Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
2014-2015 учебный год
8 класс
Бланк вопросов и заданий участника олимпиады
ШИФР ____________
ШКОЛА | |
КЛАСС | |
ПРЕДМЕТ | |
ФИО УЧАСТНИКА | |
ФИО УЧИТЕЛЯ | |
Таблица результатов
№ вопроса | I. 1.1 | 1.2 | 1.3 | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.5 | 3 | 4 | II. 1.1 | 1.2 | 1.3 | 2 | 3 | III. | IV. | Итого: |
Максимальное кол-во баллов | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 1 | 1 | 1 | 3 | 4 | 10 | 6 | 50 |
Баллы участника | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2015 г.
Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
2015-2016 учебный год
Инструкция для участника
8 класс
Уважаемый участник олимпиады, Вам предлагается 17 заданий.
Время выполнения олимпиадных заданий – 180 минут (3 астрономических часа):
- Знание текстов художественных произведений 10 заданий - 50 минут;
- знание теории и истории литературы 5 заданий – 40 минут;
- анализ прозаического произведения (50 минут);
- творческое задание (составление статьи на литературоведческую тему) – 40 минут.
Задания переписывать не нужно. Достаточно внимательно прочесть их и написать чётко краткий ответ в самом бланке в разлинованных графах под заданием. Среди них есть такие, в которых необходимо отметить только соответствующий номер. Выполняя задания творческого характера, проявите умение и эрудицию, создавая текст на заданную тему.
Не торопитесь. Постарайтесь не оставлять на листе опроса следов своих раздумий. Лучше это сделать на черновике. А в листе опроса уверенной рукой подчёркивать и обводить только то, что нужно.
Желаем удачи.
Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
2015-2016 учебный год
8 класс
I. Знание текстов художественных произведений
1.1 Верите ли вы, что:
(напишите напротив каждого утверждения «да» или «нет»)
1) Хлестакову каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей _______
2) панночка была ведьмой_________
3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму________
4) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом_________
5) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов________
6) Ася гуляла по Бежину лугу_______
1.2 Из каких произведений эти герои? Кто их автор?
1) Очумелов__________________________________________
2) Дефорж ___________________________________________.
3) Наталья Савишна___________________________________.
4) Княгиня Волконская_________________________________.
О каких героях и какого произведения русской литературы идет речь? Назовите автора, произведение и героев.
а) Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от наказания. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его доступна и другим чувствам.
б) …Малый добрый: наших лошадей бережет, гривы им заплетает, к попу под благословление подходит; но если же ему лишней ложки за столом не положишь или поп лишнего благословенья при отпуске в церкви не даст, то… и пойдет кутить…
Оценка: 6 баллов.
Перед вами отрывки из стихов русских поэтов, посвященных наступлению весны. Назовите фамилии авторов.
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало…
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь-весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
О, весна без конца и без краю–
Без конца и без краю мечта!
Узнаютебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Оценка: 10 баллов.
3.Перед вами грустный финал повести русского писателя XIX в. Назовите автора и произведение.
Домик барский уже сделался вовсе пуст. Предприимчивый приказчик вместе с войтом перетащили в свои избы все оставшиеся старинные вещи и рухлядь, которую не могла утащить ключница. …Избы; почти совсем лежавшие на земле, развалились вовсе; мужики распьянствовались и стали большею частию числиться в бегах.
______________________________________________________________________________
Оценка: 4 балла.
Перед вами отрывок из поэтического произведения английского поэта. Назовите автора, жанр и само произведение.
Сын и отец смолчали;
Стоя у края скалы,
Вереск шумел над ними,
В море катились валы.
_____________________________________________________________________________
Оценка: 4 балла.
II. Знание теории и истории литературы
Узнайте произведения И.С. Тургенева по кратким сюжетным линиям.
Герой так и не сделал предложение молодой девушке-сироте, рожденной от помещика и его горничной. ___________________________________________________________
Герой, страстно влюбленный в свою соседку, случайно узнал, что его соперник - собственный отец.________________________________________________________
Герой, полюбивший молодую девушку, стал причиной разрываее отношений с женихом, носам так и не сделал ей предложение._______________________________
Оценка: 3 балла.
Этот древнегреческий комедиограф высмеял в своем произведении знаменитого философа, которого через несколько лет обвинили в дурном влиянии на молодежь и приговорили к смерти. Назовите комедиографа, философа и произведение.
______________________________________________________________________________
Оценка: 3 балла.
Вспомните название древнерусской повести XIV в., поэтически рассказавшей о событиях Куликовской битвы, славившей победу русских войск над монголотатарскими полчищами, литературным образцом для которой послужило «Слово о полку Игореве».
___________________________________________________________________________
Оценка: 4 балла.
III. Анализ прозаического текста
Комплексный анализ художественного текста (10 баллов)
Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери был военным пилотом, принимал участие во Второй Мировой войне. Незадолго до своей гибели он написал мудрую и человечную сказку «Маленький принц», проявив себя как поэт и философ. Перед вами отрывок из этой книги - эпизод встречи Лиса и Маленького принца. Напишите свою интерпретацию текста, не забывая о философском аспекте этого произведения.
Справка: значение слова Интерпретация по словарю Ушакова:
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (тэ), интерпретации, ж. (латин. interpretatio) (книжн.). 1. Толкование, объяснение, раскрытие смысла
чего-н. Интерпретация законов. Интерпретация текста.
Основанное на собственном толковании творческое исполнение какого-н. музыкального, литературного произведения или драматической роли.
Артист дал новую интерпретацию роли Хлестакова.).
- Я ищу друзей. А как это - приручить?
- Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. - Оно означает: создать узы.
- Узы?
- Вот именно, - сказал Лис. - Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете.
И я буду для тебя один в целом свете ...
- Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. - Была одна роза ... наверно, она меня приручила ...
- Очень возможно, - согласился Лис . ...потом он вновь заговорил о том же:
- Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом - смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру ...
Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:
- Пожалуйста ... приручи меня!
- Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
- Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
- А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.
- Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе ...
Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.
- Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце ... Нужно соблюдать обряды.
- А что такое обряды? - спросил Маленький принц.
- Это тоже нечто давно забытое, - объяснил Лис. - Нечто такое, отчего один день становится не похож на все другие дни, один час - на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день - четверг! Я отправляюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали когда придется, все дни были бы одинаковы и я никогда не знал бы отдыха.
Оценка: 10 баллов.
Творческое задание
Напишите литературоведческую статью: «Гипербола - это…». Не забудьте привести примеры.
Оценка: 6 баллов.
Общая сумма баллов за всю работу - 50 баллов.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
2015-2016 учебный год.
Для проверяющего
Ответы
Знание текстов художественных произведений
1.1 Верите ли вы, что:
1) Хлестакову каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей (нет) – 0,5б.
2) панночка была ведьмой (да) - 0,5б.
3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму (нет) - 0,5б.
4) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом (нет) - 0,5б.
5) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов (да) - 0,5б.
6) Ася гуляла по Бежину лугу (нет) - 0,5б.
1.2 Из каких произведений эти герои? Кто их автор?
1) Очумелов / А.П. Чехов «Хамелеон». - 0,5б.
2) Дефорж / А.С. Пушкин «Дубровский». - 0,5б.
3) Наталья Савишна / Л.Н. Толстой «Детство». - 0,5б.
4) Княгиня Волконская / Н.А. Некрасов «Русские женщины». - 0,5б.
1.3 а) Андрий / Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»). - 0,5б.
б) Остап / (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»). - 0,5б.
Перед вами отрывки из стихов русских поэтов, посвященных наступлению весны. Назовите фамилии авторов.
2.1 Е.А. Баратынский – 2б.
2.2 Ф.И. Тютчев – 2б.
2.3 А.А. Фет – 2б.
2.4 А.С. Пушкин – 2б.
А.А. Блок – 2б.
3. Н.В. Гоголь «Старосветские помещики» - 4б.
4.Р.Л. Стивенсон, баллада «Вересковый мёд» - 4б.
Знание теории и истории литературы
1.Узнайте произведения И.С. Тургенева по кратким сюжетным линиям.
«Ася»;
«Первая любовь»;
«Вешние воды».
2.Аристофан, Сократ, комедия «Облака».
3.«Задонщина».
Анализ прозаического текста
Комплексный анализ художественного текста (10 баллов)
| Критерии оценивания | Определено | Не определено |
1. | Понимание (глубина осмысления) основной идеи произведения. Умение определять авторскую позицию. | 1 | 0 |
2 | Анализ сюжетно-композиционных особенностей произведения, их роли в раскрытии основной идеи и проблематики | 1 | 0 |
3 | Понимание роли созданных автором образов в раскрытии идеи и проблематики произведения | 1 | 0 |
4 | Анализ приемов и средств, используемых автором для создания образов и выражения собственной позиции | 1 | 0 |
5 | Обоснованность привлечения содержания текста | 1 | 0 |
6 | Умение видеть место произведения в социокультурном контексте | 1 | 0 |
7 | Владение литературоведческой терминологией | 1 | 0 |
8 | Умение выразить собственную позицию, свои мысли и чувства | 1 | 0 |
9 | Композиционная целостность, последовательность и логичность в построении собственного текста | 1 | 0 |
10 | Богатство речи. Разнообразие использованных языковых средств. Грамотность речи | 1 | 0 |
| ИТОГО: | 10 | 0 |
Творческое задание
Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении.
Сформулировано определение – 3 балла;
Приведен пример -3балла.
Таблица результатов
№ вопроса | I. 1.1 | 1.2 | 1.3 | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.5 | 3 | 4 | II. 1.1 | 1.2 | 1.3 | 2 | 3 | III. | IV. | Итого: |
Максимальное кол-во баллов | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 1 | 1 | 1 | 3 | 4 | 10 | 6 | 50 |
Баллы участника | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2015 Г.
15