герои? Докажите примерами из текста.

3. Почему Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?

4. Охарактеризуйте Кокованю, используя цитаты из текста.

5. Охарактеризуйте Дарёнку, используя цитаты из текста.

6. Охарактеризуйте волшебных животных (Серебрянное копытце, Мурёнка), используя цитаты из текста.

7. Что общего в характере данных героев? (Кокованя и Дарёнка)






8. Восстановите текст.

Так и стали жить вместе, дед Кокованя, сиротка Дарёнка да кошка Мурёнка.

Жили – поживали , добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им.


9. Работа по тексту: игра «Перекрестный огонь»

Команды задают друг другу по 2-3 вопроса по тексту.

4-7. Работа с таблицей

Вопросы для сравнения

Дарёнка

Кокованя

Семейное положение

Сирота

Одинокий старик

Внешность

По шестому году, маленькая, носишка пуговкой

Старик большой, бородатый

Характер

Смелая, любопытная, ласковая, веселая, трудолюбивая, ценит красоту, любит природу

Добрый, трудолюбивый, веселый, ласковый, любознательный, мудрый, любит животных

Чем занимается

В избе прибирала, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать

Охотник, золотоискатель, (летом пески промывал, а зимой по лесам за козлом бегал), мастер сказки сказывать

7. Общее



8. Восстановите текст.

Так и стали жить вместе, дед ________, _______ Дарёнка да кошка Мурёнка.

Жили – ________, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на ______ уходил, Дарёнка в избе _________, похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей _______. К вечеру соберутся, и ________ им.

Физминутка

1. Команды меняются местами.

2. Театральное представление понравившегося фрагмента из произведения.

Фрагменты, например:

«Знакомство Коковани с Даренкой»

Работа с пословицами поговорками

- Вы знаете, что народная мудрость заключается в пословицах и поговорках.

Какие из перечисленных пословиц не соответствуют содержанию сказа? Почему?

Богатство не синоним счастья.

Желаешь себе добра – делай добро другим.

Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.

Каких только чудес не бывает на свете.

Чёрствое сердце не знает благодарности.

Дал бы дружку пирожка, да у самого ни куска.

Добра себе желаешь – дела добро.

В благополучии человек сам себя забывает.

Рад бы душой, да хлеб чужой.



Какие из перечисленных пословиц не соответствуют содержанию сказа? Почему?

Богатство не синоним счастья.

Желаешь себе добра – делай добро другим.

Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.

Каких только чудес не бывает на свете.

Добра себе желаешь – дела добро.


Подведение итогов.

-Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть Серебряное копытце?

-Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?





-За что же герои были награждены?



-Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок. А какой урок извлекли вы?


-Какие выводы сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни?

Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо.


Герои сказки заслужили это чудо. У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья.


Они награждены за доброту и за любовь, за бескорыстность и щедрость, за душевность и ласку. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.


Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями.


Каждый из нас должен стать добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, беречь природу, в которой мы живем.

Рефлексия

Задание для каждой команды – подобрать слова, характеризующие нравственные качества человека и приклеить их на драгоценный камень команды (куб).

Нравственные качества человека (доброта, забота, трудолюбие, щедрость, милосердие, любовь, забота, ласка и т.д.) приклеиваются детьми на куб.




ПЛАН УРОКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Организационный момент

Жеребьевка

Постановка цели урока.

На этом уроке мы должны рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения.

Определение значения слова «сказ».


Сказ – литературный жанр, сочетающий себе жанры сказки и рассказа, где умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальности.

Подбор однокоренных слов к слову «сказ».

Проверка домашнего задания.

Словарная работа

Работа по карточкам

Соотнеси словарное слово с его значением.

Приказчик

бригада, коллектив с одной целью работы

Козлик

начальник


Физминутка

Команды меняются местами

Работа по теме урока

Характеристика главных героев.


4-7. Работа с таблицей


Вопросы для сравнения

Дарёнка

Кокованя


8. Восстановление текста.

9. Работа по тексту: игра «Перекрестный огонь»

Команды задают друг другу по 2-3 вопроса по тексту

Физ.минутка:

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ понравившегося фрагмента

Команды меняются местами

Работа с пословицами поговорками

- Вы знаете, что народная мудрость заключается в пословицах и поговорках.

Какие из перечисленных пословиц не соответствуют содержанию сказа? Почему?


Подведение итогов.

-Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть Серебряное копытце?

-Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?

Рефлексия

Задание для каждой команды – подобрать слова, характеризующие нравственные качества человека и приклеить их на драгоценный камень команды (куб).








































































































ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ