1. Портрет П.П. Бажова
2. Карточки с заданиями для команд
3. Разноцветные кубы
4. Цветные квадратики для жеребьевки команд
5. Стикеры (листочки)
6. Клей-карандаш
7. Ручка
8. Аудиозапись «Лесной олень» в исполнении Аиды Ведищевой
Организационный момент | Мы держим с тобою, приятель, в руках «Уральские сказы» о дивных горах. Здесь много случалось историй. Тут были и радость, и горе, И добрые люди здесь сказы хранят, Которые о волшебстве говорят. | Учащиеся делятся на 4 команды, в соответствии с жеребьевкой.  1 команда - 2 команда –  3 команда - 4 команда – На партах заготовлены кубы, в соответствии с цветом команды. (Кубы представляют собой уральские камни-самоцветы: зеленый - малахит, красный - рубин, синий – сапфир, желтый – топаз). |
Постановка цели урока. На этом уроке мы должны рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения. | - Свои произведения Павел Петрович Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Дарёнка, но рядом с обычными – сказочные: Серебряное копытце, Медной горы Хозяйка. - А чем по вашему отличается сказ от сказки? - Подберите однокоренные слова к слову «сказ». | «Серебряное копытце» - это сказ. Так как в нём умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальности. Сказ – литературный жанр, сочетающий себе жанры сказки и рассказа, где умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальности. Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик. Сказ - рассказ-сказка-сказочник-перессказ-присказка-подсказка-сказительница-рассказывать-сказание-подсказывать. |
Проверка домашнего задания. Словарная работа | В сказе вам встретилось немало незнакомых слов. Сейчас мы с вами проведём небольшую словарную работу. Артель – бригада, коллектив с одной целью работы Сиротка – ребёнок, оставшийся без родителей Приказчик – начальник Козлик – молодой олень Балаган – избушка, в которой можно переночевать в лесу. Солонина – солёное мясо Покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой; место, где косят траву Барская рукодельня – ручной труд (ручной труд вышивание, вязание, шитье) Взъесться – невзлюбив, рассердившись или раздражившись, начать упрекать, обвинять, бранить Голбчик – приступка для входа на печь Пожитки – мелкое имущество, домание вещи Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы Несподручно – неудобно, неловко Пособник – помощник в делах Статочное ли дело – хорошее ли дело Ребята, а попробуйте назвать идею произведения! ( заранее спрогнозировать ответы: о доброте, о взаимопонимании, трудолюбии и т.д.) Идея заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось беречь природу, которая нас окружает. | Работа по карточкам Соотнеси словарное слово с его значением. Приказчик | бригада, коллектив с одной целью работы | Козлик | начальник | Солонина | избушка, в которой можно переночевать в лесу. | Артель | солёное мясо | Балаган | широкие, пологие овраги, покрытые травой | Барская рукодельня | молодой олень | Взъесться | ручной труд | Сиротка | приступка для входа на печь | Покосные ложки | невзлюбив, рассердившись или раздражившись, начать упрекать, обвинять, бранить | Голбчик | мелкое имущество, домание вещи | Похлебка | ребёнок, оставшийся без родителей | Пожитки | неудобно, неловко | Несподручно | хорошее ли дело | Пособник | жидкая пища, род супа из картофеля или крупы | Статочное ли дело | помощник в делах | |
Физминутка | Команды меняются местами |  |
Работа по теме урока Характеристика главных героев. | 1. Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце». 2. Есть ли в этом произведении отрицательные герои? Докажите примерами из текста. 3. Почему Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? 4. Охарактеризуйте Кокованю, используя цитаты из текста. 5. Охарактеризуйте Дарёнку, используя цитаты из текста. 6. Охарактеризуйте волшебных животных (Серебрянное копытце, Мурёнка), используя цитаты из текста. 7. Что общего в характере данных героев? (Кокованя и Дарёнка) 8. Восстановите текст. Так и стали жить вместе, дед Кокованя, сиротка Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили – поживали , добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им. 9. Работа по тексту: игра «Перекрестный огонь» Команды задают друг другу по 2-3 вопроса по тексту. | 4-7. Работа с таблицей Вопросы для сравнения | Дарёнка | Кокованя | Семейное положение | Сирота | Одинокий старик | Внешность | По шестому году, маленькая, носишка пуговкой | Старик большой, бородатый | Характер | Смелая, любопытная, ласковая, веселая, трудолюбивая, ценит красоту, любит природу | Добрый, трудолюбивый, веселый, ласковый, любознательный, мудрый, любит животных | Чем занимается | В избе прибирала, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать | Охотник, золотоискатель, (летом пески промывал, а зимой по лесам за козлом бегал), мастер сказки сказывать | 7. Общее | | 8. Восстановите текст. Так и стали жить вместе, дед ________, _______ Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили – ________, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на ______ уходил, Дарёнка в избе _________, похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей _______. К вечеру соберутся, и ________ им. |
Физминутка | 1. Команды меняются местами. 2. Театральное представление понравившегося фрагмента из произведения. | Фрагменты, например: «Знакомство Коковани с Даренкой» |
Работа с пословицами поговорками | - Вы знаете, что народная мудрость заключается в пословицах и поговорках. – Какие из перечисленных пословиц не соответствуют содержанию сказа? Почему? Богатство не синоним счастья. Желаешь себе добра – делай добро другим. Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни. Каких только чудес не бывает на свете. Чёрствое сердце не знает благодарности. Дал бы дружку пирожка, да у самого ни куска. Добра себе желаешь – дела добро. В благополучии человек сам себя забывает. Рад бы душой, да хлеб чужой. | Какие из перечисленных пословиц не соответствуют содержанию сказа? Почему? Богатство не синоним счастья. Желаешь себе добра – делай добро другим. Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни. Каких только чудес не бывает на свете. Добра себе желаешь – дела добро. |
Подведение итогов. | -Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть Серебряное копытце? -Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей? -За что же герои были награждены? -Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок. А какой урок извлекли вы? -Какие выводы сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни? | Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо. Герои сказки заслужили это чудо. У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья. Они награждены за доброту и за любовь, за бескорыстность и щедрость, за душевность и ласку. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела. Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями. Каждый из нас должен стать добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, беречь природу, в которой мы живем. |
Рефлексия | Задание для каждой команды – подобрать слова, характеризующие нравственные качества человека и приклеить их на драгоценный камень команды (куб). | Нравственные качества человека (доброта, забота, трудолюбие, щедрость, милосердие, любовь, забота, ласка и т.д.) приклеиваются детьми на куб. |
Организационный момент | Жеребьевка |
Постановка цели урока. На этом уроке мы должны рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения. | Определение значения слова «сказ». Сказ – литературный жанр, сочетающий себе жанры сказки и рассказа, где умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальности. Подбор однокоренных слов к слову «сказ». |
Проверка домашнего задания. Словарная работа | Работа по карточкам Соотнеси словарное слово с его значением. Приказчик | бригада, коллектив с одной целью работы | Козлик | начальник | |
Физминутка | Команды меняются местами |
Работа по теме урока Характеристика главных героев. | 4-7. Работа с таблицей Вопросы для сравнения | Дарёнка | Кокованя | |
8. Восстановление текста. |
9. Работа по тексту: игра «Перекрестный огонь» Команды задают друг другу по 2-3 вопроса по тексту |
Физ.минутка: ИНСЦЕНИРОВАНИЕ понравившегося фрагмента | Команды меняются местами |
Работа с пословицами поговорками | - Вы знаете, что народная мудрость заключается в пословицах и поговорках. – Какие из перечисленных пословиц не соответствуют содержанию сказа? Почему? |
Подведение итогов. | -Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть Серебряное копытце? -Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей? |
Рефлексия | Задание для каждой команды – подобрать слова, характеризующие нравственные качества человека и приклеить их на драгоценный камень команды (куб). |