СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сфера духовной жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?

 

1) мировоззрение

2) искусство

3) наука

4) мораль

Просмотр содержимого документа
«Сфера духовной жизни»

Практикум по теме «Сфера духовной культуры»

Часть I (15 заданий с кратким ответом)

1

Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На какой ступени образования находится Павел?

1) среднее профессиональное

2) высшее профессиональное

3) основное общее

4) среднее общее

2

Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?

1) мировоззрение

2) искусство

3) наука

4) мораль

3

По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?

1) основное общее образование

2) среднее общее образование

3) среднее профессиональное образование

4) дополнительное образование

4

К объектам материальной культуры относится (-ятся)

1) паровая машина

2) правила поведения в кино

3) ритуал смены воинского караула

4) миф о подвигах Геракла

5

К духовной сфере общества относятся отношения между

1) режиссером кинофильма и актерами

2) зрителем кинотеатра и кассиром в кассе кинотеатра

3) зрителем кинотеатра и охранником кинозала

4) директором кинозала и ремонтной бригадой, проводившей в нем ремонт

6

Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры.

1) элитарная

2) народная

3) доминирующая

4) массовая

7

Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей — критики, искусствоведы — высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?

1) элитарной

2) народной

3) поп-культуре

4) массовой культуре

8

Право че­ло­ве­ка ис­по­ве­до­вать любую ре­ли­гию или быть атеистом, рас­про­стра­нять ре­ли­ги­оз­ные или ан­ти­ре­ли­ги­оз­ные убеж­де­ния называется

1) суверенитетом

2) свободой совести

3) свободой слова

4) гуманизмом

9

Расширение до­сту­па к об­ра­зо­ва­нию людей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми здо­ро­вья и осо­бы­ми по­треб­но­стя­ми яв­ля­ет­ся примером

1) интернационализации образования

2) гуманитаризации образования

3) информатизации образования

4) гуманизации образования

10

В стра­не N име­ют­ся мно­го­чис­лен­ные учеб­ные курсы, за­ня­тия на ко­то­рых на­прав­ле­ны на со­вер­шен­ство­ва­ние про­фес­си­о­наль­ной ква­ли­фи­ка­ции людей раз­лич­ных специальностей. Какую тен­ден­цию раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния ил­лю­стри­ру­ет дан­ный пример?

1) непрерывность образования

2) гуманизация образования

3) информатизация образования

4) приоритетность образования

11

Верны ли следующие суждения о возможности получения образования в РФ?

А. Получение основного общего образования даёт возможность поступления в вуз.

Б. После окончания средней школы можно продолжить обучение в учреждении среднего профессионального образования.

 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны





12

Верны ли следующие суждения о религии?

А. Иудаизм является одной из мировых религий.

Б. Язычество считается первой мировой религией.

 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

13

Установите соответствие между характерными чертами и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

 

ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ

А) логичность и доказательство выводов

Б) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир

В) вера в сверхъестественное

Г) строгое следование ритуалам

Д) объективное отражение действительности

 

1) религия

2) наука

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 


 

 

 

14

Елизавета учится в 9 классе общеобразовательной школы, после государственной (итоговой) аттестации она планирует продолжить обучение в старших классах гимназии. Сравните две ступени образования: основную школу и старшую школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

 1) возможность выбора профиля обучения

2) соблюдение правил поведения

3) возможность поступления в вуз

4) получение общего образования

Черты сходства

Черты отличия

 

 

 

 

15

В стра­не Z в 2010 г. было про­ве­де­но со­цио­ло­ги­че­ское исследование. Со­вер­шен­но­лет­ним граж­да­нам за­да­ва­ли вопрос: «Бывает ли так, что в об­суж­де­нии со сво­и­ми род­ны­ми и зна­ко­мы­ми каких-либо про­блем вы ссы­ла­е­тесь на мне­ния ученых, на­уч­ные факты?» Ре­зуль­та­ты опро­са (в про­цен­тах от числа отвечавших) пред­став­ле­ны в гра­фи­че­ской форме.

Найдите в при­ве­ден­ном спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Никогда не об­ра­ща­ют­ся к на­уч­ным фак­там при об­суж­де­нии раз­лич­ных про­блем около по­ло­ви­ны опрошенных.

2) Редко об­ра­ща­ют­ся в об­суж­де­нии про­блем к на­уч­ным фак­там мень­ше опрошенных, чем те, ко­то­рые де­ла­ют это часто.

3) Затруднился в от­ве­те на во­прос каж­дый де­ся­тый опрошенный.

4) Редко ис­поль­зу­ют на­уч­ные факты при об­суж­де­нии про­блем менее трети опро­шен­ных граждан.

5) Часто ссы­ла­ют­ся на мне­ния уче­ных мень­ше опрошенных, чем те, ко­то­рые не де­ла­ют этого никогда.



Часть II (5 заданий с развернутым ответом)


«Патриотизм» — широкое понятие. Всё зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово. Просвещённый патриотизм — это чувство, которым можно и следует гордиться. Оно предполагает деятельную любовь к родине, проявляющуюся в конкретных делах, приносящих пользу людям.

Патриотом может быть простой человек, бескорыстно сделавший добро ближним и дальним. Патриотом является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, всё человечество. Безусловные патриоты — защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за неё жизнь.

Иными словами, патриот — это не тот, кто постоянно напоминает о своём патриотизме, а тот, кто плодотворно трудится на благо общества, помогает обездоленным, лечит больных и воспитывает детей, создаёт новые знания и умения, борется с насилием, выступает против эксплуатации и рабства, содействует прогрессу общества. И, напротив, не может считаться патриотом тот, кто подавляет граждан и осложняет их существование, живёт не для людей, а за их счёт, унижает иностранцев и тех, кого он считает «инородцами», консервирует отжившие порядки, навязывает ложные идеи и цели обществу.

Подлинный патриот вправе не только гордиться своей страной, но и испытывать за неё стыд, когда совершаются неправомерные поступки. Часто такой стыд и такая боль порождают глубоко нравственные поступки, подвижничество людей.

 (адаптировано по ст. В. Б. Славина)


16. Составьте план текста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

17. Каких людей, по мне­нию автора, можно счи­тать на­сто­я­щи­ми патриотами? На­зо­ви­те три типа таких людей.

18. В тек­сте пе­ре­чис­ле­ны черты поведения, ко­то­рых не долж­но и не может быть у патриота. На­зо­ви­те любые три черты и по­яс­ни­те ан­ти­па­три­о­ти­че­скую сущ­ность любой одной из них.

19. Автор считает, что пат­ри­о­тизм вы­ра­жа­ет­ся в кон­крет­ной ра­бо­те на благо общества. Ис­поль­зуя текст, зна­ния курса и факты об­ще­ствен­ной жизни, про­ил­лю­стри­руй­те тремя при­ме­ра­ми это мнение.

20. В не­ко­то­рых шко­лах сфор­ми­ро­ва­ны от­ря­ды учащихся, ко­то­рые по­се­ща­ют места боёв Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны, уха­жи­ва­ют за за­хо­ро­не­ни­я­ми по­гиб­ших воинов, пы­та­ют­ся вос­ста­но­вить имена не­из­вест­ных солдат, встре­ча­ют­ся с ве­те­ра­на­ми и по­мо­га­ют им. Можно ли на­звать эту де­я­тель­ность патриотической? Ис­поль­зуя текст и об­ще­ство­вед­че­ские знания, при­ве­ди­те два объ­яс­не­ния сво­е­го мнения.

























Практикум по теме «Сфера духовной культуры» 8 класс

КЛЮЧИ


1-2

2-4

3-2

4-1

5-1

6-4

7-1

8-2

9-4

10-1

11-2

12-4

13-22112

14-2413

15-145

16. В пра­виль­ном от­ве­те пунк­ты плана долж­ны со­от­вет­ство­вать ос­нов­ным смыс­ло­вым фраг­мен­там тек­ста и от­ра­жать ос­нов­ную идею каж­до­го из них.

Могут быть вы­де­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фрагменты:

1) просвещённый пат­ри­о­тизм и его сущность;

2) кого можно и кого нель­зя на­звать патриотом;

3) от­но­ше­ние пат­ри­о­та к ис­то­рии своей страны.

Возможны иные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана, не ис­ка­жа­ю­щие сути ос­нов­ной идеи фрагмента, и вы­де­ле­ние до­пол­ни­тель­ных смыс­ло­вых блоков.

17.В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие типы людей:

1) про­стые люди, ко­то­рые де­ла­ют добро;

2) твор­че­ские люди, воз­ве­ли­чи­ва­ю­щие стра­ну своим трудом;

3) за­щит­ни­ки Отечества.

18. В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны черты и дано по­яс­не­ние одной из них, например:

1) по­дав­ле­ние граж­дан и ослож­не­ние их су­ще­ство­ва­ния (это ме­ша­ет нор­маль­но­му вза­и­мо­дей­ствию граждан, развитию страны);

2) жизнь не для людей, а за их счёт (такое по­ве­де­ние явно про­ти­во­ре­чит патриотизму, ко­то­рый предполагает, что че­ло­век по­ле­зен для своей страны, соотечественников);

3) уни­же­ние ино­стран­цев и «инородцев» (патриотизм пред­по­ла­га­ет бес­ко­рыст­ную лю­бовь к своей стране, а не уни­же­ние дру­гих на­ро­дов и стран);

4) кон­сер­ва­ция от­жив­ших по­ряд­ков (это ме­ша­ет раз­ви­тию страны);

5) на­вя­зы­ва­ние об­ще­ству лож­ных идей и целей (препятствует нор­маль­но­му раз­ви­тию страны, может даже при­чи­нить ей зна­чи­тель­ный ущерб).

19. В пра­виль­ном от­ве­те могут быть при­ве­де­ны примеры:

1) ком­мер­че­ский банк за­ни­ма­ет­ся бла­го­тво­ри­тель­но­стью и по­мо­га­ет детям-инвалидам;

2) ини­ци­а­тив­ная груп­па граж­дан после по­жа­ров летом 2010 г. ор­га­ни­зо­ва­ла сбор пред­ме­тов пер­вой не­об­хо­ди­мо­сти людям, по­стра­дав­шим от стихии;

3) семья взяла на вос­пи­та­ние ребёнка-сироту.

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие умест­ные примеры.

20.Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1. Ответ на вопрос: эта де­я­тель­ность яв­ля­ет­ся патриотической.

2. Объяснения, например:

а) школь­ни­ки лучше узна­ют о ге­ро­и­че­ских стра­ни­цах ис­то­рии своей Родины;

б) школь­ни­ки по­мо­га­ют со­хра­нять па­мять о за­щит­ни­ках Отечества;

в) школь­ни­ки ока­зы­ва­ют бес­ко­рыст­ную по­мощь ветеранам.

Могут быть даны дру­гие объяснения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!