Сенсорное воспитание детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Свое выступление хочу начать со слов психолога Б.Г. Ананьева об умении ощущать:
«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека».
Сегодня я хочу рассказать вам о сенсорном развитии детей раннего возраста. Раннее детство - это период в развитии ребенка, когда закладываются основы его психического и физического здоровья. Ранний возраст - это в буквальном смысле НАЧАЛО.
И именно это НАЧАЛО является самым благоприятным временем для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста –это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.
Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:
1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.
2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.
3. Речевое развитие – через обогащение активного и пассивного словаря.
4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.
5.Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. А проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, является одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности и является одним из принципов заложенных в Стандарт ДО.
Очень трудно исправить упущения в формировании сенсорной сферы ребенка в раннем возрасте. Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить.
Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности — игровой, учебной, трудовой. В раннем возрасте ведущий вид деятельности – игровой. В игре своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование сенсорных процессов.
Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Анализ психолого-педагогической литературы и практики воспитания детей младшего дошкольного возраста позволил выявить ряд существующих в настоящее время противоречий: между необходимостью сенсорного воспитания детей и недостаточным методическим обеспечением.
В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов.
Во время НОД, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществит всех задач сенсорного воспитания. Поэтому роль дидактических игр остается очень важной в процессе сенсорного воспитания дошкольника. А метод проектов помогает установлению партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей, способствует повышения компетентности педагогов в вопросах сенсорного развития детей.
С учетом этого возникла идея работы по сенсорному воспитанию в форме проекта.
Наш проект называется «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Он длительный. Срок его реализации один учебный год.
Цель его – создание методической базы для сенсорного развития детей раннего возраста.
В ходе проекта решались задачи, которые соответствуют задачам сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Проблема проекта в противоречии между необходимостью сенсорного развития дошкольников и недостаточной методической базой.
На первом этапе нашего проекта мы провели диагностику сенсорного развития детей. Были выявлены следующие результаты:
Всего 5 человек – это 17% из группы имеют высокий уровень развития сенсорных способностей, 33% - средний уровень развития и 15 человек – 50 % группы имеют низкий уровень развития.
![]()
Для решения поставленных задач нами был разработан план по использованию дидактических игр в процессе НОД, в режиме дня и в индивидуальной работе с малышами. Игры подбирались на развитие восприятия и формирования представлений о свойствах предметов.
Для развития тактильных ощущений использовались такие игры как:
«Найди игрушку» - в емкости, наполненной материалами, разными по структуре детям надо найти мелкую игрушку.
«Горячий – холодный», «Тонет – не тонет» - во время режимных процессов и в играх с водой учили различать теплую и холодную воду.
Рисование пальчиками – развивает тактильные ощущения.
Одной из задач сенсорного воспитания является развитие зрительного восприятия, которое делиться на восприятие цвета, формы и величины предметов.
Для цветовосприятия мы использовали игры:
«Большая стирка»;
«Укрась солнышко»;
«Воздушные шарики»;
«Цветочная полянка»;
«Помоги ежику»
Для развития восприятия формы использовались такие игры как:
Различные вкладыши (плоскостные и объемные);
Блоки Дьенеша;
«Помоги бабушке» (заплатки).
Для развития восприятия величины мы играли с матрешками, пирамидками, помогали разным животным и сказочным героям.
Также мы использовали игры на развитие слуха, осязания и обоняния. «Найди такой же» (по вкусу, звуку, запаху), «Определи по запаху», «Что играло», игры с музыкальными инструментами.
Но работа по проекту не ограничивается работой только с детьми. Так же в рамках проекта проводилась работа с педагогами. Для них я провела консультацию «Роль сенсорного развития в раннем возрасте». А так же мастер-класс «Дидактические игры на развитие сенсорных способностей из бросового материала», целью которого было познакомить педагогов с различными дидактическими играми на развитие сенсорных способностей детей и способах их изготовления из подручных материалов.
В нашем проекте приняли участие родители. Они активно изготавливали игры на развитие сенсорики для своих малышей.
Проводился мастер-класс «Поиграй со мною мама», целью которого было познакомить родителей с играми на развитие сенсорных способностей.
Также были проведены консультации: «Особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста», «Как играя можно научить ребенка». Цель этих консультаций – повысить компетентность родителей по вопросам сенсорного развития детей.
На заключительном этапе любого проекта подводятся итоги. С этой целью была проведена повторная диагностика сенсорного развития малышей. Ее результаты следующие:
Количество детей с высоким уровнем развития выросло на 12 человек – 40%, 45 % - дети со средним уровнем развития и всего 15 % детей осталось с низким уровнем развития.
![]()
Большой отклик реализация проекта вызвала у родителей. Этот проект способствовал сплочению родителей и детей, повысилась их компитентность в вопросах сенсорного воспитания. Родители поняли, что сенсорным развитием детей должен не только детский сад и педагоги, а и сами родители и есть много игр осуществить эту деятельность в домашних условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В заключение хотелось бы сказать о том, что только систематическое планомерное использование дидактических игр способствует сенсорному развитию малышей. А использование проектов позволяет активно привлекать к работе и педагогов детского сада и родителей. Моя деятельность по развитию сенсорных способностей с помощью дидактических игр не ограничивается изготовлением и применением только этих дидактических игр. В дальнейшем я планирую разработать изготовить и использовать в работе новые дидактические игры. И внедрить проект уже с новыми детьми и родителями.
Спасибо за внимание!