СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный тур олимпиад по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Школьный тур олимпиад по биологии»

Олимпиада 2014

9 класс


Часть 1. Вопросы с одним правильным

ответом (по 1 баллу)


1. Что мы называем грибом в быту?

А. грибницу В. микоризу

Б. плодовое тело Г. спорангии

2. Из перечисленных растений плод костянка у:

А. пастушьей сумки В. тыквы обыкновенной

Б. вишни Г. рябины обыкновенной

3. К видоизменениям побега НЕ относится

А. клубень В. луковица

Б. корневище Г. микориза

4. Корневой чехлик отсутствует у:

А. ивы В. подорожника

Б. свеклы Г. ряски

5. Представители какого отдела НЕ встречаются

в водной среде обитания?

А. покрытосеменные В. плауновидные

Б. голосеменные Г. папоротникообразные

6. Лямблии паразитируют в

А. крови

Б. желудке

В. тонкой кишке и желчных протоках печени

Г. толстой и слепой кишке

7. Кровеносная система у круглых червей

А. незамкнутая

Б. замкнутая без сердца

В. замкнутая с трубчатым сердцем

Г. отсутствует

8. Органы дыхания рыб:

А. легкие В. трахеи

Б.жабры Г. кожные выросты

9. Малый круг кровообращения у земноводных

заканчивается в:

А. правом предсердии В. желудочке

Б. левом предсердии Г. левом желудочке

10. Рудименты – это:

А. лишние органы

Б. возврат к прошлому

В. больные органы

Г. органы, утратившие первоначальное значение

11. Первым создал вакцину и использовал ее для

предупреждения заболевания оспой

А. Дженнер В. Пастер

Б. Кох Г. Павлов

12. Подкорковым центром всех видов

чувствительности является

А. мозжечок В. таламус

Б. продолговатый мозг Г. продолговатый мозг

13. Не имеет клапанов на всем своем протяжении

А. внутренняя яремная вена

Б. наружная яремная вена

В. нижняя полая вена

Г. подключичная вена

14. Общий желчный проток открывается в

А. двенадцатиперстную кишку

Б. тощую кишку

В. подвздошную кишку

Г. слепую кишку


15. Какая железа выделяет тропные гормоны,

действие которых направлено на другие

эндокринные железы?

А. поджелудочная В. гипофиз

Б. слюнная Г. надпочечники

16. Микроскоп первым изобрел

А. Марчелло Мальпиги

Б. Антони Ван Левенгук

В. Роберт Броун

Г. Роберт Гук

17. Из приведенных суждений выберите то,

которое соответствует одному из положений

клеточной теории:

А. все клетки способны передвигаться, делиться и расти.

Б. вирусы являются клеточной формой жизни.

В. новые клетки образуются только в результате деления исходных клеток.

Г. клетки всех организмов различаются по своему химическому составу и функциям.

18. Из списка ниже выберите клеточную структуру,

которая выполняет одновременно барьерную,

транспортную, рецепторную и структурную

функции:

А. ядро В. секреторная гранула

Б. митохондрия Г. клеточная мембрана

19. Клетки кишечного эпителия, синтезирующие

пищеварительные ферменты имеют

А. развитый гладкий ЭПР

Б. развитый актиновый цитоскелет

В. развитый шероховатый ЭПР и аппарат Гольджи

Г. большое количество ресничек

20. Первую эволюционную концепцию

сформулировал:

А. К. Линней В. Ж. Б. Ламарк

Б. Ч. Дарвин Г. А. Р. Уоллес



Часть 2. Вопросы с множественным выбором (по 2,5 балла). Число правильных ответов может быть от одного до всех.


1. Если оборвать (обрезать) кончик главного корня растения,

А. рост корня в длину прекратится Г. все растение погибнет

Б. корень погибнет Д. растение выживет, но будет слабым.

В. начнут расти боковые и придаточные корни

2. У каких из этих организмов споровое размножение?

А. ель Б. сфагнум В. плаун Г. щитовник мужской Д. сыроежка

3. Два зародышевых листка имеют:

А. гидра Б. актиния В. медуза

Г. осминог Д. кошка

4. Развитие с метаморфозом проходит у :

А. блохи Б. вши В. жука

Г. кузнечика Д. саранчи

5. Какие органы есть одновременно у акулы, карпа и головастика?

А. парные плавники В. жабры Д. жаберная крышка

Б. орган боковой линии Г. плавательный пузырь

6. Не имеют киля:

А. совы Б. казуары В. колибри Г. пингвины Д. страусы

7. Какие из приведенных ниже пар (гормон – место его синтеза) являются верными?

А. адреналин – надпочечники

Б. адреналин – эпифиз

В. инсулин – поджелудочная железа

Г. тироксин – щитовидная железа

Д. инсулин –щитовидная железа


8. Бактериальные клетки, в отличие от эукариотических

А. не имеют оформленного ядра

Б. имеют хитин в клеточной мембране

В. имеют клеточную стенку, включающую муреин

Г. некоторые виды бактерий имеют реснички

Д. некоторые виды бактерий содержат одномембранные хлоропласты

9. Выберите верные утверждения о структуре ядра:

А. ядро окружено двойной мембраной

Б. в ядре встречаются митохондрии

В. внешняя мембрана ядра непосредственно переходит в ЭПС

Г. транспорт молекул в ядро происходит через ядерные поры

Д. в ядре содержится большое количество актиновых филаментов, благодаря чему оно может менять свою форму


Часть 3. Задания на сопоставление. (Число баллов указано в каждом задании).


1. Определите часть скелета и класс животного, которому эта часть принадлежит.__

2. Сопаставьте цитологические особенности с типом ткани растения. 5 баллов

А - МЕРИСТЕМА Б - ПАРЕНХИМА

1. клетки мелкие, 5. ядро занимает небольшую часть клетки, 9. способность к делению

2. клетки крупные 6. ядро занимет большую часть клетки, 10. большое количество

3. вакуоли крупные 7. пластиды развиты слабо включений

4. вакуоли мелкие 8. хорошо развиты лейкопласты,


Часть 4. Задачи.


2. Сомики Corydoras paleatus, в природе обитающие в заросших водоѐмах южнее бассейна Амазонки,характеризуются высокой устойчивостью к изменению условий среды и неприхотливы. Это мелкая (до 8 см)стайная рыбка, дышащая атмосферным воздухом (доступ к поверхности необходим), питающаяся зообентосом, выдерживающая снижение температуры воды до 3 ºС. Требования к абиогенным параметрам окружающей среды должны позволить этой рыбке выживать в природных водоѐмах юга СНГ, а при «тепловом загрязнении водоѐма» – и существенно севернее {известно о существовании популяции ряда

аквариумных рыб в «отапливаемых» местах Днепра около Киева}.

Следует ли ожидать каких-либо существенных изменений в экологии водоѐмов при заселении их этим видом? Если да, то каких? (5 баллов)















Ответы 9 класс

часть №1

  1. Б

  2. Б

  3. Г

  4. Г

  5. Б

  6. В

  7. Г

  8. Б

  9. Б

  10. Г

  11. А

  12. В

  13. В

  14. А

  15. В

  16. Г

  17. В

  18. Г

  19. В

  20. В

часть №2

  1. А,В

  2. В,Б,Г,Д

  3. АБВ

  4. А,В

  5. Б,В

  6. Б,Д

  7. А,В,Г

  8. А,В,Г

  9. А,В,Г

часть №3

  1. ОТВЕТ

Часть скелета Класс животных

А позвонок (осевой скелет) Костные рыбы

Б скелет конечностей Земноводные

В скелет крыла Птицы

Г скелет конечности Млекопитающие



  1. А - МЕРИСТЕМА

1. 4. 6., 7, 9.

Б – ПАРЕНХИМА 2. 3. 5. 8., 10..



часть 4

1Ответ. Экологическая ниша описанных в задаче сомиков сильно пересекается с пескарями,следовательно, один из видов может оказаться вытесненным. Существенная часть промысловых карповых рыб, по крайней мере, частично питается зообентосом. Следовательно, можно ожидать негативного изменения поголовья этих рыб (после стада зообентософагов нашим карасям кушать будет нечего). Следовательно, возрастѐт доля рыб, которые к зообентосу привязаны менее всего, например, верховки, которые скорее будут есть что упало на поверхность воды, чем то,что зарыто в грунт.







Олимпиада 2013

10-11 классы.


Часть 1. Вопросы с одним правильным

ответом (по 1 баллу)


1. Что мы называем грибами в быту?

А. грибницу В. мицелий

Б. плодовое тело Г. микоризу

2. Из перечисленных растений плод орех у:

А. пастушьей сумки В. тыквы обыкновенной

Б. грецкого ореха Г. рябины обыкновенной

3. К видоизменениям побега НЕ относится

А. кладодии В. клубень

Б. корневище Г. микориза

4. Корневой чехлик отсутствует у:

А. ивы В. подорожника

Б. свеклы Г. ряски

5. Представители какого отдела НЕ встречаются

в водной среде обитания?

А. покрытосеменные В. плауновидные

Б. голосеменные Г. папоротникообразные

6. вирус СПИДа:

А. имеет собственные рибосомы

Б. капсула вируса изнутри имеет мембрану

В. внутри содержит только ДНК

Г. имеет органеллы передвижения

7. Кровеносная система у круглых червей

А. незамкнутая

Б. замкнутая без сердца

В. замкнутая с трубчатым сердцем

Г. отсутствует

8. Органы дыхания аскариды:

А. легкие В. трахеи

Б. отсутствуют Г. кожные выросты

9. Малый круг кровообращения у рептилий

заканчивается в:

А. правом предсердии В. правой части желудочка

Б. левом предсердии Г. левой части желудочка

10. Попадая в кровь, адреналин вызывает:

А. сужение всех сосудов Б. не влияет на сосуды В. расширение всех сосудов

Г. сужение почти всех сосудов кроме сосудов мозга и сердца

11. Изменение заряда клеточной мембраны при возбуждении связано с ионами:

А. Na , K В. Cl, Fe

Б. Mg, P Г. Ca, I

12. В природе возбудителями чумы являются

А. птицы В.грызуны

Б. копытные Г. кошки

13. Не имеет клапанов на всем своем протяжении

А. внутренняя яремная вена

Б. наружная яремная вена

В. нижняя полая вена

Г. подключичная вена

14. Какая железа выделяет тропные гормоны,

действие которых направлено на другие

эндокринные железы?

А. эпифиз В. гипофиз

Б. гипоталамус Г. тимус


15. Незаменимые аминокислоты называются так

потому, что:

А. особенно важны для осуществления

метаболизма клетки

Б. отсутствуют в некоторых типах продуктов

питания

В. содержат редкие атомы микроэлементов и

простетические группы

Г. в геноме организма нет генов, необходимых

для осуществления их синтеза

16. Из приведенных суждений выберите то,

которое соответствует одному из положений

клеточной теории:

А. все клетки способны передвигаться, делиться и

расти.

Б. вирусы являются клеточной формой жизни.

В. новые клетки образуются только в результате

деления исходных клеток.

Г. клетки всех организмов различаются по своему

химическому составу и функциям.

17. Из списка ниже выберите органоид, занимающий автономное положение:

А. рибосома В. митохондрия

Б. ЭПС Г. клеточная мембрана

18. Клетки кишечного эпителия, синтезирующие

пищеварительные ферменты имеют

А. развитый гладкий ЭПР

Б. развитый актиновый цитоскелет

В. развитый шероховатый ЭПР и аппарат Гольджи

Г. большое количество ресничек

19. Слюна не выполняет функцию:

А. энзиматическую

Б. защитную

В. регулирующую

Г. создание условий для пищеварения

20. Впервые применил естественный отбор к природным условиям :

А. К. Линней В. А. Р. Уоллес

Б. Ч. Дарвин Г. Ж. Б. Ламарк

21. Адаптивная радиация – это

А. «мгновенное» видообразование

Б. распространение мутаций устойчивости к

радиации среди бактерий

В. увеличение скорости эволюции, связанное с

действием радиации

Г. многократное видообразование за короткое

время с занятием новых ниш

22. * Среди всех видов РНК, содержащихся в

живой клетке, наибольшей количество (по

массе) составляет

А. рибосомальная РНК В. информационная РНК

Б. транспортная РНК Г. ядерная РНК

23. * Апоптоз – это процесс

А. разрушения клетки в неблагоприятных условиях внешней среды

Б. неравного деления клетки, когда одна из отделившихся частей не содержит ядра

В. перехода бактерий в состояние споры

Г. запрограммированной клеточной смерти

24. * К углеводам НЕ относится:

А. инозин В. крахмал

Б. глюкоза Г. сахароза

25. * Ключевым ферментом процесса

транскрипции является:

А. ДНК-зависимая ДНК-полимераза

Б. ДНК-зависимая РНК-полимераза

В. РНК-зависимая РНК-полимераза

Г. внутририбосомная полимераза


Часть 2. Вопросы с множественным выбором (по 2,5 балла). Число правильных ответов может быть от одного до всех.


1. Если оборвать (обрезать) кончик главного корня растения,

А. рост корня в длину прекратится Г. все растение погибнет

Б. корень погибнет Д. растение выживет, но будет слабым.

В. начнут расти боковые и придаточные корни

2. У каких из этих растений отсутствуют ризоиды?

А. кукушкин лен Б. сфагнум В. плаун Г. щитовник мужской Д. берёза

3. Два зародышевых листка имеют:

А. кишечнополостные Б. кольчатые черви В. плоские черви

Г. моллюски Д. круглые черви

4. Развитие с метаморфозом проходит у отрядов

А. блохи Б. вши В. жесткокрылые

Г. полужесткокрылые Д. прямокрылые

5. Какие органы есть одновременно у акулы, карпа и головастика?

А. парные плавники В. жабры Д. жаберная крышка

Б. орган боковой линии Г. плавательный пузырь

6. Какие из приведенных ниже пар (гормон – место его синтеза) являются верными?

А. адреналин – надпочечники В. инсулин – поджелудочная железа

Д. кальцитонин – паращитовидная железа

Б. вазопрессин – эпифиз Г. тироксин – щитовидная железа

7. Бактериальные клетки, в отличие от эукариотических

А. не имеют оформленного ядра

Б. имеют хитин в клеточной мембране

В. имеют клеточную стенку, состоящую из протеогликана

Г. некоторые виды бактерий имеют двойную мембрану

Д. некоторые виды бактерий содержат одномембранные хлоропласты

8. Выберите верные утверждения о структуре ядра:

А. ядро окружено двойной мембраной

Б. в ядре встречаются рибосомы, синтезирующие белок

В. внешняя мембрана ядра непосредственно переходит в ЭПС

Г. транспорт молекул в ядро происходит через ядерные поры

Д. в ядре содержится большое количество актиновых филаментов, благодаря чему оно может менять свою форму

9. * Нуклеиновые кислоты входят в состав следующих органелл:

А. митохондрий Б. рибосом В. Лизосом

Г. хлоропластов Д. пероксисом

10. * Повреждения структуры геномной ДНК в клетках возникают в результате:

А. действия химических веществ Г. действия ионизирующего излучения

Б. процесса транскрипции Д. процесса репликации

В. перемещения мобильных генетических элементов

11. * Какие аминокислоты способны образовывать дисульфидные мостики?

А. серин;

Б. цистеин;

В. селеноцистеин;

Г. метионин;

Д. триптофан.



Часть 3. Задания на сопоставление. (Число баллов указано в каждом задании).


1. Определите часть скелета и класс животного, которому эта часть принадлежит.__

2. Сопаставьте цитологические особенности с типом ткани растения. 5 баллов

А - МЕРИСТЕМА Б - ПАРЕНХИМА

1. клетки мелкие, 5. ядро занимает небольшую часть клетки, 9. способность к делению

2. клетки крупные 6. ядро занимет большую часть клетки, 10. большое количество включений

3. вакуоли крупные 7. пластиды развиты слабо

4. вакуоли мелкие 8. хорошо развиты лейкопласты,


3. На графике изображена зависимость количества ДНК в клетке от

времени. Определите, какие фазы клеточного цикла отмечены

римскими числами. Объясните, почему график выглядит именно

так. 4 балла

Часть 4. Задачи.

1. Сомики Corydoras paleatus, в природе обитающие в заросших водоѐмах южнее бассейна Амазонки,характеризуются высокой устойчивостью к изменению условий среды и неприхотливы. Это мелкая (до 8 см) стайная рыбка, дышащая атмосферным воздухом (доступ к поверхности необходим), питающаяся зообентосом, выдерживающая снижение температуры воды до 3 ºС. Требования к абиогенным параметрам окружающей среды должны позволить этой рыбке выживать в природных водоѐмах юга СНГ, а при «тепловом загрязнении водоѐма» – и существенно севернее {известно о существовании популяции ряда

аквариумных рыб в «отапливаемых» местах Днепра около Киева}.

Следует ли ожидать каких-либо существенных изменений в экологии водоѐмов при заселении их этим видом? Если да, то каких? (5 баллов)

2. * Ген лысости доминантен у мужчин и рецессивен у женщин.

А) Могут ли родиться дети, которые не будут лысеть, в семье, где оба родителя – лысые? Ответ объясните.Запишите генотипы и фенотипы родителей и детей.

Б) Василий Васильевич Колобков лыс, как и его жена. Определите вероятность рождения у Колобковых нелысых детей, если известно, что родители Василия Васильевича были гетерозиготны по гену лысости.

(6 баллов)















Ответы 10-11 классы

часть №1

  1. Б

  2. Б

  3. Г

  4. Г

  5. Б

  6. В

  7. Г

  8. Б

  9. Б

  10. Г

  11. А

  12. В

  13. В

  14. В

  15. Г

  16. В

  17. В

  18. В

  19. В

  20. В

  21. Г

  22. А

  23. Г

  24. А

  25. Б

часть №2

  1. А,В

  2. В,Б,Г,Д

  3. А

  4. А,В

  5. Б,В

  6. АВГ

  7. А,В,Г

  8. А,В,Г

  9. А,Б,Г

  10. АВГД

  11. Б

часть №3

  1. ОТВЕТ

Часть скелета Класс животных

А позвонок (осевой скелет) Костные рыбы

Б скелет конечностей Земноводные

В скелет крыла Птицы

Г скелет лапы Млекопитающие



  1. А - МЕРИСТЕМА

1. 4. 6., 7, 9.

Б – ПАРЕНХИМА 2. 3. 5. 8., 10..

Ответ СтадияОбъяснение вида графика на этой стадии

I S-период В нем происходит синтез ДНК, поэтому количество ДНК возрастает

II G2

ДНК уже синтезирована, происходит подготовка к митозу, поэтому количество ДНК не

меняется

III М – митоз на графике видно, что это самая короткая часть клеточного цикла (необязательный признак). А также в процессе митоза происходит уменьшение количества ДНК вдвое

IV G1 синтеза ДНК не происходит, вследствие чего на графике эта часть параллельна оси t




часть 4

  1. Ответ. Экологическая ниша описанных в задаче сомиков сильно пересекается с пескарями,следовательно, один из видов может оказаться вытесненным. Существенная часть промысловых карповых рыб, по крайней мере, частично питается зообентосом. Следовательно, можно ожидать негативного изменения поголовья этих рыб (после стада зообентософагов нашим карасям кушать будет нечего). Следовательно, возрастѐт доля рыб, которые к зообентосу привязаны менее всего, например, верховки, которые скорее будут есть что упало на поверхность воды, чем то,что зарыто в грунт.



2. Решение. Обозначим аллель лысости А, а аллель волосатости – а.

А. Генотип жены очевиден – АА.

Генотип мужа может быть 1) таким же, АА. Тогда все их дети будут лысыми

2) Муж может быть и Аа. Тогда половина детей в этой семье будет АА, а половина – Аа.

АА – все лысые. Аа – мальчики лысые, девочки нет.

Ответ: в случае, если муж гетерозиготен, то половина девочек в семье может быть не лысой.

Если есть все генотипы, схема скрещивания и объяснение, за часть А – З балла

Б. Исходя из фенотипа (лыс), генотип Василия Васильевича – А_.

Определим вероятность, с какой он АА и Аа. Поскольку родители гетерозиготны, то у них могли

быть дети АА (1/4), Аа (1/2) и аа (1/4). Но генотип аа для В.В. отпадает (он лысый). Таким образом

он АА с вероятностью 1/3 или Аа с вероятностью 2/3.

Всесибирская олимпиада по биологии. 2011-12. 1 этап. 9-11 класс. стр. 6 из 6

В первом случае (В.В. - АА) вероятность нелысых детей, как мы уже рассматривали выше, равна 0.

Во втором случае (В.В. - Аа) вероятность нелысых детей – 1/4 (половина всех девочек). Умножаем

эту вероятность на вероятность, что В.В. – Аа, получаем 2/3 × 1/4 = 1/6.

Ответ. В семье Колобковых нелысые дети могут родиться с вероятностью 1/6, причем все они будут

девочками.

верные генотипы родителей В.В. и частоты детей – 1 балл

если вероятности будут посчитаны, исходя из того, что P(ВВ=АА) = 1/4, а не 1/3 – то 1 балл,

если все верно – то 2 балла. Всего за часть Б – 3 балла

Максимальный балл может быть снижен, если есть грубые ошибки в обозначениях генов,

генотипов, а также не подписаны фенотипы в схемах.__









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!