Министерство образования и науки РД
Хунзахский район
«История, культура, образование и быт горцев»
На тему:
«Символ Кавказской войны»
Выполнил: Аминов Омар Алибегович
Учитель истории Амушинской СОШ,
Хунзахского района
Амуши – 2016
Тема урока:
Символ Кавказской войны.
Цель: показать д/ф: Неизвестные битвы России – «Ахульго 1839г.» ; обсуждение вместе с учениками д/ф-ма; выявить самостоятельность у учащихся на основе дополнительного материала; работа с картой; воспитательные моменты.
Дата проведения 16.03.2017 года
Тип урока: комбинированный.
Технические средства (оборудование урока): Доска, проектор, иллюстрации «имам Шамил», «наибы», презентация «Ахульго»
Задачи:
1.Образовательные:
● создать у учеников представление о внешности, характере и предпочтениях третьего имама;
●познакомиться с личностями, окружавшими имама, в частности – с его семьёй;
●проследить внутренние и внешние мероприятия имама Шамиля.
2. Воспитательные:
● способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке последствий внутренней и внешней политики имама Шамиля;
● привести учащихся к самостоятельному осмыслению причин Кавказской войны путем перечисления кризисных явлений в различных сферах жизни общества.
3. Развивающие:
●развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей;
●развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.
План:
- Показ д/ф-ма: «Ахульго-1839г.»
- Ответить на вопросы по д/ф-му.
- Выступления с докладами:
- «Штурм Ахульго» – первая панорама в России;
- Медаль «За взятие штурмом Ахульго 22 августа 1839г.».
- Работа с картой и иллюстрациями.
- Вводное слово учителя: «Мы продолжаем изучать Кавказскую войну. Давайте вспомним основные моменты изученного материала:
- Что было причиной Кавказской войны. Для этого мы должны вспомнить, что хотело царское правительство? (Николай 1 поставил задачу перед кавказским командованием – полное подчинение горских народов царской власти).
- А горский народ что хотел? (свободу и независимость во всех делах).
- Кто были главной силой против царизма? (простой народ считавшие себя мюридами во главе с имамом).
- Назовите годы первого этапа Кавказской воны? (1829-1839гг.)
- Назовите имена первого и второго имама?
- После этого ученики пишут: тему, план - три вопроса, термины.
Мияты – пехотная сотня, Муртазеки – гвардия имама Шамиля
Вопросы по д/ф-му:
- Какое место называют символом Кавказской войны? (Ахульго).
- В каком селении избрали Шамиля Имамом? (Харахи).
- Сколько раз и почему отказывался Шамиль стать Имамом, как вы думаете? (три раза, боязнь перед Всевышним; скромность).
- Каким был Шамиль в молодости? (сильным, закаленным).
- Что означает слово «Ахульго»? (призыв по тревоге).
- С помощью чего поддерживались отношения между старым и новым Ахульго? (с помощью моста).
- Кто был командующим русскими войсками во время сражений при Ахульго? (Граббе).
- Численность русских при Ахульго? (до 15тыс. человек и 24 орудий).
- Численность мюридов при Ахульго? (400 человек не считая стариков, женщин и детей).
- Как называлась господствующая высота в Ахульго? (Сурхаева башня).
- Через сколько дней удалось взять Сурхаеву башню и сколько мюридов было убито ? (через три дня, 17 мюридов, остальные вернулись в Ахульго).
- Как звали храброго мюрида и откуда родом? (Хириясул Алибег из Хунзаха).
- После изнурительных боев какое предложение сделали русские имаму Шамилю? (сдать аманатом сына Шамиля – Джамалудина).
- Сколько месяцев продолжалось осада Ахульго? (около трех месяцев, т.е. 80 дней)
- Сколько штурмов было совершено на Ахульго? (пять).
- Как удалось уйти Шамилю и некоторым мюридам из Ахульго? (несколько дней спрятавшись в пещере ушли пригнув через обрывистый берег).
- Потери русских при Ахульго? (более 7тыс. солдат и офицеров).
- Потери горцев при Ахульго? (1400 человек и 700 человек были пленены).
- Где произошло самое кровопролитное сражение Кавказской войны?
- Осада Ахульго царскими войсками продолжалось
- При штурме Ахульго погиб сын Шамиля
- Джамалудин
- Саид
- Магомед – Шапи
- По ходу всего урока – воспитательные моменты.
Домашнее задание:
- «Гуниб – последний оплот Шамиля».
- Найти материал о последнем сражении имама Шамиля в Кавказской войне.
Продолжите высказывание Расула Гамзатова:
- Кто не был на Ахульго, тот ….?
Просмотр содержимого документа
«Символ Кавказской войны»
Министерство образования и науки РД
Хунзахский район
«История, культура, образование и быт горцев»
На тему:
«Символ Кавказской войны»
Выполнил: Аминов Омар Алибегович
Учитель истории Амушинской СОШ,
Хунзахского района
Амуши – 2016
Тема урока:
Символ Кавказской войны.
Цель: показать д/ф: Неизвестные битвы России – «Ахульго 1839г.» ; обсуждение вместе с учениками д/ф-ма; выявить самостоятельность у учащихся на основе дополнительного материала; работа с картой; воспитательные моменты.
Дата проведения 16.03.2017 года
Тип урока: комбинированный.
Технические средства (оборудование урока): Доска, проектор, иллюстрации «имам Шамил», «наибы», презентация «Ахульго»
Задачи:
1.Образовательные:
● создать у учеников представление о внешности, характере и предпочтениях третьего имама;
●познакомиться с личностями, окружавшими имама, в частности – с его семьёй;
●проследить внутренние и внешние мероприятия имама Шамиля.
2. Воспитательные:
● способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке последствий внутренней и внешней политики имама Шамиля;
● привести учащихся к самостоятельному осмыслению причин Кавказской войны путем перечисления кризисных явлений в различных сферах жизни общества.
3. Развивающие:
●развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей;
●развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.
План:
Показ д/ф-ма: «Ахульго-1839г.»
Ответить на вопросы по д/ф-му.
Выступления с докладами:
Работа с картой и иллюстрациями.
Что было причиной Кавказской войны. Для этого мы должны вспомнить, что хотело царское правительство? (Николай 1 поставил задачу перед кавказским командованием – полное подчинение горских народов царской власти).
А горский народ что хотел? (свободу и независимость во всех делах).
Кто были главной силой против царизма? (простой народ считавшие себя мюридами во главе с имамом).
Назовите годы первого этапа Кавказской воны? (1829-1839гг.)
Назовите имена первого и второго имама?
Мияты – пехотная сотня, Муртазеки – гвардия имама Шамиля
Вопросы по д/ф-му:
Какое место называют символом Кавказской войны? (Ахульго).
В каком селении избрали Шамиля Имамом? (Харахи).
Сколько раз и почему отказывался Шамиль стать Имамом, как вы думаете? (три раза, боязнь перед Всевышним; скромность).
Каким был Шамиль в молодости? (сильным, закаленным).
Что означает слово «Ахульго»? (призыв по тревоге).
С помощью чего поддерживались отношения между старым и новым Ахульго? (с помощью моста).
Кто был командующим русскими войсками во время сражений при Ахульго? (Граббе).
Численность русских при Ахульго? (до 15тыс. человек и 24 орудий).
Численность мюридов при Ахульго? (400 человек не считая стариков, женщин и детей).
Как называлась господствующая высота в Ахульго? (Сурхаева башня).
Через сколько дней удалось взять Сурхаеву башню и сколько мюридов было убито ? (через три дня, 17 мюридов, остальные вернулись в Ахульго).
Как звали храброго мюрида и откуда родом? (Хириясул Алибег из Хунзаха).
После изнурительных боев какое предложение сделали русские имаму Шамилю? (сдать аманатом сына Шамиля – Джамалудина).
Сколько месяцев продолжалось осада Ахульго? (около трех месяцев, т.е. 80 дней)
Сколько штурмов было совершено на Ахульго? (пять).
Как удалось уйти Шамилю и некоторым мюридам из Ахульго? (несколько дней спрятавшись в пещере ушли пригнув через обрывистый берег).
Потери русских при Ахульго? (более 7тыс. солдат и офицеров).
Потери горцев при Ахульго? (1400 человек и 700 человек были пленены).
Где произошло самое кровопролитное сражение Кавказской войны?
Осада Ахульго царскими войсками продолжалось
При штурме Ахульго погиб сын Шамиля
Джамалудин
Саид
Магомед – Шапи
Домашнее задание:
Продолжите высказывание Расула Гамзатова: