Сетевое профессиональное сообщество, как одно из актуальных направлений развития учителя
«Собираться вместе – это начало.
Оставаться вместе – это прогресс.
Работать вместе – это успех»
Генри Форд
Непрерывность профессионального развития является необходимой для профессионального и личностного индивидуального опыта педагога. Но как осуществить профессиональное развитие каждого учителя в создавшейся ситуации? Работа Майкла Фуллана об образовательных изменениях (2008) подчеркивает необходимость «соединения коучинга с целью», если мы хотим увидеть системное улучшение в обучении учащихся и в профессиональном обучении - мы должны позволить преподавателям установить регулярное сотрудничество с проверенными коллегами для решения проблем и обмена мнениями. Один из эффективных путей в этом направлении – это создание профессионального сообщества.
В чем польза профессионального сообщества? Что оно даст учителю?
Участие в профессиональных сообществах позволяет педагогам общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень. Уместно привести один из ожидаемых результатов в работе профессионального сообщества, оказывающийся наиболее значимым в рамках данной темы – «Повышение профессионального мастерства через сотрудничество и сотворчество».
По сути, профессиональное сообщество реализует идеи диалога участников – учителей-практиков, учеников и родителей по профессиональным вопросам – во всех аспектах преподавания и обучения. Предпринимаются попытки решения вопросов восполнения информации о потребностях школы в конкретный период. И, следовательно, обеспечивается взаимодействие педагогов, родителей, учеников и административного аппарата системы образования, что, несомненно, положительно скажется на результативности преподавания и обучения.
Одним из направлений работы профессионального сообщества является сетевое педагогическое сообщество. Вопросам изучения взаимодействия в сетевых сообществах посвящены многие работы исследователей. Так, например, Н.Н. Рыхлова считает, что сетевое сообщество - это новый атрибут самостоятельно формируемого профессионального пространства учителя XXI века, обладающего научным мышлением, реализующего индивидуальную образовательную траекторию, включающую интернет-ресурсы, с целью максимальной самореализации и самоактуализации. Все определения сводятся к тому, что профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.
Цели сетевого сообщества:
создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
осуществление информационной и методической поддержки учителей школ;
распространение успешных педагогических практик;
поддержка новых образовательных инициатив.
Данное направление профессионального сообщества расширяет пространство для сотрудничества с коллегами, позволяет учителям, живущим в разных уголках Казахстана и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Преимуществами сетевого сообщества также являются: возможность быть открытыми, добровольность участия, возможность найти единомышленников, вариативность и разноуровневость предлагаемых образовательных ресурсов, публичное признание достижений участников, высокая скорость передачи информации.
Существуют следующие виды сетевых профессиональных сообществ:
Монопредметные;
Надпредметные;
Мультипредметные;
Региональные, городские, районные, школьные
Одним из актуальных видов сетевого профессионального сообщества учителей на сегодняшний день стали школьные сетевые профессиональные сообщества. Педагоги размещают на страницах сетевого сообщества актуальные методические материалы, фото и видеоматериалы уроков, открытых мероприятий, коучинг-сессий, участвуют в обсуждениях вопросов практики преподавания и обучения. Слабым звеном является вовлечение большинства коллег в обсуждения, постановку проблемных вопросов, распространение успешных педагогических практик, поддержка новых образовательных инициатив. Причины этого кроются в загруженности педагогов и неумение свободно ориентироваться в компьютере и Сети на уровне продвинутого пользователя, незнание актуальных сайтов и порталов, несоответствие размещаемых материалов потребностям педагогов.
Для преодоления данных барьеров руководителям профессиональных сетевых сообществ следует обратить внимание на факторы, способствующие успеху социально-педагогической сети.
Первым шагом и ключом к успеху в достижении эффективного функционирования вашего сетевого сообщества является выбор модератора. К этому нужно отнестись предельно серьезно. Каковы критерии отбора такого человека? С одной стороны, здесь можно использовать такие понятия, как «авторитет» и «репутация». Коллектив должен знать модератора, как человека компетентного. С другой стороны, это величина накопленного опыта взаимодействия с участниками сети. Известно, что люди стараются снизить интенсивность своего общения с теми, кому они не доверяют. И, что не менее важно, модератором должен быть человек заинтересованный.
Его главная цель - обеспечить эффективное функционирование сетевого сообщества.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
Создать комфортную, «понимающую» среду профессионального общения педагогов.
КАК? Модератор с самого начала должен быть внимательным; держать каждую высказанную мысль (возвращаться к ней, заботиться, чтобы ничто не было упущено). Один из главных принципов его работы можно сформулировать как принцип взаимного дополнения. Этот принцип означает, что модератор позитивно относится ко всем высказываниям педагогов, с которыми начинает работать. Каждое мнение он рассматривает как элемент целостной картины, который необходимо включить в общую «канву» деятельности. Например, на одном из обсуждений педагоги высказывают свои соображения о предложении запустить процесс изменений в их школе. Как правило, позиции разные: кому-то эта перспектива нравится, а кто-то считает, что «ничего менять не нужно», поскольку у него на уроках и так все идет хорошо. В таких случаях модератор не ищет контраргументы. Вместо этого он может, например, обратить внимание консерваторов на то, что не у всех коллег дела обстоят так же замечательно, как у них. Возможно, они могли бы передать коллегам свои навыки успешной работы? И предлагает поделиться опытом. Можем предположить, что такой подход в дальнейшем способствует созданию коллаборативной среды в сетевом сообществе и будет служить пример конструктивного диалога для коллег.
Обеспечить постоянные новости, подогревающие интерес к активностям сети.
КАК? Модератор должен быть проактивным. Это значит, что он каждый день исследует актуальные вопросы, смотрит СМИ и предлагает важную и полезную информацию для своих коллег. Также своевременно информирует коллег о внешних событиях по тематике сообщества. Материал может быть размещен в виде сообщения, ссылки, фото и видеоматериала с обязательным пояснением, где и когда педагоги могут использовать данную информацию. Чем ярче и эмоциональнее будет призыв к рассмотрению данной информации, тем больше внимания она привлечет коллег.
Использовать интересы пользователей для проблематизации и постановки актуальных для учителя задач.
КАК? У модератора есть возможность прослеживать интересы участников сетевого сообщества, внимательно изучая, выставленные ими материалы, опубликованные статьи, уроки и высказывания в обсуждениях. Модератор, изучив образовательные потребности, может:
Индивидуально. Увидев потребности данного педагога, модератор предлагает актуальные ресурсы только для него.
Группа. Если же данная проблема актуальна для определенной категории педагогов, можно поставить перед ними актуальную задачу, например, выполнить проект по данной теме или использовать другие формы исследования темы.
Все. Если же модератор замечает, что данная проблема интересна большинству педагогов, то он может организовать форум по данному вопросу.
Организовать регулярную информационную деятельность посредством форума.
КАК? Для обсуждения в форуме необходимо предлагать актуальные вопросы, волнующие всех педагогов. Это могут быть интересные статьи, фильмы, книги и проекты. Общаясь в форуме, каждый учитель может озвучить свое мнение, поделиться знаниями и опытом по проблеме и найти себе единомышленников. Организатором форума может стать любой участник сетевого сообщества. Одним из важных моментов является подведение итогов форума, в ходе которых организатор форума описывает ключевые моменты и основные идеи, озвученные участниками обсуждения. Важно отметить самых активных участников форума.
Разнообразить формы деятельности. Это может быть: виртуальная конференция, блог, конкурс, проект, акция, виртуальная вечеринка, «мастерская» или мастер-класс, опрос, обсуждение в чате, фестиваль проектов, телеконференция, проектировочный семинар.
КАК? Руководствуйтесь правилом – форма не должна быть ради формы. При выборе форм деятельности не отклоняйтесь от общей цели работы сетевого профессионального сообщества. Выбранные формы должны способствовать доходчивому, достоверному и наглядному информированию коллег о поднятых вопросах. Перед проведением мероприятия, внимательно изучите правила организации данной формы, подключите компетентных коллег, учтите все возможные барьеры и только потом приступайте к реализации.
Создайте банк сетевого сообщества, в котором будут помещены разработки уроков, интересные стратегии обучения, фото и видеоматериал.
КАК? Каждый размещенный материал должен представлять практическую ценность и иметь комментарии, рекомендации и пояснения. Для этого модератору необходимо строго отслеживать данный момент, и предупреждать об этом коллег.
Поощрять, стимулировать публичное признание достижений наиболее активных участников.
КАК? Важно продумать форму поощрения коллег. Это могут быть дипломы и грамоты в конце учебного года по номинациям: «Генератор идей сетевого профессионального сообщества учителей СШ № *», «За распространение педагогической практики», «За лучшую конструктивную критику».
Вторым шагом в развитии сетевого сообщества является постоянная рефлексия удачных и неудачных моментов каждодневного опыта функционирования сообщества.
Такую рефлексию можно проводить, предварительно оценив эффективность сетевого сообщества по следующим критериям:
1. Число активных участников.
2. Продолжительность деятельности сообщества (жизненный цикл).
3. Динамизм сообщества
3.1.Рост числа активных участников
3.2.Количество обсуждаемых тем и их сменяемость
3.2.Плотность обсуждения
3.3 Заинтересованность определенной формой общения
4. Аксиологическая направленность (концептуальность, цель, задачи)
5. Оформление страницы сообщества и др.
Для преодоления барьера – незнание актуальных сайтов и порталов, предлагаю использовать следующую таблицу:
Ресурс | Адрес | Страна |
Коллеги | http://collegy.ucoz.ru/ | Казахстан |
Образовательный портал «Азбука.kz» | http://azbyka.kz/ | Казахстан |
Планирование учителей Казахстана | http://plani.kz/ | Казахстан |
Сайт творческих учителей Казахстана | http://sabak.ucoz.org/ | Казахстан |
Сеть творческих учителей (Innovative Teachers Network) | http://it-n.ru | Россия |
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» | http://openclass.ru/ | Россия |
Профессиональная социальная сеть педагогов «Два берега» | http://2berega.spb.ru/ | Россия |
Школьный портал «ПроШколу.ру» | http://www.proshkolu.ru/ | Россия |
Проект "Мир конкурсов" | http://www.mir-konkursov.ru/ | Россия |
Сайт учителей начальной школы | http://www.nachalka.com/uchitel | Россия |
Фестиваль педагогических идей | http://festival.1september.ru/articl | Россия |
Национальный образовательный проект «Умная школа» | http://умная-школа.рф/about/ | Россия |
Российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru/default.asp | Россия |
Развитие творческого мышления и интеллекта | http://superidea.ru/ | Россия |
Все барьеры можно преодолеть, если есть желание и устойчивая потребность в этом. Важно помнить: на каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства. Сетевое профессиональное сообщество в этой связи является высоко-эффективной моделью профессионального развития учителя без отрыва от работы. Глобальная задача каждого учителя на сегодняшний день - максимально использовать эту возможность.
Использованная литература:
1. Гой Н. А. Профессиональные сообщества как форма профессионального развития учителя. «Успешный учитель XXI века»: материалы городского конкурса «Голос учителя». - Астана, 2014. - 50 с.
2. Общественно-профессиональное сообщество учителей - новая форма поддержки развития профессиональной компетентности. Программы Штоля - 2012"
http://lenkina-irina.jimdo.com
http://wiki.soiro.ru
.