Семинар – практикум для педагогов
по теме: Трудности «трудного ребенка»
Задачи:
Познакомить педагогов с системой мотивов нарушения дисциплины.
Выявить характерные личностные особенности «трудных» детей, научить объективно описывать поведение учеников.
Сформировать мотивацию на работу с «трудными» детьми.
Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам.
Ход семинара
1. «Трудности «трудных детей».
Отклоняющее поведение, трудный ребенок, девиация эти слова становятся, к сожалению, все более употребительными в последнее время. Сталкиваясь с проявлениями отклоняющегося поведения (грубостью, непосещением школы, бранью, курением и т.д.), мы возмущаемся, испытываем желание осудить, подавить, запретить, объясняем такое поведение отсутствием положительных примеров, размытостью моральных норм, социально-экономическим неблагополучием. Но такие дети особо нуждаются в поддержке и помощи.
Продолжите предложение «Трудный учащийся – это…».
Мнение учащихся «Трудный учащийся – это…».
мнение учащихся |
Человек, которому сейчас тяжело |
Нет мотивации к изменению себя |
Недооценивают учителя |
Нехватка любви учителя |
Нервный |
Нет учебной мотивации |
Проблемы с учебой |
Хочет привлечь внимание |
Не умеет контролировать себя |
Проблемы внутри себя |
Озлобленный |
Тихий, необщительный |
Нарушитель дисциплины |
Курильщик |
Агрессивный |
Не ответственный |
Нехватка любви родителей |
Особые черты характера |
Самоуверенный, бездушный |
«Трудных» нет, есть трудные ситуации |
Составьте перечень проблем, с которыми сталкиваются педагоги при взаимодействии с «трудными детьми».
К типичным трудностям детей с отклонениями в поведении относятся следующие:
Вызывающее поведение.
Вседозволенность, стремление избежать требований, правил;
Отсутствие волевого контроля, способности к самообладанию, неорганизованность, импульсивность;
Лживость;
Обидчивость, агрессивность;
Тревожность;
Низкая самооценка, переживание собственной неудачливости;
Нарушение взаимопонимания с родителями, педагогами, другими взрослыми;
Проблемные взаимоотношения со сверстниками;
Трудности в обучении;
Невыполнение домашних заданий
Трудности в формировании жизненных ориентиров, ценностей, идеалов;
Отсутствие позитивных жизненных целей.
2. Четыре мотива плохого поведения.
Каждый учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, "заводить" класс и срывать объяснение материала. Почему дети «плохо» себя ведут? Выделяют четыре мотива плохого поведения.
Эти четыре цели (мотива) поведения выделил американский педагог Рудольф Дрейкурс. Он говорил: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины, почему их не пять и не сто, — я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива их «плохого» поведения. В 90% случаев присутствует один из этих четырех мотивов. Если вы можете предложить что-то лучшее — пожалуйста».
Таблица «Четыре мотива плохого поведения».
Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, мы должны как-то взаимодействовать с ними. Если мы научимся понимать мотивы поведения, мы сможем правильно строить общение с учеником. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения. Наше педагогическое вмешательство - это только создание некоторых условий, в которых дети могут изменить свое поведение, а могут и не изменить.
3. Алгоритм оказания помощи «трудным детям»
Для оказания психологической и педагогической помощи детям с отклоняющимся, трудным поведением необходимо следующее:
изучить социальное окружение ребенка и провести социально-психологическую работу с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями, друзьями).
корректировать те ценности, поведение, черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию ребенка. Проработка трудностей и проблем: поведенческих, информационных, эмоциональных, характерологических.
создать оптимальную модель взаимодействия с ребенком.
Давайте попробуем создать такую модель взаимодействия.
Работа по группам.
Педагоги делятся на группы. Каждой группе дается проблема (наиболее распространенные при взаимодействии и обучении «трудного ребенка»).
Задача: найти методы и способы реагирования, адекватные ситуации, и пути оказания помощи «трудному ребенку».
Проблема | Что нужно делать? | Как это делать? |
Вызывающее поведение. Ученик громко разговаривает на уроке. На замечания педагога отвечает: «Я не с Вами разговариваю». | | |
Отсутствие волевого контроля, импульсивность. Учащийся подсказывает, выкрикивает с места, комментирует все происходящее на уроке. | | |
Ложь. Учащийся лжет с целью оправдания своего поступка. | | |
Агрессия со стороны учащихся (словесная, физическая). Ребенок со злостью отрывает листья от комнатного растения. | | |
Заниженная самооценка и тревожность. Отвечает неуверенно, тихо, непоследовательно, по наводящим вопросам. | | |
Низкий уровень способностей. Учащийся не справляется со школьной программой. | | |
| | |
Представление результатов работы представителями от каждой группы.
Обсуждение, обмен мнениями и впечатлениями и подведение итогов работы в группах.
4. Принципы конструктивного взаимодействия
Правило 1.
Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика.
Когда вы обсуждаете с учениками их поведение, придерживайтесь объективного стиля: избегайте таких слов, как "плохо", "неправильно", "глупо", "по-хамски". Субъективные, оценочные слова только вызывают раздражение ученика, "заводят" нас самих и в итоге уводят от решения проблемы.
Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Обсуждая с учеником его поведение или выбирая способ вмешаться, говорите только о том, что происходит прямо здесь в данный момент. Обращаясь к прошлому или к будущему ученика («Ведь сколько раз мы говорили о твоем поведении и всегда одно и тоже») и возникает мысль, что его поступок - что-то неизбежное и неисправимое. Какой-то тупик. В самом деле, если Ваня или Валя "всегда" так ведут себя или "всегда будут" это делать. Мы должны быть твердыми в отношении конкретного проступка, чтобы прекратить его.
Правило 2.
Займитесь своими негативными эмоциями.
Когда ученик демонстрирует "плохое" поведение - властное или мстительное - наши собственные эмоции очень неприятны. Это может быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, - нормально. В самом деле, ведь ученик разрушает учебный процесс, мешает работать вам и классу.
Но! Контролируйте отрицательные эмоции. Когда учитель управляет своими отрицательными эмоциями и не выливает на головы учеников потоки "благородного гнева", он дает классу очень много: а) он просто лишает желаемой реакции властолюбца и б) что еще важнее, готовит почву для успешного взаимодействия.
Правило 3.
Обсудите проступок позже.
Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент, когда вы оба - и учитель, и ученик - возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно. Вы не услышите, что вам говорит ученик, а он не услышит вас, так как вы оба будете взвинчены.
Правило 4.
Позвольте ученику "сохранить лицо".
Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят представления. Вместе с тем, они знают, что учитель сильнее. В результате такие ученики все-таки сделают то, о чем вы их просите, но по-своему. Они играют в игру, которую можно так и назвать "По-своему". В этой игре они дают нам то, что мы просим, но с оговоркой: "Я сделаю это - но по-своему, а не вашим способом".
Правило 5.
Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.
Конфронтация выбивает из колеи обоих участников конфликта, эмоции легко выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно. Крик, обвинения, унижение, ругань - все это черты агрессивного общения. Наибольшая польза этого правила в том, что дети довольно быстро перенимают эту неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, эмоциям брать верх над разумом, то и они позволяют себе это.
Упражнение “Золотые правила”.
Инструкция: участники должны правильно сложить высказывания, разделенные на две части, и обсудить их. (Это 11 известных высказываний: если ребенка критикуют, он учиться осуждать; если ребенка высмеивают, он учиться быть робким; если ребенка часто одобряют, он учиться хорошо к себе относиться; если ребенка хвалят, он учится оценивать; если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе; если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым; если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить; если к ребенку часто бывают снисходительны, он учится быть терпеливым; если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться, если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь и т.п.)
5. Изменим свои убеждения о плохом детском поведении!
ДЕТИ ПЛОХО ВЕДУТ СЕБЯ, ПОТОМУ ЧТО: они просто хотят внимания, они упрямы, они избалованы, они эгоистичны, они несобранны, они похожи на своих родителей, у них плохая наследственность.
ПОЭТОМУ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛОХО СЕБЯ ВЕДЕТ – ЭТО ПЛОХОЙ РЕБЕНОК!
ИЛИ
ДЕТИ ПЛОХО СЕБЯ ВЕДУТ, ПОТОМУ ЧТО: они хотят быть чьими-то, они хотят чувствовать себя сильными, они хотят чувствовать себя значимыми, они хотят чувствовать, что у них есть дом, они хотят исследовать окружающий мир и экспериментировать. ПОЭТОМУ РЕБЕНОК, У КОТОРОГО НЕУДОВЛЕТВОРЕНА КАКАЯ-ТО ПОТРЕБНОСТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ СООБЩАЕТ НАМ ОБ ЭТОМ.
ВЫВОДЫ: Любое плохое поведение ребенка – это способ найти контакт со взрослыми. Если дети уверены, что их любят, ценят, понимают, у них нет необходимости устраивать сцены и безобразничать.
6. Упражнение 10 хороших качеств.
Цель: научится не концентрировать внимание только на отрицательных чертах в поведении ребенка, видеть в нем позитивное.
Задание: назовите 10 хороших качеств самого трудного ученика.
7. Рефлексия, обратная связь.