СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для проведения школьного тура олимпиады по биологии 6-9 классы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для проведения школьного тура Всероссийской олимпиады по биологии. Форма заданий: 10 заданий с выбором одного ответа, 5 заданий открытого типа. Ответы и критерии оценивания прилагаются. 

Просмотр содержимого документа
«Задания 7»

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии


7 класс


Часть 1. Выполняя задания 1 – 10, выбери один правильный ответ из четырёх предложенных.


1. Сезонные явления в жизни организмов изучает
А) Биология Б) Фенология В) Ботаника Г) Экология


2. Споры бактерий – это приспособление
А) К питанию Б) Размножению В) Дыханию Г) Перенесению неблагоприятных условий


3. Участки стебля, на которых развиваются листья, называются
А) Пазухи Б) Узлы В) Междоузлия Г) Рубцы


4. Главными частями цветка являются
А) Лепестки и венчик Б) Тычинки и пестики
В) Чашелистики и лепестки Г) Цветоножка и цветоложе


5. Водоросль в составе лишайника обеспечивает его
А) Только органическими веществами Б) Органическими веществами и солями
В) Органическими веществами и водой Г) Минеральными солями и водой


6. Передвижение веществ в растении обеспечивает:
А) Покровная ткань Б) Образовательная ткань
В) Проводящая ткань Г) Фотосинтезирующая ткань


7. Хлоропласты есть в клетках:
А) Листа земляники Б) Корня земляники

В) Кожи лягушки Г) Бактерии, вызывающей чуму


8. Число хромосом в половых клетках тигра:
А) Такое же, что и в клетках тела Б) В два раза больше, чем в клетках тела
В) В два раза меньше, чем в клетках тела Г) В четыре раза больше, чем в клетках тела


9. Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
А) зеленых Б) красных В) бурых Г) сине-зеленых


10. В клетках грибов нельзя обнаружить:
А) вакуоли Б) митохондрии В) пластиды Г) рибосомы


Часть 2. Выполняя задания 1 – 5, дай свободный ответ на каждый вопрос.


Вопрос 1
Издавна крестьяне в России заготовляли березовый сок, ивовые прутья, лыко с липы, бересту, смолу сосны (живицу). По степени нанесенного деревьям ущерба разделите эти промыслы на группы.

Вопрос 2
Известно, что для большинства хрящевых рыб характерно живорождение, либо откладывание больших, уже оплодотворенных яиц, богатых желтком. Напротив, костные рыбы откладывают икру. Какие исключения существуют в мире рыб?

Вопрос 3
Каким образом можно рассмотреть под микроскопом покровную ткань живой лягушки?

Вопрос 4
Как Вы можете объяснить высказывание: «Головоногие – приматы моря»?

Вопрос 5
15 апреля 1875 года воздушный шар «Зенит», на борту которого находились три воздухоплавателя, достиг высоты 8000 метров. Когда шар приземлился, то в живых остался только один человек. Что же послужило причиной гибели людей?

Просмотр содержимого документа
«Задания 8»

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии


8 класс


Часть 1. Выполняя задания 1 – 10, выбери один правильный ответ из четырёх предложенных.


1. Почему подберезовики часто можно найти в березовом лесу?
А) В березовом лесу много света
Б) Подберезовики с корнями берез образуют мико­ризу
В) У подберезовиков в березовом лесу нет конкурентов
Г) В березовом лесу отсутствуют животные, которые питаются подберезовиками

2. Какие растения не имеют побега и корня?
А) Водоросли Б) Плауны В) Папоротники Г) Мхи


3. Чем является луковица тюльпана?
А) корневищем Б) корнеплодом В) сочным плодом Г) видоизмененным побегом


4. Жабы, в отличие от лягушек, могут жить вдали от во­доема. Чем это можно объяснить?
А) Они размножаются на суше.
Б) У них лучше развиты легкие и более сухая кожа.
В) У них короткие задние конечности и длинные пере­дние.
Г) Они питаются наземными беспозвоночными живот­ными.


5. Самое большое количество видов включает класс
А) Насекомые Б) Хрящевые рыбы В) Земноводные Г) Птицы


6. Трахея у человека относительно пищевода располагается:
А) спереди Б) сзади В) справа Г) слева


7. Внутреннюю среду организма составляют:
А) ферменты, гормоны, витамины Б) желудочный и поджелудочный соки
В) кровь, лимфа, тканевая жидкость Г) желчь, моча


8. Какой кровеносный сосуд имеет стенку из одного слоя клеток?
А) альвеолярный капилляр Б) воротная вена печени
В) сонная артерия Г) аорта


9. К малому кругу кровообращения относится:
А) аорта Б) нижняя полая вена В) легочная вена Г) плечевая артерия


10. Какие клетки крови образуют антитела?
А) эритроциты Б) лимфоциты В) тромбоциты Г) фагоциты


Часть 2. Выполняя задания 1 – 5, дай свободный ответ на каждый вопрос.


Вопрос 1
Известно, что кефир и ацидофилин – кисломолочные продукты. Как отличить под микроскопом кефир от ацидофилина?

Вопрос 2
Английские ученые утверждают, что сверчок является хорошим термометром. Как можно расшифровать его сообщение о температуре воздуха?

Вопрос 3
Исследования обнаружили одну любопытную особенность в развитии аскариды. Оказалось, что если проглотить свежеотложенные яйца аскариды, то заражения не получится. Как это можно объяснить?

Вопрос 4
Установлено, что для живых организмов по мере их старения физическое ощущение времени ускоряется. Как Вы думаете, почему?

Вопрос 5
Сердце человека сокращается ритмично, поэтому кровь поступает в кровеносные сосуды порциями. Однако по кровеносным сосудам кровь течет непрерывным потоком. Как Вы можете это объяснить?

Просмотр содержимого документа
«Задания 9»

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии


9 класс


Часть 1. Выполняя задания 1 – 10, выбери один правильный ответ из четырёх предложенных.


1. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?
А) Владимир Николаевич Сукачев Б) Владимир Иванович Вернадский
В) Карл Линней Г) Николай Алексеевич Северцов


2. Раздел ботаники, изучающий мхи:
А) Бриология Б) Лихенология В) Птеридология Г) Альгология


3. Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:
А) Бактерии Б) Растению В) Грибу Г) Животному


4. Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе:
А) Дыхания Б) Передвижения веществ В) Фотосинтеза Г) Поглощения веществ из почвы.


5. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы:
А) Не имеют клеточного строения Б) Это одна клетка без ядра
В) Это одна клетка с ядром Г) Это спора


6. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых состоит из гифов, — это:
А) Животные Б) Грибы В) Растения Г) Лишайники


7. Факторы неживой природы:
А) Лишайники, мхи Б) Грибы, бактерии
В) Вода, воздух, свет Г) Одноклеточные растения и животные.


8. О единстве органического мира свидетельствует:
А) Связь организмов со средой
Б) Приспособленность организмов к среде обитания
В) Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств
живой природы
Г) Взаимосвязь клеток в организме


9. Только для живых организмов характерно:
А) Уменьшение веса Б) Изменение окраски
В) Дыхание Г) Взаимодействие со средой


10. Грибы питаются:
А) Образуя на свету органические вещества
Б) Готовыми органическими веществами
В) Только органическими веществами живых организмов
Г) Поселяясь на продуктах питания


Часть 2. Выполняя задания 1 – 5, дай свободный ответ на каждый вопрос.


Вопрос 1
В чем заключается механизм двойного дыхания птиц?

Вопрос 2
Как называется железа внутренней секреции, гормоны которой регулируют другие эндокринные железы?

Вопрос 3
У некоторых рыб плавники видоизменились так, что и на плавники не похожи. Приведите примеры, указав, у каких рыб, какие плавники и как видоизменились.

Вопрос 4
Известно, что даже при небольшой мышечной работе артериальное давление возрастает. Согласно одной гипотезе это происходит потому, что работающие мышцы выделяют в кровь какие-то вещества, влияющие на сосуды, согласно другой гипотезе, когда мозг посылает к мышцам сигналы, заставляющие их работать, он одновременно посылает к сосудам сигналы, меняющие кровяное давление. Какие эксперименты надо поставить для проверки этих гипотез?

Вопрос 5
Каким образом в растительных сообществах одни виды могут вытеснять другие?

Просмотр содержимого документа
«Ответы 6»

6 класс

Ответы на тесты

Тестовое задание

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Ответ

А

Г

В

Б

В


Тестовое задание

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

В

Г

В

Б

В



Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1 (2 балла)
1) Мухомор относится к ядовитым грибам и непригоден в пищу ни в каком виде. Мухомор содержит такие химические соединения, которые в малых количествах и при разумном применении могут успешно лечить многие недуги. Хорошо известны старинные рецепты приготовления настойки из мухоморов, которая успешно лечит ревматизм, подагру, варикозное расширение вен и ряд других болезней. (1 балл)

Лечение химическими препаратами может вызвать и обратный эффект, по принципу «одно лечится, другое калечится». Растительное и другое природное сырье содержит естественные, сбалансированные, созданные самой природой лекарственные препараты. Вот почему любой, даже самый ядовитый организм при разумном использовании может оказаться целебнее самой дорогостоящей разрекламированной пилюли. (1 балл)

Ответ на вопрос 2 (2 балла)
1) Питательные вещества не будут тратиться на рост растения, образование новых побегов и плодов, а начнут оттекать в клубни. (1 балл)

2) Как правило, к концу лета на ботве поселяется паразитический гриб – фитофтора, и скашивание ботвы с последующим ее сжиганием позволит уменьшить риск заражения посадочного материала. Также вместе с ботвой могут быть уничтожены колорадский жук и его личинки, которые наносят огромный вред картофельным плантациям. При ручной уборке картофеля отсутствие ботвы значительно облегчает процедуру копки. (1 балл, упомянут хотя бы один из вариантов ответа)

Ответ на вопрос 3 (2 балла)
1) Минеральные вещества усваиваются растениями лишь в виде растворов. Калийные и азотные удобрения в основном представлены нитратами, аммиаком, аммиачной селитрой, сильвинитом (хлорид калия) – все это соли, хорошо растворимые в воде. Поэтому их можно вносить в почву практически в любое время года. (1 балл)

2) Фосфорные же удобрения, как правило, представлены плохо растворимыми в воде веществами. Внесение их осенью вместе с навозом позволяет фосфатам за длительный промежуток времени – с осени до весны – вступить в химическое взаимодействие с органическими кислотами, всегда содержащимися в навозе, и перейти в состояние, усваиваемое растениями. (1 балл)

Ответ на вопрос 4 (2 балла)
1) Опустевшие известковые раковинки морских корненожек (простейшие) постоянно, опускаясь на дно, образуют слой вязкого беловатого ила. Так происходит теперь, так происходило и в прошлые геологические эры. Из подобного ила, отложившегося на дне морей в прошлые геологические периоды, впоследствии образовались мощные слои некоторых известковых горных пород. (1 балл)

2) Например, по берегам Волги целые толщи известняков оказываются состоящими из скоплений раковинок вымерших корненожек. Обыкновенный мел сплошь состоит из микроскопически мелких раковинок морских корненожек и в некоторых районах нашей страны залегает пластами. Так, город Белгород получил свое название оттого, что там по обрывистым берегам и оврагам повсюду выступают обнажения сплошных белых толщ мела, отложившихся в конце средней эры. (1 балл, приведён хотя бы один пример)

Ответ на вопрос 5 (2 балла)

1) Чуть раньше к этому «серому» списку можно было бы добавить и серого волка. Общее между ними – это постоянное, порой очень навязчивое и беспокойное соседство с человеком. В науке их называют синантропными животными, что в переводе означает – живущие рядом с человеком. (1 балл)

2) В их видовом названии часто присутствуют слова «домашний», «домовый». Например, домашняя мышь, домовый сверчок, домовый паук. Названия синантропных животных могут включать и элементы жилья человека, его одежды, частей тела. Например, комнатная муха, постельный клоп, платяная и головная вошь. (1 балл)


Всего 20 баллов

Просмотр содержимого документа
«Ответы 7»

7 класс

Ответы на тесты (10 баллов)

Тестовое задание

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Ответ

Б

Г

Б

Б

А


Тестовое задание

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

В

А

В

Г

В

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1 (6 баллов)
По степени нанесенного деревьям ущерба эти промыслы можно разделить на 3 группы:
1. Минимальный вред. Для заготовления ивовых прутьев срезаются ветви прошлого года (более старые слишком толсты), которые легко возобновляются. Кроме того, ива стремительно размножается как вегетативно, так и семенами. Так что резко уменьшить количество ивовых деревьев в природе достаточно сложно. (2 балла, названа группа + дано пояснение)
2. Ущерб «средней тяжести». При заготовлении березового сока и живицы деревьям наносится ощутимый вред, поскольку через надрезы в коре легко проникают споры патогенных грибов. Для того, чтобы уменьшить ущерб, нужно правильно организовать действия по сбору березового сока и живицы. (2 балла, названа группа + дано пояснение)
3. Наибольший вред. При снятии коры с березы и липы полностью прерывается ток органических веществ, и дерево может погибнуть. В результате таких действий уничтожается подрост, вследствие чего нарушается возобновление леса. (2 балла, названа группа + дано пояснение)

Ответ на вопрос 2 (2 балла)
1) Среди хрящевых рыб только немногие, например, полярная акула, мечут икру. Для большинства же из них характерно либо рождение живых детенышей, либо откладывание больших, уже оплодотворенных яиц, богатых желтком. (1 балл)

2) Среди костных рыб живорождение, наоборот, встречается как исключение. Это байкальская голомянка, меченосец, морской окунь. (1 балл)

Ответ на вопрос 3 (2 балла)
1) Если живую лягушку посадить в банку с небольшим количеством воды, то в ней скоро появятся прозрачные пленки – это лоскутки верхнего слоя кожи, который слинял у лягушки. (1 балл)

2) Рассматривая такой лоскуток под микроскопом, можно видеть, что он состоит из множества клеток прямоугольной формы, тесно прилегающих друг к другу. Все клетки, выстилающие поверхность тела лягушки, образуют ее наружную покровную ткань. (1 балл)

Ответ на вопрос 4 (3 балла)
1) Как известно, «приматами» Линней назвал высшую группу животного царства, куда он отнес антропоидных обезьян и самого человека. (1 балл)

2) Ближайшее ознакомление с высшими моллюсками, с многообразием и совершенством их приспособительных особенностей, сложностью их поведения, иногда напоминающего действие разумного существа, что обусловлено высоким развитием нервной системы, дает основание видеть в этой группе беспозвоночных «приматов морского царства» — существа, по уровню своего развития, не уступающего обезьянам среди наземных позвоночных. (1 балл)

3) Из всех головоногих наибольшую «смышленость» обнаруживают в своем поведении осьминоги – животные, которые не пошли по пути одностороннего приспособления к быстрому передвижению. (1 балл)

Ответ на вопрос 5 (3 балла)
1) Свойство гемоглобина связывать кислород имеет жизненно важное значение для организма. Иногда люди гибнут от недостатка кислорода в организме, окруженные самым чистым воздухом. Это может случиться с человеком, оказавшимся в условиях пониженного давления (на больших высотах), где в разреженной атмосфере очень низкое парциальное давление кислорода. Парциальное давление кислорода – часть общего давления, которая приходится на долю кислорода в атмосфере. Причиной гибели людей стало резкое снижение парциального давления кислорода на большой высоте. (1 балл)

2) На больших высотах (7-8км) артериальная кровь по своему газовому составу приближается к венозной; все ткани тела начинают испытывать острый недостаток в кислороде, что и приводит к тяжелым последствиям. Подъем на высоту более 5000 м обычно требует пользования особыми кислородными приборами. (1 балл)

3) При специальной тренировке организм человека может приспосабливаться к пониженному содержанию кислорода в атмосферном воздухе. У тренированного человека углубляется дыхание, увеличивается количество эритроцитов в крови за счет усиленного образования их в кроветворных органах и поступления из депо крови. Кроме того, усиливаются сердечные сокращения, что приводит к увеличению минутного объема крови. (1 балл)

Максимальное число баллов 26



Просмотр содержимого документа
«Ответы 8»

8 класс

Ответы на тесты (10 баллов)


Тестовое задание

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Ответ

Б

А

Г

Б

А


Тестовое задание

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

А

В

А

В

Б


Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1 (2 балла)
1) В кефире молочнокислое брожение осуществляется главным образом эукариотами – дрожжами, относящимися к роду Торула, а в ацидофилине брожение осуществляется прокариотами – молочнокислыми бактериями. (1 балл)

2) Поэтому в ацидофилине, в отличие от кефира, нет эукариотических клеток. (1 балл)

Ответ на вопрос 2 (2 балла)
1) Чтобы понять сообщение сверчка о температуре воздуха, надо сосчитать количество его свистков за 15 секунд, прибавить 8, результат умножить на 5/9. (1 балл)

2) Показания сверчка довольно точны, поскольку насекомое исключительно чувствительно к температуре окружающей среды и изменяет ритм своего «пения», реагируя на малейшие его колебания. (1 балл)

Ответ на вопрос 3 (2 балла)
1) Яйцо с заключенным в нем зародышем должно еще в течение 15-25 дней «дозреть» в почве или в воде, где оно подвергается действию кислорода, и только после этого может развиваться дальше в теле нового хозяина. (1 балл)

2) Это устраняет опасность самозаражения прежнего хозяина, а необычайная живучесть зародышей под яйцевой оболочкой способствует широкому распространению этого паразита. (1 балл)

Ответ на вопрос 4 (2 балла)
1) Полагают, что для только что родившегося ребенка 1 год в 7 раз продолжительнее, чем для 10-летнего, и в 70 раз длиннее, чем для 100-летнего. (1 балл)

2) В молодом организме совершается больше основной физиологической работы – роста и развития. Интенсивность всех процессов в молодом возрасте значительно выше, чем в зрелом. Поэтому, по мере старения организмов их физическое ощущение времени ускоряется. (1 балл)

Ответ на вопрос 5 (2 балла)
1) Непрерывный ток крови в сосудах объясняется эластичностью стенок артерий и сопротивлением току крови, возникающим в мелких кровеносных сосудах.

2) Благодаря этому сопротивлению кровь задерживается в крупных сосудах и вызывает растяжение их стенок. Растягиваются стенки артерий и при поступлении крови под давлением из сокращающихся желудочков сердца при систоле. Во время диастолы кровь из сердца в артерии не поступает, стенки сосудов, отличающихся эластичностью, спадают и продвигают кровь, обеспечивая непрерывное движение ее по кровеносным сосудам. (1 балл)


Максимальное число баллов 20

Просмотр содержимого документа
«Ответы 9»

9 класс

Ответы на тесты (10 баллов)


Тестовое задание

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Ответ

Б

А

А

В

А


Тестовое задание

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

Б

В

В

В

Б


Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1 (1 балл)
Особенностью дыхания птиц является то, что обогащенный кислородом воздух проходит через легкие дважды — на вдохе и выдохе, вытесняемый из воздушных мешков при сокращении мышц стенки тела.

Ответ на вопрос 2 (1 балл)
Гипофиз

Ответ на вопрос 3 (12 баллов: за каждый указанный способ использования – 1 балл и за примеры по 1 баллу)
1) Плавники могут преобразовываться в средства защиты — колючки, иглы, иногда с протоками ядовитых желез (колюшка, ерш, бычки, скорпена и др.). (2 балла)

2) Плавники могут использоваться также для маскировки под предметы окружающей среды (конек-тряпичник). (2 балла)

3) Плавники могут использоваться как средство прикрепления для рыб, живущих в реках с быстрым течением или в отливно-приливной зоне моря (бычки). (2 балла)

4) Плавники могут использоваться как средство передвижения по дну, по суше или по воздуху (летучие рыбы, тригла, илистый прыгун). (2 балла)

5) У лабиринтовых рыб плавники преобразуются в органы осязания (осязательные нити, осязательные усики). (2 балла)

6) У удильщиков плавники преобразуются в приманку для ловли добычи. (2 балла)

Ответ на вопрос 4 (2 балла)
Можно предположить разные варианты опытов. Первый вариант: блокировать передачу сигналов от нервов к мышцам, например, кураре, а затем подать сигнал, на который обычно животное отвечало выученным движением. В этих условиях мышцы реально работать не будут, несмотря на желание животного совершить движение (сигналы по мышечным нервам будут идти, но они не вызовут сокращений мышц). Если в этих условиях давление будет меняться, то это значит, что изменения вызывают сигналы, приходящие от мозга (конечно, этот опыт не доказывает, что давление меняется только от этих сигналов; для такого вывода требуются дополнительные эксперименты). (1 балл)

2) Второй вариант: денервированная мышца искусственно раздражается током; мозг не участвует в сокращениях мышцы и не получает сведений про ее работу. Если в этих условиях давление изменится, то вещества, выделяемые мышцей, могут влиять на кровяное давление. (1 балл)

Ответ на вопрос 5 (3 балла: по 1 баллу за каждый пример)
Прежде всего можно указать несколько достаточно широко распространенных и достаточно прямых способов влияния растений друг на друга.

1) Растение может побеждать конкурента в борьбе за свет, вытесняя его. Так, растения верхнего яруса с густой кроной (липа мелколиственная, ель европейская) используют основную часть света, необходимого для фотосинтеза. Растения, быстрее растущие после прорастания, затеняют соседей, тормозя их рост.

2) Растения с более развитой корневой системой могут отбирать у своих конкурентов воду и неорганические соли.

3) Растение может выделять в почву корневые яды — колины, мешающие росту других растений. Так, белая акация мешает росту других растений. Черника не дает прорастать лесной сосне. Майский ландыш, поселяясь под кустами дикой сирени, вытесняет этот вид.


Максимальное количество баллов 29

Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания 6»

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии


6 класс


Часть 1. Выполняя задания 1 – 10, выбери один правильный ответ из четырёх предложенных.


1. Живое существо в отличие от большинства неживых тел:
А) непрерывно расходует энергию Б) разрушается под внешним воздействием
В) может изменять структуру Г) может изменять форму


2. Живым организмом можно считать:
А) лист осины Б) клетки стенок желудка

В) березовый лес Г) дуб, выросший из желудя


3. Растения в отличие от животных:
А) растут до определенного возраста
Б) способны активно передвигаться
В) используют органические вещества, образующиеся в их организме из неорганических веществ
Г) питаются готовыми органическими веществами.


4. Смена времён года на Земле происходит из-за вращения:
А) Земли вокруг своей оси Б) Земли вокруг Солнца
В) Солнца вокруг Земли Г) Луны вокруг Земли.


5. При распаде органических веществ в клетке:
А) из менее сложных образуются более сложные вещества, в них накапливается энергия
Б) питательные вещества и кислород из межклеточного вещества поступают в клетку
В) образуются вещества более простого строения, высвобождается энергия
Г) питательные вещества и кислород из клетки попадают в межклеточное вещество


6. Химические элементы, составляющие основу клетки живого организма:
А) сера, кислород, йод, водород Б) азот, цинк, водород, углерод
В) углерод, кислород, азот, водород Г) углерод, азот, сера, йод


7. Цитоплазмы нет в клетках:
А) подорожника Б) гриба подберёзовика
В) большого пёстрого дятла Г) вируса, вызывающего корь


8. Самая дальняя планета от Солнца из планет земной группы:
А) Земля Б) Венера В) Марс Г) Меркурий


9. К парниковому эффекту на планете Земля может привести:
А) испарение воды в атмосферу
Б) увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере
В) скопление в воздухе ядохимикатов
Г) выделение в атмосферу избыточного количества радиоактивных веществ


10. Основные органы цветкового растения:
А) корень, стебель, листья, почки, плоды Б) корень, стебель, листья, цветок
В) корень, побег, цветок, плод с семенами Г) корень, стебель, цветок


Часть 2. Выполняя задания 1 – 5, дай свободный ответ на каждый вопрос.


Вопрос 1
Всем известно, что мухомор является ядовитым грибом. Однако для лечения болезней суставов и ревматизма человеком применяется спиртовая настойка мухомора. Как вы можете это объяснить?

Вопрос 2
Обычно за неделю до уборки картофеля скашивают ботву. Как Вы думаете, для чего это нужно делать?

Вопрос 3
Садоводы знают, что азотные и калийные удобрения для подкормки растений можно вносить в почву в любое время года. А вот в рекомендациях по использованию фосфорных удобрений указано, что вносить их в почву осенью, перед наступлением зимы, вместе с навозом. Как вы думаете, почему?

Вопрос 4
Как, по-вашему, можно объяснить следующее высказывание: «Простейшие – строители горных пород»?

Вопрос 5
Что общего между серой вороной, серой крысой и серой (комнатной) мухой?