СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный этап олимпиады по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания с инструкцией для учащегося и для проверяющего. Критерии проверки.

Просмотр содержимого документа
«Школьный этап олимпиады по литературе 8 класс»

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

2014-2015 учебный год

8 класс

Бланк вопросов и заданий участника олимпиады

ШИФР ____________





ШКОЛА



КЛАСС



ПРЕДМЕТ



ФИО УЧАСТНИКА


ФИО УЧИТЕЛЯ





Таблица результатов

вопроса

I.

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

3

4

II.

1.1

1.2


1.3

2

3

III.

IV.

Итого:

Максимальное кол-во баллов

2

2

2

2

2

2

2

2

4

4

1

1

1

3

4

10

6

50

Баллы участника

































2015 г.



Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

2015-2016 учебный год

Инструкция для участника

8 класс

Уважаемый участник олимпиады, Вам предлагается 17 заданий.

Время выполнения олимпиадных заданий – 180 минут (3 астрономических часа):

- Знание текстов художественных произведений 10 заданий - 50 минут;

- знание теории и истории литературы 5 заданий – 40 минут;

- анализ прозаического произведения (50 минут);

- творческое задание (составление статьи на литературоведческую тему) – 40 минут.

Задания переписывать не нужно. Достаточно внимательно прочесть их и написать чётко краткий ответ в самом бланке в разлинованных графах под заданием. Среди них есть такие, в которых необходимо отметить только соответствующий номер. Выполняя задания творческого характера, проявите умение и эрудицию, создавая текст на заданную тему.

Не торопитесь. Постарайтесь не оставлять на листе опроса следов своих раздумий. Лучше это сделать на черновике. А в листе опроса уверенной рукой подчёркивать и обводить только то, что нужно.

Желаем удачи.















Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

2015-2016 учебный год

8 класс

I. Знание текстов художественных произведений

1.1 Верите ли вы, что:

(напишите напротив каждого утверждения «да» или «нет»)

1) Хлестакову  каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей _______

2) панночка была ведьмой_________

3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму________

4) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом_________

5) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов________

6) Ася гуляла по Бежину лугу_______

1.2 Из каких произведений эти герои? Кто их автор? 
1) Очумелов__________________________________________
2) Дефорж ___________________________________________. 
3) Наталья Савишна___________________________________. 
4) Княгиня Волконская_________________________________. 

    1. О каких героях и какого произведения русской литературы идет речь? Назовите автора, произведение и героев. 

      а) Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от наказания. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его доступна и другим чувствам. 

      б) …Малый добрый: наших лошадей бережет, гривы им заплетает, к попу под благословление подходит; но если же ему лишней ложки за столом не положишь или поп лишнего благословенья при отпуске в церкви не даст, то… и пойдет кутить… 

а)

б)


Оценка: 6 баллов.



  1. Перед вами отрывки из стихов русских поэтов, посвященных наступлению весны. Назовите фамилии авторов.

    1. Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.



    1. Люблю грозу в начале мая,
      Когда весенний, первый гром,
      Как бы резвяся и играя,
      Грохочет в небе голубом.



    1. Я пришел к тебе с приветом,
      Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…



    1. Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь-весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.



    1. О, весна без конца и без краю–

Без конца и без краю мечта!

Узнаютебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!


Оценка: 10 баллов.

3.Перед вами грустный финал повести русского писателя XIX в. Назовите автора и произведение.

Домик барский уже сделался вовсе пуст. Предприимчивый приказчик вместе с войтом перетащили в свои избы все оставшиеся старинные вещи и рухлядь, которую не могла утащить ключница. …Избы; почти совсем лежавшие на земле, развалились вовсе; мужики распьянствовались и стали большею частию числиться в бегах.

______________________________________________________________________________

Оценка: 4 балла.

  1. Перед вами отрывок из поэтического произведения английского поэта. Назовите автора, жанр и само произведение.

Сын и отец смолчали;

Стоя у края скалы,

Вереск шумел над ними,

В море катились валы.

_____________________________________________________________________________

Оценка: 4 балла.

II. Знание теории и истории литературы

  1. Узнайте произведения И.С. Тургенева по кратким сюжетным линиям.


  1. Герой так и не сделал предложение молодой девушке-сироте, рожденной от помещика и его горничной. ___________________________________________________________


  1. Герой, страстно влюбленный в свою соседку, случайно узнал, что его соперник - собственный отец.________________________________________________________

  2. Герой, полюбивший молодую девушку, стал причиной разрываее отношений с женихом, носам так и не сделал ей предложение._______________________________


Оценка: 3 балла.


  1. Этот древнегреческий комедиограф высмеял в своем произведении знаменитого философа, которого через несколько лет обвинили в дурном влиянии на молодежь и приговорили к смерти. Назовите комедиографа, философа и произведение.

______________________________________________________________________________

Оценка: 3 балла.

  1. Вспомните название древнерусской повести XIV в., поэтически рассказавшей о событиях Куликовской битвы, славившей победу русских войск над монголотатарскими полчищами, литературным образцом для которой послужило «Слово о полку Игореве».

___________________________________________________________________________

Оценка: 4 балла.

III. Анализ прозаического текста

Комплексный анализ художественного текста (10 баллов)

Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери был военным пилотом, принимал участие во Второй Мировой войне. Незадолго до своей гибели он написал мудрую и человечную сказку «Маленький принц», проявив себя как поэт и философ. Перед вами отрывок из этой книги - эпизод встречи Лиса и Маленького принца. Напишите свою интерпретацию текста, не забывая о философском аспекте этого произведения.


Справка: значение слова Интерпретация по словарю Ушакова:
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (тэ), интерпретации, ж. (латин. interpretatio) (книжн.). 1. Толкование, объяснение, раскрытие смысла

чего-н. Интерпретация законов. Интерпретация текста.

  1. Основанное на собственном толковании творческое исполнение какого-н. музыкального, литературного произведения или драматической роли. 

Артист дал новую интерпретацию роли Хлестакова.).



- Я ищу друзей. А как это - приручить?

- Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. - Оно означает: создать узы.
- Узы?

- Вот именно, - сказал Лис. - Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете.

И я буду для тебя один в целом свете ...

- Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. - Была одна роза ... наверно, она меня приручила ...

- Очень возможно, - согласился Лис . ...потом он вновь заговорил о том же:

- Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом - смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру ...

Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:

- Пожалуйста ... приручи меня!

- Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

- Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

- А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.

- Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе ...

Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.

- Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце ... Нужно соблюдать обряды.

- А что такое обряды? - спросил Маленький принц.

- Это тоже нечто давно забытое, - объяснил Лис. - Нечто такое, отчего один день становится не похож на все другие дни, один час - на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день - четверг! Я отправляюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали когда придется, все дни были бы одинаковы и я никогда не знал бы отдыха.


























Оценка: 10 баллов.

  1. Творческое задание

Напишите литературоведческую статью: «Гипербола - это…».  Не забудьте привести примеры.













Оценка: 6 баллов.



Общая сумма баллов за всю работу - 50 баллов.





































Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

2015-2016 учебный год.

Для проверяющего

Ответы

  1. Знание текстов художественных произведений



1.1 Верите ли вы, что:

1) Хлестакову каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей (нет) – 0,5б.

2) панночка была ведьмой (да) - 0,5б.

3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму (нет) - 0,5б.

4) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом (нет) - 0,5б.

5) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов (да) - 0,5б.

6) Ася гуляла по Бежину лугу (нет) - 0,5б.



1.2 Из каких произведений эти герои? Кто их автор? 

1) Очумелов / А.П. Чехов «Хамелеон». - 0,5б.

2) Дефорж  / А.С. Пушкин «Дубровский». - 0,5б.
3) Наталья Савишна / Л.Н. Толстой «Детство». - 0,5б.
4) Княгиня Волконская / Н.А. Некрасов «Русские женщины». - 0,5б.


1.3 а) Андрий / Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»). - 0,5б.

б) Остап / (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»). - 0,5б.

  1. Перед вами отрывки из стихов русских поэтов, посвященных наступлению весны. Назовите фамилии авторов.

2.1 Е.А. Баратынский – 2б.

2.2 Ф.И. Тютчев – 2б.

2.3 А.А. Фет – 2б.

2.4 А.С. Пушкин – 2б.

    1. А.А. Блок – 2б.

3. Н.В. Гоголь «Старосветские помещики» - 4б.

4.Р.Л. Стивенсон, баллада «Вересковый мёд» - 4б.











  1. Знание теории и истории литературы



1.Узнайте произведения И.С. Тургенева по кратким сюжетным линиям.

  1. «Ася»;

  2. «Первая любовь»;

  3. «Вешние воды».

2.Аристофан, Сократ, комедия «Облака».

3.«Задонщина».



  1. Анализ прозаического текста

Комплексный анализ художественного текста (10 баллов)


Критерии оценивания

Определено

Не определено

1.

Понимание (глубина осмысления) основной идеи произведения. Умение определять авторскую позицию.

1

0

2

Анализ сюжетно-композиционных особенностей произведения, их роли в раскрытии основной идеи и проблематики

1

0

3

Понимание роли созданных автором образов в раскрытии идеи и проблематики произведения

1

0

4

Анализ приемов и средств, используемых автором для создания образов и выражения собственной позиции

1

0

5

Обоснованность привлечения содержания текста

1

0

6

Умение видеть место произведения в социокультурном контексте

1

0

7

Владение литературоведческой терминологией

1

0

8

Умение выразить собственную позицию, свои мысли и чувства

1

0

9

Композиционная целостность, последовательность и логичность в построении собственного текста

1

0

10

Богатство речи. Разнообразие использованных языковых средств. Грамотность речи

1

0


ИТОГО:

10

0



  1. Творческое задание

Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении. 


Сформулировано определение – 3 балла;

Приведен пример -3балла.




Таблица результатов

вопроса

I.

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

3

4

II.

1.1

1.2


1.3

2

3

III.

IV.

Итого:

Максимальное кол-во баллов

2

2

2

2

2

2

2

2

4

4

1

1

1

3

4

10

6

50

Баллы участника























2015 Г.







15